ВАЗ-2101: в Ленинград по талонам

001

001

Когда было интереснее ездить в путешествие на автомобиле? В наши дни или, скажем, в семидесятые годы? Я убежден — тогда! И не только потому, что Луна в прошлом веке была больше, воздух чище, а рассказчик — моложе. Куда важнее то, что обычная, по сегодняшним меркам, поездка тогда невольно превращалась в приключение! Авантюрное, непредсказуемое, самостоятельное: ведь мобильников и придорожных автосервисов нет в природе. Кафешек и АЗС на каждом километре тоже нет. Мини-отелей вообще не существует: ты рассчитываешь только на себя. А при таких условиях даже банальная по нынешним понятиям поездка из Москвы в Ленинград превращалась в мероприятие, к которому начинал готовиться задолго до старта… Но в этом-то и была прелесть… Согласитесь, что смотаться за алмазными подвесками королевы к герцогу Бэкингему верхом на лошади куда романтичнее, чем с помощью «Эйр Франс» или DHL… Так и здесь. Представляю, каким бредом все изложенное может показаться современнику. Подумаешь, приключение — съездить за 700 километров. Однако же попробую обрисовать отдельные моменты на примере именно этого, простейшего путешествия, с которого начинали многие. Многодневные тысячекилометровые броски с палатками и кострами пусть описывают более опытные коллеги. А я начну с топлива эпохи семидесятых…

Кстати, заставочное фото мне когда-то прислал читатель. Сегодня оно действительно выглядит двусмысленно...

БЕНЗИН

Бензин бывает не только А-76 и Аи-93. Бензин бывает за деньги и по талонам. И там, где берут одно, уже не принимают другое. А там, где есть 76-й, может не быть 93-го… При этом на следующей АЗС, которая будет километров через пятьдесят (!), запросто может не оказаться ни того, ни другого. Отсюда вопрос: опуститься до 76-го или тянуть «на авось» до следующей заправки?

002

002
Эту «АЗС» на полдороге в Питер, которая десятилетиями мне казалась непотопляемой, все-таки прикрыли пару лет назад. Надолго ли — не знаю...

Где брали талоны? Проще всего было поехать за город, где в каждом втором хозяйственном магазинчике на кассе продавались эти самые бумажки — и на 76-й, и на 93-й… Кстати, посещение любого такого магазинчика было равноценно походу в музей: это сегодня всюду продают одно и то же китайское (ругательство пропустить), а тогда обязательно попадалось нечто необычное — от местной промышленности! А чем дальше от Москвы, тем интереснее — какие-нибудь неожиданные инструменты, открывалки, коптильни… А также, представьте себе, дефицитные запчасти! Скажем, жигулевские тормозные колодки — 7–60 за четыре штуки, уже завернутые в газету… Или тормозная жидкость «Нева» — ну нет ее в столице, а по дороге — вот, повезло…

Ехать куда-то без канистры было ребячеством. Почти все они нещадно текли, поэтому возить их старались вертикально… Жигулевский багажник это позволял. Ну, и плюс воронка, конечно же — без нее бензин не залить.

Жигулевский бак — это 39 литров. Пару раз заправлял абсолютно пустой бак — почему-то в него влезали все сорок, а заправщица начинала орать, что я мешаю ей работать, и в знак протеста уходила совсем... Сорок литров сначала стоили 4 руб, затем 8, еще чуть позже — 16… Четырехкратное повышение! Конкретные годы подобной «коррекции» точно не помню. Кстати, очень многие считали, что 4 руб. за бак — это расточительство, и старательно переводили бедного «жигуля» на 76-й, который был на 25% дешевле. Разница существенная, но приверженцы низкого октана на АЗС вообще не ездили, предпочитая сливать его у водителей грузовиков, тратя еще вдвое меньше… Тибрили, в общем. Как все мечтали о дизелях — это отдельная тема. При условии, конечно, что он будет только у тебя, а не у всех подряд. Мало того, что он экономичный, так водители дизельных грузовиков с радостью будут отдавать его тебе чуть ли не даром… Я по этой части всегда был лопухом и о дизтопливе всерьез не думал. Потому что частникам его, в общем-то, и не продавали…

ПРОПИТАНИЕ

Представьте: никаких дорожных кафе на каждом километре нет в помине. Есть полторы столовых с огромными очередями. Единственное приличное на вид место меж двух столиц, уцелевшее по сию пору, называлось «Любава», но в те времена было абсолютно понятно, что там «местов нет». Я честно возил с собой самодельный самоварчик на спиртовых таблетках — тот закипал минут за 10 — 15. Чай, хлеб, огурчики, помидорчики, колбаска, шоколадки — все это в полусотне метров от трассы, а ты — настоящий автопутешественник! По крайней мере, хотелось так думать.

003

003
Об этом месте предупреждал единственный на М10 знак с водопроводным краном. Источник воды, короче говоря. В советские времена остановка здесь была обязательным ритуалом. Хотя, в общем-то, по всюду встречались колодцы и колонки с водой. Источник все еще цел, но вокруг, скажем так, не очень чисто. А тем, кому сегодня нужно объехать сумасшедшую вышневолоцкую пробку, нужно свернуть в лес, на Зеленогорский…

Чтобы покончить с общепитом, упомяну такую деталь: в одной из поездок из Питера в Москву наивно решил, что налью кипяточку в термос где-то по дороге. Мне пожалели только… через 300 км: где то под Вышним Волочком уговорил тетеньку в какой-то столовке! Именно с той поры перешел на самообслуживание и соорудил самоварчик. А спиртовые таблетки попали в перечень необходимого снаряжения.

ГОСТИНИЦЫ

Их, можно сказать, не было. Впрочем, для интуристов, для организованных групп и просто для блатных это все как-то работало. Но просто так приехать в тот же Питер и зайти в гостиницу переночевать — это даже не смешно. А уж если вы приехали с дамой, не отмеченной правильным штампом в вашем паспорте, то не смешно втройне. Бывалые ухитрялись ночевать на каких-то базах отдыха типа «Рыболов-Спортсмен», где во главе угла почему-то были именно рыбы, а не моральный кодекс. Я пару раз умудрялся договариваться с одним ленинградским заводом, у которого была общага где-то на Судостроительной улице. Там было классно: комнатенка располагалась на 14 этаже без лифта, а пыль с покрывал не вытирали со времен декабристов, но все же это была отдельная комнатенка в Питере! Чего еще надо-то? Подумаешь, на 14 этаж сбегать… Стоило удовольствие несколько рублей в сутки — принимающие их бабушки располагались парой этажей ниже и ничем не интересовались…

Впрочем, этот прием я освоил не сразу. Несколько лет до этого мы ночевали прямо в «жигулях», в центре города — на Лебяжьей канавке.

008

008

Вот у этой самой Лебяжьей канавки мы умудрялись когда-то ночевать в «жигулях». А утром умывались из этой самой канавки! Сегодня сама канавка выглядит примерно так же, но машину уже не поставить, даже если захочется. А Летний Сад вообще не узнать — какие-то заборы повсюду…

pitponch1

pitponch1

Завтракали с шиком — ели пышки (для москвичей — пончики!) на улице Желябова (так тогда называлась Большая Конюшенная). Кстати, насколько я знаю это место признали чуть ли не заповедным, не подлежащим закрытию при любых перестройках. Не верится, правда... Кто будет в Питере —- зайдите поесть пышек и погладить толстого рыжего кота! Тетеньки уверяют, что пончиков он не ест, но и в это не верится...

IMG_0719

IMG_0719

А вот такой мерзости точно не было! Раньше здесь ходили люди.

Когда поездка занимала только субботу и воскресенье, то пользовались другой схемой: выезжали в пятницу вечером (тогда пробок не было) и ехали километров 400–500, пока едется.

РЕМОНТ

Всякую ерунду типа прокачки тормозов я ремонтом никогда не считал — так, утренняя гимнастика… Но один раз у меня на ВАЗ-2101 пробило прокладку трубы глушителя у выпускного коллектора. Грохот, вонь — в общем, нехорошо. Тоже не ахти, какая проблема, но прокладки-то у меня не было! И в магазине на улице Салова ее тоже не нашел.

010

010

Кто отгадает, современное это фото или древнее? Вспомнил магическое заклинание: нужно по-наглому подъехать на СТО, пробиться к окошечку и сказать: «Я — транзитник!» Так и сделал, но был послан: мол, у нас все равно ничего нет! Ни тормозухи, ни масла, ни рабочих. А состояние машины нужно дома перед выездом проверять, е-мое! Однако мой скулеж вскоре победил, и меня отправили в волшебное место — в бокс для… интуристов! Там предупредили, что если вдруг подъедет живой японец на иномарке, то меня вместе с бибикой немедленно вышвырнут на улицу в любом состоянии. Но тогда мне повезло: полчаса никого не было. Работяги притащили откуда-то прокладку, открутили четыре гайки (одну — навсегда, сломав шпильку!), затем ломом отодвинули движок от трубы, впихнули туда прокладку и затянули три гайки обратно… Честно говоря, тогда я был счастлив такому исходу…

ДОРОГА

Она была интереснее. Иногда нас обгоняли настоящие иностранцы — на ненашенских машинках, с ненашенскими номерами: все это было в диковинку, как в кино. В районе Завидово, где слева-справа от дороги лежат водные глади Шоши и Волги, было сказочно красиво: по обе стороны дороги росли высоченные густые деревья! Ощущение было примерно как в фильме «Большой вальс», где Иоганн Штраус лихо сочиняет новую мелодию, а Карла Доннер (Милица Корьюс) ему помогает…

Сегодня похожий участок дороги уцелел близ Великого Новгорода, если ехать не по унылой объездной, а через Пролетарий… Но на Иваньковском водохранилище все к чертям повырубили. Для безопасности, вроде того…

012

012

Название Пролетарий цело до сих пор. В апреле он выглядит примерно так — независимо от года и века.

Спокойная езда с парой остановок на «перекусить и все прочее» занимала 9–10 часов. Безо всяких «гонок на выживание» — сколько раз хотели, столько и останавливались. В Вышнем Волочке обязательно залезали на плотину: тогда там не было огорожено, а спешки, как сегодня, не наблюдалось... За Красным Маем можно было спокойно искупаться.

005

005

Александр Сергеевич стоял на въезде в Вышний Волочек. Но кому-то опять помешал... Ну, заодно и эта помойка исчезла —- теперь там другая помойка...

YAKU0284

YAKU0284

Церковь Михаила Архангела — 1783 год... По-моему, она так выглядела всегда —- ну не хотят ее восстанавливать! Кстати, колокольня церкви находится на оси трассы Москва — Петербург, а потому шоссе делает изгиб к юго-западу, обходя церковь.

ИТОГО

Любопытно, что в семидесятые годы, когда я только начинал самостоятельно выезжать из города, мне уже встречались люди, которые говорили: мол, это уже не езда — больше рулить не буду! И вспоминают, как они ремонтировались в каких-то колхозах и совхозах, как просто было заночевать в любой деревушке, как чисто было вокруг… Сегодня понимаю: наверное, так оно и было. А недалек тот день, когда сидеть за рулем будет вообще не нужно. Заложил маршрут, сел сзади и спи спокойно — компьютер дотащит. Кому-то это, безусловно, понравится. Но ему никогда не понять, что его лишили всех мелких радостей, которые реально существовали совсем недавно…

013

013
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии (78)

Самые новые

Эх, я в свои 27 хорошо помню только поездки на семейной 968М в 94–96 годы, тогда, по крайней мере в Украине, ситуация была примерно такой, как в материале. Заправок мало( часть при этом закрыты), общепит- ржавые вагончики, куда мы, конечно, не заезжали. Кушали в на лесных стоянках, романтика и красота. И ЗАЗ постоянно ломался. Но блин, сколько было восторга и радости и от поездок, и от того, что мы таки доехали в искомое место.
Из своего водительского опыта больше всего запомнилась поездка на моей Калине в Питер с 3 друзьями году в 2007 или 08, тогда был пробег на ней тысяч 30. За поездку помер только предохранитель ближнего света по левому борту. И в ту поездку я влюбился и в Питер, и в Беларусь, через которую ехали транзитом.
Вот сейчас планирую снова в Питер и снова на авто, и не могу решить- ехать ли на S60, на которой комфортнее и быстрее, аль на своей безотказной 1118 с пробегом 160 тыс., но которая точно не подведет. Казалось бы, надо на Вольве, но на Калине как-то романтичнее прям)

Ответить#
0

Так вы еще и на Вольве ездите? Да еще в мой любимый Питер? Надо же, сколько общего...

Ответить#
0

Опять про Москву, да про Питер) Из-за систематических до дыр ваших рассказов про два города и создалось как раз впечатление, что других городов страны вы не признаете... Будто Трасса м5, переходящая в новомосковский тракт, который переходит плавно в ЕКБ, не заслуживают всякого рода описаний, наподобие тех, что вы уже в избытке написали про е-105. Но это мы уже ранее обсуждали, выяснили, что в другие города тоже не прочь съездить, поэтому повторяться не будем.
А по остальному скажу, что на тех же трассах типа Екатеринбург — Нижний Тагил, или Челябинск, или Каменск-Уральский те же самые деревянные домики, и даже поездка за 100–200 км также была полна приключений в виде нехватки топлива и тд., что вы и так описали выше.
Кстати, такой странноватый вопрос: сколько раз вы были в Ленинграде и Санкт-Петербурге? Кроме машины, ездили ли вы туда на автобусе, поезде, самолете, сапсане? Если да, то как ощущения в сравнении с поездкой на машине?

Ответить#
0

Сергей! Да что ж вы на Питер-то все киваете? НУ куда еще может выехать новичок, впервые уезжающий от дома дальше чем за сотню километров? Жил бы в Екатеринбурге —- поехал бы, возможно, в Челябинск. Но я родился именно здесь —- отсюда и маршруты. К тому же Питер —- мой любимый город и я туда срываюсь по поводу и без него. Это не все понимают, но это так. А описывать хочется то, что знаешь лучше других. Поэтому про «Москвичи» и не пишу —- я их почти не знаю. И мне ОЧЕНЬ жаль, что не могу вот просто так сорваться и поехать, скажем, в Хабаровск или Соликамск. А в Питер и командировки часто выпадают. Поэтому и изучил там все довольно тщательно. Когда выпадают иные маршруты —- хорошо. Но времени на это практически не выделяется. Первое время старался во все командировки по стране на машине ездить, а сейчас это уже неудобно получается —- и по деньгам, и по пробкам. Кстати, полюбил Выборг —- но вы сейчас опять скажете, что это, мол, практически Питер:)
Сколько раз бывал в Питере —- не знаю, конечно же. А на вопрос уверенно отвечу: для меня сейчас самый удобный вид транспорта —- Сапсан! Поезда с ночевками ненавижу, хотя раз пять и ездил «Красной стрелой» и еще чем-то. А сидячая «Аврора» меня устраивала полностью: 6 часов —- и все, и даже метро работает! Потом появился «сапсан» и она исчезла. Плохо в Сапсане только одно: на него просто так билет не купить! Только заранее нужно шевелиться —- много раз нарывался на то, что «остались только бизнесы». Может быть, что разводят, конечно —- спорить не стану.
Если нужно добраться до Питера, надо ехать на Сапсане —- это мое мнение. Если же хочешь еще и покататься, и у тебя есть свободное время —- тогда за руль! Но поездка в этом случае может оказаться эдаким «маразмом» —- как в последний раз, когда через Смоленск туда потащился. Зато порулил на славу:)

Ответить#
0

У нас даже метро в обоих уральских столицах есть по аналогии с Москвой и Питером, ну почти есть. В Челябе оно долгостройное, денег достроить первые 4 станции нет, хотя накопано и построено немало там. Авось, не тратились бы на Сочи, дак и в Челябинске бы было, и в Екб побольше бы было. Но это так, лирика:)
А самолетом летали в Питер?

Ответить#
0

Не, самолетом ни разу. А смысла не вижу. Долго, далеко, дорого... Хотя многим нравится. А я не понимаю, что хорошего с запасом по времени добираться черт-те куда до аэропорта, торчать там, а потом еще из Пулково телепать... Вокзалы же находятся практически в центре. Я когда на Сапсане, то и гостинцу рядом заказываю. А вот на машине сложнее —- нужна такая, чтобы стоянка была нормальная. а их очень мало.

Ответить#
0

Кстати, вы фанат Зенита?

Ответить#
0

Ну раз вам Питер так нравится, так просто поинтересовался :)
Кстати, вы бы стали принимать участие в 60 часах за рулем?

Ответить#
0

Поддерживаю Вас в теплом отношении к нашей северной столице! С женой туда часто мотались раньше! По поводу и бес! Вот праздники выпали на три дня — значит после работы отдых, полежать, поспать и в 4 утра вперед! Это отличная смена обстановки! От мыслей всяких, от работы отвлекает да и просто в радость пройтись по невскому, по набережным, подышать воздухом балтийским! Возвращаешься в Москву другим человеком!
Однажды, правда, поехали лет семь назад на ноябрьские праздники в Питер с друзьями на одной машине. Остается один вечер, а следующим уже в Москву возвращаться, так как с утра на работу. И решили поехать помангалить на финский залив в Репино! Только вышел на приморское шоссе, а у меня все гаснет, руль не провернуть... Приехали короче! На часах шесть вечера — праздничный день!!! Ну паника конечно, темболее жены на борту и все такое! Гостиницу снимали в Пулково, другой конец города. Че делать??? Что с машиной не ясно, ясно только, что полная опа!
Каким то чудом в пятистах метрах оказался неофициальный сервис моей марки! Уговорить мужиков посмотреть что с машиной не удалось — всем домой охота, разрешили ее на ночь оставить у них под охраной! Поймали такси, поехали в гостиницу думать-решать что дальше, а после завтра то на работу! Ну мы с приятелем на утро ни свет ни заря на метро до Черной речки доехали, побежали в сервис к мужикам! Умоляли как могли — я уж им говорю «Давайте меня на деньги хоть разведите но чтобы вечером я уехал на ней!» Ну кое-как уговорил, оказалось датчик положения коленвала накрылся. А это праздничный день! Магазины не работает, тем более иномарка(запчасти все под заказ). Тут мастер предложил — идите к дилеру они то уж вам точно найдут, фиг с ним что по тройному тарифу дилерскому! Побежали — там есть! Взяли, поставили, в шесть вечера подъезжаем к месту встречи с женами, и тут пурга адская!!! Вот они все тридцать три удовольствия!!! Адриналин зашкаливал!!! Зато все запомнили поездку!!! Одним словом РОМАНТИКА! Кайф!

Ответить#
0

Мне жаль, что Вам в Питере не повезло. Впрочем, у меня там тоже приключения были, когда бумажник свистнули в Петропавловке... Было весело :)

Ответить#
0

Ну свистнули, с кем не бывает, какое уж тут приключение. Или там были прямо все наличные деньги, а также документы, билеты?

Ответить#
0

Совершенно согласна — раньше было интереснее путешествовать. Дорога была «дикая» — никакого сервиса, питания, заправок... Особенно по Карелии...

Ответить#
0

Я рад, что вы поняли мою мысль. Ничего не было, но было здорово!

Ответить#
0

А я вспоминаю поездку с дедами на запорожце в деревню за валенками. Доехали докуда смогли дальше они пошли пешком по колено в снегу. Мы остались в машине. Благо в запорожце автономная печка. На обратном пути застряли на Ж.Д. переезде, поезд медленно ехал, успели сдать назад. И всю обратную дорогу водитель говорил своей супруге почему печку не выключила теперь аккумулятор подзаряжать придется а то бы еще на неделю хватило...

Ответить#
0

В 2012 году ехал на море и не доезжая краснодара резонатор на 2 части переломился. В ремя 3 ночи(утра), машина ревёт, ничего доехал до небуга и уже днем купил новый резонатор и поменял. В дороге тогда думал какая неприятность, а сейчас вспоминаю с улыбкой и удовольствием.

Ответить#
0

Было бы интереснее, если бы не купили, а собрали из кусочков старый :) У меня было смешнее: на подъезде к Москве (на 24–10) раздается грохот, от меня что-то отваливается... Останавливаюсь и смотрю: глушитель пополам и волочится по асфальту. Как раз вот это часть, которую я считал резонатором: позднее мне на рынке сказали, что это называется «гусь»!  В общем, глушак был из пяти, кажется, кусков —- отвалились два последних. А юмор был в том, что шуметь сильнее машина не стала!!! То же самое абсолютно! Вообще, за глушитель на 24–10 выгнать из ПТУ кого-то нужно было —- какой-то дикий выхлоп все время был. Фирма СЕТ, на которой я потом 3102 покупал, финские глушаки специально заказывала...

Ответить#
0

Михаил, хотел вот что написать про романтику (возможно — безысходность).

В общем нам по маршруту попался участок с ремонтом дороги, в объезд заблудились, вернулись назад. Навигатор подсказывал объезд с крюком в сотню км. По атласу примерно также. Пока стояли да разбирались с маршрутами, к нам присоединились несколько человек из разных авто. И довелось встретиться с людьми — по виду отец и дочь, взрослые, мужчине за 50. Так та самая пара путь держала на синем каблучке(ИЖ вроде). Ни карт. Ни навигатора. Впервые по маршруту. Казахстан(место не уточнял) — Белгород!!! На наши вопросы мужик отвечал — дык, там спрошу, там знак, там по указателю!
Мы сами ехали из Челябинской на Азовское море. Вскоре разобрались с дорогой, сначала вместе с каблучком поехали на Самару(там недалеко оставалось, переночевать). В пути разъехались. Встречается Богом забытая, но не местной пьяной шпаной, кафешка. Время к полуночи. Пошли спрашивать про ближайший ночлег. Безрезультатно. И тут подъехал знакомый каблучок! Поздоровались, мужчина, пока мы пили кофе из термоса, нашёл земляка, дежурного шиномонтажника, который предложил остаться спать в машине под его присмотром. Обитатели каблучка остались, мы же дальше, за комфортом, да и страшно.
На следующий день случился проливной дождь, лило как из ведра. Едем небыстро, и..оппа..перед нами выруливает на трассу всё тот же каблучок из лесополосы!
Ну и в третий раз уже недалеко от Белгородской области снова «встретились» — каблучок на обочине, из окошка торчат голые ноги(отдых, значится), водитель доливает что-то под капотом.
Такая вот история. На старенькой машинке, да без карт..Я б не отважился!

Ответить#
0

Я бы тоже не отважился. Когда впервые в жизни в Питер-то поехал, и то карту с собой взял! А карта была ой какая аховая —- там населенные пункты типа Москва, Клин, Калинин, а между ними —- вроде как и  нет ничего. Но это была моя лучшая карта — на Кузнецком Мосту в специальном магазине покупал. так и ехал как дурак, честно сверяясь с картой —- далеко ли Калинин и не проеду ли я мимо!
Кстати, через Калинин (Тверь, стало быть) еще нужно было умудриться проехать! В город-то въехал, а дальше куда? Но сверху на проводах болтались синенькие таблички с надписями М10. Ехал и боялся пропустить очередную табличку... И так гордился, когда в итоге выбрался на трассу...

Ответить#
0

Hello, Михаил
During Soviet time a correct map had strategic significants and was a classified (secret) information. All civil maps were crippled to make it harder for a ‘spy’. You just forgot about this. But I bet you knew back at 70s. Military training, Gaisin, ORRKBS, night movement and relocation. I was a squad leader. They did not give me/us maps, even for the time of training. We made a hand written copy — KROKI. Remember? Regards.

Ответить#
0

Хорошо описано, сразу вспомнилось, как мы в январе 76 года из Семипалатинска до Пензы (тогда можно было только через Челябинск) своим ходом всей семьёй на на ВАЗ 2103.....Да в Павлограде попали в циклон и вместе с ним до Куйбышева шли... а больше на руках из снежных заносов выносили... Нас потом самоубийцами долго крестили.

Ответить#
0

Спасибо! А зимняя резина была?

Ответить#
0

Вот уж не помню, мне было то 17 лет, помню, что машину купили в автосалоне за два месяца перед этим в Усть- Каменогорске, на той же резине и поехали... А её тогда вообще делили то на зимнюю и летнюю?

Ответить#
0

Поэтому и спрашиваю! Я помню, как я однажды сдуру в феврале по Москве на 21013 поехал. Очень нужно было, правда, а слов «зимняя резина» я не знал —- летней-то не было, какая зимняя?  —- и помню жуткое ощущение от того, что на набережной Яузы я не могу тронуться с места на зеленый сигнал: был сла-а-абенький подъемчик...

Ответить#
0

Кстати, покрышки от ВАЗ-2103 считались очень неплохими для гололёда.

Ответить#
0

Да, летние. Но для гололёда рисунок был признан удачным. Даже в НИИШП-ралли его использовали.

Ответить#
0

Мне как представителю, так сказать — другого поколения, интересно почитать такие статьи для общего представления. Для кого-то это —НОСТАЛЬГИЯ. А для нас это другой мир, необычный и не понятный.Тем более что Михаил Владимирович, пишет простым, понятным и доходчивым языком! Чувствуется любовь к творчеству Александра Сергеевича!

Ответить#
0

Владимир! Спасибо! Я больше для вашего поколения и стараюсь: ненавижу тех, кто пытается облить помоями собственное прошлое, насилуя мозги тех, кто там не был. Вот, что было , то и было —-  без вранья. И, согласитесь, без преукрашиваний. А за сравнение с Александром Сергеевичем уж даже не знаю —- благодарить или что. Надеюсь, он на нас с Вами не обидится, потому что чувство юмора у него точно было!

Ответить#
0

Я полностью поддерживаю слова Владимира! Большое спасибо вам, Михаил, за такие статьи! И жаль, что их не видно в печатном издании журнала.

Ответить#
0

У наших родственников была ВАЗ-2103, купленная новой в 1975 году. Вы не поверите, только недавно скончалась от старости. А еще одну ВАЗ-21011 знаю, тоже новой покупали в 1975. До сих пор ездит с дагестанскими номерами в Москве. Гаишники останавливают и не верят, что сама своим ходом в Москву приехала. Зато хозяин доволен. Говорит, что может оставлять ее где попало — никто не трогает.

Ответить#
0

Ну, не знаю. Угнать просто —- покататься. Или для такого же владельца — под разборку. с 2141 сколько капотов воровали!

Ответить#
0

А ВАЗ-2103 на заставке —- раритет... Ох и круто это было. ВАЗ-2101 —- 5500 руб, а эта — 7500! И давались из-за нее: хотели моторчик 1500 кубиков и внешний вид иной —- с молдингами и четырьмя фарами... Но как-то быстро она исчезла, сменившись на 2106. «шестерок» и сегодня довольно много —- их долго производили, а трешки — редкость на дорогах. Даже в провинции.

Ответить#
0

Да, согласен, Из-за программы утилизации совсем мало старых жигулей стало. Тут не так давно видел в сети один американец трёшку купил за $17000, стоит она у него перед домом, на лужайке, как новая. помню у нас в году в 2004–2005 один мужичок поменял на такой задние фонари от 2106. А вот госномер на заставке отфотошоплен наверное..

Ответить#
0

За номер ручаться не буду, но я такие видел!

Ответить#
0

Да, помню, в №1 за 1973 год писали про 2103, что это автомобиль для тех, кто хотел бы иметь машину ещё более нарядную и удобную... Хотя тогда люди всему были рады.

Ответить#
0

Да, согласен, Из-за программы утилизации совсем мало старых жигулей стало. Тут не так давно видел в сети один американец трёшку купил за $17000, стоит она у него перед домом, на лужайке, как новая. помню у нас в году в 2004–2005 один мужичок поменял на такой задние фонари от 2106. А вот госномер на заставке отфотошоплен наверное..

Ответить#
0

По документам «Троек» ещё хватает, просто они выглядят зачастую как «Шестёрки» из-за того, что оригинальных запчастей не найти. Многие старые «Жигули» уже ведь полностью кузов сменили, а то и не один раз. А от «Шестёрки» на «Тройку» почти любая деталь подходит вообще без каких бы то ни было переделок. Пожалуй, только с задними фонарями повозиться надо, но если был удар в зад, как правило, просто приваривают «шестёрочную» заднюю панель и всё. Да что тут говорить, «Шестёрка» ведь задумывалась как лёгкая модернизация «Тройки» и должна была называться ВАЗ-21031 (по аналогии с ВАЗ-2101 — ВАЗ-21011).

Ответить#
0

21031 —- это, по-моему, трешка с одиннадцатым мотором... А переделки понятны — обычно мигалки на передних крыльях выдают или клыки на бамперах...

Ответить#
0

С одиннадцатым мотором — это 21033. А 21031 это именно с движком ВАЗ-2106, но со старым, «троечным» кузовом. Их выпустили мелкой партией (порядка 200–500 штук) году в 75 — до запуска «шестёрочного» кузова в производство.

Ответить#
0

Уточнил у Канунникова —- да, вы правы.

Ответить#
0

У моего приятеля ВАЗ-21033 уже 31 год...

Ответить#
0

Да нет, 2103 вообще диковинка. Реже разве что 2102 встречается. Вернее, не встречается уже...

Ответить#
0

Михаил Владимирович, очень интересно, спасибо! Я вот например когда сайт открываю, то глаза сразу в правую сторону экрана смотрят, проверяют, вышло ли чего новенького у экспертов «За рулём»! На еде я до сих пор экономлю, когда летом ездим к родственникам за 500км, чай берём, бутерброды, яйца варёные, остановишься перекусить где нибудь, или на остановке для грузовиков, либо в беседке придорожной-романтика. А я вот знаю, что путешествовали, даже те, у которых и авто то не было. Ездили на мотоциклах с колясками, брали вещи, запчасти, масло, палатку, двое родителей на мотоцикле, ребёнок в коляске — и в Крым, в Краснодарский край, ночевали где нибудь на отворотке с трассы в лесочке, с костром, походным чаем из котелка. Никого не боялись, бандитов не было. Ремонтировали, бывало и спицы вырвет, КПП закапризничает или ещё чего, — вот тогда и двигатель снимали, ремонтировали, и дальше ехали.

Ответить#
0

Спасибо! Насчет мотоциклов —- да, знаю таких... У нас один «чокнутый» мотоциклист бывший в редакции работает —- Коноп Эдуард Викторович! Хороший мужик. Ну, для меня это герои —- я всегда плохо представлял, как на мотоцикле под дождем, скажем, ехать... А вообще-то у нас целая редакция мотовцев есть...

Ответить#
0

Под дождём, Михаил, ехать довольно просто:накинул дождевик и едешь ;)

Ответить#
0

Мне всегда казалось, что при этом должно быть холодно и сыро. Но, возможно, я ошибаюсь...

Ответить#
0

Статьи Конопа я читаю более сорока лет... Он и рисует хорошо.

Ответить#
0

Он великолепно рисует, подтверждаю. раньше для журнала много рисовал, но потом обиделся и перестал.

Ответить#
0

А моя супруга, два раза становилась победителем его конкурса знатоков (единственный в мире дважды лауреат). Привет ему огромный?

Ответить#
0

У меня дальние родственники (муж с женой, а потом и с ребёнком) годах в 50-60-х объездили на трофейном мотоцикле BMW весь Союз вплоть до Монголии. Чего только не рассказывали:и чинились в степи, и падали с мотоцикла (когда без коляски ездили) — естественно, без защиты, обдирая, подчас, всю спину. А сейчас жалеют, что этот мотоцикл в начале 90-х продали по цене велосипеда...

Ответить#
0

Ну и что бы они вспоминали, если бы не ездили и не падали? Да ничего... А в этом были минуты счастья.

Ответить#
0

У меня дальние родственники (муж с женой, а потом и с ребёнком) годах в 50-60-х объездили на трофейном мотоцикле BMW весь Союз вплоть до Монголии. Чего только не рассказывали:и чинились в степи, и падали с мотоцикла (когда без коляски ездили) — естественно, без защиты, обдирая, подчас, всю спину. А сейчас жалеют, что этот мотоцикл в начале 90-х продали по цене велосипеда...

Ответить#
0

Судя по последнему фото, Михаил Владимирович на «полоскалке» путешествует, по реке))))) А нам пишет мол автомобили, автомобили.....

Ответить#
0

Ни фига! Это Вышний Волочек, а бибика сверху, на высоком бережку... Как правильно называается сие сооружение , я не знаю. Пусть будет пристань :)

Ответить#
0

У нас их «полоскалками» называли. Ну, выходят женщины и бельё полощут... А мы с «полоскалок» в воду ныряли... Тогда еще река чистая была. Примерно в те годы, о которых Вы и пишете....

Ответить#
0

Ни фига! Это Вышний Волочек, а бибика сверху, на высоком бережку... Как правильно называается сие сооружение , я не знаю. Пусть будет пристань :)

Ответить#
0

Спасибо за статью!
Сразу вспомнились некоторые мои поездки. Конечно, уже куда проще было, но все же приключений хватало. Например поездка из Саратова в Волгоград через 2 недели после получения прав, на ваз 2105, когда ночью на незнакомой дороге «обсох», навигатора нет, денег на счету тоже. Населенных пунктов не видно поблизости. Спасибо дяде Боре на газоне,везшему кирпич, закиданный сеном (видимо «прихватизированный»), который бесплатно поделился 4-мя литрами 76го и сказал, что до заправки километров 10 еще. Ночевка в машине в Волгоградском ЦПКиО, под лай бродячих собак...
Еще вспомнилась поездка из Саратова же в Питер на Волге 3110, взятой у товарища. Еще с 402-м мотором и шкворнями. Пробитый глушитель в дороге, ремонт магистрали к масляному радиатору, замена прокладки «штанов». Приключения)
А этой зимой ездил в Воронеж на дастере. Все что помню о дороге — ехалось легко и без проблем. И все. Вроде здорово, но как то пресно.

Ответить#
0

А когда пресно, то уже и романтики нет... Это и получается из пункта А в пункт Б...

Ответить#
0

Кстати странно почему так мало кабриолетов на дорогах?

Ответить#
0

Кабриолет —- это в смысле нечто открытое? Тогда отвечаю на поставленный вопрос с ходу: ездил! Если помните, была статья в ЗР —- «И дыхание весны шло от них» —- это когда мы желания исполняли и ребят на свадьбе катали —- ЗАГС и все такое. И была там мощная бээмвэшка, у которой грех было не нажать кнопочку и на глазах у непосвященной публики не сложить эффектно крышу! Так вот, перечисляю МИНУСЫ! Некуда положить личные вещи — борсетку, к примеру! Это в обычном авто ты ее на пол сзади кинул —- и никто не видит. Второе — в ней жарко: солнце шпарит прямой наводкой! Третье — в ней безумно грязно! Уже после той командировки прокатил на ней любимую женщину —- всего-то минут двадцать, так она мне потом жаловалась, сколько в порядок себя приводила! Причем была сухая солнечная погода, но вся грязь оседает на тебе! И на салоне, само собой. ну, а если оставишь где-то машину с опущенной крышей, то добрые люди просто обязаны швырнуть туда огрызок. просто из любви к ближнему!

Ответить#
0

Да помню. Жаль перестали исполнять желания.

Ответить#
0

Так я же писал, почему перестали! У людей ПОЛНОСТЬЮ пропали желания!!! ВООБЩЕ! В лучшем случае напишут: дай денег, дай машину, сделай мне крутой тюнинг... А желания убиты... И возразить никто так и не смог...

Ответить#
0

Может на вертолете?

Ответить#
0

А про бензин в СССР его сливали прямо в бак легковушек например из Зилов, наливали полный а денег могли и не спросить. Никто не мелочился Ведро одалживали запросто так, такая была мера. Великая была держава. Правда у меня тогда был только велосипед Орленок. Два зеркала, динамка, Фара, И задний габарит, ценил я его не меньше кабриолета. если по сегодняшним автомеркам.

Ответить#
0

У меня был велосипед «Спутник». Я на него установил одометр, зеркало, багажник, фару с динамкой и —- внимание —- флягу с трубочкой, чтобы пить на ходу! Тюнинг, е-мое...

Ответить#
0

Да на орленке у меня еще был велоспидометр высший шик по тем временам, потом он перекочевал на «взрослик»

Ответить#
0

У меня был велосипед «Спутник». Я на него установил одометр, зеркало, багажник, фару с динамкой и —- внимание —- флягу с трубочкой, чтобы пить на ходу! Тюнинг, е-мое...

Ответить#
0

Да я как то с дуру из Сочи без сна ехал., за 25 часов или за 27 доехал. На инжекторных жигулях 2105, скорость 90–100. 1800 км. Дорога неплохая но двигается народ довольно хаотично это напрягает, даже фуры в шашки играют. Совсем другие впечатления оставила поездка в Одессу на Украине ездят более вежливо и по умному. Дорога тоже лучше (знаки разметка, мало населенных пунктов) и без платных участков, часов за 15 1150 километров, на Тигуане. Таможня конечно лишняя на этом пути. Порадовал расход топлива изобретенного у нас в Калуге, двигателя 1,4 тси, всю дистанцию прошел на одном баке, скорость 100–125, местами и 160 было.

Ответить#
0

А без сна —- вы не правы, мягко говоря. Как там в «Киндзадза» говорили: «Плохо кончится, родной»...

Ответить#
0

Повторять никогда не буду. И никому не советую. Дурной опыт. И еще не советую спешить, зацикливаться на цели поездки, надо просто ехать и наслаждаться процессом, так дорога будет приятнее и веселее.

Ответить#
0

Дааа... Сейчас мне 33-летнему человеку это кажется фантастикой, хотя как я однажды писал в коментах к рассказу о восьмерке, мы с отцом и в советские годы (80-е) ездили в Куйбышев, Калиниская область и т.д. Отец с мамой даже на копье в Таллин году в 85–86 гоняли. И это была целая песня. Три недели подготовки, сборы в гараже... Очереди на заправку, сначала на бензо, потом на газо (так объем топлива общий позволял протянуть больше тысячи км без дозаправок).
А теперь???
Вот мы с тогда еще моей будущей женой в 2002 году, когда я уже завершил обучение в ВУЗе, а она сдала очередную сессию, однажды решили, сидя вечером перед телеком, просматривая очередной сериала о криминальном мире северной столицы, вдруг одновременно сказали — А не махнуть ли нам в Питер на недельку? Сказано — сделано. Два дня спустя ровно в 4 часа утра моя Снежна я королева пересекла МКАД в направлении Невы. И это при том, что в багажнике не было даже запаски, которую я подорил кому то из друзей. И не позаботился о новой перед выездом. Где то на подъезде к Волочку все чаще стали попадаться машины с пробитыми баллонами. Спина начала медленно потеть... Но все обошлось. И гостиницу нашли быстро и программу пребывания составили элементарно, колеса то есть... И центр, и Петергоф, и Царское село и даже легендарные Кресты.
А два года назад... Ну машина правда уже иностранная, хотя и не очень дорогая, и семья уже на одного человека увеличилась... Отпуск, август, воскресенье вечер, вся семья прибыла с дачи, сидим в ожидании вторника, ведь со среды у нас забронирован номер в гостинице в станице Голубицкая, что на Азове. И тут встает вопрос — чего мы сидим? Чего ждем? Что тут в пыльной столице делать еще два дня? А не махнуть ли прямо сейчас, ведь нас тут ничего не держит. А время напомню 22:00 воскресенья. И вот собака в срочном порядке отправлена к родителям, в сумки побросаны вещи, на заднем седенье, рядом с детским креслом устроена лежанка для сна нашего самого маленького члена семьи. И в 2 часа ночи мы уже выкатили на трассу Дон М-4 в напралении юга...
Не понять уже нашему поколению всех прелестей того времени...
Не надо бежать снимать деньги с книжки, покупать талоны на бензин, карты принимают даже в самой глуши, телефон оплачивается прямо с пластиковой карты, навигация в каждом смартфоне и планшете, да и просто в навигаторе... Заправки через каждые двадцать-тридцать км. Правда в прошлом году, возвращаясь с юга, пришлось таки из-за своей глупости заправится в ростовской области черти чем, дым стоял такой что в зеркала заднего вида можно было не смотреть... Но это лишь немного добавляет романтики в уже в целом обычное полуторатысячное путешествие к морям... Грустно, нет уже той романтики о которой поет Ю.Антонов в песне «Дорога к морю».
Спасибо, Михаил, что даете повод задуматься о том, как летит время и вообще о том, что что-то меняется и не в лучшую возможно сторону... Где она романтика? Дождусь лета, поездка на авто уже стоит в планах, попробуем еще раз найти хоть что то что роднящее это время и то — которого уже не будет))))

Ответить#
0

P.S. А мой тесть который мне постоянно рассказывает, как он на своем дремучем паджеро ездил 15 лет назад в Геленджик, до сих пор не верит, что до воронежа я за 4 с половиной часа доезжаю, а не за пол дня)))

Ответить#
0

Это без пробок, что ли? Каким образом?

Ответить#
0

Это если с МКАДа на трассу Дон в 19:00 воскресенья выезжать. Но, каюсь, при езде с легким превышением скорости. Ну и в летнее время естественно)))
В это время обычно пробка адская в Москву от Михнева стоит, а в сторону Воронежа ни дальнобоев ни дачников. Как в 80-тые.

Ответить#
0

А я забыл, где видел воскресную вечернюю дорогу без адской пробки...

Ответить#
0

Спасибо, Дмитрий! У всех правильные «клавиши» включаются —- дескать, вот она , романтика своего рода — своя для каждого!

Ответить#
0

Жаль только, что та романтика, которую мы с женой пытаемся хоть как то зацепить сейчас, лет через двадцать нашему сыну будет уже казаться либо глупостью и блажью, либо это будет приблезительно то же, что для нас сейчас на дачу под Рузу съездить после работы и в Москву вернуться еще до полуночи и приэтом попить чаю и мясца успеть на мангале зажарить побыстрому.
Всеже развитие технологий упорно убивает в нас желание выйти из дома и совершить хоть маленький, но интересный вояж.

Ответить#
0

О чем я и говорю. Как фантасты и предсказывали: виртуальная реальность победила. Нафига куда-то тащиться, когда комп под рукой.
У меня такое ощущение было в прошлом году, когда в командировку летал в Кейптаун. Можно сказать, напросился: никогда в жизни не был в Африке, а тут —- Кейп... Жюль Верн, яхта Дункан, Столовая гора... И размазали меня по стенке очень просто... Через 18 часов полета привезли на обычном автобусе в обычный отель и сказали: приехали! Столовая гора? Ах, да —- вот там: видите, подъемник стоит? Романтики —- ноль целых хрен десятых: и это Африка? Я вообще ничего не видел —- и командировка премерзкая оказалась... Ни малейшего ощущения радости, открытия... То ли дело ночевка в жигуленке у Лебяжьей Канавки:)

Ответить#
0

Помню, помню Голубицкую... И Темрюк. 42 года уже прошло.

Ответить#
0

А там и Анапа рядом — всего то полчаса, сказка)))

Ответить#
0

Михаил, спасибо за интересуют статью! Мы в 80-е, когда путешествовали, брали с собой целых 2 канистры. Когда заехали впервые в Литву и увидели автомагистраль, восторгу не было предела. Было много колдобин на дороге, конечно, но их и сейчас хватает. Хорошо помню, что люди охотнее помогали, если вдруг сломаешься. Брали всегда с собой пару камер, уголки, монтировку, молоток килограммовый, чтобы колесо перебортировать. Ночевали в дороге обычно сразу за лесополосой; было спокойно, никого не боялись. Романтики было, конечно, больше, чем сейчас ( в хорошем смысле этого слова). Интересно, что суточный пробег у меня сейчас такой же, как и тогда.

Ответить#
0

В 80-е, может, и брали канистры, а вот в 60-е и 70-е нет. Тогда можно было у любого грузовика даром выпросить несколько литров бензина.

Ответить#
0

Я никогда не умел просить. Только позже научился, да и то как-то стыдно было... С одной стороны мужик должен крутиться во всех ситуациях, с другой —-  это же кража, е-мое! ДА и бензин мне 93-й нужен был: 76-й —- это на крайняк! А когда я впервые отправился в Ленинград, у меня была канистра —- знакомый одолжил! И еще канистра для водички отдельная —- тоже полезная штука. Умыться и все такое...

Ответить#
0

Я тоже не просил никогда. У меня просили, это было. Но это уже 80-е...

Ответить#
0

Ни разу не довелось съездить в Ленинград, С-Петербург на машине. Обратно тоже. И слава Богу! Долго, хлопотно, рулить лень, пассажиром —от скуки озвереешь. Вообще в этом многострадальном городе бывал не раз, дважды добирался поездом, потом, стал летать.

Ответить#
0

А зря! Это даже сейчас своего рода пласт культуры —- не сам Питер, а поездка в него! Я в последний раз аж через Смоленск ехал:) Огромный крюк, но я всю дорогу ЕХАЛ, а не стоял... а обратно через Череповец. Для бешеной собаки семь верст не крюк...

Ответить#
0

Наверное, это действительно может быть очень интересной поездкой... для тех, кому интересно :-) Позволю себе сравнение с рыбалкой, кто-то любит усесться за стол и откушать рыбки, для другого архиважно сначала выстругать удочку, накопать червей (или запастись динамитом), и т.д.
В подобных путешествиях, думаю, важнее не маршрут, а отклонения от него, и непременно с остановками. Сама же по себе грязно-серая лента перед глазами, с однообразными «пейзажами» по бокам, малоинтересна.

Ответить#
0

Конечно, с отклонениями интереснее!

Ответить#
0

Молодец, Вы, Михаил! А сейчас путешествовать на машине можно только в самые отдалённые медвежьи углы, никак не в Питер — то будет не путешествие, а мука. Чем дальше от столиц и крупных трасс, тем ближе в 70-60-50-е, со всей романтикой в виде отсутствия бензина (уж тем паче, нормального), гостиниц, общепита, сервисов и прочих радостей жизни. Зато сколько красоты и свободы...

Ответить#
0

А нам иногда присылают такие «отмороженные» путешествия. Скажем, два парня-питерца на паре «запоров» рванули куда=-то в Монголию! Для меня это —- Путешествие. Но многие кривят физиономии: мол, были бы они на гелендвагенах каких-нибуль или «Крюйзерах»...Я этого не понимаю.

Ответить#
0

Да нет, можно и на таких машинах отрываться. Знаю людей, которые катаются по заброшенным уголкам России. У одного как раз Гелендваген 82-го года (армейский), а у другого — Крузер-40 годов 70-х ;) Сам бы к ним присоединился, только времени свободного катастрофически не хватает. Но, говорят, мечты сбываются...

Ответить#
0

Все равно того ощущения свободы от гелендюка не будет... Это «запор» почти что велосипед и все зависит от тебя...Одолеешь или нет...

Ответить#
0

Эх... Больная тема! Да, тогда интереснее было. И, самое главное, дороги свободнее! Езжай себе спокойненько... Правда, на сервис особо рассчитывать не приходилось. Но тогда люди добрее были, помогали друг другу, особенно водители-пофессионалы, коих было множество на дороге. Как и автохозяств.

Ответить#
0

Это все без исключения отмечают.

Ответить#
0

Фото современное.

Ответить#
0

Конечно, все фото современные. В те времена у меня был Зенит-11 и он меня откровенно раздражал. Штука огромная, носить неудобно, но раз уж несешь, то нужно что-то снимать, даже если и не тянет... А потом неизвестно, что получится: фотограф я был никакой, а аппарату на это наплевать: кадр скушал —- и все... Конечно, есть какие-то старые бумажные фото, но здесь они ни к чему, по-моему. Это же не семейный альбом, а просто взгляд назад.
А что такое древний год, я не знаю. В данном случае для меня это года, когда я получал права. а это 1979... Как их получал —- это песня о БУревестнике...

Ответить#
0

1. Сотовая вышка.
2. Железобетонная опора ЛЭП.
3. Пластмассовый мусор на земле.

Ответить#
0

опора может и раньше была жб, а вот вышки точно быть не могло

Ответить#
0

Пластмассовый мусор — это самое то.

Ответить#
0

1. Цветное фото высокого качества, тогда это было редкостью. Смотрим свойства файла — камера «Canon EOS-1D Mark III». Этого явно тогда не было.
2. Дополнительно к предыдущим ораторам добавлю стеклянные изоляторы на столбе (раньше был исключительно фарфор) — их начали ставить в конце 90-х годов, а массово применять в начале 21 века
3. Михаил, а какой год Вы считаете «древним»? Семидесятые, восьмидесятые, девяностые?

Ответить#
0

Вот такие статьи в журнал надо! А так не журнал стал а краткие подписи к картинкам.

Ответить#
0

Спасибо вам большое.

Ответить#
0

правильно, а то читать про автомобили за сколько-то там миллионов надоело — для кого это все?

Ответить#
0

Михаил спасибо за рассказ !!! (Благодарю еще не даже не начав его читать. Вот такая степень признательности. И высокие ожидания.) Теперь читать.

Ответить#
0

Спасибо, Виталий! Но лучше все же сначала прочитать... мало ли, к чему там автор свернет на полпути...

Ответить#
0

Приветствую, Михаил. Ностальгируем? Самое интересное, что в любые времена находились вот такие романтики. Кому-то еще тогда казалось, что раньше было лучше. А кто-то из нынешних молодых через 30 лет скажет, что машину нужно было водить самому, а ехала она по дороге, а не летела над ней.

Ответить#
0

А меня один из читателей просил рассказать, как тогда на машинах путешествовали. Вот, вспомнил кое-что. Но это не ностальгия: Ностальгия, насколько я помню —- это тоска по родине. Назовем это желанием улучшить общее унылое настроение. И свое, заодно.

Ответить#
0

ОЧЕНЬ ПРИЯТНАЯ СТАТЬЯ!

Ответить#
0

Спасибо: старался:)

Ответить#
0

А может редакция сообразит Вам путешествие по «одноэтажной Америке»? Только чтоб уклон был в автотематику.

Ответить#
0

До 1 апреля еще далеко...

Ответить#
0

idiot

Ответить#
0