60
61
62
63
ВЫБИРАЕМРУЛИ ДЛЯ ЭНДУРО И МОТОКРОССАМотоциклу для эндуро или мотокросса приходитсяпереносить немало жестких падений. И основная нагрузкапри этом зачастую приходится на руль. Поэтому он долженне только быть удобным для райдера, но иДЕРЖАТЬ УДАРтекст Михаила КОФМАНА,фото автора и производителейСОВЕТЫПРОФИВопрос о выборе руля встает по разнымпричинам. Иногда руль просто неудобен(например, слишком низок для езды в стойке), иногда – погнут (результат неудачныхприземлений), и уж совсем редко – сломан.Ломают, как правило, те рули, что уже нераз пострадали при падении и были выпрямлены. Не стоит играть с судьбой и пытаться вернуть форму погнутой детали –«выпрямленный» руль может привестик серьезной травме. Подобрать прочный,подходящий под ваш стиль езды и к вашемумотоциклу руль не так сложно. Во-первых,необходимо ориентироваться в ассортименте, а во-вторых, представлять, где и как выбудете ездить.60Выбирая руль, задумайтесь, где вы чаще всего передвигаетесь – по дорогамили вне их. По асфальту на мотоциклеудобно ехать сидя, а на грунте пилотпривстает на подножках и переноситвес тела взад-вперед. Для преимущественно стоячей езды лучше подходитвысокий руль, для сидячей – низкий.Чтобы определить удобное положение рук на руле, надопоставить байк на подставку,сесть на него и ослабить зажимы.Вращать руль от себя из крайнегонижнего положения до того момента, пока не станет комфортно,и зафиксировать его зажимом. Если в этом положении руль сильноотклонен от вас и ручки торчатвверх, то вам удобнее будет ездитьс более высоким рулем. Наоборот, если руль наклонен к вам – нужен более низкий. У кроссменов позиция атакующая – они в основном сидятближе к баку и разгружают заднее колесо. Поэтому для нихпредпочтителен руль с меньшим загибом ручек. Для эндуристов этот параметрзависит от стиля езды:оттягиваясь назад илисидя посередине –руль с большим загибом, атакуяпо-кроссовому –с меньшим.moto.zr.ru ноябрь 2012060-063 rinok handlebars.indd 6010/12/12 11:32 AM Тюнинговаятраверса сосъемнымизажимами.КЛАССИФИКАЦИЯОсновные материалы для руля – сталь и алюминий. При равной прочности алюминиевый рульлегче стального. На «породистые» кроссачи,а также некоторые модели хард-эндуро производители предпочитают ставить алюминиевыйруль (в мотокроссе нагрузки значительно выше,чем в эндуро, и борьба идет за каждый грамм).Стальными рулями комплектуют в основном«гражданские» эндуро. Если же штатный рульне устраивает, начинаем изучать каталоги.Съемныезажимы дляустановкируля большегодиаметра намотоцикл.Внедорожные рули бывают двух типов:с диаметром трубы в центральной части 22,2 мм(7/8 дюйма) и 28,6 мм (1 1/8 дюйма). Однакоесть еще один – 35 мм (1 3/8 дюйма), которыйиспользует бренд Easton. Поэтому не удивляйтесь, когда на прилавке увидите надпись «рульстандарта 7/8» – речь идет именно о месте егокрепления. Но при том, что диаметр центральной части может разниться, ручки руля (и расстояние от торца до изгиба) унифицированыс диаметром креплений управляющих рычаговсцепления, тормоза и прочего, отвечающего задвижение и остановку байка. 22,2 мм – общийдля всех рулей диаметр ручек, поэтому первое,что стоит запомнить: к любому тюнинговому рулю для офф-роуда подойдут все элементы управления от вашего мотоцикла.Самый простой (и наименее прочный) внедорожный руль имеет постоянный по всей длинедиаметр трубы 22,2 мм. Для его усиления служит перекладина (перемычка). В стальных руляхона приваривается, а в алюминиевых – жестко крепится через специальные кронштейны.Вот так выглядит заготовка для руля.Набор для перехода со стандарта 22,2 мм на 28,6 ммс увеличивающими высоту руля зажимами.УЗАЩИТ ШЕЧРУК ЛУ АТЬПОКУП ИЛИС РУЛЕМИТЬЗА ХВАТ ЛЯСВОЮ Д КИ.ПРИМЕРРасположениезажимовможно регулировать,передвигая ихпо траверсе.Наносим на миллиметровкупроекции осей прямыхучастков трубы.ноябрь 2012 moto.zr.ru060-063 rinok handlebars.indd 616110/12/12 11:32 AM ВЫБИРАЕМРУЛИ ДЛЯ ЭНДУРО И МОТОКРОССАБОРАД ЛЯ ВЫ НОУЖРУЛЯ Н ТЬСЯ,ЛИОПРЕДЕ ОЗЕ ВЫПЙВ К АКО ЕСТВЕННОУЩПРЕИМ ТЕ: СТОЯДЕЗ ИД Я.ИЛИ СИБолее прочны рули переменного диаметра (сечения). Здесь в центральной части диаметр трубыдостигает 28,6 мм, а ручки сужены до стандартных 22,2. Этот руль лучше справляется с нагрузками в продольной плоскости, а также лучше22,2-миллиметрового гасит вибрации. Руль с переменным диаметром и перемычкой – выборпрофессионалов. Он выдерживает множествожестких падений, не изменяя заводскому изгибу.Renthal Twinwall считается самым высокотехнологичным рулем стандарта 28,6 мм с перемычкой. Модели рулей Easton стандарта «1 3/8»выпускаются без перекладины и, как считается,немного уступают Twinwall по прочности. Средипопулярных и зарекомендовавших себя с лучшейстороны производителей можно также отметитьProTaper – второго после Renthal производителявнедорожных рулей.Вообще, руль имеет шесть параметров, определяющих его форму и размеры, –это ширина, высота, подъем, загиб,длина ручек и ширина области крепления (расстояние между зажимами). Часть этих параметров можно замерить рулеткой (длина ручек, ширина руля и расстояние между зажимами), неснимая руля с байка, но высоту, подъем и загиббез снятия руля не определишь.Для измерений потребуется ровная горизонтальная поверхность, лист миллиметровки, руль,линейка и маркер. Проще всего измерить высотуи подъем. Для этого укладываем руль в позициюс тремя точками опоры и переносим на бумагупроекции осей всех прямых участков трубы (см.рис. 1). Затем делаем необходимые замеры набумаге и переходим к загибу. Его замер удобнопроизводить, перевернув руль так, чтобы центральная часть прижималась к плоскости, а ручкиоттопыривались вверх (см. рис. 2). Остается замерить расстояние от оси в торце трубы до горизонтальной плоскости и вычесть из результата половину диаметра трубы.ГЕОМЕТРИЯУСТАНОВКАВыпускается множество геометрических вариантов рулей. Изделию присваивается оригинальный код, который указан на центральнойчасти руля. По нему на сайте производителяможно найти его геометрию. Если на вашем руле кода нет, то необходимо произвести замерысамому.Для успешной инсталляции на байкнеобходимо решить вопрос с креплением. Держатели руля могут бытьсъемными или составлять цельнуюс траверсой кон струкцию. В первомслучае переход со стандартного диа-Защита рук в сборес креплениями.1Соединяем оси одной половиныи замеряем подъем и высоту руля.Замеряем загиб руля.Продукция именитых брендовсодержит опознавательный код,по которому можно определитьгеометрию руля.262moto.zr.ru ноябрь 2012060-063 rinok handlebars.indd 6210/12/12 11:32 AM СОВЕТЫПРОФИВыбор руля, который будет максимальноудобен, зависит от высоты, подъема,загиба и в меньшей степени от шириныруля, так как в эндуро предпочтительны более узкие рули для маневрирования в лесу, а для мотокросса – широкие,для лучшего контроля. В то же времяничто не мешает немного обрезать слишком широкий руль, если остальныегеометрические характеристики идеальноподходят.Два оставшихся параметра (длина ручеки ширина области крепления) отвечают завозможность установки руля на конкретный мотоцикл и удобство расположенияорганов управления. Перед установкойнового, более высокого руля следует проверить натяжение приводов органов управления – тросиков газа, проводови шлангов переднего тормоза. Чаще всегопри замене штатного руля проблемы могут возникнуть у эндуро: на руле с укороченной длиной ручек трудно уместить всеорганы управления, включая громоздкиепульты. В этом плане немного прощекроссменам – на руле кроссового мотоцикла из управления присутствует толькорычаг сцепления с выключателем зажигания слева и рычаг переднего тормозас ручкой газа – справа. Не редки случаи (на высоком руле), когда длины, например, шлангов нехватает и приходитсявдобавок к рулю ихзаменять – или разворачивать ручки«низом вверх».Кронштейнкрепления можнодокупить послеприобретениязащиты рук.Цанговый зажимзащиты рук бываетдвух размеров –под алюминиевыйи под стальнойрули.Органы управления современнымкроссовым мотоциклом.Для сравнения руль мотоцикла эндуро.метра 22,2 мм на более жесткий 28,6 мм (35 мм)потребует замены зажимов (около $ 200 за комплект «зажимы + руль»), при этом геометрия изменится только за счет характеристик руля. Во второмслучае потребуется установка специальных переходников, которые встанут в штатные 22,2-миллиметровые посадочные места, но увеличат суммарную высоту на величину проставки. Поэтому здесьпридется задуматься о такой комбинации руля с пе-реходником, которая даст необходимую высоту, либозаменить верхнюю траверсу с несъемными креплениями на разборную (около $ 250). У тюнинговыхзажимов есть возможность сдвинуть ось центральной трубы руля вдоль продольной оси мотоцикла –за счет ступенчатого сдвига зажимов вдоль траверсы либо с помощью несимметричности самогозажима. В первом случае траверса имеет насечкув виде зубчатой рейки, к которой в разных положениях (ближе или дальше от пилота) можно жесткозакрепить зажим. А во втором зажим единождыставится в одном положении – ближе или дальшеот водителя.Для установки защиты рук на штатный или тюнинговый руль потребуется определить местакрепления кронштейнов. Поэтому рассчитывайтеоптимальную длину ручек (до изгиба) на рулес учетом креплений. Лучше всего покупать рульвместе с защитой рук либо захватить ее с собойи примерить на месте. Для каждого руля, будь то7/8 или 1 1/8 дюйма, предусмотрено двойноекрепление защиты: кронштейнами в районе крутогоподъема и цанговыми зажимами в торцах руля.Для кронштейнов производитель обычно предлагает три варианта крепления: с захватом под22,2 мм, под 28,6 мм и под конус с переходом от22,2 к 28,6 мм. Цанговый зажим бывает с двумядиаметрами втулки – для стального руля и для алюминиевого (меньше). Защита продается отдельно откронштейнов, но в комплекте с двумя вариантамицангового зажима. Примерив на руле, выбираеми докупаем недостающие кронштейны с учетомдиаметра той части, к которой будет крепитьсякронштейн защиты.Благодарим компаниюXSR-moto.ru за помощьв подготовке материала.длина ручекширинавысотаподъемзагибширина области крепленияКаждый руль имеет шестьпараметров, описывающих егогеометрию.ноябрь 2012 moto.zr.ru060-063 rinok handlebars.indd 636310/12/12 11:32 AM