(П)ИКАР СНОВА ЛЕТИТ К СОЛНЦУ!

Picard Si2

Picard Si2Возможно, это уже случилось и Solar Impulse 2 взмыл над Абу-Даби
Возможно, это уже случилось и Solar Impulse 2 взмыл над Абу-Даби
Возможно, это уже случилось и Solar Impulse 2 взмыл над Абу-Даби

Вам знакома эта фамилия — Пикар? Кто постарше, помнят, возможно, отважный спуск в батисфере на 11-километровую глубину Жака Пикара. А вот первый в мире подъем человека в воздушном шаре на высоту 16 км, совершенный Огюстом Пикаром — это уже можно узнать только из книг. Они вовсе не однофамильцы: Жак — папа, а Огюст — дедушка Бертрана Пикара, человека, который в 1999 году впервые совершил беспосадочную кругосветку в воздушном шаре-монгольфьере. Жюль Верн, он ведь только мечтал, а Пикар — сделал! И, кстати, сильно рисковал: когда он садился в Египте, в последнем баллоне оставались буквально капли пропана! «И тогда я поклялся, что следующая кругосветка не будет зависеть от топлива», — рассказывает герой нашего рассказа. Символично: дед прыгал в высоту, отец — в глубину, ему осталась непокоренной лишь длина прыжка!

Когда вы будете читать эти строки, кругосветный прыжок уже начался, старт состоялся в Абу-Даби 9 марта. В этот день к солнцу взмыл удивительный самолет Si2 (Solar Impulse 2). Проницательные читатели уже догадались: речь идет о самолете на солнечных батареях. Идея весьма плодотворная: там, наверху, солнца достаточно в течение всего дня, да и сам день длиннее. А ночью аппарат будет расходовать накопленную в аккумуляторах энергию.

Picard Si2 (5)

Picard Si2 (5)Ночью запасенной за день солнечной энергии хватит и на полет, и на светодиодные фары!
Ночью запасенной за день солнечной энергии хватит и на полет, и на светодиодные фары!
Ночью запасенной за день солнечной энергии хватит и на полет, и на светодиодные фары!

Picard Si2 (3)

Picard Si2 (3)Икары XXI века: Бертран Пикар (справа) и Андрэ Бошберг
Икары XXI века: Бертран Пикар (справа) и Андрэ Бошберг
Икары XXI века: Бертран Пикар (справа) и Андрэ Бошберг

Дистанцию в 35 000 км Пикар с напарником Андрэ Бошбергом намерен преодолеть за 25 летных дней. Но это не будет беспосадочный маршрут, он будет только бестопливным. Причина вовсе не в технике: Solar Impulse 2 может болтаться в  небе сколь угодно долго, пока что-нибудь не сломается. В общем — до конца света. Но сломаться боятся пилоты. Хотя в кабине площадью 3,8 кв. м есть кресло из бизнес-класса для отдыха и даже биотуалет, лететь почти месяц без отдыха они не  хотят. Так что полет продлится аж до августа и будет разбит на 12 этапов со взлетами и посадками. Пожелаем, чтобы их число совпало, и обратимся к технике.

Представляете себе «Джамбо» — «Боинг-747»? Так вот, размах крыльев у Solar Impulse 2 побольше будет — 72 метра! А сколько он весит, как думаете? Вот тут, напротив, очень скромная цифра под стать «Вольво» Михаила Владимировича: всего 2,3 т. Другое дело, что S80 его запросто обгонит: максималка Solar Impulse 2 лишь 140 км/ч, правда, на высоту 8500 м «Вольво» не заберется, ее удел — московские пробки!

Picard Si2 (2)

Picard Si2 (2)
Как и у Боинга 747 здесь 4 мотора, но размах крыльев больше!

Для разгона на взлете Solar Impulse 2 потребовались целых четыре пропеллера, каждый из которых сидит на валу собственного электромотора в 15 кВт. А запитывает все это хозяйство плюс аккумуляторы для ночного полета 17 000 ячеек фотоэлементов, рассредоточенных, где только можно на верхней стороне аэроплана.

Picard Si2 (6)

Picard Si2 (6)Солнечные батареи занимают всю спину Solar Impulse 2: только так при нынешнем КПД можно получить достаточно электроэнергии
Солнечные батареи занимают всю спину Solar Impulse 2: только так при нынешнем КПД можно получить достаточно электроэнергии
Солнечные батареи занимают всю спину Solar Impulse 2: только так при нынешнем КПД можно получить достаточно электроэнергии

Само собой, предстоящий перелет не будет для Solar Impulse 2 первым. Он уже изрядно покружил над США. Так что говорить об авантюре, пожалуй, не приходится.

Picard Si2 (1)

Picard Si2 (1)В небе над США Solar Impulse 2 видели уже не раз!
В небе над США Solar Impulse 2 видели уже не раз!
В небе над США Solar Impulse видели уже не раз (на снимке первая версия с меньшим числом фотоэлементов)

Написал я этот текст и задумался над чисто русской пословицей: «Если ты такой умный, то почему такой бедный?» Судя по всему, она родилась очень давно. Вспомните: Сикорский и Зворыкин реализовали себя лишь в США, а вот Циолковский не уехал и оставил после себя лишь тетради с красивой теорией. Построить ракету, как Илону Маску, ему было точно не под силу. Можно еще сравнить судьбы Эдисона и Ладыгина, Попова и Маркони…

Потом, при большевиках, интересной идеей можно было заинтересовать власть предержащих, которые очень хотели показать всему миру преимущества социализма. Так что к услугам энтузиастов оказывались ресурсы всего государства! Туполев, Чкалов, Королев в полной мере сумели этими ресурсами воспользоваться. Иным повезло меньше: мало кто помнит такого гения, как Бартини — поищите в Википедии, если интересно.

Но полное безобразие началось с возвратом к капитализму в его диком виде. Сегодня изобретатели могут рассчитывать разве что на пиар в рубрике «Нашемарочки». Впрочем, уже не могут, увы…

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии (7)

Самые новые

А моя «вольва» столько не весит, между прочим! Загнули, батенька... И сильно...

Ответить#
0

Ну загнул, загнул, твоя, значит, еще лучше летает. По шоссе.

Ответить#
0

Вначале статьи упоминалось погружение на 11км.Это получается давление 1100 кгс/см2 — почти как в топливной рампе коммонрейлов.Из чего,интересно,оболочка была сделана?

Ответить#
0

Гондолы батискафов середины XX века изготавливались из прочной легированной стали. Перспективно применять более лёгкие материалы для прочных корпусов подводных аппаратов. Пригодность материала для постройки глубоководного аппарата определяется отношением допускаемого механического напряжения к удельному весу (удельная прочность); чем больше эта величина, тем глубже может погружаться аппарат. Поэтому несколько менее прочные, но зато гораздо более лёгкие, чем сталь, материалы, имеют преимущество перед сталью. К таким материалам относятся титановые и алюминиевые сплавы, а также пластмассы. Эти материалы не подвержены коррозии в морской воде.
А вообще, как обычно, лезем в Википедию и набираем «батискаф». Все подробности, там много интересного почерпнете. И не только о прочности корпуса, есть и другие нюансы!

Ответить#
0

Кстати, гондола того батискафа «Триест» выдержала при испытаниях давление 2 000 атмосфер! Таких глубин на земле нет, вроде бы!

Ответить#
0

Например вот здесь о преобладании ветра есть ссылка/
Про влияние кориолисова ускорения где-то тоже читал.

Ответить#
0

«вбил» в поисковик «западный перенос» — он выдал кучу результатов.

Ответить#
0

8500м — там облаков нет — значит любой день солнечный.140км/ч — это маловато,т.к. меньше линейной скорости вращения земли.А это значит,что ловить линию терминатора (границу дня и ночи) не получится,разве что где-то «очень на севере (или юге).А то и вовсе без аккумуляторов обойтись можно б было.Да и скорость маловата для преодоления ветра,хотя если летать с запада на восток (именно такие ветра на такой высоте преобладают,связанные,опять же, с вращением земли) вполне резонно — скорость отн.земли прибавляться будет.Теплового следа не оставляет — с ЗРК с ИК-теплонаведением сбить невозможно будет — только с радарной пеленгацией.Значит как разведчик можно использовать.Значит — годится!Можно применение найти,в отличие от капсулы в трубе.

Ответить#
0

Ну, до скорости вращения земли нужно на порядок увеличить —- что об этом говорить... А насчет применения и сравнения с капсулой —- не уверен. Хотя как сам факт мне этот солнечный полет больше интересен, чем труба. Всегда мечтал о независимости:)

Ответить#
0

И потом — трубы еще нет, а этот УЖЕ летит! И, кстати, НА ВОСТОК — через Тихий океан! Как же с ветром-то? Неужто не в курсах? Или все-таки не такой он сильный?

Ответить#
0

Я не помню, куда преобладающий ветер дует... Но с вращением Земли это не связано.

Ответить#
0