60
61
62
63
64
65
66
67
автомобилиПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИАВТОБУС ДЛЯ ОТПУСКАВКитайская компания Yutong больше знакома отечественным перевозчикам по автобусам малого класса, однако в производственной гамме завода есть туристические модели, такие как ZK6129Hпоследние годы количество пассажирского транспорта ввезенного в Россию из Поднебесной стало столь велико, что даже пассажиры, не имеющие никакого отношения к автопрому, научились безошибочно определять автобусы, произведенные в Китае. К категории легкоузнаваемых можно причислить и туристический Yutong ZK6129H. Китайское происхождение лайнера выдают узкие фары головного освещения, выполненные в традиционном азиатском стиле и округлая, словно надутая, передняя маска с огромным панорамным ветровым стеклом. Похоже, еще одним признаком автобуса китайского производителя являются выдвинутые далеко вперед зеркала заднего вида, делающие автобус похожим на фантастического жука. Несмотря на косвенную связь с насекомыми, автобус успешно прошел сертификацию в России и продается у нас в нескольких вариантах исполнения, различающихся как по длине (11 и 12 метров), так и по высоте (одноэтажныеи полутороэтажные). Как следствие, у них разные по вместимости салоны и багажные отделения. Внешне модели мало чем отличаются друг от друга, разобраться, где какая, можно, лишь установив их рядом друг с другом, или по буквенно-цифровому обозначению на борту. Первая цифра (в нашем случае это «6») в китайском транспортном табеле о рангах означает, что модель предназначена для перевозки пассажиров, последующие две информируют о ее длине. Остальные же буквы с цифрами таят смысл, понятный только производителю и особам, приближенным к нему.Секреты кузоваВ компании Yutong должное внимание уделяют оснащению своих заводов современным оборудованием для изготовления автобусов, внедрению продвинутых технологий. Сейчас китайская компания располагает 15-юОткрыть двери автобуса можно с расстояния в 30-40 метров60 РЕЙС ОКТЯБРЬ 2009 YUTONG- ZK6129HИз-за вместительного багажника вход во вторую дверь с 5-ю ступенькамиЗа элегантной передней дверью ступеней поменьше - всего четыреОЛЕГ ПРОХОРОВ обозреватель журнала «Рейс»производственными линиями. Среди операций, выполняемых автоматически: сварка крыш автобусов, антикоррозионная обработка и окраска. Каркасы кузовов Yutong изготавливают из холоднокатаных стальных труб, а вот боковые и задние крышки люков – из алюминия. Переднюю и заднюю маски автобусов китайцы сделали стальными, как, впрочем, и бамперы. Однако технологи позаботились о надежной защите стали от коррозии. Yutong – первый китайский завод, где начали применять технологию фосфатного покрытия, основанную на полном погружении кузова автобуса в ванну со специальным раствором. Фосфатирующий состав образует на металлической поверхности модифицирующее цинкфосфатное покрытие, которое защищает поверхность стальных изделий и улучшает адгезию. Последующую окраску акриловыми эмалями производят на полностью автоматизированных линиях. Подъемно-транспортные механизмы сами устанавливают кузов автобуса в покрасочной камере, и дальше роботы-маляры, закупленныев Японии, трудятся в соответствии с разработанными программами. Они обеспечивают равномерное покрытие поверхности краской, при этом не расходуя лишнего, и тем самым экономя материалы и нанося минимальный вред окружающей среде. Организация современного производства невозможна без аккумулирования в одном месте научноисследовательских кадров и создания соответствующей базы для их деятельности. Основной шаг в этом направлении был сделан в мае 2004 года, когда Государственный комитет развития и планирования КНР, Министерство финансов, Таможенный комитет и Государственная канцелярия по налогам (обратите внимание на уровень принимаемых решений!) издали официальное сообщение об образовании в компании Yutong государственного технического центра автобусостроения. В настоящее время Yutong располагает единственной в Китае крупной исследовательской базой, где выполняются расчетно-экспериментальные работы по созданию новых моделей , что,несомненно, повышает перспективы компании. Пока автопром Поднебесной еще не располагает достаточным количеством собственных инженерных кадров высокой квалификации, подготовка которых занимает довольно длительное время. Китайцы смогли выйти из этого положения созданием совместного предприятия компании Yutong и немецкого MAN. В официальной информации производителя неоднократно упоминается, что для Yutong в мюнхенском подразделении европейского автогиганта разрабатывают дизайн городских и пригородных моделей.За декоративной решеткой дизайнеры спрятали часть задней светотехникиОКТЯБРЬ 2009 РЕЙС 61 автомобилиПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИСалон Yutong ZK6129H может быть вместимостью 45 и 47 посадочных мест. Двумя пассажирскими креслами придется пожертвовать при установке туалетаВозле передней двери – холодильник для минеральной воды и напитковПассажирские сиденья трансформируются в двух плоскостяхКаждое сиденье оснащено двухточечными ремнями безопасностиНоу-хау китайских дизайнеров – перила по бокам заднего рядаШаг в салонУбедиться в сотрудничестве немецких инженеров с китайскими действительно можно – стоит лишь зайти в салон Yutong. Первое впечатлении – отсутствие удушливого фенольного запаха от дешевого пластика. Двери автобуса с пневматическим приводом, оборудованным датчиками, предотвращающими защемления пассажиров. Внутри все продумано до мелочей: добротно выполненная обшивка, стыки панелей хорошо подогнаны друг к другу. Особенно подкупаетСалон автобуса оснащают двумя убирающимися ЖК-телевизорами62 РЕЙС ОКТЯБРЬ 2009подсветка салона – различных лампочек не счесть. С водительского места можно регулировать освещенность, создавая приятную и комфортную атмосферу внутри автобуса в темное время суток. В стандартное оснащение входят аудио- и видеооборудование, в передней части 17-дюймовый жидкокристаллический цветной дисплей и 15-дюймовый жидкокристаллический дисплей в центре салона. Помимо этого есть 12 громкоговорителей – четыре впереди и восемь сзади. Музыка будет слышна всем... Вместимость туристического автобуса длиной 12 метров – 47 сидящих мест, еще одно для водителя и одно для гида, оборудованное трехточечным ремнем. Для максимальной безопасности пассажиров была разработана особая конструкция автобусных кресел. Производственную линию закупили у фирмы Vogel, и выпущенные на ней сиденья отвечают самым жестким европейским стандартам ECE R 80. Кресла подобного уровня безопасности были произведены в Китае впервые. Сутьразработки в том, что амортизатор, встраиваемый в спинку кресла, при аварии или экстренном торможении гасит удар головы пассажира о спинку сиденья, таким образом, предотвращая серьезные травмы позвоночника. По комфорту автобус Yutong смело тянет более чем на три звезды, ведь расстояние между креслами не менее 70 см, а толщина спинки намного превышает положенные 3 см. Пассажирские кресла выдвигаются в салон, оснащены подставками для ног, откидывающимися спинками и подголовниками. Пожертвовав двумя посадочными местами, возле второй двери можно поставить туалет с рукомойником, а за водителем – небольшой холодильник и аппарат раздачи воды. Немаловажный показатель туристического автобуса – его багажное отделение. У модели ZK6129H он вполне вместительный – 10 кубов, с механическим приводом алюминиевых люков, расположенных с обеих сторон автобуса. Отделение для багажа с подсветкой, а передняя и задняя стенки теплоизолированы. YUTONG- ZK6129HДля обслуживания и ремонта силовой установки в полу имеются два люкаТуалетная комната с рукомойником и большим зеркаломВ потолке вентиляционный люк, одновременно являющийся выходомК багажным полкам над пассажирскими креслами подведены дефлекторыОсвещение салона автобуса можно регулировать с приборной панелиЖелоб на потолке в форме немецкой каски спасает от ударов головойЗимой комфортные условия в салоне создают конвекторные отопители, проложенные вдоль бортов. Есть обогрев ступеней входа – снег, занесенный в салон пассажирами, растает быстро, а влага испарится. На длительной стоянке, дабы излишне не расходовать солярку тарахтя мотором, Yutong оборудован жидкостной автономкой Spheros, включенной в общий контур системы охлаждения двигателя и отопления салона. Она является аналогом известного европейского агрегата Webasto Thermo 300 с максимальной отопительной мощностью 30 кВт. Кстати, в автобусе имеется и отдельный передний отопитель, обеспечивающий приоритетный обогрев рабочего места водителя. В лютый мороз замерзнуть сидящим у окон пассажирам не дадут вклеенные стеклопакеты. К тому же воздушная прослойка между стеклами предотвратит обледенение и запотевания окон, и пассажиры смогут любоваться пейзажами в любую погоду. Летом вентиляция салона осуществляется через два потолочных люка, они же яв-ляются аварийными выходами, кроме того, в потолок встроены устройства принудительного проветривания. Вентиляция водительского места происходит через сдвижную форточку и индивидуальный блок отопления/вентиляции. Для тех перевозчиков, кому не безразлично, в каких условиях перевозят пассажиров, за дополнительную плату на заводе поставят систему кондиционирования воздуха Kelin мощностью 32 000 ккал/ч. За рулем лайнера Yutong еще комфортнее, чем в салоне на пассажирском месте. Ведь водительское кресло оборудовано пневмоподвеской и встроенным в спинку сиденья вибромассажером, с несколькими уровнями настройки! Со слов водителя, перегонявшего автобус, мало того, что устройство отлично массирует затекшую спину, так еще и не дает заснуть в долгой дороге. Подобные решения можно встретить у немецких автобусопроизводителей, однако там вибрация используется только для того, чтобы разбудить ненароком заснувшего драйвера.Рулевая колонка с двумя диапазонами регулировок, поэтому за рулем будет комфортно человеку почти любой комплекции и роста. Комбинация приборов Yutong без особых изысков, зато она легко читаема и в темное, и в светлое время суток. Для облегчения парковки длиннющего автобуса на приборной панели есть маленький черно-белый дисплей, транслирующий сигнал с камеры заднего вида. Сигнал клаксона имеет два уровня громкости – для города и за его пределами. От звука с более мощной настройкой впереди едущие ав-Сиденья зафиксированы таким образом, что шаг их установки легко менятьОКТЯБРЬ 2009 РЕЙС 63 автомобилиПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИКонечно, приборная панель Yutong уступает элегантностью изделиям западноевропейского производства. Зато на ней все необходимые клавиши под рукой Технические характеристики Длина, мм 11 999 Ширина, мм 2550 Высота, мм 3800 Колесная база, мм 5550 10 Объем багажного отделения, м3 Снаряженная масса, кг 19 500 Пассажировместимость 45+1+1, 47+1+1 Электрооборудование, В 24 Топливный бак, л 410 Двигатель 6-ти цилиндровый Cummins L360 20 Евро-3, с турбонаддуМодель вом и промежуточным охлаждением воздуха Объем, л 8,9 Мощность, л.с. при об/мин 360 при 2200 Крутящий момент Н·м 1400 при 1300 –1500 Трансмиссия Механическая Коробка передач 6-ступенчатая ZF 6S-90 Ведущий мост с одноступенчатой Задний мост гипоидной главной передачей Ходовая часть Передняя и задние оси Dongfeng, на пневматических упругих элементах, гидравлиПодвеска ческие амортизаторы двойного действия производства Sachs Барабанные тормозные механизмы на обоих мостах с пневмоприводом, оснащенным ABS Тормозная система производства Wabco. Электровихревой ретардер Telma Шины 295/80 R22,5 Цена, руб. от 4 850 00064 РЕЙС ОКТЯБРЬ 2009Комфортабельное сиденье водителя с пневматической подвескойтомобили бросаются в рассыпную, как напуганные ревом хищника косули. Когда дорога свободна и предсказуема, сохранить силы водителю поможет круиз-контроль. С 1 января 2010 года в России ужесточаются требования к пассажирским перевозкам, для автобусов становятся нормой тахографы. Пока эти приборы монтируют на свой парк машин лишь немногие руководители АТП, осуществляющие жесткий контроль за водителями. С их помощью легко контролировать скоростной режим и при его превышении наказывать провинившихся рублем. Важно, что компания Yutong уже сейчас предлагает их установку на автобусы для России.явлению представителей китайской компании, двигатели изготавливают как в Англии, так и на территории Поднебесной (узнать о происхождении можно только по идентификационному номеру мотора). Еще в 1996 году Cummins и Dongfeng Motor Corporation создали СП – DCEC по сборке дизелей из американских SKD-комплектов, а в 1999 году собрали первый мотор по технологии CKD. В том же году на-Агрегатная базаАвтобус ZK6129H оснащен современным 6-цилиндровым рядным дизелем Cummins L 360 30, объемом 8,9 литра. Мотор с турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха соответствует требованиям Евро-3. Cummins серии L – с размерностью цилиндров 114 144,5 мм развивает мощность в 360 лошадиных сил, а его крутящий момент составляет 1400 Н.м уже при 1300 об/мин. В качестве опции автобус могут оснастить двигателем Cummins ISLe 350 30 мощностью в 258 л. с. и моментом 1550 Н.м. По за-Остекление салона с единственной форточкой - рядом с водителем YUTONG- ZK6129HВ кресло водителя встроен вибромассажер с различными настройкамиНебольшой телевизор транслирует сигнал с камеры заднего видаПод небольшим лючком шланги обдува ветрового стеклаОт случайного включения часть клавиш спрятали под пластикомПро запас на приборной панели есть пару заглушек под клавишиНа боковине холодильника его выключатель и терморегуляторчалось строительство нового завода, вошедшего в строй в конце 2000 года, причем DCEC сразу начала возводить вторую очередь предприятия. В 2002 году производство DCEC первым в отрасли сертифицировали на соответствие ISO/TS16949, а через месяц конвейер покинул 10 000-ный двигатель. В конце 2004 года с конвейера сошел 700 000-ный двигатель серии «С», а годовая мощность предприятия былаМнениеНАИЛЬ ДИАНОВ Директор ООО «Столичная маршрутка» – Около года мы эксплуатировали 14 китайских автобусов Yutong моделей ZK6129H и ZK6119H, которые мы приобрели по соображениям невысокой цены и приемлемого качества. Первый вариант с более комфортабельным салоном вместимостью 45 посадочных мест, оборудован туалетом и миникухней. В распоряжении водителей были спальники, со входом из салона, внутри спального отделения находился отдельный отопитель и переговорное устройство со сменщиком. В то время, когда мы покупали автобусы, в наличие было мало моделей ZK6129H, приходилось покупать более дешевые пригородные ZK6119H. Однако они не уступали по качеству дорогим версиям. Все автобусы ежедневно перевозили пассажиров по маршруту Москва-Астрахань-Москва. Так как машины находились на гарантии, то для обслуживания мы отправляли их в сервисный центр, расположенный в Москве.доведена до 80 000 моторов. Тогда же в городе Ухань заложили ВосточноАзиатский технический центр по разработке двигателей и автомобилей DMC, а годом позже совместно с Cummins разработали новое семейство 13-литровых двигателей для тяжелых грузовиков. В начале 2006 года СП вышло на рынок городского общественного транспорта, оснастив автобус Volvo сборки Shanghai Sunwin Buses своим дизелем Cummins C260. В мае того же года в Сянфане состоялась официальная церемония запуска производственной линии по выпуску двигателей Cummins серий С, L и ISLe. Двигатель агрегатирован с полностью синхронизированной 6-ступенчатой механической КП модели ZF S6-90 и сцеплением Sachs GMF-430. С ней максимальная скорость автобуса около 120 км/ч – похоже, что китайцы не стали ограничивать ее электроникой на 90 км/ч. Для уменьшения водителем сил, прикладываемых к баранке, был установлен рулевой механизм ZF 8098 со встроенным гидроусилителем. Эту модель механизма уже давно облюбовали и отечественные производители автобусов. Разработчики постарались обеспечить хорошую плавность хода, от которой, как известно, во многом зависит впечатление от поездки.В одном из отсеков лючок для технического обслуживанияНад двигателем – коробочка с фонариком на длинном витом проводеОКТЯБРЬ 2009 РЕЙС 65 автомобилиПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИВозможна установка одного из двух двигателей Cummins: L360 20 или ISLE 350 30. С ними агрегатируется 6-ступенчатая КП ZF 6S-90Видимо, из экономии, поликлиновых ремней на автобусе не встретишьМоторный отсек оборудован автоматической системой пожаротушенияЗаливные горловины топливного бака с обоих сторон автобусаОтсек слева скрывает воздушный фильтр и аккумуляторные батареиПотому-то китайские специалисты и применили современную пневмоподвеску Contitech, где в качестве упругих элементов спереди установлены два, а сзади – четыре пневмобаллона. Демпфирующей же частью подвески являются гидравлические амортизаторы двухстороннего действия. При выборе тормозной системы междугороднего автобуса основное внимание уделяется требованиям безопасности. Поэтому неслучайно в пневмоприводе предусмотрены раздельныеПриводной ремень генератора держат в напряжении две пружины66 РЕЙС ОКТЯБРЬ 2009контуры на барабанные тормозные механизмы передних и задних колес. Кроме того, установлены трещотки с автоматической регулировкой зазора между накладками и барабаном. Вероятность отказа элементов пневмопривода в условиях низких температур существенно снижается благодаря применению осушителя воздуха с силикогелевым патроном и с электроподогревом. Хотя китайский производитель автобусов начал свой поход на Запад совсем недавно, уже подписаны дилерские соглашения с компаниями в Москве, Челябинске, Казани, Перми, Чебоксарах, Самаре. На очереди Екатеринбург, Нижний Новгород, Омск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Красноярск, Саратов, Воронеж, Тольятти, Барнаул. Ближайшая задача – развитие дилерской и сервисной сети, создание региональных складов запчастей. А из глобальных планов – стать крупнейшим производителем автобусов в мире! Однако авторитет зарабатывается годами и лидерством не только в производстве, но и в исследованиях, перспективных разработках, качестве и надежности машин. Здесь нужно время, но компания Yutong находится на верном пути.Быть может, реле стоило спрятать в отдельном монтажном блокеБиотуалет имеет весьма ограниченный по объему бак YUTONG- ZK6129HТормозные механизмы всех колес барабанные, с трещотками HaldexПередняя и задняя подвеска Yutong на пневматических упругих элементахСтабилизатор поперечной устойчивости китайцы установили только спередиЗапасное колесо подвешено на лебедке в переднем свесеКраны системы отопления салона с электромагнитным управлениемОтключить массовый провод можно не только с приборной панелиИстория завода YutongИстория азиатской марки начинается с 80-х годов, когда на заводе Zhengzhou Bus Works был произведен первый автобус. Название Yutong появилось на рынке значительно позже, официально датой его возникновения можно считать 1993 год, когда завершилась реорганизация компании Zhengzhou Yutong Bus Co., Ltd в акционерное общество с ограниченной ответственностью. Акции компании Yutong были впервые выставлены на шанхайской фондовой бирже в 1997 году, рост экономического индекса компании на протяжении девяти лет ежегодно увеличивался на 50 процентов. В 1998 году был введен в строй новый завод по производству автобусов, и по сейБлок управления французского тормоза-замедлителя компании Telmaдень являющийся крупнейшей производственной базой автобусов в Азии. В 2002 году китайский Yutong совместно с немецким гигантом MAN основали предприятие по сборке автобусных шасси Lion Bus Co., Ltd. в городе Чженчжоу. Также этим предприятием выпускается серия автобусов New Lion's Star, разработанных инженерами Мюнхенского центра исследования и развития, созданного компанией MAN. Это серия автобусов повышенной комфортности для поездок на большие расстояния. На сегодня в этой серии представлены два автобуса: Lion's Star P41 и Lion's Star 6120H. Доли компаний в этом совместном предприятии распределены в соотношении 50/50. В 2003 году основанная компания Chongqing Yutong Bus Co., Ltd.становится крупнейшей производственной базой в юго-западном Китае. Тогда же в 2003 году Yutong подвергла реструктуризации Zhengzhou Engineering Machinery Group и основала компанию Zhengzhou Yutong Heavy Industries Co., Ltd. В настоящее время компания является производителем автобусов не только для Китая, но и для Азии. Ей принадлежит 25% внутреннего рынка страны, (это при том что в Китае 86 компаний, производящих автобусы). В 2006 году объем производства достиг рекордных 29 тысяч автобусов. В списке двадцати шести импортеров три первых места занимают Куба, Иран и Россия. В двух первых странах организованы сборочные производства, так что со временем подобного можно ожидать и у нас.Каркас автобуса изготовлен из холоднокатанных прямоугольных трубОКТЯБРЬ 2009 РЕЙС 67