Черствый бублик

ЧЕРСТВЫЙ БУБЛИК

]

ТЕХНИКА

/ТЕСТ

ЧЕРСТВЫЙ БУБЛИК

НЕ ОБЛОМАЙТЕ ЗУБЫ О РУЛЕВОЕ КОЛЕСО

ТЕКСТ / ВАДИМ КРЮЧКОВ

ФОТО / АЛЕКСАНДР ПОЛУНИН, АЛЕКСАНДР САДОВНИКОВ

Какой руль самый безопасный? Конечно же, тот, что установлен на заводе-изготовителе автомобиля. Все расчеты и испытания проведены, выполнение нормативов обеспечено. Но владельцы отечественных машин почему-то не шибко восторгаются штатными изделиями. Да, наши рули и впрямь не шедевры дизайна и отнюдь не эталоны эргономики. Взять, например, «бублик» вазовской «десятки»: диаметр великоват, обод слишком тонкий, спицы расположены неудачно, да и на ощупь неприятный. Добавьте сюда выступающую массивную кнопку гудка, которую то и дело задеваешь, оглашая окрестности бибиканьем, и вы поймете — обилие заграничных рулей на полках магазинов вызвано спросом. Есть баранки на любой вкус, цвет и толщину кошелька. А вот соответствуют ли они нормам безопасности? Давайте проверим.

ЛАПОТЬ, ПУЗЫРЬ И СОЛОМИНКА

В тесте состязались четыре претендента. За эталон приняли отечественный руль от «десятки» (фото 1). Им комплектуют все переднеприводные модели Волжского автозавода: модификации «самар» и автомобили «десятого» семейства. В магазинах запасных частей он стоит 600–650 рублей, а в каталогах обозначен, как деталь 2110–3402012.

Элитарную продукцию представлял итальянский «Нарди» модели «Гара» (фото 2). Диаметр обтянутого натуральной кожей обода — 365 мм. Розничная цена «бублика» в фирменном магазине — 5500 рублей. Еще 1200 рублей стоит ступица с энергопоглощающими элементами — под рулевую колонку вазовских машин.

«Мальчиком для битья» выбрали изделие некой фирмы SIC, предположительно турецкого производства (фото 3). Это — откровенная подделка именитого «Момо». Только вместо кожи — полиуретан, металлические спицы плохо обработаны и небрежно окрашены, на ступице отсутствуют энергопоглощающие элементы. Диаметр обода — 360 мм. На авторынке в Южном порту мы выложили за комплект 1500 рублей.

Представитель золотой середины (как по цене, так и по качеству) — итальянский ОВА модели «Аргон» (фото 4). Руль диаметром 370 мм обит синтетическим материалом, к нему прилагается ступица-переходник с энергопоглощающими элементами. Приобретен в Тольятти за 2700 рублей, еще 1000 — ступица. У этого вроде бы ничем не приметного изделия есть одна особенность — точно такие же рули в 1997 году были установлены вместо штатных на партию «евросамар», собранных финским заводом «Валмет». Выходит, перед нами почти «родная» модель: проверенная, испытанная, сертифицированная... Согласитесь, присутствие ОВА в тольяттинских магазинах по-своему символично.

ЛБОМ О КНОПКУ

Энергопоглощающие свойства рулей проверяли на соответствие Правилу 12–03 ЕЭК ООН. Последние две цифры означают номер поправки, то есть это уже третья редакция требований, с самыми свежими дополнениями. За рубежом они действуют с августа 1993-го, у нас — с 1998-го. Методика испытаний регламентирована специальным приложением к Правилу. Рули закрепляли на жестком валу, после чего макетом головы наносили удар в двух точках: один по центру ступицы, другой — в месте соединения спицы с ободом. Муляжом головы служила жесткая недеформируемая полусфера диаметром 165 мм и приведенной массой 6,8 кг. Для каждого удара использовали новое рулевое колесо и ступицу. Таким образом, для выявления победителя нашего теста потребовалось сокрушить восемь образцов — по два каждой модели.

Требованиям безопасности отвечал только тот руль, который после столкновения с макетом в оговоренных точках с относительной скоростью 24,1–25,3 км/ч обеспечивал в центре тяжести ударного элемента замедление, не превышающее 80 g в течение более 3 мс. Пик максимального замедления в любом случае не должен был превышать 120 g. Кроме того, на поверхности рулевого колеса, обращенной к водителю, ни до, ни после удара недопустимы острые кромки, радиус скругления которых менее 2,5 мм.

Последний наказ выполнили все соискатели, включая подделку: травмоопасных элементов, сколов, разрывов не обнаружено. Остальные показатели — в таблице. Как видите, удар в спицу нипочем и нашему рулю, и итальянцам, и турку. Требуемое значение замедления обеспечено. А вот столкновение металлического лба с кнопками гудка, расположенными у претендентов как раз в центре ступицы, принесло сенсацию. Победитель один — отечественный руль VAZ 2110, с запасом уложившийся в норматив! Травмобезопасная ступица, пластиковая накладка и металлическая арматура кнопки гудка, деформировавшись, рассеяли энергию удара. Остальные изделия с треском провалились. Поражение безродного SIC еще можно было предвидеть, но неудача титулованного «Нарди» и «евросамарского» ОВА — полная неожиданность. Заключение специалистов гласит, что перечисленные зарубежные рулевые колеса в сборе «не удовлетворяют п. 5.3. Правила 12–03 ЕЭК ООН из-за значительного превышения уровня перегрузок, действующих на муляж головы, а их ступицы обладают недостаточной энергоемкостью». Приговор суровый, но результат-то налицо. Хорошо не на водительское место, а всего лишь на макет. Что ж, прокомментируем.

БЕЗ БУМАЖКИ — ЗАМАРАШКА

SIC был обречен — при отсутствии сминаемых элементов ступицы удар приняла широкая пластмассовая кнопка гудка, разлетевшись на мелкие кусочки. Показатель замедления — 260,5 g — говорит сам за себя. Отсюда старый как мир вывод — не покупайте дешевые изделия неизвестного производителя без сопроводительных документов, паспорта, сертификата.

Ситуация с ОВА куда сложнее. Руль оказался прочнее камня: после столкновения с болванкой на энергопоглощающих деталях ступицы нет следов деформации. Но самое смешное, что и на кнопке гудка даже царапин не появилось! Вот мощное изделие — достаточно смахнуть пыль и ставь в автомобиль, товарный вид не пострадал. Почему так получилось? Смотрим маркировку, копаемся в бумагах. Ага, изделие соответствует старым нормативам (то есть поправке 02) и произведено в начале 1993-го, аккурат перед вступлением в силу новой редакции Правила 12 за рубежом. Угадайте, где оно в результате должно было оказаться? Правильно, в России. Здесь вплоть до 1998 года его продажа, равно как и установка в автомобили, была вполне законна. И точно: табличка под капотом «Евросамары» 1997 года выпуска подтверждает, что рулевое управление соответствует Правилу 12–02. Есть и такой же руль с той же маркировкой. Но сейчас-то требования другие, почему же продают устаревший ОВА? Сертификат соответствия — откровенная липа: действителен до сентября 1996-го, но приписка от 02.04.98 г. гласит, что «действителен до конца реализации партии». Как-то нехорошо, господа продавцы, получается.

А теперь поговорим о «Нарди». В ходе испытаний ступица слегка деформировалась, кнопка гудка раскололась. В итоге — лучший показатель среди иностранцев, но до заветного норматива пока далеко. Снова углубляемся в бумаги. Ого, сертификат ISO 9001 на производство — значит, серьезная фирма, добротная продукция. Почему же они прокололись? А вот и красочный паспорт модели Gara-365. В нем сертификат Федерального ведомства автомобильного транспорта Германии, со списком автомобилей, на которые разрешено устанавливать руль со ступицей-адаптером. В перечне — изобилие марок, от «Альфы-Ромео» до «Фольксвагена», нет только... «Лады». Кто-то сомневается, что у «Нарди» отличные рули? Да нет, красивые, удобные — сами не раз проверяли. Вот только под отечественные машины ступицу надо слегка доработать, сертифицировать изделие в сборе и нанести соответствующую маркировку.

Инспекторы ГИБДД порой чересчур придирчивы к дополнительному оборудованию наших с вами автомобилей. Считаем, что о своевременных испытаниях, сертификатах и прочем должны заботиться производители и продавцы. Покупатель здесь ни при чем — он, как известно, всегда прав. Очевидно, если на видавшей виды «Самаре» стоит «восьмой» руль, не соответствующий современным требованиям, но купленный когда-то на законных основаниях, причем вместе с машиной, ее владельцу перед техосмотром не нужно бежать в магазин за «десятым». Такой же подход должен быть и к уже купленным и установленным рулям зарубежного производства (за исключением откровенных подделок). Туфту и старье надо прежде всего убрать с прилавков, чтобы не подставлять покупателя, не взваливать на его плечи груз ненужных проблем.

Кинограмма процесса — металлический макет головы сокрушает руль.

Вазовский руль потерял товарный вид, но испытания выдержал.

«Нарди» — всем хорош, но для наших машин не сертифицирован.

С 1998 года продавать такие рули нельзя.

Податливость ступицы недостаточна. Перегрузки — запредельные.

Турецкий «итальянец» не лезет ни в какие... нормы.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии