Хроника: единственная победа японцев в Ле-Мане

20 лет назад, 23 июня 1991 года болид Mazda-787B пришел первым в 24-часовой гонке во французском Ле-Ман. Это был первый и единственный случай победы в этом престижном соревновании машины японской марки.

Mazda-787B — победитель «24 часов Ле Ман» 1991 года (экипаж Вейдлер/Герберт/Гашо). Автомобиль подготовлен по Группе С.

Mazda-787B — победитель «24 часов Ле Ман» 1991 года (экипаж Вейдлер/Герберт/Гашо). Автомобиль подготовлен по Группе С.Mazda-787B — победитель «24 часов Ле Ман» 1991 года (экипаж Вейдлер/Герберт/Гашо). Автомобиль подготовлен по Группе С.
Mazda-787B — победитель «24 часов Ле Ман» 1991 года (экипаж Вейдлер/Герберт/Гашо). Автомобиль подготовлен по Группе С.

Японцам такая победа была важна принципиально, поскольку в это время Mazda активно завоевывала европейский рынок с моделью 323, предшественницей нынешней Mazda 3. Немецкие автомобильные журналы раз за разом присуждали японской малолитражке призы за надежность и рентабельность.

Вместе с тем дебют болидов 787 на 24-часовых гонках в Ле Мане 1990 года закончился сходом двух из трех машин из-за проблем с перегревом силового агрегата (4-секционного роторно-поршневого двигателя). А третья Mazda-787 финишировала только на 20-й позиции.

Двигатель Mazda-787B модели R26B имел четыре секции с рабочим объемом 0,654 куб.см. каждая (суммарно — 2622 куб.см.). Впрыск с электронным управлением поставила фирма Nippon Denso. Каждая секция имела по три свечи зажигания. Впускной коллектор в зависимости от нагрузки мол менять длину (при малых оборотах — длинный, при высоких — короткий). Двигатель выдавал 700 л.с. при 9000 об/мин, однако на прототипе показатели были существенно выше — 930 л.с. при 10500 об/мин.

 Двигатель Mazda-787B модели R26B имел четыре секции с рабочим объемом 0,654 куб.см. каждая (суммарно - 2622 куб.см.). Впрыск с электронным управлением поставила фирма Nippon Denso. Каждая секция имела по три свечи зажигания. Впускной коллектор в зависимости от нагрузки мол менять длину (при малых оборотах - длинный, при высоких - короткий). Двигатель выдавал 700 л.с. при 9000 об/мин, однако на прототипе показатели были существенно выше - 930 л.с. при 10500 об/мин. Двигатель Mazda-787B модели R26B имел четыре секции с рабочим объемом 0,654 куб.см. каждая (суммарно — 2622 куб.см.). Впрыск с электронным управлением поставила фирма Nippon Denso. Каждая секция имела по три свечи зажигания. Впускной коллектор в зависимости от нагрузки мол менять длину (при малых оборотах — длинный, при высоких — короткий). Двигатель выдавал 700 л.с. при 9000 об/мин, однако на прототипе показатели были существенно выше — 930 л.с. при 10500 об/мин.
Двигатель Mazda-787B модели R26B имел четыре секции с рабочим объемом 0,654 куб.см. каждая (суммарно — 2622 куб.см.). Впрыск с электронным управлением поставила фирма Nippon Denso. Каждая секция имела по три свечи зажигания. Впускной коллектор в зависимости от нагрузки мол менять длину (при малых оборотах — длинный, при высоких — короткий). Двигатель выдавал 700 л.с. при 9000 об/мин, однако на прототипе показатели были существенно выше — 930 л.с. при 10500 об/мин.

На 59-ю по счету гонку «24 часа Ле Мана» в 1991-м компания привезла усовершенствованные машины 787B. Их вели «слетанные» экипажи в составе Пьера Дьюдона, Такаси Йорино, Юдзиро Терада (машина под стартовым номером 56), Фольмер Вейдлер, Джонни Херберт, Бертран Гашо (номер 55) и Маурицио Сандро Сала, Стефан Йоханссен, Дэйв Кеннеди (номер 18). Машина №18 имела более низкое передаточное отношение главной пары, что позволяло ей экономить топливо. Однако и скорость была на пару десятков км/ч ниже. Большинство пилотов обладало богатым опытом выступления во Всеяпонском чемпионате спортпрототипов (AJSPC) и Всемирном чемпионате спорткаров (WSC). Несмотря на то, что стартовые места команды были невыгодными (19-я, 23-я и 30-я позиции), машине №55 ближе к ночи удалось вплотную приблизиться к спроектированным мастерской Sauber трем Mercedes-Benz C-11 (одним из сменных пилотов которого был Михаэль Шумахер). «Мерседесы» оказались слабыми противниками: один сошел из-за проблем с коробкой передач, другой — также из-за неполадок. На 22-м часу гонки вперед вышел болид Mazda 787B с Гербертом за рулем. Он даже отказался покидать кокпит в положенный для смены час, чтобы удерживать темп. Он пришел первым, проехав 362 круга и отмотав 4932,2 км.

Автомобиль-победитель в музее «24-часов Ле Мана»

Автомобиль-победитель в музее «24-часов Ле Мана»Автомобиль-победитель в музее «24-часов Ле Мана»
Автомобиль-победитель в музее «24-часов Ле Мана»

На следующий год Fédération Internationale de l'Automobile (FIA) запретила использовать роторно-поршневые двигатели в гонках спортпрототипов. Так что победа 787В в 1991 году стала еще и единственной в истории Ле Мана победой роторно-поршневого автомобиля.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии