22
23
24
25
26
тестэлектроскутерыПовсюду только и говорят об экологии и экономии нефтяного топлива  да жалуются на дороговизну бензина. В Евросоюзе вообще собираются  к 2050 году убрать с городских улиц транспорт с бензиновыми ДВС.  Казалось бы, вывод очевиден – скоро все будем ездить…НА ЭЛЕКТРОТЯГЕтекст Ивана КСЕНОФОНТОВА, фото Евгения БОБРИКОВАВ Китае уже несколько лет электроскутеры стремительно вытесняют с улиц своих  бензиновых собратьев, да и в Европе никого ими не удивишь. Однако на нашем  рынке «экономичные и экологичные»  пока не прижились, кроме нескольких    моделей велогибридов и редких элек­ троскутеров. Аргумент продавцов весомый: нет спроса. А нет его потому, что,  во­первых, наше законодательство  (в отличие от того же Китая) никак этот  спрос не стимулирует, а, во­вторых,  параметры ввозимых машин («максимал  ка» и дальность «боя»), мягко выражаясь, хреновенькие. Виной тому свинцо­ вые аккумуляторные батареи – тяжелые и малоемкие. У литий­ионных параметры  лучше, но и цена соответствующая. Однако стоять в стороне от будущих трендов негоже, поэтому мы решили протестировать несколько сравнительно  популярных моделей и одну новинку  из Минска, производство которой  стартует уже в июле. Итак, встречайте: Luyuan LEV­007 – китайский элек­ троскутер с внешностью ямаховского  ретробестселлера Vino, спроектированный в Европе с нуля и производимый  в Поднебесной Eltreco Sunny L, Minsk  Упа­Упа 800 – перепевка ямаховской  «электрички» ЕС­03 и «тяжеловес»  в   ряду велогибридов Luyuan RB­208.элЕКТРОТРАНСПОРТ    ПОКА ВчИСТУю  ПРОИгРыВАЕТ  БЕНзИНОВОМУ  ПО «МАКСИМАлКЕ»  И «ДАльНОСТИ БОя». Первые две машины – чистой воды  скутеры, которые можно отличить от    собратьев с ДВС, лишь внимательно  осмотрев маятник. Вместо «ноги» с ва  риаторной трансмиссией здесь установлен щиточек, мотор запрятан внутри колеса. Дизайн   нареканий не вызывает:  за «Вино» уже проголосовали кошельком сотни тысяч покупателей по всему  миру, а у «солнцескутера» (Sunny) лучезарное «личико» в легкой цветовой  гамме настраивает окружающих на  позитив. Аппарат не маскируется под    взрослый бензиновый скутер, но это не  криминал, а в определенных ситуациях ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД22moto.zr.ru июль 2011 ELTRECOSUNNY Lэлектроскутер /  Вт /  кгMINSKУПА-УПА-800электроскутер /  Вт /  кгLUYUANLEV-007электроскутер /  Вт /  кгLUYUANRB-208велогибрид /  Вт /  кг37 900 РУБ.45 000 РУБ.39 500 РУБ.36 200 РУБ.(например, при просачивании между пешеходов на тротуаре) даже хорошо. У «Минска» вообще необычный экстерьер, что и было задумано японскими конструкторами и маркетологами. Модель Yamaha ЕС-03 дебютировала в 2007 году на Токийском моторшоу, оригинал продается в Европе по цене € 2088, при этом он имеет мудреный консольный маятник, в котором упрятан электромотор и планетарная передача на колесо. Другая его особенность – аккумуляторная батарея является одновременно подседельной панелью и объединена с зарядным устройством. Упа-Упа-800 попроще: установлен двухсторонний маятник без затей и мотор-колесо. Литийионный аккумулятор увеличенных размеров вставляется под седло, «зарядка» прилагается отдельно. Есть и полезное усовершенствование – на месте кургузого переднего щита появился овальных форм бардачок, запирающийся на ключ. А еще снабдили аппаратец педальками – на всякий случай. Однако велогибридом назвать Упа-Упа-800 язык не поворачивается. А вот Luyuan RB-208 – велогибрид. Правда, не совсем типичный: блок фары пытались облагородить, есть «приборка» и зачаточный задний блок световых приборов, а грузоподъемность заявлена такая, что не всякий скутер столько увезет. Фишка модели – сиденье пассажира можно разложить в огромную багажную платформу. Но и это не все: откидываются боковины – и получается электровелогрузовик! Огромная корзина спереди – как в сетевых магазинах. Внешность, конечно, вещь важная, но ходовые и эксплуатационные качества у электротранспорта задают аккумуляторы: их емкость, вес, расположение,удобство зарядки и цена. Наиболее продвинутой батарея оказалась на «Минске» – литий-ионная. При достаточной емкости она самая легкая, удобно извлекается для зарядки дома. При этом производитель обещает вполне приемлемую цену, что подтверждает и умеренная стоимость самого скутера. У трех других моделей батареи свинцовые, необслуживаемые. У Eltreco Sunny аккумулятор – монолит специальный формы, спрятанный под пол аппарата и запертый на замок. Есть ручки – чтобы удобнее нести, допустим, в квартиру. У LEV-007 аккумуляторная батарея не предусматривает отдельное существование от скутера. У велогибрида батарея снимается, запирается, есть удобная ручка. Важный аспект «электричек» – есть ли система рекуперации. Она обеспечивает возврат части электроэнергии аккумулятору при торможении. При этом мотор, переключившийся на режим генератора, производит торможение – которое, однако, может оказаться и слишком сильным. Наличие рекуперации увеличивает дальность поездки на одной зарядке батареи и продлевает жизнь штатным тормозам. Такая система оказалась у «Луюаней», а то, что она работает, показывает амперметр на «приборке»: при торможении стрелка отклоняется в другую сторону. По ощущениям – словно кто-то хватает скутер за хвост. Наибольший объем багажника – под седлом Eltreco Sunny, однако мотошлем туда не войдет, даже самый открытый. Чуть меньше места под седлом Luyuan LEV-007. Минский же щеголь позволяет положить небольшой багаж лишь в пе-Педали на «Минске» (вверху) и велогибриде – лишь в помощь батарее.1. Велогибрид имеет повышенную грузоподъемность, задней подвески нет. 2. В дополнение к багажнику под седлом Eltreco оснащен съемным кофром. 3. Передний ящичек «Минска» – для мелочевки, плохо лишь, что запирается отдельным ключом.312редний кофрик. Зато на тяжеловесе Luyuan RB-208 можно увезти мешок с картошкой, или пассажира, если раскинуть багажник. Однако потайных запирающихся объемов у него нет. Органы управления – привычные скутерные (ручка газа и тормозные рычаги на руле), однако у RB-208 положение рычагов – как на велосипедах: задний тормоз приводится правым рычагом, передний – левым. Впрочем, это не так важно – поездка показала, что тормоза слабые. Ревизия «приборок» огорчила – ну не любят создатели «электричек» своих пользователей! Одометр оказался лишь у одной модели (Luyuan LEV-007). А ведь на электроскутере этот прибор поважнее, чем все другие вместе взятые – по нему следует вычислять, куда можно добраться на одной зарядке, а куда – нет. У велогибрида к тому же не оказалось спидометра. Светотехника на всех машинках базируется на принципе максимальной экономии, ведь чем ярче будет светить, тем меньше проедешь. Поэтому все лампы – минимальной мощности.июль 2011 moto.zr.ru23 ТЕСТЭЛЕКТРОСКУТЕРЫELTRECO SUNNY Lданные производителяMINSK УПА УПА 800данные производителя12> ОБЩИЕ ДАННЫЕДлина/база, мм Сухая масса, кг Высота седла, мм Дорожный просвет, мм Макс. нагрузка, кг Макс. скорость, км/ч Дальность хода, км 1800/1250 86 670 140 150 42* 52*> ОБЩИЕ ДАННЫЕДлина/база, мм Сухая масса, кг Высота седла, мм Дорожный просвет, мм Макс. нагрузка, кг Макс. скорость, км/ч Дальность хода, км 1645/1235 55 730 180 100 44* 55*> ДВИГАТЕЛЬ> ДВИГАТЕЛЬмотор-колесо, безщеточный 800 32–55 Тип Макс. мощность, Вт Крутящий момент, Нм мотор-колесо, безщеточный 800 н.д.34Тип Макс. мощность, Вт Крутящий момент, Нм1. Аккумулятор Eltreco Sunny L – вот такой монолит, союз свинца и пластика – запирается на ключ. 2. Аккумуляторный отсек Luyuan LEV-007 внизу, батарея не извлекается. 3. Сиденье «Минска» запирается (чтобы не украли дорогой аккумулятор), багажника нет, но есть удобная ручка. 4. Если аккумулятор Luyuan RB-208 отпереть, его можно унести домой для зарядки.> АККУМУЛЯТОРНАЯ БАТАРЕЯТип свинцовая, необслуживаемая Вес, кг 28 Напряжение, В 48 Емкость, Ач 20 Время полн. зарядки, ч 6–8> АККУМУЛЯТОРНАЯ БАТАРЕЯТип Вес, кг Напряжение, В Емкость, Ач Время полн. зарядки, ч литий-ионная 10 48 20 4–6КАЛЬКУЛЯЦИЯ ЭЛЕКТРОТЯГИЭЛЕКТРОСКУТЕРПри цене на электроэнергию 3,80 руб./кВтч одна зарядка аккумуляторной батареи обходится в 4,56 руб. (по замеру квартирного счетчика батарея берет за 8 часов 1,2 кВтч). При среднем пробеге на одной зарядке 40 км стоимость 1000 км составит 114 руб. (что по деньгам сопоставимо с недельной эксплуатацией электрочайника).> ХОДОВАЯ ЧАСТЬПередняя подвеска Задняя подвеска Передний тормоз Задний тормоз Шины телескопическая вилка маятниковая барабанный барабанный 16х3 (3,00-13)> ХОДОВАЯ ЧАСТЬПередняя подвеска Задняя подвеска Передний тормоз Задний тормоз Шины телескопическая вилка маятниковая барабанный ленточный 16х3 (3,00-13)БЕНЗОСКУТЕР (4Т, 50 см3)При существующей цене на 92-й бензин 26 руб./л и расходе в городе 2,5 л/100 км стоимость 1000 км составит 650 руб. У большинства распространенных китайских моделей ТО рекомендуется проводить как раз через 1000 км, стоимость ТО добавит еще 500–800 руб., а если работы проводить самостоятельно (замена масла в двигателе), то это обойдется в 300–450 руб., в зависимости от стоимости литрушки масла. С периодичностью 2–3 тыс. км потребуется замена свечи зажигания (150 руб.), очистка или замена воздушного фильтра (для поролонового фильтра потребуется фильтровое масло), замена топливного фильтра (150 руб.).> КОНСТРУКТИВ. ОСОБЕННОСТИСистема рекуперации Педальный привод *Данные замеров «Мото». есть нет> КОНСТРУКТИВ. ОСОБЕННОСТИСистема рекуперации Педальный привод *Данные замеров «Мото». н.д. естьОригинальная дизайнерская проработка внешности, хорошая устойчивость из-за низкого центра тяжести, неплохо работают подвески и тормоза. Нет одометра, малый клиренс. Не предусмотрена зарядка снятой батареи.Привлекательная внешность благодаря удачному клонированию ямаховской модели EC-03. Малый вес, удобная посадка, исключительная работа подвесок и тормозов. Литий-ионная АКБ обеспечивает достойный пробег на одной зарядке. Нет одометра, относительно высокая стоимость аппарата.1. У «приборки» Eltreco нет одометра – неудобно. 2. Приборная панель «Минска» выполнена оригинально. Плохо, что нет одометра. 3. Многофункциональный ЖК-дисплей Luyuan LEV-007. На нем есть все необходимое, но, к сожалению, показания плохо видны при дневном свете. 4. Состав «приборки» Luyuan RB-208 непривычен – слева вольтметр, справа – амперметр, спидометра и одометра нет.1234Непонятно, почему не используются светодиоды – они во много раз экономичнее. Так сделано лишь на велогибриде, где даже в фаре один мощный светодиод (переключения режимов нет). Еще один важный бытовой аспект – штатная защита от угона. Все моде-24moto.zr.ru июль 2011 LUYUAN LEV 007данные производителяLUYUAN RB 208данные производителя> ОБЩИЕ ДАННЫЕДлина/база, мм Сухая масса, кг Высота седла, мм Дорожный просвет, мм Макс. нагрузка, кг Макс. скорость, км/ч Дальность хода, км 1750/1250 73 780 110 125 37* 42*> ОБЩИЕ ДАННЫЕДлина/база, мм Сухая масса, кг Высота седла, мм Дорожный просвет, мм Макс. нагрузка, кг Макс. скорость, км/ч Дальность хода, км 1800/1170 74 720–900 190* 200 35* 48*> ДВИГАТЕЛЬТип Макс. мощность, Вт Крутящий момент, Нм мотор-колесо, безщеточный 500 н.д.> ДВИГАТЕЛЬТип Макс. мощность, Вт Крутящий момент, Нм мотор-колесо, безщеточный 400 24–32> АККУМУЛЯТОРНАЯ БАТАРЕЯТип свинцовая, необслуживаемая Вес, кг 30 Напряжение, В 48 Емкость, Ач 24 Время полн. зарядки, ч 6–8> АККУМУЛЯТОРНАЯ БАТАРЕЯТип свинцовая, необслуживаемая Вес, кг н.д. Напряжение, В 60 Емкость, А.ч 12 Время полн. зарядки, ч 6–8> ХОДОВАЯ ЧАСТЬПередняя подвеска Задняя подвеска Передний тормоз Задний тормоз Шины телескопическая вилка маятниковая барабанный барабанный 3,00-10> ХОДОВАЯ ЧАСТЬПередняя подвеска Задняя подвеска Передний тормоз Задний тормоз Шины телескопическая вилка отсутствует барабанный ленточный 2,125–22> КОНСТРУКТИВ. ОСОБЕННОСТИСистема рекуперации Педальный привод *Данные замеров «Мото». нет нет> КОНСТРУКТИВ. ОСОБЕННОСТИСистема рекуперации Педальный привод *Данные замеров «Мото». есть естьСтильный скутерный ретродизайн. Удобная посадка, есть багажная емкость под сиденьем, полноценная светотехника и органы управления. Имеется система рекуперации. АКБ для зарядки не снимается. Подвески и тормоза на уровне самых дешевых скутерных. Руль не запирается.Высокая грузоподъемность. Багажник-трансформер и передняя корзина большой емкости. Есть рекуперация. Быстросъемный запирающийся аккумулятор. Передняя подвеска работает неважно, задней нет, слабенькие тормоза. Нет спидометра и одометра, руль не запирается. Слабая светотехника. Велопривод не рассчитан на автономную езду.ли имеют замок «зажигания» (насколько этот термин уместен в отношении электромоторов), а рулевая колонка блокируется у Упа-Упа-800 и Sunny L.БЕГ ПО КРУГУГлавный фактор в тесте «электричек» – не технический, а людской. Ведь ре-дакционные тест-пилоты привыкли катать скоростные спортбайки и тяжеленные туреры, а тут «задохлики» мощностью менее киловатта (кто не помнит школу, 1 кВт=1,36 л.с.). И тем не менее попытаемся объективно оценить представленные электроскутеры и велогибриды.РАСЧЕТ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ РАСХОДОВ ПОКАЗЫВАЕТ, ЧТО ЭЛЕКТРОСКУТЕР В РАЗЫ ВЫГОДНЕЕ БЕНЗИНОВОГО.У всех испытанных скутеров динамика при трогании с места и до скорости 20 км/ч несколько уступает 50-кубовому китайскому скутеру с четырехтактным мотором («двухтактники» еще резвее). «Максималка» на заряженных аккумуляторах составляет около 40 км/ч, у велогибрида – 35. В принци-июль 2011 moto.zr.ru25 ТЕСТЭЛЕКТРОСКУТЕРЫшатунами годятся только для помощи мотору, когда надо заехать в крутой подзем. НЕБОЛЬШИЕ ГОРОДА «Вскрытие» скутера в специализиИ КОТТЕДЖНЫЕ рованной мастерской показало, что ПОСЕЛКИ, ГДЕ ЖИЗНЬ в блоке батарей отсутствовал контролТЕЧЕТ НЕТОРОПЛИВО, А РАССТОЯНИЯ НЕБОЛЬШИЕ – лер заряда, который литиевым элементам жизненно необходим. Мы сообщиИДЕАЛЬНАЯ СРЕДА ли о дефекте на завод. Нам пообещали ОБИТАНИЯ ДЛЯ с ситуацией разобраться и принять меЭЛЕКТРОСКУТЕРОВ. ры, чтобы товарные машины комплектовали «правильными» батареями. Полагаем, у нас будет возможность откатать конвейерный образец – тогда и сообщим о результатах. У других испытуемых приборы показывали уровень зарядки аккумулятоЭксплуатация электроскутера на первой 1000 км, по сравнению с бензиновым собратом с четырехтактным мотором, обойдется как минимум в 10 раз дешевле, впоследствии разрыв будет увеличиваться за счет снижения эксплуатационных расходов на ТО. Разрыв с ценой эксплуатации «двухтактника» будет еще выше. ра, только вот у гибрида полная разрядка произошла неожиданно, и пару километров пришлось также испытывать велопривод (в данные измерений «педалирование» по понятным причинам не включено). Помимо непафосности подобной езды (в шлеме и экипировке) и жары, оказалось, что педальный привод также не слишком пригоден для автономного использования. Крутить педали намного тяжелее, чем при езде на «нормальном» велосипеде (хотя чуть легче, чем на «Минске»). При этом разряженная батарея не давала ни малейшего облегчения или увеличения скорости. Работа педалями помогала только на подъеме и при заряженной батарее. Также при трогании было видно, как уменьшалась величина потребляемого тока – это увеличивало дальность «боя».ЭЛЕКТРИФИКАЦИЯ ПРОВИНЦИИ?пе, с такой динамикой среди тихо едущих в пробке автомобилей на электроскутере не чувствуешь себя ущербным. А вот в быстром потоке перебираться в левый ряд уже стремно – тут лучше воспользоваться «пешеходными льготами» и перекатиться по переходу. На загруженных загородных дорогах с одной полосой (общий заезд проходил в окрестностях подмосковного Нахабино) ехать с такой скоростью довольно страшно. Интересно, что под гору «электрички» не разгоняются – в «мозги» вставлена программа ограничения «максималки». Самая привычная посадка – на «Льве» (LEV-007). Правда, скутер изначально покажется маловат для росляков. У «солнцескутера» немалый аккумулятор под полом задает посадку с высоко поднятыми ногами – не сказать, что очень удобно, но привыкнуть можно. Для рослых скутер не мал – есть куда вытянуть ноги, при поворотах руль не задевает за колени. Удобно и на «Минске», и даже несимметричное положение ног на педалях не портит общее впечатление. У всей троицы «рулежка» вполне адекватная. А вот высоченный гибрид RB-208 непривычен для водителей моторизованных средств, да и велосипедисты вряд ли будут в восторге. К этому аппарату надо привыкать, ценя его за достоинства – большие колеса и грузоподъемность. Все-таки велосипеду – велосипедово… По подвескам на голову выше всех «минские», лишь к ним нареканий нет. Остальные заставляют оценивать высоту неровностей и снижать ход. Малый клиренс досаждает на Eltreco Sunny и Luyuan LEV-007. По тормозам удерживает лидерство тоже УпаУпа-800, хотя у машин Luyuan при нажатии на рычаг любого тормоза срабатывает система рекуперации и начинается эффективное торможение мотором. Правда, с задержкой где-то в 1–1,5 с. Отдельным днем проводились заезды на дальность. По понятным причинам, был выбран кольцевой маршрут неподалеку от базы. Путь фиксировался GPS, поскольку одометр был только на LEV-007. У всех машинок пробег на одной зарядке перевалил за 40 км (подробнее – в таблице характеристик). Чемпионом стал Упа-Упа-800 с литий-ионной батарей, но… После пробега 55 км, когда «зарядомер» еще не «бил тревогу», вдруг пропала электротяга. И испытания продолжились в новом качестве – как работает велопривод. Хватило нескольких десятков метров, чтобы понять – педальки с короткими, как у детских велобайков,В городах электроскутеры вполне жизнеспособны: на них удобно «прошивать» пробки, они тихи и экономичны. Препятствия к их распространению – большие расстояния и «классовое пренебрежение» драйверов. Идеальны с этой точки зрения провинциальные городки, где расстояния небольшие, жизнь течет неторопливо, народ реально считает каждую копейку и уровень понтовитости не зашкаливает. Там до сих пор поголовно ездят на работу и по делам на велосипедах – и не стесняются этого. Еще один реальный сектор «электричек» – коттеджные поселки с выездом в зоны отдыха и парки, где неторопливая и бесшумная езда доставляет удовольствие. Хороши они и для обучения детей. Ну, а что касается директив Евросоюза, вспомним русскую поговорку «Пока гром не грянет…»Электроскутеры и велогибриды на тест предоставлены компаниями «Эльтреко», «Элвес», «Минск-Мото».1. Мотор Eltreco запрятан в ступицу заднего колеса. 2. Очень хорошая вилка «Минска», «барабан», хоть и мал, да удал. 3. В задней подвеске Luyuan LEV-007 двухсторонний маятник. У амортизаторов регулируется поджатие пружин. 4. Большие колеса Luyuan RB-208 – хорошо, а вот передняя подвеска и тормоз слабоваты.123426moto.zr.ru июль 2011