ОСАГО: почему отказывают в выплатах?

Взять больше, отдать меньше, а то и вовсе отказать в выплате – это, можно сказать, девиз страховых компаний. Наш рассказ – о типичных уловках страховщиков при рассмотрении обращений по ОСАГО.

ПО ДОКУМЕНТАМ

После ДТП потерпевший обращается к страховщику (со 2 августа, согласно вступившему в силу пакету поправок к Закону об ОСАГО – только к своему, а не к тому, у которого застрахована ответственность виновника, как было раньше). Перечень документов для получения компенсации установлен Правилами страхования (пункты 44, 61). Для получения денег на ремонт автомобиля в страховую компанию следует передать: извещение о ДТП, справку о ДТП, копию протокола и постановления по ДТП с указанием виновника (если происшествие оформлялось с участием сотрудников ДПС), документы на автомобиль (СТС и ПТС). Если вы не являетесь собственником поврежденного автомобиля, необходима доверенность на право обращения в страховую компанию и получение денежных средств. Так как страховщики чаще всего производят выплаты безналичными переводами, следует указать банковские реквизиты. При оформлении ДТП без участия ДПС, то есть по так называемому европротоколу, достаточно заполненного двумя водителями бланка извещения о происшествии.

Страховщик приостановит рассмотрение заявления, если отсутствует:

– копия постановления по делу об административном правонарушении из ГИБДД (приговор по уголовному делу). В этом случае для страховой компании непонятно, кто виноват в причинении ущерба;

– правоустанавливающий документ на автомобиль (СТС и ПТС, договор купли-продажи) или доверенность, если заявление подает не собственник. В соответствии с законом потерпевшим является собственник поврежденного имущества, а представитель собственника обязан иметь доверенность;

– документ на машину на русском языке, если собственник – иностранец. Закон «О государственном языке Российской Федерации» требует вести документацию на русском языке, без перевода установить принадлежность поврежденного транспортного средства невозможно.

Кроме этого, страховщик, скорее всего, приостановит рассмотрение заявления о выплате, которое поступило по почте, если все перечисленные документы являются незаверенными копиями. Пункт 62 Правил страхования обязывает потерпевшего передать страховщику либо оригиналы документов, либо нотариально заверенные копии.

Если в течение 30 дней (именно столько отводится на принятие решения о выплате) вы не предоставите недостающие документы, страховщик даст отказ. Но как только вы донесете недостающие документы до страховщика, деньги будут перечислены. Правда, с момента получения последнего документа у страховой компании будет очередной 30-дневный тайм-аут для выплаты компенсации. Поэтому рекомендую внимательно ознакомиться с правилами страхования и убедиться, что вы направили страховщику полный пакет документов. Это сэкономит время: положенную компенсацию получите быстрее. Если опять будет отказ по причине нехватки каких-либо документов, обращайтесь снова – количество «подходов к снаряду» не ограничено.

Есть и другие причины отказов страховщиков. Например, вы предоставили, казалось бы, все документы, но при рассмотрении заявления выясняется, что инспектор ДПС неверно вписал номер полиса или полис виновника оказался подделкой. И то и другое встречается часто. В обоих случаях у отказа будут законные основания и вам придется самостоятельно искать информацию о наличии полиса ОСАГО у виновника аварии. Если полис поддельный, отвечать за разбитую машину будет лично виновник. Если инспектор ошибся в номере полиса, то после внесения поправок в справку по ДТП страховая компания будет обязана выплатить компенсацию.

В последнее время часто обнаруживается, что страховой агент оформил бланк полиса ОСАГО на год, а перед страховой компанией отчитался за полис на 20 дней, – разницу в цене полисов он, конечно же, кладет в карман. В случае ДТП потерпевший идет к страховщику, но тот отказывает в выплате, уверяя, что автомобиль получил повреждения вне срока действия полиса. Безусловно, это мошенничество со стороны страхового агента – и страховщик обязан выплатить деньги в полном объеме. Как правило, в подобных случаях достаточно подать претензию, приложив копию документа об оплате полиса. Если страховщик откажет и в этом случае, заплатить его обяжет суд, поскольку доказательством правоты страхователя будет полис с годовым сроком действия.

ПО ПОВРЕЖДЕНИЯМ

Следующая группа отказов связана с осмотром поврежденного автомобиля и определением стоимости ремонта. Страховщик, к которому обратился пострадавший в аварии, обязан в течение пяти рабочих дней организовать осмотр поврежденного автомобиля. Как правило, потерпевший приезжает в страховую компанию на поврежденном автомобиле и эксперт составляет акт осмотра. Бывает и так, что пострадавший сразу чинит машину и эксперт при осмотре не обнаруживает повреждений. В этом случае страховая компания откажет в выплате или заплатит «пять копеек» – несмотря на имеющиеся чеки и заказ-наряды на ремонт. Дело в том, что согласно правилам экспертизы необходимо не только определить стоимость ремонта, но и установить, какие именно повреждения были получены при взаимодействии конкретных транспортных средств. А если на момент осмотра автомобиль уже отремонтирован, эксперт не сможет ответить на этот вопрос. В таком случае у страховщика появляется возможность отказать в выплате со ссылкой на положения статьи 12 Закона об ОСАГО. Для получения возмещения придется обращаться в суд и доказывать, что при ремонте вы починили именно те повреждения, которые были получены в аварии.

Если страховая компания в установленный срок не осмотрела автомобиль, вы можете получить собственное заключение о стоимости ремонта. В большинстве случаев страховщик или откажет в выплате, потому что не доверяет вашему заключению, либо выплатит намного меньше положенного. Судебная практика, связанная с подобными отказами, – на стороне потерпевших. Потратив время на судебный процесс и деньги на юридическую помощь, вы получите положенную компенсацию. Правда, времени на это может уйти немало.

Еще одна уловка – отказ, основанный на результатах траcологической экспертизы. Суть такова. Страховщик осмотрел ваш автомобиль, но платить не собирается. Почему? Может, подозревает вас в мошенничестве (в намерении получить страховку по инсценированному ДТП) или попросту не желает расставаться с деньгами. Чтобы обосновать отказ в выплате, страховщик обращается к своему клиенту-страхователю (или к виновнику ДТП) с законным требованием показать второй автомобиль, который участвовал в аварии. Действительно, пункт 2 статьи 12 закона обязывает страхователя (владельца машины) предоставить страховой компании участвовавший в аварии автомобиль для осмотра. Как правило, страхователь или не показывает второй автомобиль страховщику (какая-либо ответственность за это отсутствует), или к моменту осмотра машина уже восстановлена или даже продана. Тогда страховая компания оформляет заключение «независимого» эксперта-трасолога, в котором указано, что установить обстоятельства данного ДТП не представляется возможным. Если вы не инсценировали ДТП и правда на вашей стороне, то вероятность получить компенсацию через суд стремится к 100%. Однако дело это непростое: придется потратить деньги на грамотного юриста и смириться с потерей времени на судебные споры.

Но даже если у страховщика не появилось сомнений в причинах возникновения повреждений, денег на ремонт вам не хватит. И дело не только в учете износа машины при подсчете суммы компенсации, но еще и в отсутствии четкого подхода к расчетам стоимости восстановительного ремонта – единой методики нет до сих пор. Поэтому относительно одной и той же разбитой машины два эксперта могут сделать расчеты с двукратной (!) итоговой разницей. К примеру, страховщик предложит вам 50 тысяч рублей, тогда как независимый эксперт насчитает 100 тысяч. Для получения недостающих денег снова придется идти в суд. Судебное решение, скорее всего, будет в вашу пользу, поскольку эксперты, работающие «под» страховыми компаниями, неоправданно занижают стоимость нормочасов и цены на запчасти.

НЕСТРАШНЫЕ ОТКАЗЫ

Если внимательно подойти к сбору документов и выполнить все требования Закона об ОСАГО, то задержек или отказов в выплате страховки можно избежать. А если выплаченных по страховке средств не хватает на ремонт разбитой машины или отказ страховщика не соответствует букве закона, справедливость будет восстановлена по решению суда.

Так почему же много недовольных, если суд всегда на стороне потерпевших? Причин несколько.

Одна из них связана с так называемыми пограничными выплатами. Предположим, при реальном ущербе, к примеру, в размере 20 тысяч рублей страховая заплатила вам 10 тысяч. Пойдете ли вы из-за 10 тысяч рублей в суд? Многие махнут рукой.

Другая причина – судебная волокита. Машину хочется отремонтировать побыстрее (ездить же надо!), однако деньги по решению суда вы сможете получить лишь через несколько месяцев. А еще надо оплатить юридические услуги – не каждый ведь захочет и сможет вникнуть во все хитросплетения законодательства. А юристы цену себе знают! Постарайтесь найти того, кто работает за проценты с присужденных денег, – так оно выгоднее.

Наконец, многие автовладельцы попросту не знают о своих правах.

Те же, кто не опускает руки и привык отстаивать свою позицию до конца, с лихвой компенсируют все затраты. Ведь по решению суда можно получить в два раза больше.

ТРИ РЕГУЛЯТОРА

Отношения между потерпевшим и страховой компанией регулируют:

- закон РФ от 25.04.2002 г. № 40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Закон об ОСАГО);

- постановление Правительства РФ от 07.05.2003 г. № 263 «Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Правила страхования);

- постановление Правительства РФ от 24.04.2003 г. № 238 «Об организации независимой технической экспертизы транспортных средств» (Правила экспертизы).

Подпишитесь на «За рулем» в