Гагарин или Как стать вторым?

24 (1)

24 (1)
«Шар двигался с необычайной быстротой и описывал, по-видимому, вокруг Земли кривую, пересекавшую траекторию летящего снаряда. Поступательное движение этого тела дополнялось вращением его вокруг своей оси; таким образом, оно в своем полете ничем не отличалось от других небесных тел, движущихся в пространстве.» — Это еще что же такое? — воскликнул Мишель Ардан. — Еще один снаряд?

Жюль Верн. «Вокруг Луны». 1870 год

Первый спутник и первый человек в космосе. Редкие примеры того, где абсолютно непререкаемо первенство наших соотечественников. Хотя даже здесь нет-нет, да и приходится слышать гнусности. Дескать, а можно ли, например, считать полет Гагарина полноценным? Мол, международная аэронавтическая федерация долго упрямилась, не желая фиксировать гагаринский рекорд. Аргументы «сильные»: дескать, пилот должен приземляться в своем корабле — и точка! Неужели кому-то было непонятно, что корабль Гагарина — космический, первый в истории? И что именно с него начинается новая глава в разного рода нормативах и правилах? Понятно, конечно же… И не было бы никаких вопросов, если бы «Восток» полетел из любого другого государства…

Кроме нашего! Рекорд в итоге утвердили. Но вот что интересно. Если целый ряд изобретений — от лампочки до электромагнитного телеграфа — почти одновременно рождался в разных странах у разных исследователей, что по сей день порождает споры о первенстве, то особой нужды оспаривать приоритет Гагарина ни у кого не было! Дело в том, что ни одно государство мира в тот момент не могло продемонстрировать ничего подобного… А как же полет первого американского астронавта, Алана Шепарда? Ведь 5 мая того же 1961 года его «Меркурий-3» стартовал-таки с мыса Канаверал штата Флорида. Казалось бы, не прошло и месяца после гагаринского триумфа, а потому о приоритетах можно и поспорить — особенно спустя десятилетия… Так сказать, в порядке санкций восстановить «историческую справедливость»! 

Думаю, что очень многие радостно начнут радостно поддакивать: мол, мы всегда знали, что русские ни на что не способны! Но дело в том, что полет американца продолжался всего-навсего… 15 минут с хвостиком! Разве можно было за это время облететь вокруг Земли? Да нет, конечно же… Дело в том, что совершить полноценный виток американские корабли той эпохи были не в состоянии!!! Фактически Шепард просто «подпрыгнул на высоту 186, 5км, побыл 5 минут в невесомости и свалился обратно вниз, в воды Атлантики! Кстати, на его „Меркурии“, в отличие от нашего „Востока“, не было иллюминатора. Такой полет называют суборбитальным: скорость корабля не достигала первой космической и теоретически не могла вытащить „Меркурий“ на орбиту искусственного спутника Земли. Кстати, успешные суборбитальные полеты совершали еще немецкие „ФАУ-2“ в 1944 году… Однако же по американской классификации все полеты выше 80 км приравниваются… к космическим!

Эдакое оправдание собственной технической импотенции. В июле того же года аналогичный полет совершил астронавт Вирджил Гриссом. И только с третьей попытки американским астронавтам удалось совершить полноценный орбитальный полет. 20 февраля 1962 года Джон Гленн на «Меркурии-Атлас-6» трижды облетел земной шар. К этому времени, еще в августе 1961 года, Космонавт №2, Герман Титов, совершил 17 оборотов вокруг Земли, впервые пробыв в космосе сутки. Таким образом, оспаривать гагаринский приоритет даже под самым идиотским предлогом, никто не может. А нам с вами нужно помнить следующее: «Чтобы уверенно быть первым, всегда нужно быть на голову выше второго.»

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии (72)

Самые новые