108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
Прошло полтора месяца после «Четырех Океанов» («Мото» №12-2011), но меняне отпускало чувство некой незавершенности. Вновь всплыли мечтыо мотопутешествии по Китаю – но не разрешает их правительство колесить на своемтранспорте по стране! Игоря Синуса не пустили. Пример «Буддоциклистов» («Мото»№2-2010) мне не по карману. Правда, Роман Гром провез мотоцикл как ручную кладь,но это уметь надо. И я подошел к вопросу с другой стороны.КИТАЙСКИЙАНАБАСИСтекст Виктора ХВАНА, фото автора108Придумал я вот что: мой «Серовчик» остается дома, а повезет меня по китайским просторам китайский же мопед, купленный там же. Прав ненадо, регистрации тоже. Да и с обслугой китайского в Китае проще. Сказано – сделано!Рано утром во Владивостоке я поднялся наборт «Кометы» и помчался по морским просторамдо Славянки – крайнего российского города, откуда отправляются автобусы в Китай (во Владивостоке без визы на автобус не сядешь). Три часаот Славянки (включая оформление месячной визына границе) – и я в Хуньчуне, весьма симпатичномmoto.zr.ru ноябрь 2012108-117 travel.indd 10810/11/12 10:08 PM ‣ ПО КИТАЮ НА КИТАЙЦЕ с.108, ТАЕЖНЫМИ ТРОПАМИ ПРИМОРЬЯ с.118,ИНТЕРВЬЮ С АЛЕКСАНДРОМ ИШУТИНЫМ с.122,ШКОЛА КВАДРОЦИКЛИСТА с.124, НОВОСТИ с.128городке. Время в Китае отличается от Владивостока на 3 часа, а часовой пояс всего один, чтовесьма удобно (в России их аж десять). Бензиндороже нашего – 7,2 юаней* за литр Аи-92, зато такси – 5 юаней в любой конец города. Прогулялся по мотомагазинам. Цены на скутеретты –2000–3000 юаней. Подумав, решил купить скутерна юге и двигаться на север, к дому, пока зима ненакрыла. На дворе-то сентябрь!С нового хуньчуньского автовокзала я отправился в город Чанчунь, центр провинции Цзилинь.Путь занял 5 часов, приехал туда вечером. Автобус остановился где-то в переулке. У прохожихузнал дорогу на вокзал, откуда ходит поезд доПекина (правильное произношение – Бейдзин).* Курс: 1 юань = 5 рублей.МОТОКЛУБОн оказался совсем рядом. Общался при помощиразговорника – полезная книжка! Надписи прочитать невозможно: все на иероглифах, а их толькодля беседы 3000 штук знать надо. А вообще, какговорят, их 80 000… С ума сойти!Поезд отправлялся поздно вечером, было время погулять. В купе – четыре места, как и в России. В Пекин прибыл утром и сразу купил билетдо Гуйлиня. Кассир предложил мне sit (т.е. сидячий), других нет. Что ж, поеду с народом! Кассиреще что-то сказал, но я, конечно, не понял и махнул рукой. Он тоже.Отправление на Гуйлинь тоже вечером, и весьдень я катался на метро по Пекину. Съездилв Олимпийский центр, посетил Военно-исторический музей… На счастье, на вокзал приехалпораньше и показал какому-то железнодорожнику свой билет. Он начал что-то быстро говорить,потом увидел карту Пекина у меня в руках и показал на ней, что мой поезд отправляется с Западного вокзала. Так вот что хотел сказать кассир!И я помчался сначала на метро, потом на автобусе, затем пешком. Западный вокзал здоровущий,бежать далеко. На бегу показывал билет всемжелезнодорожникам, и они, направляя меня жестами, довели до моего вагончика. Забежал я в него за пару минут до отправления.Вагон полон китайцев. Хорошо, у меня билетс местом, а кто без места, спали на полу, под лавками, а несколько человек устроились в туалетена раковинах. Ужас! В Гуйлинь приехал почти через сутки, поздней ночью.На привокзальной площади окружили агентыотелей. Выбрал тот, что рядом, через улицу. Пару дней гулял по городу. Так далеко на юг я попал впервые. Красота неописуемая – все цветети благоухает! На улицах растет то, что у нас –только в горшках. Город красивейший, достопримечательность всего Китая. «Горы и воды Гуйлиня – первые в Поднебесной» – эти слова поэтаизвестны каждому образованному китайцу. В городе множество достопримечательностей, но запосещение их надо платить. А чтобы на них неглазели бесплатно, трудолюбивые китайцы обсадили всё густым бамбуком. Осмотрел я далеконе всё – и денег мало, и времени.Поймав мототакси, я кое-как объяснил водителю, что хочу купить скутеретту (благо на улицеих полно), и он быстро подвез меня к мотомагазину. Я подозвал продавца и, потерев указательным о большой палец, показал на скутеретту.Продавец быстро написал: «3800», я в свою очередь нарисовал «3000», и он быстро согласился.Эх, надо было написать «2500»!ноябрь 2012 moto.zr.ru108-117 travel.indd 10910910/11/12 10:08 PM РАСПАХНУТЫЙ МИРПО КИТАЮ НА КИТАЙЦЕЗвать его «Киндиан». Два иероглифа, составляющие это слово, переводятся как «ЗолотаяЦеремония». Так что марка блестящая, правда,доселе мне неизвестная. Моторчик – «суперкабовский» полтинник, коробка – 4 передачи,переключаются по кругу, сцепление автоматическое. Быстренько завели и устроили тестдрайв вдоль магазина. Продавец написал расход: «1,5 л = 100 км». Достойно, но не верится…Позднее убедился – правда, но при скорости30–40 км/час. В придачу литр масла, полныйбак, противоугонный замок, шлем и багажныйкофр.До вечера я катался по Гуйлиню, вкатывалсяв китайский трафик. Мопед удобный, заду комфортно, только ногам на подножках не оченьуютно. Езда по Китаю понравилась: движениеплотное, но на мопедке чувствуешь себя как рыбав воде. Можно ездить по встречке, по тротуарам,на красный свет и т.д., но скорости в городе низкие, и посему ДТП редки. Вечером, поставив мопед на стоянку отеля, обмыл его, чтоб колесакрутились. Компанию составил работник отеля.К обеду следующего дня тронулся в путь. Дорога от Гуйлиня до местечка Яншо вьется вдольреки Ли-цзян. Пейзажи невероятные, именно онипослужили прообразом для фильма «Аватар».Я не мог молча восторгаться их красотой, и до самого Яншо вслед за мотиком вились замысловатые выражения моей радости от увиденного. Проезжал возле той самой горы с дыркой, сквозькоторую, как говорят, пролетели «Витязи». Так хотелось покататься по окрестностям, но отсутствиевремени гнало меня вперед и вперед. Я до сихпор под впечатлением красоты тех мест!..Наступил вечер. В 30 километрах за городкомЛипу поужинал и поехал искать отель. Километров через 30 читаю указатель: «Липу». Обратноехал!.. Короче, заночевал я в этой Липе. Отельчикза 25 юаней с компом и интернетом. Красота! Чтомне в Китае нравится (помимо прочего), так этодешевизна почти всего. Но не во все дешевыеотели селят иностранцев, с дорогими же проблемнет.Утром продолжил путь уже в правильном направлении и за городом Учжоу пересек Северныйтропик. Я в настоящих тропиках! Вдоль дорогирастут банановые пальмы с плодами разной зрелости, некоторые цветут. Выбрал пару штук покрупнее, попробовал – оказались неспелыми, ажфизиономию скрутило. Но сам факт – с пальмысрывал и ел! Много садов с мандаринами или хурмой, кругом цветущие деревья. Вечером проез-110жал место с дивным ароматом, но было темно,и я не узнал, что же так благоухало. Но иногдасельская местность страшно воняет непонятночем.Я считал, что путешествие «К четырем океанам» было авантюрой. Как я ошибался! По Китаюбез навигатора и языка – вот настоящая авантюра! По Гуанчжоу я ехал километров двести, средипешеходов, велосипедов, мотоциклов и прочеймелочи. На улицах броуновское движение транспорта и людей – всё мелькает, бибикает и лезетпод колеса. Клаксон для китайских улиц – оченьважный элемент, от громкости зависит статус водителя. Пару раз заблудился. Китайские Сусаниныни черта не знают, но из вежливости дорогу пока-зывают, и чаще туда, куда мопед смотрит. Многонеграмотных. Дашь такому атлас, чтоб направление показал, а он крутит его так и этак. Навигатором традиционно не пользуюсь. «Большуючетверку» завершил без него и тут как-нибудьуправлюсь. Короче, из Гуанчжоу выезжал, ориентируясь по солнцу.Вообще, меня поразила массовая неграмотность населения, особенно в глубинных, удаленных от центра и побережья районах. И как такаянация осваивает космос?! Не из бамбука же оникосмические корабли строят и не из рогатки запускают…Миновав Шеньчжень и Хойчжоу, свернул к морю. В мегаполисы решил больше не заезжать –блудить не хотелось. На картах они обозначеныкружочками разных размеров, а на самом деле китайские города надо отмечать громадными кляксами – настолько они огромны. И, плавно сливаясь друг с другом, они образуют супер-кляксы.Езда по ним утомляет: километров 50 едешьс интересом, 100 еще терпимо, а 200 – перебор.И я двинулся на север, вглубь Китая, мимо мегаполисов. Бесплатные дороги получше наших. Парураз прохватил по платным хайвеям – ехать оченьхорошо, но смотреть не на что. На самом деле,в Китае движение мототранспорта по автомагистралям запрещено. На них я попадал случайно –подъедешь к развязке, а назад ехать не хочется,вот и нарушаешь.moto.zr.ru ноябрь 2012108-117 travel.indd 11010/11/12 10:08 PM Как-то поздно вечером я слегка заблудилсяи остановился на кассе хайвея, тем более чтоженщина-кассир что-то кричала мне, до поясавысунувшись из окошка. Проехав под фонарь,я достал атлас китайских автодорог и начал процесс ориентирования. Не на всех знаках иероглифы дублируются на «пхинин» (иероглифы в латинской транскрипции), посему искал на картеиероглиф, изображенный на указателе – процессутомительно-длительный. И тут ко мне подошлидва молодых полицейских. После вопросов «ктокуда-откуда», они предложили подбросить менявместе с мопедом на полицейском пикапе в городИнтань. Я сильно устал и с легкостью согласился.Всю дорогу (километров 15) полицейские куда-тозвонили – и продолжали звонить по прибытиив город. Приезжают еще двое полицейских – похоже, начальники первых. Один в гражданскойодежде, на другого накинут полицейский мундир(он, кстати, был слегка подшофе). Потребовалидокументы и начали «гнуть пальцы» по-китайски.Я, показывая на мотик, спросил: «Confiscation?»Мне ответили: «Yes!». Что ж, диалог краткий, ноёмкий. Я надел свой рюкзак, сказал: «No confiscation! It is my present for Chinese Republic!» и повернулся, чтобы уйти. А мне говорят «Стоп!»и протягивают телефон.реклама108-117 travel.indd 11110/11/12 10:08 PM РАСПАХНУТЫЙ МИРПО КИТАЮ НА КИТАЙЦЕ– Алло?..– Меня зовут Ваня. Что у Вас случилось?– Ваня?! Ты где?..– Минутах в десяти от вас…Я поражен! Не могу представить, что у нас,где-нибудь в Зажопинске, можно найти китайскоговорящего человека за 15 минут, и говорю: «Приезжай!» Через 10 минут нарисовывается Ваня наБМВ-745, сам под два метра ростом, очень представительный. Поздоровались, он поговорилс полицаями и перевел, что конфискации не будет, а меня просто оштрафуют за езду по хайвею.На что я толкую, что отродясь по ним не ездил,а полицейские подошли ко мне пешком. Ваня ещепотолковал с ними, и штрафовать меня передумали, просто порекомендовали отдохнуть в отеле,до которого сами и проводили. Во время разговора молодые полицаи понуро рассматривали носкисвоих ботинок.Подъехали с эскортом к пятизвездному отелю. Я показываю, что на такой отель денег нет.Меня успокоили, указав отель напротив. Приемлемые 80 юаней с интернетом в номере. Но бедане ходит одна – уронил фотоаппарат прямо накаменный пол.Поутру, купив новый фотик, снова поехал насевер. На границе провинции Аньхой (простите,китайцы говорят через «у») я слегка промахнулся – километров на 150 к востоку, до городаТуньси, где и заночевал. В Китае у некоторых городов есть свои фишки. В Туньси это электрический «дождик» с деревьев по всему городу.Утром, чтобы компенсировать промах, выехалзатемно. Дорога вилась меж красивых гор. Позавтракал в маленькой деревенской чифаньке* наперекрестке дорог за 1,5 юаня (этот рекорд досих пор не побит). К реке Янцзы выехал противгорода Аньцин возле красивого вантового моста,по которому проходит хайвей. Народная же дорога уперлась в паром, который и перевез меняс мопедом за 4 юаня. Чтобы избежать мегаполисов, вновь поехал по шоссе меж высоких гор.Дорога очень живописна! Слегка напрягает отсутствие ограждений, ведь иногда за бетоннойобочиной – обрыв метров 5-6. До заката успелпреодолеть два перевала, по темноте прошел* 吃饭 [chīfàn] — поддерживать существование: кушать,кормиться, есть (кит.).112еще один. Но ночью разъезжаться со встречныминад обрывами страшно. В каком-то городке устроился на ночлег в бане, при которой есть комнаты, как в гостинице, за 25 юаней.А утром я уже ехал по Великой равнине. Кругомвозделанные поля, а на них крестьяне, собирающие плоды трудов своих. Ехать довольно скучно,зато быстро – по прямой «полтинник» разгонялсядо 85 км/час. Правда, и расход подпрыгивал до3,5 л, поэтому крейсерскую я держал 65–70 км/ч.В день проходил около 500 км, а иногда и до 800.С пробегом 3500 км «кончилась» задняя покрышка. В мастерской ее поменяли на новую, болеетолстую, за 80 юаней с работой. Механик написална бумажке: «10 000 км». Ошибся, прошла онатолько 7000 км.Без мегаполисов все же не обошлось: на путибыл город Тяньцзинь. Заехал я в него утром,а выехал уже затемно.Говорят, что в прибрежном городе Тангу стоит авианосец «Киев», но утром туман стоял настолько плотный, что разглядеть ничего не смог.А в Бэйдайхэ, что на побережье Ляодунского залива, увидел дорожный указатель на русскомязыке. Он гласил – «Санаторий отличников трудапровинции Хэйлунцзяна в городе Байдайхэ. Медицинский центр. 50 м».В следующем городе Циньхуандао начинаетсяВеликая Китайская стена, она выходит из вод залива, чтобы уйти на 6500 км на запад. Это величайший памятник… непонятно чему. Выглядит какполнейший новодел, но денег в Китай приноситмассу.moto.zr.ru ноябрь 2012108-117 travel.indd 11210/11/12 10:08 PM На ноги надел целлофановые пакеты и краги изискусственного меха. Тем не менее вечеромстрашно замерз и на заправке возле города Дунхуа попросился погреться в помещении у заправщиц. Мне разрешили, отпоили чаем, а одна изних, заметив порванный нарукавник, попросиласнять его и зашила.А в предгорьях накрыл-таки меня снежный заряд. Целый день от Дунхуа до Хуньчуня ехал помокрому снегу. Спустившее заднее колесо пришлось ремонтировать по щиколотку в грязнойснежной каше. От простуды спасла профилактическая бутылка бренди и горячий душ. А черезнеделю снова на работу! Потому продолжение путешествия решил отложить на следующий год,оставив мопед на зимовку у друзей в пустующейквартире в Хуньчуне.Прошел ровно год. И вот мы с «Баклажаном»(так я прозвал мопед за ярко-баклажановыйцвет) вновь выкатились на дорогу. Для началая покатался по городу и окрестностям, зановопривыкал. На сей раз запланировал ночевки в палатке – все ж на юг еду, да и экономия. Из городаЯнцзи слегка спрямил путь и проехал по горнымдорогам. А от Эрдобайхэ прямая дорога до самого Порт-Артура. Очень красиво и можно ночеватьв палатках, а населенные пункты весьма редки.Погода прекрасная, солнышко. Но ночью ударилмороз – такой, что даже вода в бутылке замерзла. В палатке грелся газовой плиткой, успокаиваярекламаОбъехав Ляодунский залив, я пересек одноименный полуостров и выехал на побережье Западно-Корейского залива. Начало пробуксовывать сцепление. В мастерской за полчаса и 200юаней все сделали. Дальнейший путь пролегал насеверо-восток, вдоль северно-корейской границы, немного по плоскогорью Чанбайшань. Там находится наивысшая вершина бассейна рекиАмур – вулкан Байтоушань (по-корейски – Пэктусан) высотой 2750 м, святыня для китайцев и корейцев. В кратере красивое озеро Тянчи, откуданачинается река, воды которой впадают в Амур.А на дворе уже октябрь, погода портится. Подороге прикупил теплые вещи – рукавицы наруль, нарукавники, плащ-накидку с капюшоном.ноябрь 2012 moto.zr.ru108-117 travel.indd 11311310/11/12 10:09 PM РАСПАХНУТЫЙ МИРПО КИТАЮ НА КИТАЙЦЕсебя, что на юге будет теплее. С перевала открылся прекрасный вид на Чанбайшань. Дорога идетпрямо среди кедров. В разгаре сезон заготовкиореха. Их здесь добывают тоннами и сушат прямона проезжей части. В некоторых городках развернуты ярмарки, как правило, прямо на центральныхулицах, где проходят транзитные дороги. В общественных садах после сбора урожая осталось многогруш и мандаринов. Полакомился.Ехал не спеша, километров по 200 в день, наслаждаясь горными пейзажами. В городе Байшаньмножество новостроек, типичных для современного Китая. На моем пути попадались города-призраки, построенные впрок – новенькие, с иголочки и…безлюдные. Пустые офисные высотки, пустые дома и улицы. Едешь, а не по себе как-то, душу охватывает необъяснимая тоска…В городе Тунхуа на заправке сдохла вся электрика. Жестами попросил прохожего показать мастерскую, и он проводил меня до места, километра задва. Там за 35 юаней заменили реле-регулятор,и мопед ожил. По сравнению с удавленными японцами, вольный китайский полтинник выглядит орлом. Может, не очень надежный, но цене соответствует.До выезда из города меня проводил таксист.Дорога нормальная, параллельно строится хайвейи железная дорога, которая только наполовинуидет по земле, в остальном – по эстакадам и тоннелям.Чтоб не плутать в темноте, старался не заезжатьв города на ночь глядя. Хотя ночной Тунхуа оченькрасив: на многоэтажных домах цветная иллюминация, целые картины. Все равно днем ехать интересней, особенно когда есть время на остановки.В Даньдуне спросил у таксистов, где находитсяКорея. Показали. И жестами показали, что туда –только вплавь. Шутники! Погулял по торговым улицам. Погода теплая, все в летней одежде. Спросилу моторикши, как проехать в Дайлянь. Он показал,что на мопедке я туда не доеду, а дорогу не показал. Другой велорикша изобразил, что домчитменя до Дайляня запросто, только сядь к нему(у бедняги, видать, нелады с географией). Так чтообщаться лучше с таксистами. Еще мне часто помогали дальнобойщики. А вот полицейские невсегда сведущи в родной географии.С дороги до Дайляня свернул влево к ЗападноКорейскому заливу Желтого моря. Насладился видами и поехал дальше по новому шоссе. А заправок-то нет! В деревне Шикао «обсох». Тормознулмотоциклиста на старенькой «сузучке», показал науказатель топлива и развел руки в стороны. Этотдобрый человек, хоть и спешил, отвез меня на заправку за перевал и обратно, а это километров 20.От предложенных денег отказался.К вечеру добрался до города Цзиньчжоу, что перед Далянем. Начался дождик, пришлось селитьсяв отельчик с номером без окон за 80 юаней (за окна – на 20 дороже).Выехал рано утром. Город плавно перешел в Далянь, а из Даляня незаметно втянулся в Люйшунь(Порт-Артур). Хотел посетить музей, но в понедельник он был закрыт. Во дворе музея прекрасная коллекция окаменелых деревьев, там же хранятся некоторые предметы времен обороныПорт-Артура.114Вдруг меня осенило: зачем возвращаться на север, объезжая Ляодунский залив, если на паромеможно сразу попасть на Шаньдунский полуостров!Паром нашел не сразу, поскольку на указателяхк парому написано «FERRY», а я-то искал надпись«SHIP». Билет на паром стоит 230 юаней (150 с меня и 80 за «коня»), но банкоматов нет и карту Visaне принимают. Пришлось съездить в город. Пароммне, сухопутному человеку, показался огромным –жилых палуб три штуки. Куча столовок и буфетов,но едой лучше запасаться в городе, т.к. на паромевсё дороже в два раза. Плыл в 4-местной каютес тремя китаянками. Как мог, рассказал им о своихПУТЕШЕСТВУЮЩИМ ПО КИТАЮПамятка от партнера журнала «Мото» компании Enjoy MotoИНФОРМАЦИЯ О СТРАНЕКитай – Китайская Народная республика – великая страна с богатой историей и самым большим в мире населением. Китай располагаетсяв Центральной и Восточной Азии и занимает 9,6 млн. км2. Это третья повеличине страна на нашей планете после России и Канады. Природноеразнообразие Китая – это плавный переход от заснеженных пустыньТибетского нагорья к мягким субтропическим зонам морского побережья. Плодородные речные равнины – колыбель китайской цивилизации. Величайшие реки Китая – Хуанхэ и Янцзы, многие другие реки образуют богатую водную систему с множеством озер. Разнообразныеландшафты и природные зоны Китая являются причиной невероятногобогатства царства животных и растений. В стране можно встретить редкие виды флоры и фауны, многие из которых имеют древнейшее происхождение и не встречаются больше нигде в мире.КОГДА ЕХАТЬКлимат в разных частях страны, протянувшейся вдоль трех климатических поясов, сильно различается. Лучшее время для поездок в Китай –поздняя весна (апрель и май), а также осень с сентября по октябрь (наюге – с ноября по декабрь). На остров Хайнань вполне можно ездитькруглый год.КАК ДОБРАТЬСЯ«Аэрофлот» выполняет регулярные рейсы Москва-Пекин (7,5 часов),Москва-Шанхай (9 часов) и Москва-Гонконг (10 часов). До Пекина такжеможно добраться регулярными рейсами авиакомпаний Air China, HainanAirlines и «Трансаэро», а до Шанхая – рейсами China Eastern. В сезон изМосквы поднимают чартеры до Хайнаня.Каждую неделю из Москвы в Пекин ходят два поезда – китайский (через Улан-Батор, требуется транзитная виза) и российский (через Забайкальск).Из Владивостока и ряда пограничных городов можно уехать на туристических автобусах.ВИЗАГражданам РФ и СНГ (кроме граждан, имеющих дипломатические паспорта) для посещения страны требуется виза. Гражданам РФ визу в Гонконг теперь оформлять не нужно, если срок пребывания не превышает14 дней.Консульский отдел в МосквеПосольство КНР в Москве: ул. Дружбы, 6тел.: (499) 143-15-43Посольство России в Пекине100600, Beijing, Dongzhimen Beizhongjie, 4тел.: (10) 653–220–51, 653–212–81, консульский отдел: 653–212–67Генеральное консульство России в Шанхае(21) 630–699–82, 632–483–83Генеральное консульство России в Гонконге2106, 21/Fl., Sun Hung Kai Centre, 30 Harbour Road, Wanchaiтел.: (852) 287–771–88, факс: 287–771–66ВАЛЮТАЮань (RMB) – единственное официальное платежное средство на территории КНР. 1 юань ≈ 5 руб.ТАМОЖНЯВвоз национальной валюты ограничен суммой в 6000 юаней. Ввоз и вывоз иностранной валюты неограничен.Разрешен беспошлинный ввоз 400 сигарет, 100 сигар или 500 г табака, 1,5 л спиртных напитков, бытовых электроприборов и другихпредметов обихода на сумму до 2000 RMB. Беспошлинно ввозятсяличные вещи, а также фотоаппараты, портативные магнитофоны, портативные видеокамеры и ноутбуки – по одному предмету на туриста,если их стоимость не превышает 5000 RMB (вещи нужно предъявлятьпри выезде).Запрещен ввоз оружия, порнографии, взрывчатых веществ, наркотикови ядов. Запрещен вывоз исторических документов, ценных предметови произведений искусства, а также живописи и графики без чека магазина, подтверждающего законность покупки, или разрешения на вывозот Китайского Административного Отдела по культурным ценностямпри Министерстве культуры КНР.БЕЗОПАСНОСТЬПеред поездкой в страну никаких вакцинаций и прививок не требуется.Обязательно надо пользоваться сейфом для хранения документов, денег и ценностей.Самостоятельное посещение Тибета запрещено: требуется специальноедополнительное разрешение, которое оформляется принимающей стороной заранее. Тибет можно посетить с группой по заранее оговоренному и согласованному маршруту.Иностранцу в Китае рекомендуется иметь при себе визитку гостиницыили карточку с личными данными на китайском языке.Пить сырую воду из-под крана настоятельно не рекомендуется. В Гонконге за курение в общественных зданиях (аэропорт, магазины, метро)взимается штраф около 5000 RMB.ВРЕМЯМосковское время + 4 часа.ЯЗЫКХаньцы (так сами себя называют жители Китая) имеют свой собственный разговорный и письменный язык – китайский. Общая численностьговорящих на китайском превышает 1 млрд. человек.Большинство из 55 национальных меньшинств Китая также имеют своиязыки. Согласно лингвистической классификации, 29 языков относятсяк китайско-тибетской семье, 17 – к алтайской, 3 – к южноазиатской и 2 –к индоевропейской семье. Китайская письменность – иероглифика.ГОСТИНИЦЫВ Китае принята особая система классификации гостиниц. Постоялыйдвор – самый простой вариант размещения, сравнимый с проживаниемв хостеле или студенческом общежитии. Другой вариант – дом для гостей – как правило, соответствует отелю класса 2–3 звезды. Винный домпринадлежит к наиболее престижному средству размещения и соответствует гостинице класса 3–4 звезды. Традиционная 5-звездочнаяклассификация применяется преимущественно в отношении отелеймеждународных гостиничных сетей.ДВИЖЕНИЕ В КИТАЕВ Китае правостороннее движение. В Гонконге – левостороннее. Обгонразрешен с левой стороны. В Китае далеко не всегда соблюдают ПДД.Названия автомагистралей общегосударственного значения чаще всегоначинаются с буквы G, например: G107. Буква G означает 国家 (guójiā), –или «национальная».ПРОКАТ МОТОЦИКЛОВ И АВТОМОБИЛЕЙВзять в прокат любое транспортное средство можно только при наличиикитайских водительских прав (российские и международные ВУ недействительны). Транспорт свыше 150 см3 (скутеры, мотоциклы) сдаватьв аренду иностранцам запрещено законодательством.Компания EnjoyMoto (www.enjoymoto.com) проводит организованныетуры по Китаю на мотоциклах BMW с гидом и с машиной сопровождения.Возможна организация проезда по Китаю на собственном транспортепри обязательном сопровождении местного гида, а также помощьв оформлении всех необходимых документов. Ориентировочная стоимость проезда – 7000 долларов за мотоцикл, что включает в себяоформ ление документов, получение разрешений и сопровождениепредставителем КНР.ЗАПРАВКИ, ЦЕНА ТОПЛИВАПриблизительно $ 1,30 за литр А-92.ТЕЛЕФОНЫ ЭКСТРЕННЫХ СЛУЖБМеждународная справочная служба (на английском языке): 115Полиция и служба спасения: 110Пожарная служба: 119Скорая помощь: 120Дорожная полиция: 122Справочная: 114Служба информации для иностранцев в критических ситуациях:в Шанхае: 6-439-0630, в Гуанчжоу: 8-667-7422Международный телефонный код Китая: 86(звонок из России: 8-10-86…)moto.zr.ru ноябрь 2012108-117 travel.indd 11410/11/12 10:09 PM до отдать им должное – ведут себя весьма спокойно.Утром тепло. Крестьяне вышли обрабатыватьсвои огородики. Вдоль дороги множество яблоневых садов, а на обочинах – оживленная торговляими, продают оптом и в розницу. Прибрежные горы на Шаньдуне плотно заставлены ветрянымиэлектростанциями (есть где разгуляться Дон Кихоту!). Приближается город Циндао. Китайцы науказателях пишут Qingdao, на пиве – Tsingdao,а говорят «Чиндауа». Дорога либо ремонтируется, либо настоятельно требует ремонта. К городуподъезжал вдоль залива, через который уходитэстакада хайвея с судоходным горбом посредине.Прокатился по центру – такой же, как и все китайские города. Говорят, это родина китайского пивоварения, бывшая немецкая колония. Паром на-шел быстро (теперь-то знаю – FERRY!). Переехалза 14,5 юаней через залив Цзяочжоувань в городХуандао, вышел на дорогу до Шанхая. Хотел посмотреть на «деревню миллионеров» Хуаси сосвоим небоскребом, но оказалось, что проскочил,а возвращаться не хотелось. Дорога очень хороша – межпровинциальная все же.Заночевал на пригорке, снова рядом с могилами. На юге Китая велика плотность населения,свободной земли мало. В своей палатке чувствуешь себя тараканом посреди обеденного стола.Напрягают и слухи о законопослушности китайцев: мол, они чуть что – звонят в полицию. Поэтому поисками места для ночлега начинал заниматься задолго до вечера. Лучше всего ставитьпалатку под путепроводами, особенно в дождь –кругом льет, а в палатке сухо!рекламапутешествиях, и одна из них одобрительно прокомментировала: «Ли-ха!» Что сие значит – незнаю.В Янтай паром прибыл в 6:30. Прокатился поулицам и очень красивой набережной, а потом отправился по периметру полуострова. В Шаньдуненаходятся лучшие в Китае виноградники, выращивается лучший арахис, добывается 40% китайского золота. И там же находят большинство декоративных камней, которые расходятся по всемсувенирным лавкам Китая.Я старался искать для ночлега места повыше,поэтому заночевал на горе рядом с самой восточной оконечностью полуострова. Ночью в море с обеих сторон видно множество судов. Налюбой горке в Китае можно увидеть захоронения, так что без «соседей» не обошлось. Но на-ноябрь 2012 moto.zr.ru108-117 travel.indd 11511510/11/12 10:09 PM РАСПАХНУТЫЙ МИРВ какой-то деревне у дороги увидел ряд сувенирных лавок, торгующих камнями. Камни – чудо!Сталагмиты, окаменелости… И все раза в два дешевле, чем в Хуньчуне.В городе Ксанг Шуи свернул в сторону Великого канала. Ширина его 50–300 м. Канал работает по полной: баржи таскают караванамипо 10–15 штук, перед шлюзами очереди. Судакишат, как автомобили в час пик. Самоходныебаржи толпятся, толкаются. Матросы – женщины – ругаются (наверное, жены капитанов). Насудах, похоже, и живут – сушится детское белье, огороды в ящиках, бегают домашние животные. Ночью движение по каналу прекратилось.Утром появился густой туман, видимость – метров 20. Водители включают аварийку и мчатсясквозь него, думая, что их видно. Догнал пробку.Машины стоят, а я – где по обочине, где повстречке, а порой и по левой обочине – еду вперед. Пробка растянулась километров на 10. Этохорошо, а то по телику видал пробку на 260 км!Машин, по сравнению с прошлым годом, заметноприбавилось. Больше и бьются, в основном натрассе.ȒȔȓȏȔȭȸȲȑȸȗȍҫȎȩȐȗȓȍȒ116На выезде ремонтировали покрытие улицы и неогородили. И я влетел в бетонную лужу на скорости 60 км/ч, как катер, подняв волну, пролетелметра четыре и выскочил на твердое. Как и положено, пожурил дорожников, а они меня. На томи попрощались.После Шанхая проехал город Ханчжоу, тожеочень красивый (по мнению Марко Поло – самыйкрасивый). Возле него есть озеро Си-ху, это всекитайская достопримечательность. Оно действительно чудесное. Бамбук здесь вытянулся до 10 м(против 3 м в Шаньдуне), появились банановыепальмы, а на горных склонах растет чай.За Ханчжоу дорога очень живописна, здесь она;LQJNDL+Xпересекает Желтые горы. Названия многих населенных пунктов содержат иероглиф «Шань», похожий на букву «Ш», что значит «гора». ЗдесьɆȪɕɞȫȪȥсходятся границы трех провинций – Цзянси, Чжэцзян и Фуцзянь. Решил задержаться на пару неȤȪɕɞəȪɕɞдель: пожить в палатке, помедитировать в горах,ȢȪɕȫȪȥпогулять по окрестностям. Лагерь устроил на стаȘɕɞɚȥɕɞȹɐɑɕɞəɏȨȪрой заброшенной дороге, по ней раньше ездилиɆȥɕɞɎȪɕлесорубы или строители. Сейчас по ней ходятȹɐɑɕɞȫȪȥɕɎȥȨтолько пешком, и не только люди. Видел следыɇțȜɆɊȑȓȻȕдиких копытных, а ночью кто-то мяукал противноȢɡɕɞɘɐɑɕɞɆȥɓɡɕɞȲɇȔȓȸȲ злобным голосом.Моя главная цель – красивые скалы на востоȽɕɞɖȥҪɆɟəɏȨȪȕȐȖɇȼȵȭȸȑȕȐȖɇȼȵȭȸȑȍМАРШРУТ НА СКУТЕРЕТТЕке. Через объектив фотоаппарата увидел на скаȹɑɕɎȥȨГуйлинь–Гуанчжоу–ȑȔȕȐȲлах перила – значит, объект окультурен. Для наШэньчжень – Цзеян – Интань –ȪɈɎɕɑɈɕɑɈАньцин – Фуян – Шанцю –чала сделал несколько выходов в другие места.ȹɐɑɕɑɕЦзинин – Дэчжоу – Тянцзинь –ɏɑɓɈɈНесколько раз посетил большой туристическийТангу – Циньхуандао –ȺȥɕɘɠЦзиньчжоу – Аньшань –объект Nian Ba Du, преподносимый как «TheȣȪɡɕДаньдун – Тунхуа – Эрдобайхэ –Happy Chinese Village»*, где я покупал еду, иногдаДуньхуа – Хуньчунь – Яньцзи –заряжал аккумуляторы, и там же мне отремонтиЭрдобайхэ – Тунхуа – Даньдун –Порт-Артур – Янтай – Циндао –ровали заднее колесо за 100 юаней. За две неȺȥɕȫȥҪШанхай – Ханчжоу – Цзяншань –дели прошло всего три дождя, правда, два изНянбаду – Интань.Șɕɞɘɑɕних – по двое суток. В местных магазинах не быПРОБЕГло баллончиков для газовой плитки, и приходи10 000 км за 45 днейȞȥɕɞəȥɕлось готовить на самодельном очаге, на дровах.(12 и 33 за два этапа)ɃɕɖȥɕɞНо в дождь это весьма затруднительно. Хорошо,БЕНЗИНчто познакомился с подпольным лесорубом, котоАи-92 – 7,2-7,3 юаня,рый заготавливал нетолстые деревья и носил ихА-80 – 6,9 юаней за литрна плече вниз. Он принес мне нож-секач, какимМОТОЦИКЛЫскутеретта Kindian,рубил деревья, и старую бамбуковую шляпу дляȚȪҪɓɑɕɞ350 см , 2010 г.в.раздувания огня в очаге. А я в ответ помог емуȹɐȦɡɕс переноской дерева. Дождавшись хорошей погоɑïȵɃɌɅɃɐɟȵɃɌɅɃɐɟ ПРОЖИВАНИЕв гостиницах 25–80 юаней,ды, вышел в большой поход. Дойдя до восточнойȚȪȥɕəɏȨȪв палатке бесплатнодеревни, я свернул в горы и вдоль речки поднялȺȦɕɞəɏȦɕɞБЮДЖЕТся до маленького монастыря. Там побеседовал55 000 руб. (включая ценускутеретты)с монахом – на пальцах объяснил ему, что хочуȦɑɔɕɑɚɐɑ подняться к скалам. Он указал начало тропыɍɋɕɃɌɔɍɑɈ2010ɏɑɓɈ* «Счастливая китайская деревня» (англ.).ɑïȸɃɌɐɃɐɟ2011К вечеру доехал до реки Янцзы и переправилсяна пароме за 15 юаней. Движение в устье плотное,толпятся океанские суда под разными флагами.Заночевал в лесополосе, между рисовым полеми дорогой, в 130 км от Шанхая. Встал пораньше,позавтракал в чифаньке за 8 юаней и к обеду былв самом большом городе Китая. Здравствуй, Шанхай, отец всех трущоб русских! Городище действительно огромный – первый по численностинаселения и крупнейший порт в мире. Кое-как доехал до набережной Вайтань, на другом берегу –район Пудун. Колоссально! Город будущего!..moto.zr.ru ноябрь 2012108-117 travel.indd 11610/11/12 10:09 PM и показал мне, что по хребту тропа будет оченьузкая. В начале тропа выложена гранитными камнями, затем просто хорошо натоптанная, а похребту и впрямь – узкая. Местами ориентировался просто по следам. Зато когда вышел к скалам,был вознагражден за дальний путь. На скале примостилась маленькая беседка «Три Провинции».Китайцы слегка лукавят: по карте стык границ находится западнее. Но на красоту это не влияет.В ней на свежем ветерке я передохнул и пошелдальше по очень культурной тропе, вымощеннойуже в наши дни тесаным гранитом. Вдоль нее сто-ят гранитные же скамейки. Даже туалеты есть.На перекрестках – указатели с названиями объектов. За день я прошел 25 км, с подъемом на800 м, да и траверс по хребту далеко не гладкий.В лагерь вернулся уже затемно. Сон в эту ночьбыл отменный.Наутро вновь начался дождь. Кроме него здесьменя уже ничего не держало, поэтому, дождавшись «лётной» погоды, я выехал в Интань, ужезнакомый мне с прошлого года.И тут я почувствовал, что устал. Одиночествов людском муравейнике дается мне очень труд-но. Кругом жизнь бурлит, вокруг полтора миллиарда человек, а поговорить не с кем – языковойбарьер!Решив продать своего «коня», я целый деньколесил по городу, но никто из китайцев почему-то не повелся, даже за жалкие 500 юаней.На привокзальной площади предложил какому-томужику ключи и мопед – мол, подарок, так он даже отшатнулся от меня. И я бросил его возле вокзала, повесил на зеркало касочку, вставил ключив замок зажигания, пустил скупую слезу и на поезде отбыл в Пекин.ноябрь 2012 moto.zr.ru108-117 travel.indd 11711710/11/12 10:09 PM