Хроника: первый японский завод в Великобритании

25 лет назад, 8 сентября 1986 года, Nissan Motor Company открыла автомобильный завод NMUK на северо-востоке Великобритании.

Завод NMUK в Сандерленде

Завод NMUK в СандерлендеЗавод NMUK в Сандерленде
Завод NMUK в Сандерленде

Решение было продиктовано все более увеличивающимися барьерами, которые выдвигал Евросоюз на пути японских легковых автомобилей. Для размещения предприятия выбрали, казалось, самое неподходящее место. Крошечное графство Тэйн энд Вэр на северо-востоке, город Сандерленд. В этих краях никогда не выпускали автомобили — традиционно здесь было развито судостроение. Едва ли можно назвать исключением шинный завод Goodyear. Кроме того, это угольный регион. Собственно, кризис в угольной отрасли Великобритании и подвиг правительство Маргарет Тэтчер предложить благоприятные условия для привлечения иностранного капитала в депрессивные области страны.

В частности, правительство выделило на развитие проекта субсидии в объеме 125 миллионов фунтов стерлингов. Для сравнения: автомобиль Nissan Micra производства NMUK продавали в Великобритании примерно за 5500 фунтов. Собственные инвестиции компании Nissan только за первые десять лет работы предприятия составили 1,25 миллиарда фунтов стерлингов — с дальнейшей перспективой увеличения вливаний до 15,9 миллиарда. На тот момент это были рекордные вложения японских фирм в европейскую экономику.

Правительство тори и Nissan Motor Company пришли к соглашению в феврале 1984 года. К этому времени Nissan уже год собирал внедорожники Patrol в Испании, на предприятии Nissan Motor Iberica S.A. 

Под британский завод выделили территорию площадью 3,23 кв.км в Вашингтоне — пригороде Сандерленда (Сандерленд — побратим американского Вашингтона). Японцев привлекли также относительно невысокая стоимость рабочей силы и низкие расходы на медицинское страхование и прочие выплаты.

Nissan Bluebird (U11) выпускался с 1983 по 1985 год. Крупноузловая сборка в Великобритании не пользовалась успехом

Nissan Bluebird (U11) выпускался с 1983 по 1985 год. Крупноузловая сборка в Великобритании не пользовалась успехом Nissan Bluebird (U11) выпускался с 1983 по 1985 год. Крупноузловая сборка в Великобритании не пользовалась успехом
Nissan Bluebird (U11) выпускался с 1983 по 1985 год. Крупноузловая сборка в Великобритании не пользовалась успехом

На официальном открытии NMUK 8 сентября 1986 года присутствовали г-жа Маргарет Тэтчер и премьер-министр Японии Ютака Кумэ. Деятельность предприятия началась с крупноузловой сборки Nissan Bluebird. В мае 1990-го заработало полноценное производство Primera (P10), в 1992-м — малолитражки Micra, ставшей первым европейским «Автомобилем года» японской марки. За год до этого события NMUK принес первую прибыль — 18,4 млн. фунтов стерлингов, а в 1993-м превратился в крупнейшего британского экспортера промышленных изделий. Всего на заводе создали около 4500 рабочих мест.

Nissan March/Micra (K11) — первая японская разработка, получившая титул «Автомобиль года» в Европе. Выпускался с 1992 по 2003 год

Nissan March/Micra (K11) — первая японская разработка, получившая титул «Автомобиль года» в Европе. Выпускался с 1992 по 2003 годNissan March/Micra (K11) — первая японская разработка, получившая титул «Автомобиль года» в Европе. Выпускался с 1992 по 2003 год
Nissan March/Micra (K11) — первая японская разработка, получившая титул «Автомобиль года» в Европе. Выпускался с 1992 по 2003 год

Кайзен, just-in-time, ротация рабочих мест — все это было в Великобритании в диковинку. Довольно непросто оказалось привить японские принципы трудовых отношений на почву, еще недавно сотрясаемую массовыми стачками горняков. Но и это препятствие осталось позади — сотрудников даже удалось уговорить на хоровое исполнение гимна предприятия.

Nissan Primera (1999 — 1996 гг.)

Nissan Primera (1999 — 1996 гг.)Nissan Primera (1999 — 1996 гг.)
Nissan Primera (1999 — 1996 гг.)

Говоря о британской автомобильной промышленности, в частности, о ее грандиозном крахе в 1980-х годах, мы можем провести определенные параллели с нашей страной. Именно государственное управление довело крупнейшую британскую корпорацию British Leyland до краха. Путь к возрождению отрасли через привлечение в нее иностранных компаний тоже не мы первые осваиваем. К слову, в Великобритании с давних пор действовал завод Citroen — Peugeot (город Райтон), а с 1981 года Rover собирал машины по лицензии Honda. Так что приход в Соединенное Королевство Nissan был заметным, хотя и не уникальным событием.

Завод Nissan Motor United Kingdom использует энергию ветра

Завод Nissan Motor United Kingdom использует энергию ветраЗавод Nissan Motor United Kingdom использует энергию ветра
Завод Nissan Motor United Kingdom использует энергию ветра

За десять лет успешной деятельности предприятие в Сандерленде вышло на показатели 250 000 автомобилей в год (Primera и Micra), причем там осуществлялась сборка двигателей и осей, штамповка кузовных деталей, литье из алюминия, формовка пластмассовых деталей. По эффективности и вертикальной интеграции завод занял второе место среди предприятий Nissan.

Всего со времени основания предприятия здесь было освоено 12 моделей автомобилей. Сегодня 25% новых британских машин производят на NMUK. Завод выпускает Qashqai, Juke, готовится делать Leaf.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии