98
99
Статистические данные о пострадавших в ДТП если и пугают нас, то не надолго. Мол, да, ужас, что творится, но это происходит с кем-то, не со мною, умным и осмотрительным… Только не стоит забывать, что все мы в группе риска. Тем более не стоит забывать об этом родителям, бабушкам и дедушкам, дарящим своим чадам такие недетские подарки, как скутеры.ЕЗЖАЙ, СЫНОК, УМРИСергей СМИРНОВ, зав. отд. правовой информации журнала «За рулем» Сев на скутер, подросток становится участником дорожного движения, правил которого сам он, скорее всего, не знает. А едва припечет весеннее солнце и столбик термометра намекнет, что зима закончилась, на улицы выезжают толпища «двухколесных» под управлением подобных водителей. Вы заметили, что ежегодно растет количество детей среди пострадавших в ДТП на двухколесных аппаратах (см. «Мото», №12-08, «И гаснет свет»)? Если для получения допуска к управлению автомобилем или «полноценным» мотоциклом приходится изучать ПДД, подтверждать практические навыки управления, то со скутером ничего этого не надо. Достаточно его приобрести. Или получить в подарок. Сел – и поехал… Но далеко ли? Вот пример из моей юридической практики. Роман Б. совсем недавно получил права, ездил на автомобиле весьма аккуратно. В  один августовский вечер Б. выезжал со двора на дорогу (см. схему) – и тут же угодил в дорожно-транспортное происшествие. Сотрудники ГИБДД составили схему, опросили свидетелей и, как полагается, изъяли у  Романа Б. водительское удостоверение. Ни  автомобиль Романа, ни он сам в ДТП не пострадали, но травмы получили второй участник аварии – 14-летний водитель скутера и его пассажир — подруга того же возраста. Пострадавших отвезли на «скорой» в  больницу. Романа обязали явиться в ГИБДД через месяц. Когда он обратился в подразделение ГИБДД, его огорошили. Подростки получили серьезные повреждения: у паренькаскутериста сотрясение мозга, травма живота, закрытый перелом правой лучевой кости и перелом носа, у его подруги – ушиб челюсти, перелом костей таза. На языке закона это квалифицируется как причинение вреда здоровью средней тяжести, за что предусмотрена ответственность по части 2 статьи 12.24 Кодекса РФ об административных правонарушениях — штраф 2000-2500 рублей или лишение права управления от полутора до  двух лет. Правда, сотрудники инспекцииуспокоили Романа: суд, скорее всего, примет решение о штрафе, так как нарушил ПДД водитель скутера. В ходе судебного разбирательства я обратил внимание судьи на то, что Роман выезжал со двора на дорогу с односторонним движением. Поворот в той ситуации разрешен только налево. Подъехав к месту поворота, Б. убедился, что находящийся слева от него автобус остановился для посадки-высадки пассажиров, справа машин не было. Он приступил к выполнению маневра. Все это подтвердили свидетели ДТП. Водитель же скутера Бородулин П.В. допустил сразу несколько нарушений, что и стало причиной столкновения – так зафиксировано в  административном материале. Во-первых, пункт 1.3 ПДД обязывает участников дорожного движения знать и соблюдать Правила, в том числе обязывает выполнять требования знаков и разметки. Далее: в нарушение п. 24.1  ПДД он управлял скутером-мопедом, не имея на это права – ему 14 лет (напомню, что управлять скутером можно лишь по достижении 16 лет). В нарушение п. 24.2 двигался не по крайней правой полосе ближе к обочине, как этого требуют ПДД, а вообще по полосе для маршрутных транспортных средств.В нарушение п. 24.3 Бородулин управлял скутером без специального шлема и перевозил пассажира, тогда как Правилами это строго запрещено. К тому же водитель скутера пересек сплошную линию разметки и выехал на полосу встречного движения, объезжая стоявший на остановке автобус – это подтверждает составленная автоинспектором на месте ДТП схема аварии и свидетельские показания. К сожалению, суд не утруждал себя тщательным разбором материалов и вынес максимально строгое наказание для водителя... автомобиля – лишил Романа Б. права управления транспортными средствами на полтора года. В этой истории страшно не столько то, что наказание понес фактически невиновный водитель автомобиля, а то, что совсем молодые люди получили очень серьезные травмы. Пострадали они по своей вине. Но не большая ли вина их родителей, которые вот так, с легкостью, вручили сыну скутер и отпустили колесить по улицам города – катайся, сынок! Будь у него хотя бы элементарные представления о Правилах дорожного движения, о требованиях к безопасности, ДТП не произошло бы... Дай бог, травмы никак не отразятся в дальнейшем на здоровье юного мотоциклиста и его подруги, а их родители сделают выводы. n№ 03 2009101