Днем — с огнем!

ДНЕМ — С ОГНЕМ!

]

АКТУАЛЬНО

/НАГЛЯДНАЯ АГИТАЦИЯ

ДНЕМ —

С ОГНЕМ!

ТЕОРЕМА БЕЗОПАСНОСТИ

ТЕКСТ / МАКСИМ САЧКОВ, АНТОН ЧУЙКИН

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ПЕРВОЕ: ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ

Идее круглосуточно «жечь свет» больше двадцати лет: первыми, кто осознал пользу постоянно включенных фар, были скандинавские страны. До недавнего времени их поддерживали частично: где-то включать фары обязывают лишь за городом или только в зимнее время. Но, похоже, это лишь полумеры...

Европейская статистика и многочисленные исследования убедительно подтверждали: «дневной» свет на автомобилях нужно узаконить. И вот все страны Европейского союза решили присоединиться к своим северным соседям — с 2003 года включенные фары станут столь же обязательным условием движения, как пристегнутый ремень безопасности!

По данным голландского исследовательского института безопасности дорожного движения (SWOV), европейский автомобилист в среднем раз в шесть лет становится участником ДТП. При этом 50% несчастных случаев со смертельным исходом — следствие того, что водитель поздно замечает опасность. Особенно коварны перекрестки: здесь 80% тяжелых катастроф по причине «невольной слепоты». Чтобы снизить эти страшные показатели, надо, по крайней мере, сделать автомобиль заметным. Самый простой способ привлечь внимание окружающих — зажечь фары. Простой — и одновременно эффективный.

В двадцати округах Нижней Саксонии (ФРГ) провели акцию под названием «Включи свет днем». На опасных участках дорог установили информационные щиты, призывающие водителей в светлое время суток включить фары. И хотя призывы носили рекомендательный характер, немецкий педантизм возвел их в ранг закона. Результаты впечатляли: количество жертв на обозначенных трассах сократилось на четверть!

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ВТОРОЕ: СВЕТ В ЗАКОНЕ

Между тем и в России давно осознали, какую пользу могут сослужить включенные днем фары. Откроем ПДД: «...в светлое время суток с целью обозначения движущегося транспортного средства ближний свет фар должен быть включен: на мотоциклах и мопедах; при движении в организованной транспортной колонне; на маршрутных транспортных средствах, движущихся по специально выделенной полосе навстречу основному потоку движения; при организованной перевозке групп детей; при перевозке опасных... грузов; при буксировке... (на буксирующем транспортном средстве)» (пункт 19.5).

Напомним, что фары обязательно включают при испытаниях автомобилей — даже на полигонах. Да и мы все время обозначаем себя ближним светом: пропусти, брат, спешу! То есть де-факто польза ближнего света признана на всех уровнях. А де-юре? Нигде в Правилах не запрещено включать фары любому участнику дорожного движения. Так что пусть фары включат все, а для тех, кому следует особо выделиться и кто имеет на это право, — существуют спецсигналы.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ТРЕТЬЕ: ОТЧИЗНЕ ПОСВЕТИМ!

Кто-то считает: Запад нам не указ, у России собственный путь. Ознакомимся с зарубежным опытом, перенесенным на наши просторы.

Накануне 2000 года руководители транспортных предприятий Петрозаводска получили письма местной администрации: рекомендуем на всех транспортных средствах включать ближний свет круглосуточно. Никаких карательных мер к тем, кто не последует этому совету, не предусматривалось, а вот агитацию за включенные фары вели активно — и средства массовой информации, и работники местной ГИБДД. В итоге к акции, кроме профессионалов, присоединились и частники, и весь год столица Карелии днями напролет светилась автомобильной иллюминацией.

Распоряжением губернатора Пермской области №503 с 1 по 10 сентября 2000 года в Прикамье прошла операция «Фара»: опять-таки рекомендовалось включать днем ближний свет. Основная цель ее — безопасность маленьких пешеходов, спешащих в школу после долгих каникул.

Каковы же результаты? Выделить эффект включенных фар из общей статистики оказалось непросто, поскольку сотрудники ГИБДД одновременно усиливали работу и по другим направлениям, но в целом аварийность снизилась — до полутора раз!

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ЧЕТВЕРТОЕ: ИСПЫТАЙ БЛИЖНЕГО СВОЕГО

Теорию принято проверять практикой. Эксперимент мы поставили на ровной, как стрела, динамометрической дороге дмитровского полигона. На снимках видно, как «проявляется» автомобиль с включенными фарами на пустой, казалось бы, трассе. На удалении 2 км и даже 1,5 км в довольно яркий день машину без фар незаметно вовсе! Вы скажете — зачем видеть ее на таком расстоянии? Посчитайте, за сколько секунд автомобиль в движении с разрешенной скоростью 90 км/ч окажется в опасной близости. А если наблюдатель не стоит на месте, а едет навстречу? Вы поровняетесь через полминуты! Представьте, что именно в эти 30 секунд идете на обгон по встречной...

Ближний свет увеличивает дистанцию уверенного обнаружения примерно на 1000 м (на динамометрической дороге). Это означает запас в 40 секунд, когда автомобиль движется на вас со скоростью 90 км/ч. А если вы не наблюдаете за ним с обочины, а управляете таким же автомобилем? Считайте сами, насколько раньше вы увидите друг друга.

Помните, что все мы имеем дело с очень высокими скоростями: всего за секунду проезжаем 25 метров и более. Между прочим, 1 с требуется, чтобы произнести «двадцать пять»... Водителю нужна отменная реакция и... достаточное время на оценку ситуации.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ПЯТОЕ: НА СОБСТВЕННОМ ОПЫТЕ

Можайское шоссе, пятница, вечер: один из последних в сезоне выездов на дачу. Узкая дорога ведет на запад; низкое солнце, соответственно, светит прямо в глаза. Встречных не видно, можно обгонять медлительный автобус... Опа! С трудом увернулись от «Жигуленка» — в зеркале отразился поднятый средний палец. Виноват, слов нет; но если бы мой «визави» включил фары, его автомобиль проявился бы на фоне потрясающе красивого заката... Хорошо, не последнего!

Краснодарский край. Прекрасное шоссе между станицами окружают мощные деревья с выбеленными стволами. На дороге — частокол теней; мельтешение утомляет глаза. Навстречу ползет комбайн... э-э, да мы с ним не одиноки! По моей полосе разлетелось что-то быстрое... Встречный? Попутный? На самом деле — мчится на меня! Потерявшийся в камуфляже «тень-свет» ЗИЛ сгоняет нас на обочину. Не надо выставлять в окно палец! Во-первых, бестактно, а во-вторых — найду ему лучшее применение: нажму клавишу головного света до упора. Теперь-то меня заметят!

Пензенская область. Блеклый осенний день, зарядивший дождик. Грузовики окутываются водяной пылью, грязь летит на стекла. Перед обгоном очередного КамАЗа долго вглядываешься в муть перед собой — нет ли кого навстречу? Включаю «поворотник»... Господи, откуда она взялась, эта «Волга»? Нет, не встречная — попутная, повисла на «корме», семафорит «дальним». Где же раньше были твои фары, друг? В зеркалах тебя не видно — потерялся без света в нашем с КамАЗом водяном шлейфе.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ШЕСТОЕ: ОНИ НЕ ПЕРЕГОРЯТ!

Начнем от противного. Основные фары довольно прожорливы: работая днем и ночью, они быстро вытянут все жизненные силы из генератора и аккумулятора. А сколько, в масштабах страны, лишних литров бензина и вредных веществ вылетит в выхлопную трубу?

Поэтому производители светотехники получили заказы на разработку специальных энергосберегающих осветительных приборов. Например, фирма «Хелла» представила особые фары «дневного света». Они тратят энергии на порядок меньше: их мощность в сумме 12 Вт, тогда как у штатных фар вместе с задними фонарями — до 150 Вт. Вспомогательные светильники предполагают устанавливать в дополнение к основной светотехнике, а загораться они будут после поворота ключа зажигания.

Экономить на безопасности можно, но только разумно. С 2002 года иностранные производители обещают оснащать свою продукцию фарами «дневного света».

В то же время, законодатели «светлой» моды — скандинавы — пока не пользовались дополнительной светотехникой. Кстати, на многих «самарах» в экспортном исполнении ближний свет автоматически включался после пуска двигателя. И ничего, дефицита лампочек в Швеции не наблюдалось...

* * * 

«Имейте в виду, что... существует седьмое доказательство, и уж самое надежное! И вам оно сейчас будет предъявлено». С этими словами известный литературный персонаж весьма убедительно одержал верх в одном диспуте: поставил эксперимент на оппоненте.

Предлагаемый нами опыт куда более гуманный: давайте, не дожидаясь, когда нас к этому обяжут ПДД, включим фары днем. И убедимся в пользе движения к свету!

Что и требовалось доказать.

Постскриптум для тех,

кто облечен властью.

Надеемся, наша наглядная агитация послужит толчком и к дополнению Правил дорожного движения.

Посмотрите на фото, как в зеркало — при беглом взгляде заметен лишь автомобиль с включенными фарами.

ВАМ НУЖНЫ

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ

25% БЕЗОПАСНОСТИ?

ВКЛЮЧАЙТЕ СВЕТ ДНЕМ!

На перегибах трассы ближний свет дает особенно яркий эффект:

а — 300 м дороги (в углу — кадр

с шестикратным увеличением);

б — включаем фары...

БЛИЖНИЙ СВЕТ

НЕ ПРИВИЛЕГИЯ

ВКЛЮЧАЙТЕ ФАРЫ ДНЕМ!

ВАШ РЕБЕНОК

ХОДИТ В ШКОЛУ?

ВКЛЮЧАЙТЕ СВЕТ ДНЕМ!

БЛИЖНИЙ СВЕТ СЭКОНОМИТ

СОТНИ МЕТРОВ

И ДЕСЯТКИ СЕКУНД

ВКЛЮЧАЙТЕ ФАРЫ ДНЕМ!

Поворот (примыкание) лесной дороги: а — темная машина замаскирована тенью; б — внимание, там кто-то едет!

ВОДИТЕЛИ!

ВКЛЮЧАЙТЕ

БЛИЖНИЙ СВЕТ ДНЕМ!

Дублеры основной светотехники: а — штатная «противотуманка» могла бы поработать на «волгах» и в ясный день; б — дневные фары «Хелла» светят не на дорогу, а в глаза... чем и достигается нужный эффект при малой мощности.

Двигаясь от заката, включите свет — большая «фара» солнца слепит встречных! И в зеркалах ваша машина заметнее.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии