Хроника: потомственный рекордсмен

90 лет назад, 23 марта 1921 года, родился Дональд Кэмпбелл — знаменитый британский рекордсмен.

Дональд Кэмпбелл

Дональд КэмпбеллДональд Кэмпбелл
Дональд Кэмпбелл

Его отец, Малькольм Кэмпбелл, получил рыцарское звание за установление абсолютного мирового рекорда скорости на суше и на воде. Это удавалось ему 13 раз. Сын намеревался превзойти отца. Первого достижения он добился, переоборудовав старую отцовскую рекордную лодку Bluebird K4.

В конце 1950-х годов инженеры братья Норрис спроектировали для него сухопутный болид с несущим кузовом из сотового алюминия. Машину Кэмпбелл-младший решил назвать Bluebird в честь знаменитых «синих птиц», приносивших удачу отцу. Однако времена изменились, резервы двигателей внутреннего сгорания для установления скоростных рекордов были исчерпаны, и потому машина получила газовую турбину Bristol-Siddeley Protheus мощностью свыше 4000 л.с. Это была первая успешная турбина известного британского авиазавода Bristol-Siddeley. Расчетная скорость с таким двигателем достигала 800 км/ч.

Болид Bristol Proteus CN7 (седьмой проект Кэмпбеллов и Норрисов) оснащался приводом на все колеса, обутые в шины Dunlop диаметром 52 дюйма, имел четыре дисковые тормоза и особый воздушный тормоз. Кузов выполнила специализированная мастерская Motor Panels Ltd Джеймса Миллера Филипса, взявшего на себя, по сути, руководство всей программой установления рекордов Кэмпбелла-младшего. Демонстрацию машины отпрыск устроил в Гудвуде, и в том же 1960 году проверил ее на соляном озере Бонневиль в штате Юта (США).

Болид Bristol Proteus CN7 Bluebird на демонстрации в Гудвуде. Фото: www.newspress.co.uk

Болид Bristol Proteus CN7 Bluebird на демонстрации в Гудвуде. Фото: www.newspress.co.ukБолид Bristol Proteus CN7 Bluebird на демонстрации в Гудвуде. Фото: www.newspress.co.uk
Болид Bristol Proteus CN7 Bluebird на демонстрации в Гудвуде. Фото: www.newspress.co.uk

Джеймс Миллер Филипс присмотрел для установления рекорда площадку на соляном озере Эри в Австралии. На твердой и ровной, как стол, корке соли удалось отмерить 32-километровый участок для заезда. Однако в 1963 году, когда намечалось побитие мирового рекорда, прошли необычно обильные для тех мест дожди. Программу пришлось отменить. К июню 1964 года озеро просохло. К этому моменту машину оснастили вертикальным стабилизатором для улучшения устойчивости.

Джеймс Миллер Филипс. Фото: Wikipedia

Джеймс Миллер Филипс. Фото: WikipediaДжеймс Миллер Филипс. Фото: Wikipedia
Джеймс Миллер Филипс. Фото: Wikipedia

17 июля 1964 года по результатам заездов в две стороны на болиде Bristol Proteus CN7 Дональд Кэмпбелл установил новый абсолютный рекорд скорости на суше — 648,73 км/ч. На финальных метрах заезда скорость достигала 710 км/ч.

В дальнейшем Дональд Кэмпбелл переключился на установление рекордов скорости на воде. 4 января 1967 года его лодка Bluebird K7 на скорости около 510 км/ч перевернулась, пилот погиб.

Перед установлением рекорда на озере Эри болид Bristol Proteus CN7 оснастили вертикальным стабилизатором.

Перед установлением рекорда на озере Эри болид Bristol Proteus CN7 оснастили вертикальным стабилизатором.Перед установлением рекорда на озере Эри болид Bristol Proteus CN7 оснастили вертикальным стабилизатором.
Перед установлением рекорда на озере Эри болид Bristol Proteus CN7 оснастили вертикальным стабилизатором.
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии