46
47
48
50
52
54
56
57
58
59
автомобилиСАМОСВАЛЫ46РЕЙС ОКТЯБРЬ 2009 DAF CFЖЕЛТЫЙНИКОЛАЙ МОРДОВЦЕВ заместитель главного редактора журнала «Рейс»ТЮЛЬПАНовых самосвалов DAF не только в России продается очень немного: в удачном 2007 году – 84 автомобиля и 88 в 2008 году. В Европе они тоже довольно редки. В наиболее престижном сегменте западноевропейского рынка грузовиков полной массой свыше 15 тонн, доля DAF год от года колеблется в районе 10–12 процентов. А туда входят и магистральные автомобили, и строительные. Но у себя, в Голландии, а также вРазберемся с особенностями конструкции голландских тяжелых самосвалов DAF CF85 и опытом их эксплуатации в РоссииБельгии, эта фирма более популярна и держит около трети рынка грузовиков полной массой от 6 тонн. Так перевозчики стараются поддержать отечественного автопроизводителя. Однако у DAF есть конкуренты и среди двух местных автозаводов, специализирующихся на изготовлении грузовиков строительного назначения. Это Terberg и GINAF (на голландском звучит – ХИНАФ), которые выпускают четырехосные 8х4НОКТЯБРЬ 2009РЕЙС47 автомобилиСАМОСВАЛЫУ двигателей семейства ХЕ, объемом в 12,6 литра, каждая головка закрывает свои три цилиндраНа клапанных крышках 12,9-литровых дизелей серии МХ написано PACCAR. Диапазон мощности: от 360 до 560 л. с.и 8х8, а также пятиосные самосвалы 10х4 и 10х8. Terberg – конкурент в чистом виде, фирма использует агрегаты Volvo, однако GINAF скорее партнер – компания применяет агрегаты DAF. Несмотря на наличие и магистральных версий, действительно строительным грузовиком у DAF является CF. Серия DAF XF более тяжелая, но флагманская и потому предназначена только для работы на трассе. Это примерно также, как у Volvo соотносятся серии FM и FH, а у Mercedes – Axor и Actros. Однако собственных имен для различных модификаций, как, к примеру, у Renault: типа Premium, Kerax и Lander, у голландского DAF нет. Есть свой довольно мудреный буквенный код, куда и забиты все возможные модификации: от шасси FT-FA 4х2 до четырехосников FAX 8х2 и FAD 8х4. Грузовики DAF CF самых тяжелых модификаций носят обозначения CF 75 и CF 85, их полная масса составляет от 19 до 42 тонн.48 РЕЙС ОКТЯБРЬ 2009До 2002 г. в России работало небольшое представительство DAF Trucks, но серьезных успехов в продажах не было – везли подержанные грузовики. С июня 2002 года коммерческим представителем голландцев в России и на Украине является бельгийская компания VH n.v., входящая в промышленную группу Turbo`s Hoet Group. Российский филиал в Москве носит название VH-DAF Moscow. Фактически это небольшая частная фирма. Несмотря на то, что ей сложно тягаться с представительствами марок – лидеров продаж, все же за последние годы VHDAF удалось наладить поставки новых автомобилей, улучшить снабжение запчастями и сервис. Сейчас в России у VH-DAF Moscow девять сертифицированных сервисных центров.ДвигательКомпания DAF в 1928 году начинала свою деятельность с производства автомобильных прицепов, а им обычномотор не нужен. Затем, перейдя к выпуску автомобилей, пока не было своих моторов, применяли двигатели различных сторонних производителей. В частности – английские Perkins и Leyland, но со временем сами поднаторели в двигателестроении. С середины 70-х годов уже в дополнение к своим дизелям устанавливали и американские Cummins. В начале 2000-х годов DAF Trucks переживал серьезные экономические трудности, и в 2002 году фирму купила американская машиностроительная корпорация PACCAR, владелец еще и таких известных марок грузовиков, как Peterbilt и Kenworth. Поэтому, в зависимости от года выпуска, на самосвалах DAF могут стоять разные двигатели: производства DAF Trucks или PACCAR. Интересно, что на грузовиках DAF CF применялись голландские рядные шестерки объемом 9,2 литра, но специалисты VH-DAF Moscow, видимо, сразу учли автомобилиСАМОСВАЛЫКонструкция механизма управления КП и расположение рычага переключения передач схожа с MAN F2000Голландско-американский мотор ничем не уступает современным немецким или шведским двигателямВ одном блоке объединены термостат, водяной насос и теплообменникВ России дизелю необходим топливный фильтр-отстойник с электроподогревомЭлектронасос для подъема кабины самосвалу DAF CF не положенособенности российской эксплуатации, а также любовь наших перевозчиков к большим моторам. Так, на самосвалах DAF CF85 2003 года выпуска работают 12,6-литровые двигатели семейства XE от флагмана XF95, но с настройкой мощности в 430 лошадиных сил. Эти же дизели стояли и на бюджетных седельных тягачах DAF CF85 «Перспектива», поставляемых VH-DAF в Россию. Понятно, что так еще и проще обеспечить продаваемые автомобили запчастями. У двигателей DAF XE несколько настроек по мощности, в буклетах пишут: 341, 381, 428, 483 и 530 лошадиных сил, округляя мощность в киловаттах, момент тоже изменяется от 1600 до 2500 Н.м. Но и эта мощность не предел: 800-сильные моторы DAF XE стояли в последние годы на дакаровских болидах команды Gauloises De Rooy – постоянного конкурента наших КАМАЗов на знаменитом супермарафоне. Еще большую мощность снимают с этих дизелей для50 РЕЙС ОКТЯБРЬ 2009гонок трак-рейсинга – больше 1000 лошадиных сил… При этом удивляет даже не запас прочности блока цилиндров (конкуренты не менее лихо форсируют свои моторы), а то, что гильзы у семейства XE – тонкостенные, сухие. Из-за худшего теплоотвода их применяют в основном на маломощных атмосферных дизелях – вспомните двигатель Ikarus. В числе других конструктивных особенностей этих моторов: две четырехклапанные головки блока – каждая закрывает сразу три цилиндра. Привод клапанов – штанговый, распредвал находится в блоке, гитара шестерен ГРМ и вспомогательных агрегатов расположена спереди. Те, кто помнит моторы DAF с механическими ТНВД, глядя на современные моторы голландцев, будут разочарованы. В свое время DAF и MAN последними в Европе отказались от ТНВД, столь любимых нашими транспортниками, оттягивали внедрение электроники на свои авто-мобили. Можно объяснить это желанием применять только выверенные технические решения, но злые языки говорят, что определенный регресс стал отголоском тех финансовых кризисов, который пережили обе компании в конце 90-х. Ныне в грузовиках DAF Truck электроники не меньше, чем у конкурентов. Топливная система у дизелей DAF CF85 семейства XE называется UPEC и выполнена с индивидуальными для каждого цилиндра электронно-управляемыми миниТНВД. Форсунки без электроники и соединены с насосами трубками. Подобную аппаратуру применяет на своих больших дизелях Mercedes, только называется она PLD, изготавливает ее для обеих фирм Bosch, но, конечно же, у каждого свое программное обеспечение. Такая топливная система из-за трубки не позволяет применять столь высокого давления распыла, как с насос-форсунками, но зато упрощает конструкцию автомобилиСАМОСВАЛЫCамосвал DAF CF 6х4 конструктивно схож с четырехосным DAF CF 8х4. Наибольшие отличия в рулевом управлении4585Кузова четырехосникам делают в подмосковной «БЕЦЕМе», гидравлика итальянская Binotto. Объем – 20 м3555814303850 4550 8050144020502550 5300 87751400и установку на двигателе. Ее удобнее ремонтировать. Интересно, что миниТНВД расположены в отдельном, довольно длинном корпусе, со своим кулачковым валом – такой корпус позволил сделать топливные трубки короче, а значит, более жесткими. По отзывам перевозчиков, знающих моторы DAF, в сравнении с предыдущей серией WS объемом 11,6 литра, двигатели XE довольно надежны. Есть случаи, когда на магистральных грузовиках при пробеге свыше 600 тыс. км прогорают прокладки головок блока.Тех. характеристики ДлинаХШиринаХВысота, мм Полная масса, кг Масса перевозимого груза, кг Объем кузова, м3 Max скорость, км/ч Двигатель/рабочий объем, л Мощность, л. с. при об/мин Крутящий момент, Н.м при об/мин Коробка передач Сцепление Замедлитель Ведущие мосты Топливный бак, л Ходовая часть Цена, € (с НДС)52 РЕЙС ОКТЯБРЬ 2009Возможной причиной может быть, то, что водители после работы двигателя под нагрузкой глушат его, не давая чуть помолотить на холостом ходу. Дизель при этом не столько остывает, сколько наоборот подвергается тепловому удару. Хотя причина прогара прокладки может быть в возрасте двигателя или в том, что ослабла затяжка головки. С 2005 года на самосвалы DAF CF85 устанавливают двигатели PACCAR серии MX. У него абсолютно новый блок, теперь уже с мокрыми гильзамиDAF FAD CF85.360 8х4 8775 Х2500Х3225 до 44 000 26 000 20DAF FAT CF85.360 6х4 8050Х2500Х3200 до 33 000 20 000 1590 PACCAR MX265C / 12,9 360 при 1500–1900 1775 при 1000–1410 16-ступенчатая, ZF 16S2520 Однодисковое, диаметром 430 мм Заслонка на выпуске Со ступичными планетарными редукторами, с блокировками дифференциалов 390 300 Подвеска рессорная; тормоза: спереди дисковые, сзади барабанные с пневмоприводом и ABS; шины: 13,00 R22,5 или 385/65 R22,5 на передних осях и 315/80 R22,5 на ведущих осях 104 900 114 000и общим корпусом коренных крышек – «рамой», а коленвал с шейками увеличенного диаметра. Головка блока с четырьмя клапанами на цилиндр сделана в единой отливке, при этом распредвал остался в блоке, но приводные шестерни расположены со стороны маховика. На отдельных модификациях двигателя возможно применение двухступенчатого турбокомпрессора, который увеличивает крутящий момент на малых оборотах. Многие узлы объединены по функциональному признаку, так старались уменьшить количество деталей – головка и впускной коллектор размещены в одной отливке. Водомасляный теплообменник, его термостат и масляный фильтр – тоже общий узел. На «старых» моторах не было масляной центрифуги, а на PACCAR MX – есть, и это при том, что многие двигателисты утверждают, что «вертушка» отсеивает без разбору и грязь, и присадки. Топливная система так же, как и на серии XE, выполнена с электронноуправляемыми мини-ТНВД, но теперь быстродействующими электромагнитными клапанами оснащены и форсунки. Для кулачкового вала насосов нашлось1570 автомобилиСАМОСВАЛЫСверху ведущие мосты держат V-образные рычагиМосты со ступичными редукторами и блокировками дифференциаловРулевой механизм фирмы TRW, с дополнительным угловым редукторомРеактивные штанги ведущих мостов на сайлент-блоках. Смазывать не надоТакие коромысла установлены в передней подвеске четырехосниковМаятник второй управляемой оси качается на сайлент-блокахместо в блоке цилиндров. Название новой топливной системы – SMART. Мотор удовлетворяет нормам Евро-3, а с применением раствора мочевины AdBlue укладывается в Евро-4 и Евро5. Рабочий объем нового двигателя чуть увеличился и теперь составляет 12,9 литра. Есть несколько настроек мощности: 360, 410, 460, 510 л. с., а для флагмана корпорации – грузовика DAF XF 105 – могут предложить и 560 лошадиных сил. При этом ресурс двигателя, по заявлению сотрудников VH-DAF Moscow, составляет 1,6 миллиона километров. Одним из достоинств двигателя PACCAR MX является встроенный моторный тормоз, развивающий тормозное усилие от 200 кВт при 1500 об/мин до 325 кВт при 2100 об/мин. Он позволяет получить эффективное подтормаживание на спусках, бережет тормозные накладки. Вне зависимости от марки и модели двигателя, на самосвалы DAF CF85 устанавливают моторы с настройкой мощности в диапазоне от 341 до 430 л. с., хотя могут быть и отклонения в любую сторону. Дизели серии ХЕ можно встретить, приобретая подержанный самосвал, а PACCAR MX – на новых автомобилях. Интересная ситуа54 РЕЙС ОКТЯБРЬ 2009ция сложилась с дополнительными топливными фильтрами-отстойниками у седельных тягачей DAF CF 85. На презентации бюджетной «Перспективы» в 2005 году своими глазами видел фильтр с электроподогревом и топливозаборник на баке, подогреваемый от системы охлаждения двигателя. Название этой системы Arctic Fox – «Арктическая лисица», и она снабжена даже своим маленьким термостатом. Нужные для России вещи, вот только на продаваемых сначала тягачах и самосвалах Separ-2000 не было, а подогрева топливозаборника и сейчас нет.ТрансмиссияDAF Trucks не производит сцепления и коробки передач, голландцы считают, что эти сложные ответственные агрегаты проще и дешевле закупать у ZF. Также поступают IVECO, MAN, Renault, частично продукцию ZF используют Mercedes и Scania. На самосвалах DAF CF85 с моторами мощностью 340, 360 и 430 л. с. применяют однодисковое диафрагменное сцепление диаметром 430 мм. В зависимости от мощности мотора и полной массы автомобиля, на самосвалы DAF Trucks устанавливают 8,9или 16-ступенчатые коробки передач. Однако для четырехосника лучшая коробка именно 16-ступенчатая, она позволяет «разбить» помельче весь диапазон передаточных чисел. Обычно он от 13,8 до 1,00 или 0,84 – водителю легко подобрать нужную передачу под дорожную обстановку и нагрузку. Раньше применялись коробки ZF 16S151, в последнее время для двигателей с более мощными настройками или сложных условий эксплуатации устанавливают ZF 16S181 или 16S2520. Автомобили более позднего выпуска оборудуют коробками с системой ServoShift – так у ZF назван пневмоусилитель, установленный на механизме переключения. Сама схема переключения – 1Н с двумя клавишами, это удобнее, чем двигать «кочергу» поперек, выбирая диапазон. Управление сделано не дорогими тросами или капризной гидравликой, а надежной тягой. Однако ее не догадались снабдить «телескопом», и потому кулиса рычага крепится не к полу кабины, как у IVECO, а к кронштейну, в свою очередь, прикрученому к раме. В кабине под эту конструкцию прорезана большая дыра. Так когда-то было сделано на автомобилиСАМОСВАЛЫМнениеАЛЕКСАНДР ГРЕБЕНИК Менеджер послепродажного обслуживания компании VH-DAF Moscow – Основополагающая причина поломок рессор задней подвески у самосвалов DAF CF85 – перегруз автомобиля. Никакие усовершенствования автомобиля не смогут исправить ситуацию, если его все равно будут перегружать. Плохие дороги также влияют на техническое состояние грузовика, но не столь критично. Также одной из причин является установка неоригинальных рессорных листов, иногда большей толщины, якобы для повышения надежности. О причинах любых поломок необходимо проконсультироваться с нашими специалистами, причем консультация абсолютно бесплатна. Мы совместно с перевозчиком выясним причины поломок, найдем способы свести их к минимуму или исключить их полностью. Все произошедшие с нашей продукцией поломки фиксируются, производится тщательный анализ причин. К сожалению, перевозчики предпочитают обходиться своими силами, хотя уже более 2 лет мы проводим очень серьезное обучение для механиков. Мы понимаем, что порой выделить время для консультации нашим клиентам довольно сложно, но это необходимо. Мы всегда готовы помочь, надо просто обратиться к нам. В то же время нам необходимо несколько обращений от разных клиентов да из двух механиков и двух менеджеров. Они везли туда еще и запчасти, а также инструмент. Были тщательно проанализированы причины поломок, произведен необходимый ремонт. Данные были отправлены в Голландию. И уже через месяц DAF выпустили новые модернизированные рессоры для данной модели. Был произведен отзыв автомобилей по гарантии, и рессоры были заменены. Сразу после этого мы провели акцию по бесплатной замене рессор на грузовиках данного типа. Всем владельцам DAF CF85.340 FAD было направлено уведомление о модернизации и приглашение бесплатно произвести ее в ближайшем сервис-центре DAF. Эта акция продолжается и сейчас.На нижнем снимке – отремонтированная в «Вита» рессора задней подвескиНеосторожно сдавая задним ходом, можно повредить тормозные камерыо возникшей неисправности, чтобы компания VH-DAF смогла обосновать инженерам и менеджерам DAF необходимость модернизировать этот узел или адаптировать агрегат к российским условиям. В качестве примера приведу следующую историю. В 2008 году в ходе эксплуатации самосвалов DAF CF85.340 FAD со стандартной спецификацией, для работы в средней полосе России, в условиях Крайнего Севера стали происходить поломки рессор. В Салехард была отправлена наша брига-MAN F2000, и что-то подобное есть у КАМАЗа. Здесь есть один недостаток – со временем через нарушенные уплотнения вокруг рычага шум от двигателя станет проникать в кабину. Однако в Европе на смену обычным механическим коробкам с «ручным» управлением стремительно приходят автоматы. У многих производителей грузовиков уже свыше половины производственной программы комплектуются такими агрегатами. В Европе лет через пять-шесть простых коробок вообще не останется. На DAF CF85 под заказ устанавливают и электронноуправляемые механические 12-ступенчатые коробки ZF AsTronic. А если самосвал ждет тяжелая работа в карьерах, на бездорожье – предложат классический автомат с ГМП Allison. Вот только полноприводных модификаций самосвалов от DAF Trucks ждать не стоит – их нет. У DAF Trucks собственное производство ведущих мостов – это достойно уважения. Некоторые европейские фирмы давно продали свои «коробочно-мостовые» заводы компаниям ZF и ArvinMerritor, покупают56 РЕЙС ОКТЯБРЬ 2009готовые агрегаты у них. Так дешевле и меньше головной боли. Однако DAF Trucks держится, не избавляется от «ненужного» производства и выпускает широкую гамму мостов: от гипоидных для магистральных грузовиков до типично самосвальных, с разнесенной главной передачей со ступичными планетарными редукторами, с межосевой и межколесными блокировками дифференциалов. Применяемые передаточные числа ведущих мостов самосвалов зависят от настройки мощности моторов, колесной формулы и грузоподъемности. К примеру, на трехосных самосвалах 6х4 полной массой в 33 тонны и с 15-кубовыми кузовами моторы DAF XE развивают 341 л. с., но на четырехосных, 8х4 полной массой в 44 тонны, с 20-кубовыми кузовами, могут стоять те же двигатели. Голландцы увеличили передаточное число редукторов с 4,49 до 4,88, и этого оказалось достаточно.ХодоваяС учетом европейских требований к строительной технике DAF Trucks изготавливает различные моделиDAF CF строительного назначения. Нам довольно трудно представить, что самосвал может быть с колесной формулой 6х2, или автобетоносмеситель смонтируют на шасси 8х2. Однако для рынка Франции, Бельгии, Нидерландов, Австрии, Германии, Испании это вполне возможно, что и накладывает свой отпечаток на конструкцию грузовика. Но в России свои, довольно специфичные условия эксплуатации, и с ними приходится считаться производителям грузовиков. Насколько могли, это учли и голландцы, и специалисты VH-DAF Moscow. В первую очередь, у самосвалов DAF CF85 8х4 прочная рама, собранная по схеме «лонжерон в лонжероне», ровная в сечении по всей длине. Высота лонжеронов 310 мм, ширина полки – 80 мм, толщина внешнего профиля – 8,5 мм, а внутреннего – около 7 миллиметров. Такая «лестница» – залог высокой грузоподъемности, надежности ходовой и долговечности самого самосвала. Передняя подвеска обоих управляемых мостов на современных малолистовых параболических рессорах, в DAF CFЦены на запасные части Розничная цена, руб. с НДС Модель DAF CF85.360 Фильтр воздушный, элемент от 2950 до 5000 Фильтр масляный от 1200 до 1850 Фильтр тонкой очистки топлива н. д. Фильтр-патрон от 1200 до 2700 осушителя воздуха Поршневые кольца (к-т на цилиндр) от 1650 до 3400 Поршневая группа (к-т на цилиндр) от 11000 до 15000 Прокладка ГБЦ от 3500 до 5700 Комплект вкладышей шатунных 950 Комплект вкладышей коренных от 1125 до 1700 Форсунка 6400 Топливный насос 36 100 Головка блока цилиндров 77 500 Клапан впускной, (1 шт) 4050 Клапан выпускной, (1шт) 4050 Комплект прокладок от 15 300 до 18 400 на двигатель Глушитель от 20 000 до 39 200 Стартер от 32 000 до 44 500 Термостат 3250 Корзина сцепления 33 300 Ведомый диск сцепления от 19 800 до 20 700 Выжимной подшипник от 5700 до 11 900 Пневмогидроусилитель от 25 400 до 31 500 сцепления Тяга привода коробки передач 18 200 Рессора передняя 35 800 Стремянка передней рессоры 2050 Рессора задняя от 5200 до 10 500 Подшипник скольжения 40 800 балансира Тормозной диск передний от 6000 до 12 500 Тормозной барабан задний от 5000 до 8500 Тормозные колодки передние от 2500 до 8300 Тормозные накладки задние от 3000 до 11 500 Задняя тормозная камера, 11 600 энергоаккумулятор Шланг тормозной, передний от 1500 до 6900 Передняя ступица в сборе 50 800 Подшипник задней ступицы 15 900 Насос гидроусилителя руля 36 700 Рулевой механизм в сборе 119 000 Тяга рулевая, продольная 21 300 Ремкомплект шкворня (на ось) 29 800 Амортизатор передний от 7000 до 12 800 Реактивная штанга нижняя 76 300 Шпилька колесная задняя 400 Гайка колеса от 100 до 150 Сальники разные от 25 до 3950 Стекло лобовое от 13 100 до 15 500 Фара в сборе от 13 500 до 17 300 Фонарь задний 4700 Указатель поворотов 2700 Информация по ценам предоставлена компанией «VH-DAF Moscow» НаименованиеХод балансира задней подвески ограничивают тросыЗадние траверсы рамы могут быть разными. Можно поставить и форкопСтабилизаторы поперечной устойчивости устанавливают только спередиЧасть трубок и пучки проводов проложены с внешней стороны рамыкаждой по три листа шириной 80 мм. По краям толщина листов около 20 мм, в середине – под 30 миллиметров. Пальцы и серьги на сайлент-блоках и потому не требуют обслуживания. Казалось бы, стандартная подвеска для самосвала. Однако у нее есть одна особенность – в сочленении рессор с рамой применены особые коромысла, соединенные с серьгами, кроме того, через длинные продольные тяги управляемые мосты соединены друг с другом. Это сделано для увеличения возможных вертикальных перемещений подвески, улучшения плавности хода при движении по неровностям, обеспечивает постоянный контакт шин с дорогой. Принципиально это схоже с коромыслом, которое применяется на мазовских полуприцепах с рессорной подвеской. Недавно подобную конструкцию внедрили немцы на четырехосных Mercedes Actros Bau, но на DAF CF85 она появилась гораздо раньше. Однако дополнительные соединения и шарниры могут добавить перевозчикам проблем с подвеской, наверное, в таком виде ее лучше предлагать как опцию для особых условий эксплуатации.Еще одна особенность подвески четырехосников DAF CF85 – стабилизаторы поперечной устойчивости здесь установлены только на передних мостах, сзади их нет. Как обычно, ко второму управляемому мосту идет своя продольная тяга – так вот, на DAF ее маятник качается на сайлент-блоке. Постепенно и на грузовиках начинают применять технологии, работающие на европейских легковых автомобилях. В частности, у DAF CF85 ролики подшипника передней ступицы работают без внешней обоймы, просто по закаленной поверхности ступицы. Насколько это хорошо для самосвала – покажет время, но однозначно, обычная конструкция проще и дешевле в ремонте. Оказывается, больше всего проблем в ходовой у четырехосных самосвалов DAF CF85 доставляет задняя подвеска. Здесь она балансирная, с шестью листами в каждой рессоре. Судя по тому, что листов мало – они должны быть параболическими, переменного сечения, как на лыже. Но листы ровные, шириной 90 мм и толщиной 26 миллиметров. Если же это полуэллип-тические рессоры, то листов должно быть больше. И дело не в выверенных формулировках и названиях – рессоры лопаются пополам. Менять их недешево, некоторые перевозчики пытались подобрать замену из тех рессор, что делает Чусовской металлургический комбинат, но не удалось – нет такой длины. А добавлять листы не позволятОКТЯБРЬ 2009 РЕЙС 57 автомобилиМнениеСЕРГЕЙ ПЫХОВ Главный механик ООО «Вита», г. Ростов Великий, Ярославская область. – В нашей организации самосвалы используются для доставки клиентам песка и щебня, добытого с карьера Дертники, а также как внутренний, технологический транспорт. Есть БелАЗы, КраЗы, из иномарок: четырехосные Volvo FM и DAF CF85. Машины, работающие на доставке в день проходят по 450–600 километров. Один самосвал DAF CF85 у нас 2003 года выпуска, три DAF 2005, и еще три – 2008 года. Машины 2005 года прошли около 450 тысяч километров. В зависимости от года выпуска, на наших автомобилях установлены разные двигатели, но все они зарекомендовали себя как мощные и надежные. Был случай, при пробеге в 200–250САМОСВАЛЫтысяч километров на одном из самосвалов заменили топливоподкачивающий насос. На машинах 2008 года установлены фильтры-отстойники Separ с электроподогревом. Они не лишние, хотя у нас своя заправка, и мы контролируем качество топлива, но нужен и подогрев топливозаборника в баке. На одной машине потек радиатор – повредили нижний бачок, хотя стоит серьезный стальной защитный лист. За все время не заменили ни одной турбины, наверное, в этом заслуга и полусинтетического масла Mobil, вязкостью 10W40. Периодичность замены масла – 30 тысяч километров. На одних моторах установлена вязкостная муфта вентилятора, на других – электромагнитная. Вязкостная отходила около 350 тыс. км – двигатель начал греться, выяснилось, что она пробуксовы-вала. Заменили муфту, температура нормализовалась. Предпускового подогревателя нет, но он в средней полосе и не всегда нужен, это на Северах он необходим. Сцепление служит более 200 тысяч километров, и даже на самых старых машинах не было оснований разбирать коробки передач ZF . На одной машине выдавило крышку ступичного редуктора. Разобрали, выяснилось, что начало сворачивать шлицы – заменили полуось и крышку, все наладилось. На нескольких машинах текли сальники хвостовика, оказалось, что сапуны забиты грязью. Мы выточили вместо сапунов штуцеры, надели шланги, закрепили их сверху рамы и вкрутили в шланги сапуны. Сальники сопливиться перестали. В мосты заливаем полусинтетику, меняем через 80 тыс. При пробеге 250–300тысяч возникла необходимость замены сайлент-блоков передних рессор, заодно заменили и амортизаторы. Нас такой ресурс устраивает. Но задняя подвеска ходит не очень хорошо. При пробеге не более 50 тысяч километров лопаются коренные листы, а иной раз и вся рессора. Конечно, бывают случаи, мы перегружаем самосвалы, но точно в таких же условиях у нас эксплуатируются Volvo FM, а на них аналогичных поломок нет. Особенность тормозов у DAF CF85 – впереди стоят дисковые механизмы. Они довольно долговечны – у оригинальных ко-лодок периодичность замены до 100 тыс. км, неоригинальные ходят меньше. Дисков хватает на 300 тыс. километров, при этом не было случая, чтобы их протачивали. Однако бывало, что диски лопались, но это от того, что водитель не один раз влетал в лужу на перегретых тормозах. Задние барабанные тормоза более долговечны – одни только накладки выхаживают по 150 тысяч. Надежно работают тормозные камеры, но трещотки приходится время от времени менять. При ремонте шкворневого узла передней балки, выяснилось, что причина люфта – не износ шкворня и игольчатых подшипников, а износ опорного подшипника. Здесь применен подшипник скольжения. Если заменить его, то люфт устраняется. Но отдельно подшипник найти сложно. Конечно, же надо периодическисмазывать шкворни, мы стараемся делать это через 2000–5000 километров, в зависимости от погоды. В дожди смазываем чаще. На одной из машин в 300 тысяч потек гидроцилиндр ГУРа второй оси, но оказалось, что отремонтировать его нельзя – неразборный. Заменили новым, но потекший цилиндр не выбрасили – оставили на всякий случай. Быть может, отремонтируем его: нарежем на корпусе резьбу, выточим гайку и подберем новые манжеты. Кузова БЕЦЕМА с гидравликой Binotto служат нормально, но заслонка на распределителе подачи отработавших газов быстро прогорает. Расход топлива зависит от степени загруженности автомобиля, маршрута, опыта водителя. На машину с 30-ю тоннами груза летом списываем около 42 литров на сотню, зимой – 44 литра.крепеж: у DAF CF85 вместо привычной пары стремянок стоят четыре хитрых шпильки, с кованым прямоугольным сечением в середине. Найти другие шпильки, подлиннее, не удается. Заказывать токарю – нет хорошей хромистой стали, да еще надо обеспечить термообработку! Есть проблемы и с балансирами. Если каждый шкворень в передних балках работает с четырьмя игольчатыми подшипниками, то ступицы балансиров задней подвески качаются на двух пластмассовых втулках, смазываемых залитой трансмиссионкой. Втулки ходят довольно хорошо, но всему есть свой срок. Ступица фиксируется на цапфе «пятаком» с двумя болтами. Сами цапфы сделаны съемными, что удобно в ремонте, но об этом знают не в каждом сервисном центре DAF. Со временем цапфы могут так приржаветь, что без нагрева газовой горелкой соединение становится практически неразъемным. Но зато удачно выполнены реактивные58 РЕЙС ОКТЯБРЬ 2009штанги с сайлент-блоками и верхние V-образные рычаги. Раньше рычаг крепился к мосту через шарнир, который изнашивался. На самосвалах более поздней поставки голландцы «шаровушку» заменили сайлент-блоком. Так оказалось надежнее. Еще одна особенность конструкции четырехосных самосвалов DAF CF85 – применение спереди дисковых тормозов, а сзади – барабанных. На такую схему для грузовика строительного назначения решаются немногие автопроизводители. Так делает Mercedes, но чаще всего грузовики строительного назначения других марок работают с барабанными тормозами. У DAF CF85 еще и диски своеобразные – вентилируемые и термоизолированные от ступиц, что бы меньше нагревались подшипники. Говорят, что такие же тормоза стояли на дакаровских грузовиках команды Gauloises De Rooy, пока они ездили на DAF CF. Лучшую рекомендацию эффективности тормозов трудно придумать.У четырехосников есть два варианта ошиновки. Первый – когда впереди установлены широкопрофильные шины размером 385/65 R22,5, а сзади обычные 315/80 R22,5. Так комплектовались самосвалы «образца» 2005 года. На машинах более поздних поставок применяют шины 13,00 R22,5, при сопоставимой несущей способности они обеспечивают самосвалу больший клиренс.КабинаУ DAF CF три варианта кабин. Две с низкой крышей – короткая дневная и длинная с одной спальной полкой. Третья, самая просторная – Space Cab, с высокой крышей и двумя койками, но самосвалам она не положена. Их удел работать в две, а то и в три смены, а отдыхать водители должны дома. Как заведено на развозных и строительных грузовиках, у DAF CF кабина более узкая, чем флагманская ХF, это видно по раскинутым крыльям. Они пластмассовые, и коррозия им не DAF CFУ самосвалов DAF CF вполне обычный для подобных европейских автомобилей интерьер. В кабине тихо и довольно уютно, микроклимат регулируемыйЛевый нижний «кругляш» на шитке приборов показывает уровень AdBlueОблицовка выклеена из стеклопластика. Можно легко отремонтироватьСтупени «лестницы» оформлены по-разному, но подсветка обязательнастрашна. Панель облицовки радиатора тоже выклеена из стеклопластика, но бампер стальной, из толстого листа. У него единственный недостаток – он цельный. Будь он трехэлементным, ему на самосвале вообще цены бы не было. На машинах более позднего выпуска нижняя подножка сделана без декоративной облицовки пластмассой – так более функционально. Внутренние размеры кабины среднеевропейские: ширина 2150 мм, длина от стекла до задней стенки – 1630 мм, высота от пола до потолка – 1630 мм. Тоннель двигателя высотой в 370 мм водителю самосвала не помеха. У DAF CF особая конструкция стекол дверей, они двухсекционные. Нижняя секция опускается электростеклоподъемником, а верхняя остается неподвижной, как модные дефлекторы на дверях легковых автомобилей. Если наловчиться пользоваться, в сочетании с большим стеклянным люком в крыше – можно обеспечить хорошую вентиляцию кабины, при отсутствиисильного сквозняка. Хорошо придумано, это оценят не только курящие водители – летом в машине не будет душно. Хотя, как опция, возможна и установка кондиционера – раньше о таком комфорте не было и речи. Сиденья удобные, но как заведено на строительных грузовиках, только водительское оснащено пневмоподвеской, пассажирское жестко прикручено к полу. Рулевая колонка с регулировками по углу наклона и высоте, с удобным пневмофиксатором, его клавиша находится на кожухе. Комбинация приборов читается вполне нормально, дополнительная информация выводится на дисплей, но он по-русски раньше не изъяснялся. Над ветровым стеклом симпатичные и удобные полки, конечно, не такие объемные, как в кабине с высокой крышей, но и в них можно разместить дорожную документацию, а также некоторый водительский скарб. Подвеска кабины четырехточечная, с пружинными стойками, причем сзади – по два амор-тизатора на каждой стойке. Потому она очень эффективно гасит дорожную тряску. Однако на подвеску высоких кабин магистральных грузовиков DAF перевозчики жалуются. Она комфортная и мягкая, но и у CF, и у XF разбивает втулки, и бывает, даже отрывает крепление передних амортизаторов. У самосвалов такого нет – у кабины другая амплитуда. Как элемент пассивной безопасности можно рассматривать то, что при столкновении лопаются алюминиевые кронштейны переднего крепления кабины. На это уходит часть энергии удара, и кабина получает меньшие повреждения. Понравилась гирлянда зеркал с правой стороны – их там четыре. Через два зеркала, видно все, что творится сзади, по правому борту. Через третье – контролируется ситуация у правого колеса и правой подножки, а через четвертое – то, что творится перед бампером.Ф ОТО А НДРЕЯ М А ХОТИНАОКТЯБРЬ 2009 РЕЙС 59