72
73
74
75
76
77
Как утверждает старая песня Bee Gees, хорошего парняне сбить с ног – а Эрик Бьюлл, безусловно, один из лучшихв мотоиндустрии. Поэтому весть о том, что его компанияEBR (Eric Buell Racing) будет играть решающую роль в преобразовании индийской корпорации Hero MotoCorp всевосприняли с огромным интересом.Правда порой бывает невероятнее выдумки. EBR, известная своими неординарными супербайками, разработалагибридный скутер Hero Leap, прототип которого представили на Delhi Auto Expo в январе этого года. Машина, наконструкцию которой получено три патента, расходует всего один литр бензина на 100 км!А вскоре сотрудничество вышло на новый уровень: Heroстал спонсором команды EBR в чемпионате AMA Superbike.Я решил встретиться с Эриком Бьюллом и расспросить егоо деталях этого альянса – а мой коллега Ричард Лофтхаусс этой же целью отправился на встречу с исполнительнымдиректором Hero MotoCorp Паваном Мунджалом.72moto.zr.ru ноябрь 2012072-076 buell.indd 7210/11/12 10:44 PM ‣ ИНТЕРВЬЮ С РУКОВОДИТЕЛЯМИ EBR И HERO MOTOCORP с.72,РЕПОРТАЖ C ЗАВОДА SUOMY с.78, VESPA ET 3 с.82, KAWASAKI Z с.86Эрик,Эрриикк, в ококтяоктябретябртябрее 20220090 года Harley-DavidsonзакрылкомпаниюBuell.заакррыллкоммпапаниниюю BuBu Но всего через тритысоздалгоночныйсупербайк экстрагодагодааты сосздалздал ггоно окласса,томужекласклассаасса, и к тосатмууже Eric Buell Racing сталапризнаннымконсультантомв самых разныхпрпризризизнан нннаннымы кымонсуонульлобластях.какты себя чувствуешь –ообоблабллаастс яяхх. Ну и ка таксбываютсямечты?сбсбыбыывваюаютстсся мемч ы?чтЗнаешь,теперьменяЗнЗнаеаешьшь, теепеерььумменен полная свобода, и я могуцеликомсфокусироватьсяна пожеланиях покуццеликомлио сфоксффококускусу ирроввпателей.патепателетелейлей. В бй.большойольшольшойьшой ккорпорации ты должен согласовыватьдействияс боссами наверху.ггласовасо ывовывата ь своисввоиои дейейДа,хотелиспортбайк,но не такой, какДаДа, ониони хотеонхоотелиели спортпорртвсех,чтобыпривлекалвнимание к проу всвехх, а чттооббы оннпрдукцииHarley-Davidson.ддуукцукцкциикциииHararlrleleyy-DaviDaaviidsodso И мы сделали такой апdsпаратувы,темсамым отгородили себя отпаппараараратат – но,но, увноуувывыы,,темемсбольшейчастипокупателейспортбайков. Такбобольльшеьшешей чачстисти попокукупкучточто не ссогласовыватьоглаоглассовысосовывываватьват свои действия с большимитьбоссами – это прекрасно, вот только и финансировать свои разработки ты должен из собственных средств.EBR на 100% принадлежит тебе?Да, но пришлось вложить все полученные приувольнении отступные и продать семейнуюферму!Другими словами, вместо того, чтобы положить отступные от Harley-Davidsonв банк и наслаждаться жизнью, ты предпочел на эти деньги создать EBR, чтобы вернуться в мотобизнес?Да, это так. Я действительно люблю свою работу и верю в людей, с которыми сотрудничаю.ТЕХНИКАНас в Buell объединяла большая дружба, и когда компанию прикрыли, многие говорили мне:«Мистер Бьюлл, если вы вновь вернетесь в мотобизнес, можете на меня рассчитывать». Поначалу я осторожничал – вложил в EBR лишь частьсвоих средств. Я прощупывал реакцию боссовиз Harley-Davidson – как они отнесутся к моемувозвращению в мотобизнес? Но они оказалисьочень лояльны: у них не было стремления меняуничтожить – они просто закрыли отделениеBuell, но не имели ничего против EBR, посколькуя ни в коей мере не конкурировал с их продукцией. К тому же я снял с них головную боль поснабжению владельцев мотоциклов Buell запчастями. Когда я понял это, то увеличил своивложения в EBR и попытался привлечь инвестиции со стороны – но это оказалось труднее, чемя думал. Так что пришлось рассчитывать лишьтекст Алана КАТКАРТА, фото Кела ЭДЖА и Тома РАЙЛЗАОдна компания выпускает более шестимиллионов мотоциклов в год, другая –около ста штук. Тем не менее индийскийгигант Hero MotoCorp и американская крохаErik Buell Racing нашли общий язык.Примечание: * В интервью, данном нашему журналу вскорепосле развода с Harley-Davidson (см. «Мото» №12-2010) ЭрикБьюлл утверждал: «Вы обо мне еще услышите!» И не обманул…ноябрь 2012 moto.zr.ru072-076 buell.indd 737310/11/12 10:44 PM БРЕНДИНТЕРВЬЮ С РУКОВОДИТЕЛЯМИ EBR И HERO MOTOCORPИндийскиеспециалистыпроходятстажировкув Eric Buell Racing.Логотипы Heroна мотоциклахEBR – отличнаяреклама.Hero Leap – прототип гибридного скутера,разработанного для индийского концернакомандой Эрика Бьюлла.на собственные силы. Но что обнадеживало – так это большой интерес к возвращению моих спортбайков на рынок. И не только средипоклонников Buell. Многие владельцы Aprilia, Ducati, Honda или Triumphговорили: давайте посмотрим, чтоу вас получится – и, может быть, мывыпишем чек. Некоторые так и сделали…Только в США? В таких странах,как Германия, Франция и Япония,тоже очень уважали Buell. КогдаPegasus Racing Team выигралаевропейскую серию Sound ofThunder с EBR 1190RR, вы завоевали множество энтузиастов подругую сторону Атлантики.Да, интерес к нам был всеобщий.В конце 2010 года, когда мы только-только разработали гоночный1190RR и еще речи не было о дорожном 1190RS, журнал Cycle Worldпровел опрос: о чем вы хотели быузнать в первую очередь – о вскоредебютирующем Kawasaki ZX-10R,о новом Suzuki или о том, что делает Эрик Бьюлл? И 77% читателейвысказались за меня!Но когда вы открываете новыйбизнес, вы должны взвесить всеза и против. Во-первых, будут лиу вашей продукции покупатели?Судя по всеобщему интересу – да.Во-вторых, захотят ли с вами работать дилеры? Я провел опрос и получил сотни утвердительных ответов. Многие дилеры Triumph и MotoGuzzi говорили: мы всегда хотели74торговать и американскими спортбайками, но вы же принадлежалиHarley-Davidson…И третий вопрос, над которыммне пришлось задуматься. Я набрал команду первоклассных инженеров. Когда вы разрабатываетеновую модель, им приходится работать в полную силу. Но что они будут делать, пока вы ищете средствадля разработки новой платформы?Увольнять их – или платить огромные деньги за ничегонеделание?А потом меня вдохновил примерPorsche: почему бы не занять первоклассных инженеров во время ихпростоя консультационной работой?Porsche вовсю использует этот метод, его специалисты даже спроектировали Harley-Davidson V-Rod,а это довольно далеко от их обычной четырехколесной практики.Так что я прикинул: если я найдуспонсоров для гоночной командыи направлю прибыль от консультационной работы на развитие мотопроизводства, бизнес будет сбалансированным!Как начались ваши отношенияс Hero MotoCorp? Когда вы впервые встретились с их исполнительным директором – ПаваномМунджалом?Нас познакомил общий друг. Вскоре после этого в марте 2011 годая пригласил Павана на этап AMASuperbike в Дайтоне, и мы о многомпоговорили. Мы понравились другдругу – вы знаете, что Мунджал –превосходный инженер? Мне бывает трудно объяснять многие вещилюдям без инженерной подготовки,но Паван схватывал все на лету. Но,помимо чисто технических вопросов, мы много говорили о глобальном мотоциклетном рынке, о будущем мотоцикла в этом мире, о томвлиянии, которое два колеса оказывают на развитие общества. Послеразрыва с Honda Мунджал занимался созданием собственного проектного центра – но также искал союзасо сторонними компаниями, в котором он может получить то, что неспособен разработать самостоятельно. Мы встречались с ними с другими руководителями Heroеще много раз, и у нас были весьмафилософские дискуссии о том, куда пойдет развитие мотоцикла. Этосильно отличалось от обычной практики типа «что вы для нас сделаетеи сколько за это запросите?» Мыстали друзьями!А как вы перешли к сотрудничеству?ПРЕОБРАЖЕНИЕГОЛИАФАНа индийских дорогах намного больше мотоциклов, чемавтомобилей: из 20,4 миллиона машин, проданных в прошлом году, на двухколесныепришлось 76%, и лишь 15% –на легковые автомобили (остальное – на грузовики). С такой опорой на местный рынокиндийские производители готовы выйти на внешние – порой с иностранной помощью:так, Bajaj заключил союз с КТМ,а BMW ведет переговоры с TVSоб изготовлении Husqvarnaв Индии.Hero MotoCorp доминируетна индийском рынке: за годкорпорация продает 6,2 миллиона мотоциклов и скутеров,захватив 15,4% рынка. Нок 2017 году концерн намеренвыйти на 10 миллионов двух-moto.zr.ru ноябрь 2012072-076 buell.indd 7410/11/12 10:44 PM Мы неоднократно обсуждали разные варианты сотрудничества, но лишьосенью 2011 года остановились на разработкетранспортного средствановой концепции – экологически чистого и нацеленногов большей степени на женщин.Мы решили показать его в качестве концепта серийного гибридного скутера на Delhi Auto Expoв январе – так что весь проектHero Leap мы сделали всего за десять недель!Как вам это удалось?Звучит, конечно, диковато – парнииз американской гоночной командывзялись разрабатывать электроскутер для индийских женщин. Но намне привыкать совмещать несовместимое – в конце концов, мы же создали отличный спортбайк с мотором Harley-Davidson! Да и опытпроектирования электробайкову нас был. Совместно с Hero MotoCorp мы провели масштабное маркетинговое исследование: какиеПаван Мунджал,исполнительныйдиректор HeroMotoCorp.колесных аппаратов в год,из которых 10% уйдет наэкспорт. В ближайшем будущем компания начнет продажи в Африке и ЛатинскойАмерике, в перспективе –рынки США, Австралии иЕвропы.Планы экспортной экспансии стали возможны в декабре 2010 года, когда закончилось длившееся 26 летсотрудничество с концерномHonda. Правда, одновременно Hero MotoCorp лишиласьи технической поддержки:вся их продукция основывалась на технологиях Honda.Поэтому индийцы, развиваясвой собственный проектный центр, пошли на сотрудничество с зарубежнымиконсалтинговыми фирмами –такими, как Eric Buell Racing.В интервью моему коллегеРичарду Лофтхаусу исполнительный директор HeroMotoCorp Паван Мунджалразъясняет все достоинстватакого альянса.В 20112012ФИНАНСОВОМ ГОДУКОНЦЕРН HEROMOTOCORP ВЫПУСТИЛ6 235 205 МОТОЦИКЛОВИ СКУТЕРОВ.Как развивается ваше сотрудничество с ЭрикомБьюллом и каковы его цели?Наша цель – долговременное взаимовыгодное партнерство. Мы совместно работаемнад новыми платформамидля Hero. Более того, мы разработали детальный план нашего сотрудничества на ближайшие пять лет.То есть, хотя компания EBRизвестна своими спортивными мотоциклами большого рабочего объема, онаготова разрабатыватьи 100-кубовые аппараты?Да. Эрик – очень прагматичный бизнесмен и блестящийинженер, крепко стоящий наземле. По нашим стандартам, его команда очень мала, но она креативна, мо-бильна и оценивает рынокс американской точки зрения. Они уже работают надконструкцией двух новыхмоделей, а также над доводкой наших двигателей.Оснащают их впрыскомтоплива – для соответствия новым индийскимнормам токсичности?янии – для них просто нет инфраструктуры и дорог. Ноя решил в течение трех летпривести в Индию мотогонки.Поэтому вы спонсируетегоночную команду EBR…И поэтому тоже, но главное – познакомить СШАс нашим брендом.И этой работой тоже, совмест- Как я понимаю, вы хотитено с нашим австрийским парт- атаковать рынок с мотонером AVL.циклами, которые будутэкономичнее и дешевле,Хотели бы вы приобрести чем Honda CB125?долю в EBR – как Bajajв КТМ?Это правда. При этом нашимашины будут гораздо болееДа, сейчас я как раз проравыносливыми. Развивающиебатываю такой сценарий.ся страны – огромный рынок,люди там только начинаютЕсть ли рынок для мотопересаживаться с велосипециклов EBR в Индии?дов на мотоциклы. Вот обэтом мы и говорили с Эриком:Рынок для больших спортбай- инновации помогут нам сников есть, но очень маленький. зить цены, чтобы дать этомуИ дело даже не в благососто- рынку правильный мотоцикл.ноябрь 2012 moto.zr.ru072-076 buell.indd 757510/11/12 10:44 PM БРЕНДИНТЕРВЬЮ С РУКОВОДИТЕЛЯМИ EBR И HERO MOTOCORPскутеры индианкам нравятся и ненравятся, и почему, что они думаютоб электротранспорте и тому подобное. В Индии женщины – немалаячасть мотоциклистов – в отличие отСША, где к ним относятся скореекак к дополнительному аксессуару.Мы работали вместе над проектомLeap, и я сказал индийцам: посмотрите, сколь многому вы научились –не хотите ли таким же образом поучиться гонкам супербайков?В Индии большой интерес к мотогонкам, они построили множествоновых трасс и со следующего годапринимают у себя WSBK. И я сказалбоссам Hero: мотогонки в США нетак уж дорого стоят, а их уровень –высочайший. Так что вы сможетеузнать все тонкости ведения мотоспорта. К тому же перед вами стоитзадача выхода на экспортные рынки, а мотогонки – хороший способсделать ваш бренд узнаваемым.Где вы проводили опрос?В основном в Дели – потому что перед нами стояла задача разработкискутера для деловой самостоятельной женщины, живущейв большом городе. Мы выясВСПОнили, что скутер предпочДВИГА МОГАТЕЛЬНтительнее потому, чтоСТОИТ ТЕЛЬ, КОТО ЫЙмногие женщины ездятHERO НА ГИБРИ РЫЙДНLEв сари или в юбке, и приRANG AP, НАЗЫВА ОМэтом они не хотят расстаE EXTЮУДЛ ENDER  Тваться с модельной обуИНИТвью. К тому же облицовкидвижетсяПРОБЕ ЕЛЬГА.скутера лучше защищают отна электролуж и грязи. Вот только послетяге, но снабжен и маленьдождя проезжающие мимо маким бензиновымшины обдают вас через боковыемотором – для подзарядки батареипроемы – так появилась идеяи для того, чтобы добраться домой,складной боковой облицовки.если она совсем разряжена.Замечательная идея! А что еще?После разрыва с Honda руководЖенщины жаловались нам, чтоство Hero MotoCorp наняло околов плотном городском трафике ма250 инженеров для усиления своешины проносятся в опасной близого проектного отдела. Вы помости от их рук. Поэтому мы поставили гаете в их подготовке?на руле защиту – как на маунтинбайках, но поизящнее. Или горлови- Да, некоторые из них стажируютсяна бензобака: обычно ее размещают у нас. Специалисты Hero многомунаучились у Honda, но теперь у нихпод седлом, но в Индии на АЗС раесть возможность начать с чистогоботает заправщик, так что вам нетлиста. Они могут разрабатывать апнужды вставать с седла – поэтомупараты, создание которых не поощмы перенесли горловину вперед.Именно после этого опроса мы рерялось японцами – например, мотошили создать гибрид. Женщины гоциклы большего рабочего объемаворили нам, что им очень нравитсяна экспорт. Конечно, такое расширение проектного отдела означаетидея электротранспорта – он оченьэкологичен и экономичен, но они бо- привлечение множества специалистов с малым опытом работы – вотятся застрять с разряженной батапочему Hero охотно идет на сотрудреей посреди большого города.ничество с консалтинговыми компаПоэтому мы разработали скутер,ниями. И мы не единственные.который большей частьюУ EBR долговременный контрактс Hero, или все ограничится одним проектом?Нет, мы разрабатываем будущие направления сотрудничества.Неизбежный вопрос: сейчас ЭрикБьюлл – единоличный владелецEBR, но не захочет ли HeroMotoCorp получить в нем долю?Не повторится ли ситуацияс Bajaj и КТМ?На этот счет никаких переговоровне было, и наши связи ограничиваются консультациями и спонсорством гоночной команды. Я не собираюсь продавать свой бизнес, нобуду честен: в будущем вполне может сложиться такая ситуация, чтомне придется пожертвовать какойто его долей. Тогда и поговорим.Hero – не единственный наш клиент, наши консультационные услугивесьма востребованы.Как вы перешли от консультационного сотрудничества к спонсорству гоночной команды?Да, во времена союза с Hondaяпонцы просто запрещали Heroпоставлять продукцию на экспорт. Единственным исключением – уж не знаю почему – былаКолумбия.Действительно, сейчас индийцыстремятся сделать Hero мировымбрендом – и думаю, что успехив AMA Superbike очень помогут имв этом. У Индии есть немалые преимущества перед Китаем: качествоих продукции гораздо выше, инженерная подготовка – намного лучше, а методы ведения бизнеса соответствуют западным стандартам.Союз с промышленным гигантом,выпускающим более шести миллионов мотоциклов в год – совсем не то, что объединениес Harley-Davidson, который делает «всего» 300 000 аппаратовежегодно. Как вы – не чувствуете себя крохотным винтикомв огромной машине?Я думаю, что Паван и его люди относятся к нам с уважением. Мы маленькая компания, но у нас естьглобальное стратегическое видение. Hero – очень интересный концерн. Да, их масштабы огромны, ноу них нет абсолютного превосходства на внутреннем рынке, и передними стоит задача выхода на внешний рынок. И мне нравится ихподход. Часто ли вы встречали компанию такого масштаба, в которойговорят: «Мы хотим начать все заново»? Я не чувствую себя винтикомв чужой машине, на самом деле мойбизнес – это словно уменьшенныйвариант их бизнеса. И мы можемпринести индийцам немалую пользу – потому что у нас есть гибкость,которой не хватает великанам.Перевод Александра ВОРОНЦОВА76moto.zr.ru ноябрь 2012072-076 buell.indd 7610/11/12 10:45 PM 077 podpiska_moto.indd 7710/11/12 9:47 PMКАТАЛОГ «ПОЧТА РОССИИ»ООО «МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПОДПИСКИ»Индекс (полугодие / год): 99195 / 99582Цена*: 262,74 / 525,47 руб.ОБЪЕДЕНЕННЫЙ КАТАЛОГ«ПРЕССА РОССИИ»Индекс (полугодие / год): 43254 / 29276Цена**: 671,16 / 1242,16 руб.*Цена зависит от региона и способа доставки. Все указанные цены – «до востребования» (получение в отделении связи) в г. Москве. На обложке указана цена номера при годовой подписке по каталогу «Роспечати».**По этому каталогу доставка осуществляется бандеролями в адрес подписчика.КАТАЛОГ «ГАЗЕТЫ И ЖУРНАЛЫ»ОАО «АГЕНТСТВО «РОСПЕЧАТЬ»Индекс (полугодие / год): 70594 / 72391Цена*: 247,86 / 495,71 руб.