88
89
90
91
92
93
РАСШИРЕНИЕ ГЕОГРАФИИ MOTOGP ЗА СЧЕТ НОВЫХ АВТОДРОМОВ ПРОДОЛЖАЕТСЯ. КОЛЬЦЕВАЯ ТРАССА TERMAS DE RIO HONDO СТАНЕТ ДОМОМ ДЛЯ АРГЕНТИНСКОГО ЭТАПА MOTOGP С 2013 ПО 2015 ГОД. СОГЛАШЕНИЕ ОБ ЭТОМ БЫЛО ПОДПИСАНО МЕЖДУ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ТРЕКА И DORNA SPORTS.ЗА КУЛИСАМИ: BMW S1000RR SUPERBIKEтекст Алана КАТКАРТА, фото Кэла ЭДЖА и BMW ItaliaРАЗОЧАРОВАНИЕСпортбайк BMW S1000RR громит всех соперников – как на рынке, так и в чемпионате World Superstock (в прошлом году Айртон Бадовини, перешедший ныне в WSBK, выиграл девять из десяти этапов). Увы, в World Superbike удача не на его стороне. Лучшие достижения заводской команды в этом сезоне – два третьих места Леона Хэзлама. Сейчас он на пятом месте в протоколе WSBK, что совершенно не соответствует амбициям босса BMW Motorrad Хендрика фон Кюнхайма («Мото» № 06–2011). Более того, в четырех из последних пяти гонок Бадовини, выступающий за команду-сателлит BMW Italia, обходит Хэзлама! А ведь BMW Italia строит гоночные байки сама, получая из Мюнхена подготовленными лишь двигатель и электронику. Но секрет ее успеха прост: ведь фактически это команда Feel Racing, с 1998 года сотрудничавшая с Ducati и принесшая итальянской компании семь титулов чемпиона мира. Когда в прошлом году контролирующая Ducati семья Бономи неожиданно для всех объявила об уходе из WSBK, уже на следующий день Feel Racing подписала контракт с BMW. И хотя бюджет ее тестовой программы в десять раз меньше, чем у за-Казалось, команда BMW должна была просто раздавить соперников по WSBK, где она проводит уже третий сезон: во-первых, у нее самый большой бюджет, а во-вторых, за нее выступают первоклассные гонщики, в том числе прошлогодний вице-чемпион Леон Хэзлам. Вместо этого спортивные итоги можно охарактеризовать одним словом:88moto.zr.ru октябрь 2011 АЛЬВАРО БАУТИСТА ПРОДАЛ НА АУКЦИОНЕ EBAY СВОЙ ЭКСКЛЮЗИВНЫЙ ШЛЕМ, В КОТОРОМ ОН ЕЗДИЛ НА ЭТАПАХ MOTOGP В ЛАГУНА СЕКЕ И ИНДИАНАПОЛИСЕ. ДИЗАЙН ПРИДУМАН ЯПОНЦЕМ МАКИ УШИРОЯМА ИЗ TROY LEE DESIGN. ВСЕ ЗАРАБОТАННЫЕ ПОСЛЕ ТОРГОВ ДЕНЬГИ В РАЗМЕРЕ $2550 БУДУТ ПЕРЕЧИСЛЕНЫ ЯПОНСКОМУ КРАСНОМУ КРЕСТУ.Хотите, чтобы о вашем путешествии узнали?СПОРТмашине при выходе из шикан на первой или второй передаче чувствуется, как электроника душит мотор – и лишь на третьей вы получаете ускорение по полной. Сверхкороткоходный двигатель BMW набирает обороты моментально – успевай лишь перещелкивать передачи, когда на 14 900 об/мин вспыхивает блинкер. Срабатывания ограничителя на 15 200 об/мин лучше не дожидаться – он слишком резко обрывает тягу. В прошлом году характеристика двигателя BMW была довольно нервной: вялая тяга на малых оборотах, ее быстрый рост на 8000 об/мин и ощутимый пинок на 12 000 об/мин, когда срабатывала система изменения длины впускного тракта. Но теперь характеристика столь же линейна, как и на Aprilia V4. Мотор тянет вовсю с 7000 об/мин, но в шиканах можете сбрасывать даже до 4000 об/мин – открыв газ, вы получите уверенный рост оборотов. Когда трэкшн-контроль перестанет душить двигатель, он раскручивается быстро, но полностью контролируемо – вплоть до максимальных 323 км/ч. Да, именно такую скорость показал Хэзлам на треке «Монца», но Бадовини ухитрился выжать все 328 км/ч – столько же, сколько и Меландри на Yamaha. А вот Бьяджи и его напарник Камье на Aprilia разогнались до 333 км/ч… Когда сидишь на BMW S1000RR, он кажется очень маленьким для рядной «четверки». В то же время этот компактный мотоцикл отлично сбалансирован. В шиканах он перекладывается просто великолепно – японским «четверкам» до него далеко. Немецкие инженеры ухитрились сделать 220 л.с. полностью контролируемыми и послушными.ДВИГАТЕЛЬ BMW S1000RR В НОВОМ СЕЗОНЕ СТАЛ БОЛЕЕ ТЯГОВИТЫМ, НО НЕ УТРАТИЛ СПОСОБНОСТИ БЫСТРО НАБИРАТЬ ОБОРОТЫ.Я так и не решился заезжать с зажатым задним тормозом в поворот – как и Хэзлам, я привык вообще не прикасаться к его педали во время гонки – но на выходе из виража попробовал, когда переднее колесо взмыло вверх, прижать тормоз – и сработало. Но все же, по моему мнению, хорошая программа антивили, как на Aprilia Макса Бьяджи, гораздо эффективнее. Интересно, что на выходе из поворота Леон стремится быстрее распрямить байк, чтобы увеличить пятно контакта шины для лучшего ускорения, в то время как Айртон весь поворот проходит с максимальным наклоном, поддерживая высокую скорость. «Я вижу, как другие гонщики выпрямляют байк в конце поворота, – сказал Бадовини, – но это не для моих настроек. Я полагаюсь на зацепление боковин шин и свожу помощь трэкшн-контроля к минимуму – вот мой способ печатать скоростные круги». Да, заводская команда BMW предпочитает совсем другие настройки – в этом я убедился, когда пересел на аппарат Леона Хэзлама (возможно, впрочем, что их закрутили специально – впереди был прессдень для итальянских журналистов, и руководство команды совсем не хотело, чтобы какой-нибудь прыткий тестер отправил байк в хайсайд). Если на мотоцикле команды BMW Italia к вашим услугам вся мощь на любой передаче, то на заводскойводской команды, чемпионский опыт берет свое – вот почему Бадовини прогрессирует так быстро. Я опробовал все мотоциклы заводской команды BMW, тем интереснее мне было сесть на байк команды BMW Italia. Двигатель так же резво набирает обороты, хотя теперь он уже нестремится при любой возможности отправить заднее колесо в пробуксовку – видимо, благодаря тщательной настройке блока управления. Но вот на выходе из шикан на любой из первых трех передач переднее колесо взмывает в небо – сказывается отсутствие программы антивили. Бадовини от нее отказался – дескать, она негативно сказывается на ускорении (по этой же причине он выставляет самую мягкую настройку трэкшн-контроля). Вместо этого он использует… задний тормоз: жмет на него изо всей силы на входе в поворот, полностью отпуская его лишь в апексе, затем вновь нажимает на задний тормоз на выходе из поворота, когда дает полный газ. «При такой манере езды ускорение выше, чем при использовании антивили, – сказал мне Айртон. – Я ехал так в Superstock, и попробовал на Superbike – работает!»октябрь 2011 moto.zr.ru89 ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ТОРМОЗАМИ NISSIN ЗАКОНЧЕНЫ: ОБЕ КОМАНДЫ BMW МИРОВОГО СУПЕРБАЙКА В ЭТОМ СЕЗОНЕ ПЕРЕШЛИ НА BREMBO.В общем, для тех скоростей, что я способен выжать – великолепный аппарат. Но когда идет борьба за места на подиуме, требования гораздо выше. «Каждый уик-энд мы бьемся с настройками электроники, – признается Хэзлам. – Для меня главное – чтобы характеристика двигателя оставалась линейной и при сбросе газа. Совсем не дело, когда мотор начинает резко затухать или, напротив, вдруг прибавлять тяги в повороте. И мы постоянно работаем с настройками торможения двигателем». Да, я заметил, что обороты холостого хода на байке Хэзлама увеличены до 2000 об/мин – видимо, чтобы найти баланс между торможением двигателем, программой холостого хода и настройкамиПо ходу сезона заводская команда отказалась от сверхоблегченного маятника задней подвески в пользу стандартной конфигурации.«проскальзывающего» сцепления. Но притом BMW остается очень стабильным и при сбросе газа, и при резком торможении. Подвески Ohlins работают замечательно даже при максимальном сжатии передней вилки, вызванном перераспределением веса при торможении. В электронную панель приборов BMW «зашиты» три разные страницы; на той, что мне поставили инженеры команды, отображались обороты двигателя, его настройки, выбранная передача, время прохождения круга – текущее и лучшее. Кнопки на левом пульте руля открывают доступ к настройкам электроники (BMW разрабатывает ее сам, а не использует систему Magneti Marelli, как другие производители). Синяя кнопка отвечает за ограниче-ние скорости на пит-лейне. Две по ее бокам регулируют торможение двигателем: желтая увеличивает, черная уменьшает. Еще две кнопки управляют трэкшн-контролем: красная увеличивает воздействие, зеленая уменьшает. К сожалению, я не смог поэкспериментировать с ними – был слишком занят тем, чтобы сохранить остатки храбрости при торможении с 300 км/ч в 200 м отЭлектронная начинка – важнейшая часть современного гоночного аппарата. BMW – единственная марка в WSBK, которая отказалась от блока управления Magneti Marelli. Не в этом ли причина ее провала?надвигавшегося ограждения… У меня не было времени и смотреть на точные показатели тахометра – впрочем, в этом я не одинок. «Не люблю электронный тахометр, – признался мне Айртон Бадовини. – Его так трудно считывать, что в гонке я полагаюсь только на блинкер. Стрелочный прибор гораздо нагляднее – достаточно бросить взгляд, чтобы увидеть показания». Что же, у команды BMW Italia наблюдается определенный прогресс – и все же они вместе со своими партнерами (или соперниками?) из заводской команды BMW теряют время, пытаясь совладать со своей безумно сложной электронной системой. Увы, она так и не может обеспечить прямой связи между ручкой газа и задним колесом, о которойРазочаровавшись в тормозах Nissin, использовавшихся в прошлом году, в этом сезоне BMW использует Brembo.Двигатель BMW S1000RR – самый короткоходный (80х49,7 мм) среди супербайковских моторов. В новом сезоне его характеристику удалось сгладить, но по-прежнему по скорости набора оборотов он не знает себе равных.90moto.zr.ru октябрь 2011 ХОРХЕ ЛОРЕНЦО ПРИНЯЛ УЧАСТИЕ В СПРИНТЕРСКОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ГОНКЕ ИСПАНСКОГО ЧЕМПИОНАТА CAMPEONATO DE ESPAÑA DE RESISTENCIA НА КОЛЬЦЕ КАТАЛУНЬЯ. КОМАНДА, В КОТОРУЮ ПОМИМО ИСПАНЦА ВХОДИЛИ ХОСЕ МАНУЭЛЬ ДЕ ЛОС МИЛАГРОС И АЛЬВАРО ФОНТЕС, ПРИВЕЗЛА SEAT LEÓN SUPERCOPA (D4) НА ПОБЕДНЫЙ ПОДИУМ.СПОРТBMW BMW S1000RR SUPERBIKEданные производителя> ОБЩИЕ ДАННЫЕМодельный год 2011 Масса с маслом и водой, но без топлива, кг 163 Распределение массы в статике, % 54/46 База, мм 1428 Вылет, мм 102* Угол наклона рулевой колонки, град. 23,9*Гроздь кнопок на левом пульте управляет электронными системами: синяя отвечает за ограничение скорости на пит-лейне, желтая и черная регулируют торможение двигателем, красная и зеленая управляют трэкшнконтролем.На электронную панель приборов можно вывести три различных «страницы». Замысловатые показания тахометра не слишком удобны для считывания.> ДВИГАТЕЛЬBMW – ЕДИНСТВЕННАЯ МАРКА В WSBK, КОТОРАЯ ОТКАЗАЛАСЬ ОТ БЛОКА УПРАВЛЕНИЯ MAGNETI MARELLI. НЕ В ЭТОМ ЛИ ПРИЧИНА ЕЕ ПРОВАЛА?мечтает каждый гонщик и которую дает система Magnetti Marelli, используемая на других супербайках. Интересно, неужели у боссов BMW не возникало соблазна подсмотреть, как работает итальянская система? Причем инженеров в заводской команде – как в конюшне Формулы 1, а Мишель Фабрицио на Suzuki, которую готовит команда Alstare всего из шести человек, стабильно финиширует впереди BMW. Что рождает закономерный вопрос: куда же уходят деньги?Перевод Александра ВОРОНЦОВАТип R4, 4Т ГРМ DOHC, 4 клапана на цилиндр Рабочий объем, см³ 999 Диаметр цилиндра × ход поршня, мм 80×49,7 Степень сжатия 14,0:1 Макс. мощность на заднем колесе, л.с. при об/мин более 215/14 900 Система питания впрыск топлива Система охлаждения жидкостная> ТРАНСМИССИЯСцепление многодисковое, в масляной ванне, с обратной пробуксовкой Коробка передач 6-ступенчатая Главная передача цепь> ХОДОВАЯ ЧАСТЬРама диагональная, алюм. сплав Передняя подвеска телескопическая вилка перевернутого типа Ohlins TTX20, полностью регулируемая Диаметр труб, мм 43 Задняя подвеска маятниковая, с прогрессивной характеристикой и полностью регулируемым моноамортизатором Ohlins RSP40 Тормозная система гидравлическая, раздельная Передний тормоз 2 диска ∅ 1320 мм с радиальными моноблочными 4-поршневыми скобами Brembo Задний тормоз диск ∅ 1218 мм с 2-поршневой скобой Brembo Колеса OZ, кованые, магниевый сплав Передняя шина 120/75–420 Задняя шина 195/65–420*Изменяемые параметры; данные на момент теста.октябрь 2011 moto.zr.ru91 СраЗУ ПОСЛЕ этаПа WSBK На НюрБУргрИНгЕ ЛЕОН ХэЗЛаМ ПОДПИСаЛ кОНтракт С BMW MotorrAd MotorSport И такИМ ОБраЗОМ гараНтИрОВаЛ СЕБЕ МЕСтО В ЗаВОДСкОй кОМаНДЕ На 2012 гОД. ЧтО жЕ ДО трОя кОрСЕра, тО ПрОДЛЕВать С НИМ ОтНОШЕНИя НЕМцы яВНО НЕ СПЕШат. ПОХОжЕ, В НаСтОящЕЕ ВрЕМя ОНИ ИщУт ЕМУ ЗаМЕНУ.записки из паддокаА как славно все начиналось! Британец Леон Хэзлам лидировал в WSBK значительную часть сезона-2010 на  двухлетней давности Suzuki GSX-R1000 частной команды Alstare, пользовавшейся минимальной заводской  поддержкой. И хотя он все-таки уступил победу в чемпионате Максу Бьяджи на Aprilia, приглашение в самую  богатую заводскую команду – BMW – выглядело подарком судьбы. И новый сезон начался неплохо! В первой же гонке Леон поднялся на пьедестал, заняв третье место. А потом  все пошло наперекосяк. Хэзлам боролся не столько с соперниками, сколько с электроникой собственного мотоцикла, и в итоге его стал обгонять не только Айртон Бадовини из команды-сателлита BMW Italia, но и Мишель  Фабрицио на той самой древней Suzuki, на которой Леон  выступал в прошлом году. Самое время поговорить о разочарованиях этого сезона. Леон, на это ли ты рас‑ считывал, подписывая – впервые в своей карьере – контракт с заводской командой? ся ли в этом опыт Feel Racing в настройке гоноч‑ ных байков?Прекрасн ый байк, Позорн ая электрон икаНе могу комментировать – все­таки я работаю не в их команде. Но что бы они ни делали, у них наблюдается явный прогресс, и поскольку обе наши команды работают в связке, я надеюсь, что это приведет к улучшению и на­ ших результатов. Какими были первые впе‑ чатления, когда ты пере‑ сел на BMW? Прежде всего, по сравне­ нию с Suzuki, на которой я занял второе место в прошлогоднем чемпионате, BMW намного сложнее по части электроники. Шасси позволяет быстрее менять траекторию, и гораздо чув­ ствительнее к настройкам. И двигатель – он гораздо мощнее и агрессивнее наби­ рает обороты. И сложнее в управлении и настройках? Не кажется ли тебе, что в BMW слишком много электроники? Боюсь, что в современных гонках электроника – глав­ ный фактор, поскольку она контролирует все: заход в поворот, торможение дви­ гателем, сцепление с трас­ сой – да ты и сам можешь продолжить. Ее параметры можно менять во время гон­ ки, если меняются погодные условия. И главная наша за­ дача – добиться, чтобы электроника работала ста­ бильно. Но твоя старая Suzuki не блистала по части элек‑ троники. Не кажется ли тебе, что так даже луч‑ ше – успех больше зави‑ сит от гонщика? следней гонке чемпионата я приехал на финиш вторым вслед за Бьяджи. Но – всего лишь вторым. Увы, Suzuki не слишком­то заинтересована в супербайковской програм­ ме – в отличие от команды Alstare. Поэтому я и принял предложение BMW: у них отличный дорожный супер­ байк, огромные ресурсы и нацеленность на резуль­ тат. Например, в этом году мы затратили на тесты 30 дней – я никогда не работал так интенсивно! Не слишком ли много тес‑ тов? Их не бывает много, если виден результат. Другое де­ ло – если вы все тестируете, а улучшений нет и нет… Но в любом случае, если вы не занимаетесь тестами, то по­ жалеете об этом. В конце прошлого сезона вы опробовали BMW образ‑ ца 2010 года. Насколько изменился аппарат в этом сезоне? Да, характеристика двигателя стала сов­ сем другой – не такойЛЕОН ХэЗЛаМ:Да, этот фактор нельзя сбрасывать со счетов, хотя Ну, начало сезона выглядело и Бадовини молодец. Обе обнадеживающим – особен­ наши команды работают со сходными машинами, так но если сравнивать с тем, что я говорю своим специа­ как BMW выступал в прош­ лом году. Мы стабильно бы­ листам: «Посмотрите, что ли в пятерке лучших. Но за­ итальянцы делают не так, как мы, – возможно, и нам тем – хотя мы проводили стоит двигаться в этом на­ просто невероятное коли­ правлении». чество тестов – нам так и не удалось настроить систе­ А что у них по‑другому? му управления двигателем как следует. У них другая настройка пе­ редней части шасси, да Даже со стороны видно, и подход к работе с электро­ как ты пытаешься вы‑ никой совершенно иной. жать все из машины. Об этом же говорят и учас‑ тившиеся падения – а ведь У них также стандартный маятник задней подвески, ты никогда не был «ава‑ а у вас специальный сверх‑ рийщиком». облегченный? Да, это так. За весь прош­ Нет, мы отказались от не­ лый сезон я упал всего три го после первых двух го­ раза – а в этом году уже нок – стандартный оказал­ с десяток раз. И все эти па­ ся лучше. дения – результат того, что я все время еду на грани. Возможно, в итальянской команде внимательнее В последних гонках Бадо‑ прислушиваются к мнению вини из BMW Italia опере‑ жает тебя. Не сказывает‑ гонщика?Да, Suzuki – хорошая маши­ на. Она не была лучшей ни по части электроники, ни по шасси, ни по двигателю – но в целом это отлично сбалан­ Да, конечно. В этом сезоне сированный аппарат, ста­ мы многое изменили: кон­ струкцию маятника, настрой­ бильный и предсказуемый, ки шасси. Но главное – элек­ на котором приятно ездить. За весь сезон­2010 мы не троника, контролирующая меняли в нем практически мотоцикл: с ней мы бьемся ничего, и все же даже в по­ каждый уик­энд.92    moto.zr.ru  октябрь 2011 ДжейМс ТоузлеНД решил ПоКиНуТь большой сПорТ. ПричиНА объеКТиВНА: чеМПиоН WSBK 2004 и 2007 гоДоВ ТАК и Не сМог ПолНосТью ВоссТАНоВиТьсЯ После ТрАВМы, ПолучеННой иМ НА ТесТАх BMW ItalIa SuPerBIKe В АрАгоНе еще В МАрТе эТого гоДА. ПоКА НА ТесТАх его ПоДМеНиТ ТоНи элиАс.спортвзрывной, более тяговитой. Все‑таки мы поменяли на‑ стройки электроники, поста‑ вили другую выпускную сис‑ тему – все это повлияло. Мы также много работаем над шасси, добиваясь лучшего сцепления. Не то что бы сцепления совсем не было, но наш двигатель требует его в большей степени. А ты не обращался к инженерам с просьбой уменьшить мощность двигателя, но сделать его более  контролируемым? Ну, мы всегда обсуждаем такие вещи – что сделать с двигателем, что сделать с шасси, подвесками, тормо‑ зами. Но каждая перемена потянет за собой другие – вы не можете просто взять да изменить характеристику двигателя во время сезона, словно кликнув при настрой‑ ке подвески. Некоторые люди из команды BMW пришли из мира  автогонок – не в этом ли  проблема?Ну, что касается механиков, то у всех огромный опыт работы в WSBK и MotoGP, и с ними у меня полное взаи‑ мопонимание. На более вы‑ соком уровне – я не знаю, кто из инженеров из авто‑, кто из мотогонок. Но, ко‑ нечно, в команде есть силь‑ ное влияние автомобильных специалистов, и в этом есть свои плюсы и минусы. Плюсы в том, что они могут посмот‑ реть на проблему с неожи‑ данной стороны, минусы – они не всегда учитывают мотоциклетную специфику. Ты заключил контракт на  три года, но с правом расторжения через год. Возобновишь ли ты его на  следующий сезон? Я привык доводить начатое до конца. Конечно, я уже по‑ лучил немало заманчивых предложений, но все же хочу остаться в команде, распо‑ лагающей наибольшим по‑ тенциалом. А он у BMW есть, и я хочу стать тем парнем, который приведет марку к победам.Интервью Алана КАТКАРТА, перевод Александра ВОРОНЦОВАоктябрь 2011  moto.zr.ru93