Отечественный авторынок сползает в кризис

Российские автодилеры заявляют, что официальная статистика об увеличении продаж в прошлом году на 11% не соответствует действительности.

Как утверждается в материале «Независимой газеты», двузначные показатели роста отечественного автомобильного рынка не более чем результат приписок. На деле же в прошлом году рост отсутствовал, а нынешний и вовсе грозит завершиться с отрицательным результатом. Российский рынок, долгое время демонстрировавший рост, исчерпал потенциал и впереди у него в лучшем случае стагнация, а в худшем – падение. Статистика показала отрицательные показатели в марте 2013 года – продажи сократились на 4%, до 244 тыс. машин. По мнению экспертов, ситуация с продажами автомобилей в России, с некоторой отсрочкой, повторяет положение дел на Западе. По данным Европейской ассоциации автопроизводителей (ACEA), в марте граждане ЕС купили 1,3 млн новых автомобилей. Сокращение по сравнению с мартом 2012 года (1,5 млн машин) составило 10,2%.

Результаты первого квартала лишь немногим лучше – европейцы купили 2,98 млн машин. Это на 9,8% хуже, чем за аналогичный период 2012 года. При этом эксперты агентства Fitch считают, что кризис авторынка в Европе завершится не раньше 2020 года. Вдобавок именно торговцы автомобилями одними из первых почувствуют на себе ухудшение общей ситуации в экономике России, за которым может последовать рецессия.

Факты, косвенно подтверждающие, что Россия сползает в рецессию, – сокращение персонала и падение показателей продаж, были озвучены вчера на Первой конвенции российских автомобильных дилеров. Гендиректор «Ауди центр Таганка» Владимир Моженков, комментируя происходящее, заявил, что в планах его компании продать во втором квартале текущего года 1050 автомобилей: «Если удастся продать, то заработаем минус 4 миллиона рублей». Если же дело пойдет по худшему сценарию, то дебет с кредитом не сойдется аж на 12 млн руб. «Март ожиданий не оправдал, апрель ожиданий не оправдывает», – утверждает Моженков. По его мнению, прошлый год для авторынка был успешным только на бумаге. Выжили компании за счет первых пяти месяцев, когда спрос на новые машины сохранялся на достаточно высоком уровне. Но с июня наметился спад. Положительные показатели следующих месяцев – это приписки, которые дилеры делали под диктатом автопроизводителей, чтобы не потерять бонусы по итогам года. «Мы перестали приписывать в четвертом квартале», – признался Моженков. Он убежден, что именно приписки обеспечили по итогам года рост на уровне примерно в 10,6%. По его словам, на складах у дилеров стоят машины еще двухлетней давности.

Подпишитесь на «За рулем» в