Хроника: пожар послужил украшению…

110 лет назад, 9 марта 1901 года пожар уничтожил фабрику Olds Motor Works на Джефферсон Авеню в Детройте. Как ни парадоксально, благодаря этому марка Oldsmobile стала успешной и пережила многих соперников.

Oldsmobile Model R, каких в 1903 году было выпущено 4000 штук. Фото www.conceptcarz.com

Oldsmobile Model R, каких в 1903 году было выпущено 4000 штук. Фото www.conceptcarz.com

В пожаре погибли станки, 11 пилотных образцов, вся техническая документация. Уцелела единственная машина — Model R. Ее успели выкатить во двор, прежде чем рухнула крыша.

Лишившись производственной базы, основатель компании Olds Motor Work Рансом Эли Олдс был вынужден сделать то, что сегодня выглядит очевидным — распределить изготовление комплектующих изделий среди поставщиков. А чтобы детали без проблем вставали на место, разработать систему допусков и посадок.

Рансом Эли Олдс (1864 — 1950 гг.)

Рансом Эли Олдс (1864 — 1950 гг.)Рансом Эли Олдс (1864 — 1950 гг.)
Рансом Эли Олдс (1864 — 1950 гг.)

Чтобы собрать средства, Олдс отправил юного тест-пилота Роя Дункмана Чапина в рекламный пробег до Нью-Йорка, и это сработало. Рой Чапин в дальнейшем возглавит Hudson Motor Car Co.

Первый Oldsmobile стремительно набрал популярность. Даже песенка появилась: «В моём смешном Олдсмобиле». К тому же, торчащая сбоку заводная рукоятка придавала машине сходство с граммофоном.

В историю автомобиль вошел как Curved Dash («С закругленным передком»). Располагая одноцилиндровым горизонтальным мотором с рабочим объемом 1,6 л и мощностью 4 л.с. при 500 об/мин, 386-килограммовый Curved Dash разгонялся до 35 км/ч.

Именно его, а не Ford T следует считать первым автомобилем, выпускавшимся крупносерийным методом — на сборочной линии. Кроме Детройта, Curved Dash делали в Германии и даже в России, на заводах «Дукс» в Москве и «Аксай» под Ростовом-на-Дону. Из-за того, что одна из таких моделей именовалась «Дуксмобилем», острословы моментально окрестили первую российскую малолитражку… «Дуксмогилой».

В Америке машина стоила $650, т.е. примерно $20 000 на сегодняшние деньги. Для сравнения, убытки, понесенные при пожаре 1901 года, оценивались в баснословные для того времени $72 000.

То, что уцелела самая маленькая и дешевая модель, не просто счастливое стечение обстоятельств — ее легче было вытолкнуть. К слову, идею выпускать именно такую, легкую и доступную модель, Олдс подхватил у Форда, чьи машины в то время получались на двести долларов дороже.

Рой Чапин за румпелем первого Oldsmobile. Bentley Image Bank

Рой Чапин за румпелем первого Oldsmobile. Bentley Image BankРой Чапин за румпелем первого Oldsmobile. Bentley Image Bank
Рой Чапин за румпелем первого Oldsmobile. Bentley Image Bank

С Ford T малолитражку Oldsmobile роднят малая масса, планетарная коробка передач, разумное упрощение конструкции. Так, от рулевого механизма отказались в пользу «коровьего хвоста» — румпеля. Поворачивать, когда на сиденье рядом располагался еще и пассажир, было неудобно, так как румпель приходилось сильно отклонять в сторону. Из-за затруднений с маневрированием автомобиль нередко попадал в аварии — отсюда, собственно, и «олдсмогила».

При всей своей примитивности Curved Dash отличался высоким качеством и надежностью — одна из машин за 73 дня пересекла Штаты от побережья до побережья.

Всего до 1907 года было построено порядка 20000 Oldsmobile Curved Dash, в том числе легкие грузовички и даже дрезины.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии