Завод погубила... политика

ЗАВОД ПОГУБИЛА... ПОЛИТИКА

КОМПАНИИ И РЫНКИ

/У СОСЕДЕЙ

ЗАВОД ПОГУБИЛА...

ПОЛИТИКА

ЧТО ПРОИСХОДИТ НА РАФЕ?

ТЕКСТ / ИГОРЬ МОРЖАРЕТТО

И сегодня по улицам российских (украинских, белорусских и т. д.) городов бегают машины с эмблемой «РАФ». Более того, по привычке, многие любой микроавтобус называют «рафиком» — на протяжении десятилетий других мы просто не знали. А еще некоторые помнят, как в годы перестройки проходил всесоюзный конкурс, как выбирали директора автозавода... Что сегодня происходит там, в Риге — столице независимой Латвии?

За десять лет город похорошел, весь центр отреставрирован. Совершенно исчезли надписи на русском языке — зато яркие вывески по-латышски и по-английски зазывают посетить новые магазины, рестораны, бары, казино... Словом, все как и положено на Западе. Если есть деньги — всегда найдется место, где их можно потратить. Только вот проблемой стало — где их заработать? Большинство крупных оборонных заводов, которых в Риге было немало, или перевезены в Россию, или закрыты и разворованы. От ВЭФа, бывшего флагмана советской радиоиндустрии, остался один небольшой цех, где пока еще собирают телефоны. Остальную территорию под строительство торгового центра скупил итальянский миллионер Эрнесто Преатони. Еще более печальна судьба РАФа.

К этому времени выпускавшийся уже около двух десятилетий микроавтобус РАФ-2203 безнадежно устарел, и на заводе решили готовить ему замену. При участии английской дизайнерской фирмы был спроектирован новый микроавтобус «Роксана», единственный экземпляр которого успешно показали на нескольких автосалонах — но дальше дело не пошло: денег на запуск в серию в Латвии не нашлось. Такая же судьба ждала и следующую разработку — переднеприводный микроавтобус «РАФ-Стиль». В конце 90-х у завода были реальные шансы «выплыть» — вариант взаимовыгодного сотрудничества поступил от руководства российского ГАЗа. В обмен на пакет акций завода они предлагали организовать в Риге и Елгаве сборку некоторых (в первую очередь медицинских) модификаций «газелей». Но руководители независимой Латвии сделали все, чтобы российский капитал не пришел в их страну. После нескольких лет бесплодных переговоров нижегородцы организовали... сборочный филиал в соседней Литве. «Теоретически филиал ГАЗа можно было разместить в цехах завода РАФ, но политика Латвии не подходит для создания автомобильного производства, — заявил тогда президент АО „ГАЗ“ Николай Пугин, — тем более, что здесь трудно найти производителей комплектующих — нет работающих предприятий».

Правительство республики и не скрывало, что делает ставку на других инвесторов. Сюда приезжали американцы, корейцы, эксперты из Германии, но связываться с РАФом не захотели — технологии на заводе устаревшие, собственный рынок слишком мал для серьезного производства, а самый перспективный, российский — практически закрыт для латвийских товаров по политическим причинам. Местным властям завод тоже был не нужен, и даже в тендере на закупку машин для «скорой помощи» они сделали выбор в пользу иномарок.

В 1997 году в Риге была выпущена последняя партия 13-местных микроавтобусов РАФ-22039 — кстати, по заказу Москвы. По иронии судьбы, «завершил» славную историю РАФа автомобиль весьма специфический — РАФ-3311, предназначенный для перевозки трупов.

После этого два из трех акционерных обществ — «РАФ-ИТЦ» и «РАФ-Елгава» были объявлены банкротами и проданы по частям мелким владельцам. Как выяснилось, при этом были допущены многочисленные нарушения, и сегодня новые хозяева активно судятся друг с другом и государством, а помещения пустуют. Зато третье — АО «РАФ-Авиа» чувствует себя совсем неплохо: при разделе имущества им достались три самолета АН-26, которые в свое время перевозили комплектующие с берегов Волги на берега Балтики. Теперь они обслуживают чартерные коммерческие рейсы...

В ближайшее время последние РАФы могут исчезнуть и с улиц российских городов: срок действия одобрения транспортного средства, которое выдает орган по сертификации, в этом году у всех рижских микроавтобусов заканчивается. Обращаться в Госстандарт некому (этим должно заниматься предприятие-изготовитель), и по закону владельцы «рафиков», занимающиеся извозом, уже не смогут получить на это лицензию. Так что через несколько лет только историки смогут рассказать о том, что был когда-то такой славный завод — РАФ...

НАША СПРАВКА

В 50-х годах прошлого века в Латвии создали Рижскую фабрику автобусных кузовов (РАФ), где с 1959 года начали производство микроавтобуса на девять пассажиров — РАФ-977 с агрегатами «Волги» ГАЗ-21. На базе «Латвии» построили первые в стране маршрутные такси, кареты «скорой помощи», передвижные лаборатории. В середине 70-х производство переместилось в Елгаву (новый завод был рассчитан на выпуск 17 тыс. автомобилей в год), а в Риге остался инженерно-технический центр. С 1976 года на базе «Волги» GAZ 24 начали производство новой 11-местной модели — РАФ-2203. В начале 90-х завод разделили на три самостоятельных АО: «РАФ-ИТЦ», «РАФ-Елгава» и «РАФ-Авиа».

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые