Кожа вместо масла

КОЖА ВМЕСТО МАСЛА

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

/СТРАНИЧКА ИСТОРИИ

КОЖА ВМЕСТО МАСЛА

ПРЕДКИ СОВРЕМЕННЫХ АМОРТИЗАТОРОВ

ТЕКСТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ

Подвески первых автомобилей, подобных конным экипажам, не имели амортизаторов. Пока скорости моторных повозок не превышали лошадиных аллюров, машинам вполне хватало рессор. Но уже в начале прошлого века стало ясно: необходимы приспособления, способные гасить колебания кузова.

Одну из первых конструкций амортизаторов (тогда их называли поглощатели - см. рис.) предложил французский изобретатель Трюффо. Его патент использовали многие европейские фирмы.

На раме была закреплена стальная чашка с отверстием посередине. В нее вставляли кожаную шайбу, затем рычаг, в углублении которого помещали еще одну шайбу. На ось надевали обжимную муфту - она позволяла рычагу вращаться. От рычага к площадке, закрепленной на рессоре ее стремянками, шла тяга.

Благодаря трению металла о кожу нехитрые поглощатели Трюффо на относительно небольших скоростях легких автомобилей работали достаточно эффективно. Ремонт сводился к поиску добротной кожи и изготовлению из нее шайб. Принцип Трюффо использовали и в более поздних конструкциях: вместо кожи ставили несколько металлических пластин. Сжимая их специальной гайкой, регулировали жесткость поглощателей.

Впрочем, довольно скоро появились гидравлические амортизаторы. Конструкторы постепенно совершенствовали гидравлику, но рычажную схему, придуманную Трюффо, сохраняли еще несколько десятилетий. Телескопические амортизаторы стали привычными только в 50-е годы прошлого века.

Одна из первых конструкций амортизаторов: 1- рама; 2 - тяга; 3 - рычаг; 4 - муфта; 5 - чашка; 6 - кожаные шайбы; 7 - стальная шайба.

Подпишитесь на «За рулем» в