28
29
30
31
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ100 ЛЕТ “ШЕВРОЛЕ”ВЕКМЕЧТЫАМЕРИКАНСКОЙПокупая автомобиль, мы нечасто задумываемся о том, какая история стоит за той или иной маркой. Нас больше интересуют мощность мотора, расход топлива или цены на дополнительное оборудование. Между тем в биографии любой фирмы можно обнаружить немало поводов для гордости. Вот, скажем, в нынешнем году исполняется сто лет со дня рождения “Шевроле” – знаменитой марки с богатейшей историей. Многие десятилетия она была самой популярной в мире, да и сегодня остается одним из лидеров, занимая четвертое место по продажам легковых автомобилей.Луи ШЕВРОЛЕ28 | w w w . k u p i a u to . r uПРОВЕРКА 28: Днище кузова проверено на отсутствие повреждений. АЛ ЕКСАН Д Р МЕЛ ЬН ИКФО ТО ИЗ АРХИВ А “ Д ЖЕН ЕР АЛ МОТ ОР С” Первый “Шевроле” – сконструированная и построенная самим Луи Шевроле дорогая и престижная “КЛАССИЧЕСКАЯ ШЕСТЕРКА” – появился на свет 3 ноября 1911 года. Шестицилиндровый мотор развивал 40 л. с. За три года было продано свыше десяти тысяч таких машин по цене $2250–2500 Свое название МОДЕЛЬ 490 получила из-за… цены. В конце 1915 года именно $490 стоил “Форд-Т”. Дюрант (он позирует рядом с машиной) решил выпустить на рынок конкурента “жестянки Лиззи”. Но первый бой за покупателя массовый “Шевроле” проиграл: через месяц Форд опустил цены на $50, а Дюранту, наоборот, пришлось поднять их до $550. Тем не менее за 7 лет удалось продать 645 529 автомобилейМОДЕЛЬ К, появившаяся в январе 1925 года, перевернула американский рынок. До сих пор “Шевроле” пыталась угнаться за “Фордом”, выпуская как можно более дешевые машины. Но теперь покупатель увидел, что доступный автомобиль может быть стильным, элегантным, ярким. В “Супериоре-К” не было ничего революционного. Он просто выглядел лучше, намного лучше своих предшественников и конкурентов. В результате если в 1924-м “Шевроле” выпустил 262 тысячи машин против 1,7 млн. “Фордов”, то всего через три года цифры были прямо противоположными – 1,75 млн. против 356 тысяч! Холодным ноябрьским утром 1911 года жителей респектабельных домов на главной улице Детройта разбудил жуткий грохот. Оказалось, некий сумасшедший таким образом испытывает свой автомобиль. На скорости сто километров в час! В четыре часа утра! Разумеется, незадачливого тестпилота задержал полицейский, и вскоре тот предстал перед судом. “Ваше имя?” – таким был первый вопрос. “Луи Шевроле”, – отвечалСегодня мы бы назвали эту машину кроссовером. Но в 1935 году такого слова маркетологи еще не придумали. Модель “ЕВ-СУБУРБАН-КЭРРИОЛ” (что означает “пригородный, который возит все”) стала родоначальником целого класса автомобилей. Ее цельнометаллический кузов можно было купить с 3-мя, 4-мя или 5-ю дверями. Рядная “шестерка” развивала 79 л. с., а стоила машина $685 обвиняемый. “Штраф двадцать долларов!” – немедленно прозвучал вердикт. “Но за что?” – мистера Шевроле озадачила быстрота, с которой завершилось заседание. “Десять за нарушение общественного порядка, а еще десять за то, что выдаете себя за знаменитого гонщика!” Луи Шевроле, в 1900 году перебравшийся в Штаты из Швейцарии,ПРОВЕРКА 29: Пылезащитные колпачки проверены на герметичность.w w w . k u p i a u to . r u| 29 ДЕНЬ РОЖДЕНИЯНЕ КРЕСТИК, , А БАБОЧКА!100 ЛЕТ “ШЕВРОЛЕ”Долгое время в России считали, что эмблема “Шевроле” произошла от стилизованного швейцарского креста. Однако впервые она украсила радиатор автомобиля в 1914 году, уже после того, как сам Шевроле покинул компанию. Владелец же фирмы объяснял происхождение знака поразному – причем в зависимости от того, с кем он в данный момент беседовал. Самой популярной была версия о кусочке обоев из парижской гостиницы: якобы Дюрант срезал его со стены и бережно хранил в бумажнике. Но вдова великого краснобая Билли призналась, что рисунок “галстука-бабочки” (именно так называют эмблему американцы) он увидел в воскресной газете в местечке Горячие Ручьи в штате Виргиния. р у рКогда в 1952 году дети шеф-дизайнера “Шевроле” потребовали автомобиль, чтобы самим ездить в школу, Харли Эрл с удивлением понял, что фирма не выпускает таких машин с середины 30-х. И через год в холле гостиницы “Уолдорф Астория” перед публикой предстал “КОРВЕТ” – пожалуй, самый известный “Шевроле” в истории. Его несущий кузов был изготовлен из стеклопластика – фантастика по тем временам! С тех пор вот уже в шести поколениях эта модель остается мечтой любого американца: если у тебя есть “Корвет” – твоя жизнь удалась! Первый из SUV – то есть “спорт ютилити вийкл”, так называют американцы вседорожники – от “Шевроле” появился осенью 1968 года. “БЛЕЙЗЕР” был оснащен 155-сильным мотором и приводом й получилась модель, можно на все колеса. О том, насколько успешной судить по цифрам продаж: 4935 – в 1969-м, 11 527 – в 1970-м, 44 266 – в 1972-м, 74 389 – в 1976 году. Машина с закрытым 3-дверным кузовом стоила $2852. А в 1973-м появился “Блейзер-Хардтоп” с открытым 5-местным кузовом – он стоил на $529 дороже обычной модели. 35 лет спустя идею скопировали дизайнеры “Ниссана” действительно был талантливым автогонщиком. А кроме того – одаренным механиком-самоучкой. Но он не был бизнесменом. Так что в фирме собственного имени продержался всего три года – в качестве конструктора и инженера-испытателя. А потом ушел, не согласившись с политикой владельца компании Уильяма Дюранта. Билли как раз отличался предпринимательской жилкой и хотел, чтобы “Шевроле” конкурировали не с дорогими машинами класса люкс, а с самым массовым тогда в Америке автомобилем “Фордом-Т”. А еще он хотел построить мощный холдинг, объединение из нескольких автомобильных фирм, каждая из которых30 | w w w . k u p i a u to . r uПРОВЕРКА 30: Проверка углов установки колёс (сход-развал). АЛ ЕКСАН Д Р МЕЛ ЬН ИКФО ТО ИЗ АРХИВ А “ Д ЖЕН ЕР АЛ МОТ ОР С” 2 октября 1959 года посетителей шоу-румов “Шевроле” ждала суперсенсация. Компактный – чуть не на метр короче и на полтонны легче остальных моделей – “КОРВЕЙР” получил независимую заднюю подвеску, а 6-цилиндровый, оппозитный двигатель воздушного охлаждения (как у “Порше”) был расположен сзади! Увы, некий Ральф Нейдер раскритиковал управляемость машины в своем бестселлере “Опасен на любой скорости”, похоронив тем самым один из наиболее технически интересных американских автомобилей в историиЧерез столетие состоялось символическое возвращение к истокам: “Шевроле” вновь участвует в автогонках мирового уровня. В 2010 году МОДЕЛЬ “КРУЗ” выиграла чемпионат мира для легковых автомобилей. Узнаете крест на крыше автомобиля лидера? Среди претендентов на звание чемпиона мира-2011 швейцарский пилот Ален Меню, земляк основателя компанииПРИОБРЕТЕНИЕ “ДЭУ” в 2002 году ознаменовало новую эпоху в истории “Шевроле”. Из чисто американской марки она превратилась в глобального игрока. Теперь “Шевроле” продаются не только в Северной и Южной Америке, Африке и Австралии, но и в Азии, а главное, в Европе выпускала бы машины своего ценового диапазона. И краеугольным камнем такой корпорации, которая получила имя “Дженерал Моторс”, как раз и стала “Шевроле”. Всего через 16 лет марка обошла “Форд” по продажам и с тех пор многие десятилетия оставалась самой популярной в США. Эмблема “Шевроле” стала такой же неотъемлемой частью американской культуры и американского образа жизни, как бейсбол, хот-дог и индейка ко Дню благодарения. Многие поколения мальчишек мечтали, как по окончании школы они купят себе первый автомобиль – разумеется, “Шевроле”. А вырастая, продолжали мечтать, что когда-нибудь смогут позволить себе “Корвет”. Многие модели фирмы вошли в историю автомобилестроения, а среди тех, кто работал в “Шевроле”, были настоящие гиганты – начиная с самого Луи, который среди прочего изобрел приспособление, позже ставшее стабилизатором поперечной устойчивости, и таких корифеев дизайна, как Харли Эрл и Билл Митчелл. Практически сто лет “Шевроле” остается на вершине. В 1927 году производство этих машин впервые превысило миллион в год. И сегодня в 120 странах мира продается свыше четырех миллионов автомобилей, десятков разных моделей.ПРОВЕРКА 31: Колёса проверены на свободное вращение.w w w . k u p i a u to . r u| 31