30
31
200_p30-31_Retro.qxd19.01.201015:13Page 30РЕТРОTucker TorpedoІГадкий гусенокУ американского автопрома свои герои – как правило, с яркой биографией, амбициозными проектами и грустным финалом. Престон Томас Такер был из их числаная с передним бампером массивная декоративная решетка, воздухозаборники на задних крыльях, стреловидные кили со стоп-сигналами, бросающаяся в глаза центральная фара, которая поворачивалась вместе с колесами. Все это через какие-то пять лет дизайнеры растащат на цитаты, которые можно будет прочесть в самых знаковых моделях эпохи аэростиля, включая даже знаменитый Cadillac 1959 года. объемом 5,5 л и мощностью 166 л.с. мог разогнать Tucker Torpedo до скорости 200 км/ч, а разгон до сотни занимал всего 10 секунд! И все это за какие-то 2500 долларов – дешевле массовых Chevrolet или Ford. Еще до появления на свет первого экземпляра Такер собирал деньги с будущих владельцев Tucker Torpedo – этого вполне хватило, чтобы начать производство. Казалось бы, слава и успех были уже совсем рядом... Но тут у Такера возникли новые проблемы. Первым «звоночком» оказался иск о незаконном приобретении завода, но его Такер легко выиграл, правда, потеряв при этом уйму времени и денег. Для финансирования производства он учредил акционерное общество с уставным капиталом в $20 млн., но всесильная Securities&Exchange Commission, занимающаяся биржевыми аферистами, заподозрила в его действиях грязную игру и заморозила денежные операции. Акционеры зава-Жестяной гусьпервые послевоенные годы автопроизводители США не могли предложить покупателям ничего, кроме слегка переделанных устаревших автомобилей. В течение войны заводы не выпускали гражданских машин, да и после победы требовалось корпораций проблем со сбытом не было никаких. Возможно, этот «застой» и длился бы годами, не появись на свет Tucker Torpedo – настоящий «автомобиль будущего», дерзкий, стремительный, фантастический... Свое название он получил в честь автора. Мальчик на побеАвтомобиль будущего дешевле гушках, менеджер, бизнесмен, миллионер – и массовых Chevrolet и Ford! это все можно сказать о его создателе Престоне Это было непростительно… Томасе Такере, всю жизнь мечтавшем сонемалое время на их создание и внед- здать суперавтомобиль. И даже грандирение в производство. Слегка подправ- озные провалы в этом деле не стали ленный дизайн, новый сверкающий для него серьезным препятствием, так декор, моторы чуть мощнее, а внутри – что уже в 1945 году он начал рекламдовоенная начинка – вот что собирал ную кампанию новой машины. На страДетройт. Но и это американцы охотно ницах цветных буклетов красуется чупокупали, стремясь обновить обвет- до: низкий силуэт кузова с плавно нисшавший автопарк, так что у ведущих падающей задней частью, совмещен-ВПервые экземпляры Tucker Torpedo собрали весной 1947 года. Летом того же года в Чикаго его показали журналистам, которые из-за длинного и вытянутого носа прозвали автомобиль tin goose – «жестяной гусь». Впрочем, сравнение с этой вальяжной птицей относилось скорее к внешности машины, а не к ее скоростным характеристикам. Расположенный сзади мотор рабочимДвигателем Torpedo служил авиационный моторПростор в салоне был просто невиданным30№1–2І январь–февраль 2010 І За рулем – Регион 200_p30-31_Retro.qxd19.01.201015:14Page 31І Tucker TorpedoВокруг автомобилей Такера сразу поднялась шумихаОни всерьез угрожали благополучию «большой тройки»Престон Томас Такер вместе со своим детищемРекламные брошюры превозносили достоинства машиныПервый полностью новый автомобиль 1950-х годов!лили Такера исками, его обвиняли в сокрытии финансовых документов, присвоении денежных средств и растратах. Агонию компании Такера катализировала травля в прессе, окончательно угробившая все дело – создателю суперавтомобиля уже не верил никто. Многие склонны видеть за этими событиями сговор «большой тройки» – Ford, General Motors и Chrysler Сorporation. Они больше всех были заинтересованы в том, чтобы «автомобиль будущего» за две с половиной тысячи долларов так и не появился, иначе бы Такер со своими планами по выпуску 300 000 машин в год мог бы отправить их в нокаут. Неудавшийся автомагнат отчаянно защищался, обещал назвать своих врагов поименно, твердил об угрозе демократии: «Если наступит день, когда кто-либо сумеет заставить законы и законодателей нашей страны служить эгоистическим конкурентным интересам, то демократическое правление в этот день умрет. И нам просто хватает оптимизма верить, что, когда будут выложены все факты, об-щественное мнение Америки возьмется за хорошую дубину». Но за дубину никто не взялся, даже после того как Такер выложил все факты. Он выиграл все суды, но проиграл свое дело – подмоченная репутация уже не оставляла никаких шансов. В конце 40-х Такер уехал в Бразилию, где попытался было раскрутить другой свой проект скоростного родстера Carioca с таким же смелым дизайном, как у Tucker Torpedo, но он никого всерьез так и не заинтересовал. В Южной Америке Такер скончался…Потеряно лишь четыреСегодня известно о 47 уцелевших экземплярах Tucker Torpedo из 51 выпущенного – информацию о местонахождении каждого из сохранившихся экземпляров можно получить на сайте The Official Tucker Club of America по адресу http://www.tuckerclub.org. Большая часть машин стоит по музеям и частным коллекциям, так что приобрести ее практически нереально. За последнее время только один и мелькнул на американском аукционе Sports&Classics of Monterey 15 августа 2008 года. Экземпляр № 38 цвета «зеленый металлик» ушел с торгов за $1 017 500. Предыдущий результат этого экземпляра также внушает уважение своей аукционной стоимостью – в 2006 году его оценили в $577 500. Так что неудивителен тот факт, что самый знаменитый обладатель Tucker Torpedo – режиссер Фрэнсис Форд Коппола, выложил за него еще в середине 80-х $260 тыс. Именно этот диковинный автомобиль вдохновил создателя «Крестного отца» на экранизацию драматической истории о самом Престоне Такере. Излучающего мужественность и обаяние мечтателяавтомагната сыграл Джефф Бриджес, а фильм с непривычным для Голливуда грустным финалом собрал в прокате $19 млн. Посмотрев «Tucker: The Man and His Dream», можно еще раз убедиться, что хорошие парни редко выигрывают в реальной жизни. Иван БАРАНЦЕВ Фото из архива автора31За рулем – Регион І №1–2 І январь–февраль 2010