Хроника: За правое дело

75 лет назад, 27 апреля 1936 года Объединенный профсоюз автомобильных рабочих (UAW) получили независимость от Федерации профсоюзов Америки.

Рабочие всякий раз странным образом выпадают из автомобильной истории. Между тем именно их руками создаются любимые нами машины! Объединенный профсоюз автомобильных, аэрокосмических и сельхозмашиностроительных рабочих – крупнейшее трудовое объединение в мире. Оно было создано на гребне Великой депрессии – жесточайшего экономического кризиса, о котором так драматично написал Джон Стейнбек в «Гроздьях гнева».

Эмблема UAW

Попытки рабочих отстаивать свои права перед нанимателем происходили во все времена, однако они носили стихийный характер, а выдвигаемые требования чаще всего касались каких-то сиюминутных проблем.

Руководители UAW (первым секретарем стал социалист Гомер Мартин) не просто возглавили рабочее движение, но систематизировали протест.

Сидячая забастовка на кузовном заводе Fisher Body во Флинте, входящем в состав General Motors, 1937 год. Фото: Library of Congress

Первой успешной акцией UAW стали «сидячие забастовки» на заводах General Motors. За основу взяли так называемые «итальянские забастовки», когда все рабочие присутствуют на своих местах, но при этом ничего не делают. Далеко не всегда протесты проистекали мирно – губернатору Мичигана Франку Мерфи приходилось звать на помощь национальную гвардию. Такая стачка на заводе Chevrolet №4 привела 11 февраля 1937 года к подписанию первого юнионистского соглашения между заводским руководством и профсоюзом.

А это монумент в честь сего памятного события, установленный в Мичигане. Автор скульптуры Джаниз Тримпко.

Вслед за General Motors сдался Chrysler. Дольше всего продержался Ford Motor Co., на территорию которого профсоюзные лидеры не допускались волевым решением Генри Форда. Прокоммунистический американский писатель Эптон Синклер живописал страсти, кипевшие вокруг заводов Форда в 1930-е годы, в своем знаменитом романе «Автомобильный король». У Форда действовала собственная организация по урегулированию споров, руководил ею Гарри Беннет – одиозная личность, выполнявший роль телохранителя старика-Форда. По сути, это была полубандитская служба безопасности. Процесс проникновения UAW на Ford Motor Co. вошел в историю как Battle of the Overpass. 26 мая 1937 года профсоюзные вожаки Вальтер Рейтер, Ричард Франкенштеен попросили фотокора Detroit News Джеймса Килпатрика запечатлеть их на фоне заводских корпусов и большой надписи Ford. Тут к ним приблизился Гарри Беннет со своими молодчиками. Общение закончилось банальным избиением.

Фордовские рабочие перед фабрикой в Хайлэнд-парке – такую силу мечтали подчинить себе профсоюзы

Соглашение профсоюзов с Ford Motor Co. будет подписано только в апреле 1941 года.

Генри Форд и Гарри Беннет (слева), 1939 год

UAW стал первым профсоюзом в Америке, отстаивавшим права чернокожих рабочих. Среди достижений UAW – первые оплачиваемые выходные для рабочих General Motors (1947 год), первые пенсии для рабочих Ford (1949 год), полностью бесплатное нахождение в больнице для рабочих плюс бесплатное хирургическое и медицинское обслуживание для уволившихся (1964 год).

Так происходило «общение» между молодчиками Гарри Беннета и профсоюзными активистами 26 мая 1937 году у завода Ford Motor Co

Впрочем, вряд ли стоит идеализировать деятельность профсоюзов. Борясь с полубандитскими охранными структурами на предприятиях и добиваясь выгодных соглашений с руководством компаний, рабочие лидеры перенимали методы противной стороны. Яркий портрет профсоюзного активиста создал в киносаге «Однажды в Америке» режиссер Серджо Леоне. Профсоюз UAW нередко обвиняли в том, что он подмял под себя автомобильную индустрию, что в итоге и привело к кризису, поразившему ее в 2007 – 2008 годах. Известно, что средняя заработная плата на заводах, подконтрольных UAW, примерно на 10-20 долларов в час больше, чем на американских предприятиях японских автомобильных компаний. Разница в «нагрузке», которую добавляют к себестоимости автомобиля профсоюзные отчисления на заводах UAW и заводах японских фирм, составляет целый порядок. Разумеется, «профсоюзные» надбавки увеличивают цену автомобиля, снижая его конкурентоспособность. Японское руководство противилось проникновению щупалец UAW на свои предприятия примерно так же, как это делал Генри Форд в 1930-е годы. К слову, если численность профсоюза в 1979 году достигла 1,5 миллиона членов, в 2008-м она сократилась до 500 000. И в этом многие склонны видеть создание японскими компаниями в США более привлекательных условий занятости, чем на заводах «большой тройки».

Привлечь в свои ряды темнокожих всегда виделось одной из первоочередных задач UAW. А вот культура производства UAW не заботила: Артур Хейли в знаменитом романе «Колеса» подметил, что не следует приобретать автомобиль, выпущенный в первый или последний день рабочей недели, поскольку в пятницу рабочий только и думает, как напиться, а в понедельник еще не до конца трезв. Фото: Bentley Historical Library.

Не случайно UAW громко отпраздновал «заход» на обанкротившийся завод NUMMI компании Toyota – последнее автомобильное производство в Калифорнии. Теперь предприятие возобновило работу, готовится выпускать электромобили Tesla. Но, главное, создан прецедент – рабочие этого американо-японского предприятия теперь поголовно вошли в UAW.

Массовое выступление рабочих на фордовском заводе Ривер Руж, организованное UAW в 1950-е годы.

Подпишитесь на «За рулем» в