Хроника: сэр Jaguar

110 лет назад, 4 сентября 1901 года родился сэр Уильям Лайонс, основатель компании Jaguar Cars Limited.

Сэр Уильям Лайонс, 4.09.1901 — 8.02.1985 гг.

Сэр Уильям Лайонс, 4.09.1901 — 8.02.1985 гг.Сэр Уильям Лайонс, 4.09.1901 — 8.02.1985 гг.
Сэр Уильям Лайонс, 4.09.1901 — 8.02.1985 гг.

Он появился на свет в Блэкпуле. Его отец-ирландец, тоже Уильям, держал в этом городе магазин музыкальных инструментов, в который однажды забежала дочка местного мельника Милли Бэркрофт. Ей-то и было суждено стать матерью основателя марки Jaguar. К огорчению отца, у мальчика не оказалось музыкального слуха. Зато он интересовался техникой. После окончания технического колледжа в Манчестере он пошел работать на тамошний автомобильный завод Crossley.

Человек без улыбки — Лайонс на любимом «Харлее». Прекрасная реклама для Harley-Davidson!

Человек без улыбки — Лайонс на любимом «Харлее». Прекрасная реклама для Harley-Davidson!Человек без улыбки — Лайонс на любимом «Харлее». Прекрасная реклама для Harley-Davidson!
Человек без улыбки — Лайонс на любимом «Харлее». Прекрасная реклама для Harley-Davidson!

Поворотным пунктом в биографии Уильяма-младшего стала встреча с еще одним Уильямом — Уолмсли. Если у первого в голове водились кое-какие мысли, то у второго было все в порядке с деньжатами — он был сыном торговца углем. Вместе они начали переделывать мотоциклы — оснащали их боковыми прицепами в стиле «цепеллинов». Почти каждый британец после Great War, первой мировой войны, представлял себе, что такое «цеппелин» — эти дирижабли бомбили Лондон. Материал, который партнеры пустили на мотоциклетные люльки, тоже являлся своего рода «отголоском войны» — алюминием. Процесс проистекал в гараже Уолмсли. А в гостиной его молодая супруга с увлечением строчила на машинке обивку для этих люлек.

Чета Лайонсов с любимыми терьерами возле первого автомобиля, SS1 (1931–1936 гг.) и модели XJ6 (1968–1973 гг.). У Греты и Уильяма Лайонсов было две дочери, Патрисия, родившаяся в 1927-м, и Мэри, 1937 года рождения. Сын Джон Майкл, появившийся на свет в 1930-м, в 1955-м погиб в автокатастрофе, когда поехал в Ле Ман смотреть, как будут выступать машины отца. (Jaguar D-Type победил в абсолютном зачете.) Супруга переживет Уильяма Лайонса на год

Чета Лайонсов с любимыми терьерами возле первого автомобиля, SS1 (1931-1936 гг.) и модели XJ6 (1968-1973 гг.). У Греты и Уильяма Лайонсов было две дочери, Патрисия, родившаяся в 1927-м, и Мэри, 1937 года рождения. Сын Джон Майкл, появившийся на свет в 1930-м, в 1955-м погиб в автокатастрофе, когда поехал в Ле Ман смотреть, как будут выступать машины отца. (Jaguar D-Type победил в абсолютном зачете.) Супруга переживет Уильяма Лайонса на годЧета Лайонсов с любимыми терьерами возле первого автомобиля, SS1 (1931–1936 гг.) и модели XJ6 (1968–1973 гг.). У Греты и Уильяма Лайонсов было две дочери, Патрисия, родившаяся в 1927-м, и Мэри, 1937 года рождения. Сын Джон Майкл, появившийся на свет в 1930-м, в 1955-м погиб в автокатастрофе, когда поехал в Ле Ман смотреть, как будут выступать машины отца. (Jaguar D-Type победил в абсолютном зачете.) Супруга переживет Уильяма Лайонса на год
Чета Лайонсов с любимыми терьерами возле первого автомобиля, SS1 (1931–1936 гг.) и модели XJ6 (1968–1973 гг.). У Греты и Уильяма Лайонсов было две дочери, Патрисия, родившаяся в 1927-м, и Мэри, 1937 года рождения. Сын Джон Майкл, появившийся на свет в 1930-м, в 1955-м погиб в автокатастрофе, когда поехал в Ле Ман смотреть, как будут выступать машины отца. (Jaguar D-Type победил в абсолютном зачете.) Супруга переживет Уильяма Лайонса на год

В 1922 году — на 21-й день рождения Лайонса — партнеры зарегистрировали Swallow Sidecar Company. По воспоминаниям сэра Уильяма, в компании работало тогда «три с половиной человека». Раму для колясок им поставляла мастерская Montgomery из Ковентри. Дело шло со скрипом. Образно говоря, партнеры едва доживали до зарплаты.

Мотоцикл с боковым прицепом мастерской Уильяма Лайонса и Уильяма Уолмсли, середина 1920-х. На заднем плане — самая знаменитая предвоенная модель компании — SS100 Jaguar 1936 года

Мотоцикл с боковым прицепом мастерской Уильяма Лайонса и Уильяма Уолмсли, середина 1920-х. На заднем плане — самая знаменитая предвоенная модель компании — SS100 Jaguar 1936 годаМотоцикл с боковым прицепом мастерской Уильяма Лайонса и Уильяма Уолмсли, середина 1920-х. На заднем плане — самая знаменитая предвоенная модель компании — SS100 Jaguar 1936 года
Мотоцикл с боковым прицепом мастерской Уильяма Лайонса и Уильяма Уолмсли, середина 1920-х. На заднем плане — самая знаменитая предвоенная модель компании — SS100 Jaguar 1936 года

В 1924 году Лайонс женился на Грете Браун. Молодым подарили… автомобиль Austin Seven. У Лайонса возникла идея приодеть эту самую доступную в те времена на рынке модель в более элегантный кузов из того же алюминия, что шел на изготовление мотоциклетных колясок. В 1927 году машина была продана за 187 фунтов, при том что базовая модель стоила 165. Уильям Уолмсли обозвал приятеля сумасшедшим, когда тот вернулся в мастерскую, размахивая заказом на 500 автомобильных кузовов того же фасона. Это означало, что партнерам нужно было выпускать по 20 кузовов в неделю.

Одновременно это означало и переезд из крохотного Блэкпула в большой город, где можно было подыскать помещения для разрастающегося на глазах дела. Ближайшим таким городом оказался Ковентри — там пустовали цеха бывшей снарядной фабрики. Даже в новых помещениях, с нанятым персоналом партнеры трудились по 14 часов в день. В 1929-м компания изготавливала по 100 кузовов в неделю.

Британский пропагандистский постер времен Первой мировой с изображением «цеппелина». Текст: лучше смотреть пулям в лицо, чем сгинуть под бомбами дома. Источник: Wikipedia

Британский пропагандистский постер времен Первой мировой с изображением «цеппелина». Текст: лучше смотреть пулям в лицо, чем сгинуть под бомбами дома. Источник: WikipediaБританский пропагандистский постер времен Первой мировой с изображением «цеппелина». Текст: лучше смотреть пулям в лицо, чем сгинуть под бомбами дома. Источник: Wikipedia
Британский пропагандистский постер времен Первой мировой с изображением «цеппелина». Текст: лучше смотреть пулям в лицо, чем сгинуть под бомбами дома. Источник: Wikipedia

В октябре 1931 года Лайонс представил журналистам первый автомобиль уже собственной марки, SS1 (его компания называлась Swallow Sidecars). По правде, шасси целиком разработала автомобильная фирма Standard Motors. Тем не менее отзывы о новинке были положительными. Следующим шагом Лайонса было пригласить в компанию третьего Уильяма — Хейнса, инженера-моториста из компании Humber. Тот спроектировал первый двигатель. Как и многие другие, Хейнс проработал с Лайонсом долгие годы, хотя отзывался о нем как о зануде с тяжелым характером и напрочь лишенном чувства юмора. Лайонс не любил, когда ему перечили, и только Хейнс отваживался открыто возражать ему.

К этому времени Лайонс нанял весьма пронырливого молодого человека по имени Эрнст Ранкин заведовать рекламой и связями с общественностью. Ранкин сказал Лайонсу, что глупо называть спортивный автомобиль «Ласточкой». Он выложил перед начальником листок бумаги с перечнем зверей, более подходящих в качестве названия; Лайонс выбрал Jaguar.

Сэр Уильям Лайонс представляет журналистам легендарный Jaguar E-Type в парке Дез О-Вив в Женеве 15 марта 1961 года, за день до открытия Женевского автосалона

Сэр Уильям Лайонс представляет журналистам легендарный Jaguar E-Type в парке Дез О-Вив в Женеве 15 марта 1961 года, за день до открытия Женевского автосалонаСэр Уильям Лайонс представляет журналистам легендарный Jaguar E-Type в парке Дез О-Вив в Женеве 15 марта 1961 года, за день до открытия Женевского автосалона
Сэр Уильям Лайонс представляет журналистам легендарный Jaguar E-Type в парке Дез О-Вив в Женеве 15 марта 1961 года, за день до открытия Женевского автосалона

Забегая вперед, скажу: Ранкина, проработавшего с Уильямом Лайонсом долгие годы, всегда отличали смелые решения. В 1958 году по просьбе одного дилера из Гримсби он не задумываясь приказал разрезать новенький Jaguar пополам. Дилер, Ричард Беллами, просил левую половинку — он собирался повесить ее на фасад шоу-рума.

Лорд Лайонс — глава известной на весь мир автомобильной компании

Лорд Лайонс — глава известной на весь мир автомобильной компанииЛорд Лайонс — глава известной на весь мир автомобильной компании
Лорд Лайонс — глава известной на весь мир автомобильной компании

Первым автомобилем, получившим новое имя, стал SS 2,5 Litre Saloon 1935 года. После второй мировой войны аббревиатура SS вызывала негативные ассоциации, поэтому компанию переименовали в Jaguar Cars Ltd.

Фотосессия в Уоппенбери Холл с преемником — сэром Джоном Эганом, 1984 год

Фотосессия в Уоппенбери Холл с преемником — сэром Джоном Эганом, 1984 годФотосессия в Уоппенбери Холл с преемником — сэром Джоном Эганом, 1984 год
Фотосессия в Уоппенбери Холл с преемником — сэром Джоном Эганом, 1984 год

Седьмого февраля 1956 года Уильям Лайонс, эсквайр, за заслуги перед королевством был посвящен в рыцари и теперь именовался «сэр». В тот же год королева Елизавета и герцог Эдинбургский нанесли визит на завод Jaguar в Ковентри. Год спустя, 12 февраля 1957-го пожар уничтожит предприятие. Королева пришлет сэру Уильяму сочувственную телеграмму.

Под руководством Уильяма Лайонса компания Jaguar завоевала всеобщее признание, пережила деприватизацию, кризис под государственным управлением... Лорд Лайонс оставался у руля своего предприятия до 1972 года, после чего вел жизнь типичного британского пенсионера в своем имении Уоппенбери Холл. Умер он 8 февраля 1985 года.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии