Хроника: неизвестный юбилей

Чтобы убедиться в том, что AM General – настоящая terra incognita автомобильной Америки, достаточно задать вопрос, а выпускают ли сейчас в США Hummer? Всяк скажет, что производство свернуто, а права на торговую марку Hummer проданы корпорацией General Motors сычуаньской Tengzhong Heavy Industries Machinery Co.

«Четверть-тонный грузовик универсального назначения» М151 A2, он же Mutt. По традиции, аббревиатура стала прозвищем. MUTT происходит от Military Utility Tactical Truck. Традицию продолжил Humvee.

И будет прав лишь отчасти! Большинство из нас упустило из виду тот факт, что могущественная General Motors всего лишь продвигала любимый вездеход Шварцнеггера на рынок, тогда как производство и Hummer H1, и Hummer H2 велось вовсе не заводах этой корпорации. Эти машины собирали в Mishawaka, штат Индиана, на заводе AM General. Более того, когда 12 мая 2006 года было оглашено намерение свернуть производство знаменитого Hummer H1 Alpha, руководство AM General особо подчеркнуло, что рабочим не следует винить GM в коммерческом провале прекрасного вездехода. Беспрецедентное заявление! Фактически, таким образом AM General как раз и обвинило GM в неудаче. Между тем, производство Hummer, а точнее, его родоначальной армейской версии HMMWV, продолжается как ни в чем не бывало.

Джип M151 охраняет пленных кубинцев во время высадки американских войск на остров Гренада в октябре 1983 года в рамках операции Urgent Fury («Вспышка ярости»). Сценарий был стандартен – янки объявили об угрозе жизни американским гражданам, высадились и свергли прокубинское и просоветское правительство. Кубинские строители, возводившие на острове взлетно-посадочную полосу, способную принимать тяжелые бомбардировщики, оказали американцам вооруженное сопротивление, но были разбиты.

Однако день 11 января 2000 года, когда GM и корпорация AM General заключили партнерское соглашение – всего лишь одна из памятных вех в истории этой фирмы. Свою родословную она ведет с 1903 года, когда в городке Терре Хот в штате Индиана компания Standart Wheel Company выпустила автомобиль Overland «Runabout». В 1908 году фирму купил Джон Норт Уиллис и спустя четыре года переименовал ее в Willys-Overland. С 1936 года это Willys-Overland Motors, Inc. – прародительница легендарных «джипов». В 1953 году фирму покупает предприниматель Генри Кайзер и она начинает называться Willys Motors, Incorporated. Кайзер добивается первого в послевоенной истории крупного госзаказа на 14 000 почтовых фургонов на базе джипа. В 1963 году фирму преобразуют в Kaiser Jeep Corporation. Спустя год она приобретает производственные мощности другого давнего поставщика Пентагона – Studebaker Corporation в городе Саут Бенд, штат Индиана. В последующие 25 лет с конвейера этого предприятия сойдут 112000 5-тонных и 150000 2 ½-тонных стандартных трехосных грузовиков для армии. Рост военных заказов потребовал создания в 1967 году отделения Defense and Government Products Division. Дела у отделения шли все лучше и лучше, тогда как сама Kaiser Industries терпела крах.

Наследник знаменитого Studebaker US6 – 2 ½-тонный грузовик М35 по прозвищу «Трудяга», модификация A2. Был разработан в 1950 году фирмой REO, выпускался также заводами Bombardier, Curtiss Wright, Kaiser Jeep, Kia, Studebaker, White и, разумеется, AM General. По долголетию и объемам производства перекрывает наш ЗиЛ-157 по прозвищу «Колун».

В 1970 году American Motors Corporation (AMC) приобрела Kaiser Jeep Corporation. Наконец, с первого апреля 1971 года AM General Corporation – независимое отделение в рамках AMC. Это дата водораздела, после которого марка Jeep отправляется в независимое плавание от AMC к Renault, а затем и к Chrysler.

Первой моделью AM General можно считать легкий разведывательный вездеход M-151, ничего общего не имеющий ни с одним из Jeep. Во-первых, это машина с несущим кузовом и независимой двухрычажной подвеской «по кругу». Во-вторых, ее разработал Ford, а уже военное ведомство перенаправило контракт в Kaiser Jeep. То есть, история повторилась с точностью до наоборот. В 1941 году правительство США, как многие помнят, побудило Ford приобрести у Willys-Overland лицензию на джип.

AM General HMMWV M998 на внешней подвеске вертолета Sikorsky UH60 «Черный ястреб»

Главным же достижением AM General, безусловно, является Hummer. В 1979 году фирма буквально вырвала этот контракт у Chrysler. «Высокоподвижный автомобиль многопланового назначения», HMMWV, стал настоящим прорывом в области военных транспортных средств. До этого американцы плелись в хвосте у СССР. Достаточно сказать, что система центрального регулирования давления воздуха в шинах (CTI) было запатентовано для грузовиков AM General только в начале 1970-х, тогда как на машинах ЗиС применялось с середины 1950-х.

Контракты на HMMWV сыпались на корпорацию дождем. Первый, в марте 1981 года – на сумму $1,2 млрд, на 55000 автомобилей пяти базовых моделей и 15 модификаций. В общей сложности армия США и союзников получила порядка 200 000 таких вездеходов. В войсках их звали не Hummer, а Humvee, и это слово зарегистрировано как торговая марка AM General.

Официальный запуск «конверсионной» марки Hummer. Даже в серьезные энциклопедии по военным автомобилям попал ошибочный перевод ее как «Молот». По-английски молот – hammer, через «а».

20 сентября 1983 году компания LTV Aerospace and Defense Company выкупила корпорацию AM General у обанкротившейся AMC. В апреле 1992 года корпорация перешла в собственность Renco Group, Inc. – за лакомый кусок американской оборонки развернулась настоящая борьба. В тот же год регистрируется торговая марка «конверсионной» техники – Hummer. В декабре 1999 года, как мы уже знаем, тут как тут оказалась General Motors. Однако уже в апреле 2002 года AM General преобразовывается в общество с ограниченной ответственность (по-нашему ООО, по-ихнему – Ltd.). В августе 2004 года ООО из Милуоки попадает в руки биржевого спекулянта Рональда Перельмана и его MacAndrews & Forbes Holdings. Теперь фирма называется AM General LLC. В 2007 году она заключает контракт с крупнейшей американской оборонной корпорацией General Dynamics на создание «Совместного легкого тактического автомобиля» (JLTV) – по сути, наследника нынешнего HMMWV. Совместное предприятие корпораций называется General Tactic Vehicles.

Подпишитесь на «За рулем» в