Рождественская сказка Рено

Если говорить честно, то автомобильная компания «Рено» обязана своему появлению дружеской рождественской пирушке. Об этом самое время вспомнить под Новый год.

Когда автомобили только стали появляться на свет, никто не задумывался ни о промилле, ни об их количестве в организме водителя. А тем более в такой, богатой винными традициями стране, как Франция. Вот и Луи Рено поехал в ресторан на собственном автомобиле, собранном им в домашней мастерской своими руками. Если бы у полицейских в то время были алкотестеры, не видать нам сегодня ни уникальных эспасов, ни народных логанов, ни популярных дастеров.

Луи Рено и его первенец.

В канун 1899 года двухместная вуатюретка, построенная сыном состоятельного галантерейщика, стояла рядом с рестораном на вершине Монмартра и вызывала любопытные взгляды зевак и посетителей заведения. За столом разгорелся спор – сможет ли повозка въехать наверх с двумя седоками. Луи Рено несколько раз поднимался до вершины по улице Лёпик то с братом, то с приятелями. И каждый раз его экипаж делал это довольно легко. А уклон, между тем, был довольно внушительным – 13%. Находясь под впечатлением, многие из сидевших за столами тоже захотели стать обладателями чудесной машинки. Кто-то сразу вносил предоплату. В результате за один вечер Луи собрал 12 заказов!

Какие только чудеса не происходят в ночь под Рождество! Несколько недель спустя на свет появилось предприятие по производству самобеглых колясок «Братья Рено», превратившееся затем в одну из крупнейших автомобильных компаний мира.

Смастеренный руками Луи Рено автомобильчик сам по себе был непрост. Он таил немало передовых технических решений. Первенец Луи приводился в движение установленным над передней осью одноцилиндровым двигателем «Де Дион-Бутон» объемом 198 см³ с воздушным охлаждением и электрическим зажиганием. В основе каркаса – легкая трубчатая рама. А вот трансмиссия была уникальной. Вместо традиционной в те времена цепной передачи Луи предложил передавать крутящий момент на задние колеса через вал, соединенный с трехступенчатой коробкой передач. Коробка, на которую создатель получил авторское свидетельство, имела высшую, прямую передачу.

Вуатюретка разгонялась до вполне приличных 32 км/ч и привлекала клиентов простотой обслуживания и надежной сборкой. В том же 1899 году был выпущен 71 автомобиль, а еще через два года производство выросло в четыре раза. Существенным недостатком машины было отсутствие крыши над головой и беззащитность перед силами природы. Но тогда важнее было просто научиться передвигаться.

Renault Type B

На следующий год Луи Рено исправил этот недочет и добавил деревянную надстройку над шасси вуатюретки, одновременно увеличил и литраж двигателя «Де Дион-Бутон» до 450 см³. Непропорционально высокая модель получила название «Type В» и стала, таким образом, первым в мире автомобилем с закрытым типом кузова.

Настоящий успех пришел к Рено, когда его машины начали участвовать в гонках. В начале прошлого века большой популярностью пользовались гонки между европейскими городами. Это была лучшая реклама. Так, после победы в 1900 году в классе легких «вуатюреток» на маршруте Париж-Тулуза фирма получила заказ на 350 машин. В 1902 году на старт гонки Париж-Вена вышла четырехцилиндровая Renault Type K мощностью 24 л.с., которая обозначила переход к созданию автомобилей другого качественного уровня. Легкий автомобиль под управлением Марселя Рено обошел тяжеловесные «мерседесы» и «панары». Однако в следующем году в гонке Париж-Мадрид брат погибает, одновременно охладевает страсть Луи к автомобильным соревнованиям.

Renault Type K.

В 1905 году Луи Рено получил первые заказы для парижского такси. Выбор пал на заднеприводный AG, подставлявшийся в кузовах дубль фаэтон и ландоле с барабанными тормозами на задних колесах и конусным сцеплением, отличавшийся крепостью и неприхотливостью. В 1907-м на него устанавливали уже мотор 1200 см³ мощностью 8 л.с. С 1904 года двигатели «Рено» комплектуются изобретенными Луи свечами зажигания с резьбовым наконечником, позволившим менять их не разбирая мотора.

Renault AG-1. Форма капота выдает в нем принадлежность к марке.

Появившийся в 1905 году автомобиль Renault AG-1 вошел в историю как «марнское такси». Французы приписывают ему решающую роль в победе над германскими войсками в битве на Марне в Первую мировую войну. Тогда в сентябре 1914-го на передовую из Парижа на такси, значительную часть которых составляли AG-1, перебросили шесть с половиной тысяч резервистов, решивших исход битвы в пользу французов.

Модель 1924 года Renault NN связана с именем поэта Владимира Маяковского. Именно такую машину он привез в Россию после поездки по Европе и подарил своей близкой подруге Лили Брик. Понимая, что в отделенной пролетарской стеной от всего мира России могут быть проблемы с запчастями, он остановил свой выбор на NN, слывшим у французов «никогда не ломающимся автомобилем». Сумма потраченных на покупку денег для голодающей в то время России выглядела просто неприличной. В итоге Маяковскому в стихах, опубликованных в журнала «За рулем», пришлось оправдываться за то, что привез из Парижа Рено, а не духи или галстук. По иронии судьбы купленный им Renault NN шел в траурной колонне, провожая в последний путь покончившего с собой поэта в 1930-м.

Автомобили «Рено» начиная с 1904 года безошибочно определялись по покатому капоту. Его форма обусловливалась тем, что радиатор охлаждения устанавливался не перед, а позади двигателя (до этого радиаторы находились сбоку, что не красило внешний вид). Заливная горловина торчала под лобовым стеклом. Чтобы улучшить теплообмен, к хвостовику коленчатого вала крепили вентилятор. Свое привычное место перед мотором радиатор занял только в 1928 году на модели «Рейнастелла».

Renault Reinastella - «королева Бьянкура».

Этот роскошный автомобиль Луи Рено предложил людям с достатком. Из-за внушительного восьмицилиндрового двигателя машину поначалу так и назвали - «Реноуит», то есть «Рено 8», но затем дали более звездное имя «Рейнастелла» R. Премьера состоялась на автосалоне 1928 года, там журналисты окрестили её «королевой Бьянкура», по месту, где располагался завод «Рено». Конструкция получилась весьма внушительной: длина - 5,3 метра, ширина - 2 метра; 1,85 м высотой и весом две с половиной тонны. Это был самый крупный автомобиль, когда-либо производившийся компанией «Рено». Не такой быстрый, как «Роллс Ройс» или «Испано-Сюиза», «Рейнастелла» подкупал особым комфортом, позволявшим совершать длительные неутомительные поездки. При этом автомобиль разгонялся до 130 км/ч и уверенно держал максимальную скорость, не страдая от перегрева. На «Рейнастелле» радиатор охлаждения, наконец, был вынесен перед мотором.

Renault 4CV был ребенком военного времени. В связи с нехваткой покрасочных эмалей первые экземпляры окрашивались серо-желтой камуфляжной краской с военных складов. Чтобы скрыть непривычное заднее расположение двигателя, спереди крепились фальшрадиаторные накладки. Передние двери крепились к средней стойке и распахивались по ходу движения, за что получили прозвище «самоубийственных». Мотор мощностью в 21 л.с. разгонял 4CV до 90 км/ч.

Автомобиль «4CV» стал последним, над которым лично работал основатель французской марки. Идею компактной машинки заднемоторной компоновки Луи Рено привез в 1938 году из Берлина, где был очарован народным автомобилем, легендарным «Фольксвагеном Жук». Он решил, что во Франции должен быть собственный «жук». Работы над автомобилем не прекращались даже после того, как Франция оказалась оккупирована Германией. В декабре 1942 года появился прототип двухдверного купе. В серию же после войны пошел автомобиль с четырьмя дверями, но Луи его уже не увидел. В 1944 году он был обвинен в коллаборационизме в нацистами и умер при не выясненных обстоятельствах в тюрьме. Его компания была национализирована. Тем не менее «4CV» пошел в производство и стал символом послевоенной Франции, найдя более миллиона владельцев.

Отреставрированный Renault 4CV из заводской коллекции.

Сегодня «Рено» – одна из динамично развивающихся мировых автомобильных компаний, сформировавшая вокруг себя мощный альянс с японскими Nissan и Mitsubishi, румынской Dacia, корейской Samsung Motor и российским АВТОВАЗом. Она наиболее успешна как производитель массовых моделей. Под маркой «Рено» в России успешно собирают кроссовер Duster, седан Logan. В Европе популярны модели Twingo, Megane и его однообъемная версия Megane Scenic, кроссовер Kadjar. Недавно подхватил эстафету новый Espace. Известна марка и своими компактными моделями со спортивным уклоном - Clio RS, Megane RS. Активно «Рено» работает над разработкой электромобилей - Nissan Leaf, созданный совместно с японским партнером, - самый продаваемый электрокар в мире. Но чтобы все это случилось, вуатюретке Луи Рено нужно было в 1898 году под Рождество вскарабкаться на Монмартр.

Такой богатой историей похвастается не всякая автомобильная марка.



Подпишитесь на «За рулем» в