70
71
72
73
74
75
76
77
автобазаОТОПИТЕЛЬТЕПЛО И СУХОАвтономный отопитель кабины потребляет всего один стакан солярки в часПомните, как возмущался великий Менделеев: «Нефть – не топливо, топить можно и ассигнациями!» А ведь тогда масштабы добычи и сжигания этого ценного химического сырья не шли ни в какие сравнения с нынешними. Да и сегодня, когда почти весь транспорт питается нефтепродуктами, топить котлы и бойлеры мазутом считается роскошью от нищеты и безысходности – в развитых странах используют куда более дешевые и возобновляемые источники энергии. Но все эти макроэкономические истины перечеркивает простая житейская ситуация: ночь, мороз, КАМАЗ с фурой на обочине трассы… И водитель, стоящий перед дилеммой: использовать ли в качестве отопительных котлов цилиндры двигателя, устремив параметр мгновенного расхода топлиРЕЙС ОКТЯБРЬ 2009ва в бесконечность, или, затянув «в той степи-и глухой за-амерзал ямщик…», повторить судьбу героя народной песни?мена государственной солярки была «добрая» традиция заводить движок в конце октября, чтобы заглушить его в начале апреля… Обойтить без такого варварства помогали предпусковые подогреватели, причем для грузовиков в армейском исполнении выпускали «автономки» с подводом продуктов горения к поддону картера двигателя, что, при отсутствии нынешних масел, обеспечивало расплавление гелеобразного М8Г2 и последующий пуск даже в трескуОтопитель Brano (Чехия) Модель Максимальная мощность нагрева, Вт Минимальная мощность нагрева, Вт Рабочее напряжение, В Допустимое напряжение при работе от сети – 12V, В Допустимое напряжение при работе от сети – 24V, В Максимальная потребляемая пусковая мощность, Вт Рабочая потребляемая мощность, Вт Тип топлива Максимальное потребление топлива, л/час Минимальное потребление топлива, л/час Управление Максимальная температура нагрева, °C X-7 8200 +/–400 4800 +/–300 12 / 24 10,5–15 21–30 600 100 дизельное 1,2 +/–3% 0,6 +/–3% двухрежимный переключатель 100Деньги в трубуНа холостом ходу камазовский мотор съедает около 8 литров топлива в час, да и двигатели большинства тягачейиномарок, молотя на месте, особой экономичностью не отличаются. Несложные подсчеты показывают, что даже в умеренном климате средней полосы России на обогрев кабины во время ночных стоянок ежесезонно улетают «в трубу» минимум 60 000 рублей! С каждой машины. И это без учета расходов на преждевременный капремонт мотора, сотни часов трущего поршнями цилиндра вхолостую. Чего уж говорить про наши северные регионы, где во вре-70 4-киловаттный отопитель Wind III от чешской фирмы Brano выполнен в легком пластиковом корпусе, граненая форма облегчает монтаж на стенке кабины. Выхлопные газы выводит гофрированный металлорукав Характеристики воздушных отопителей Brano (Чехия) Модель Breeze III Wind III Максимальная мощность нагрева, Вт 1900+ 5% 3800 Вт. + 5% Минимальная мощность нагрева, Вт 900 + 5% 1300 Вт. + 5% Рабочее напряжение, В 12 / 24 12 В / 24В Допустимое напряжение при работе от сети - 12V, В 10,5 – 16 10,5 В – 16В Допустимое напряжение при работе от сети - 24V, В 21 – 30 21В – 30В Максимальная потребляемая пусковая мощность, Вт 100 120 Вт. Рабочая потребляемая мощность, Вт 35 max. 40 Вт. Тип топлива дизельное дизтопливо или биодизель Максимальное потребление топлива, л/час 0,22 + 3% 0,46 л/час + 3% Минимальное потребление топлива, л/час 0,10 + 3% 0,17 л/час + 3% Температура в отапливаемом помещении, °C 15 - 30 15 - 30 Управление автоматическое или ручное автоматическое или ручное Типы элементов управления ручное управление или таймер ручное управление или таймерА его младший братец Breeze III отдает 2 КВт. И тоже может управляться таймером, и даже с телефонаТопливный насос отопителей, как правило, выполнен в отдельном корпусе – его ставят в разрезе резинового шлангачий мороз. Однако предпусковик не решает проблему отопления кабины – гоняя нагреваемый антифриз по системе охлаждения, он рассеивает большую часть мощности – как минимум 14 КВт из 15 развиваемых – в моторном отсеке, то есть, отапливает, в основном, окружающую среду. К тому же, штатную камазовскую «печку» предпусковик будет нагревать одновременно с тяжеленным мотором, то есть очень долго и максимум – до 60 градусов. Что в сильный мороз явно недостаточно – даже за рулем сидеть будет холодно, не говоря уже про спальное место. Да и рев 15-киловаттной горелки не очень-то способствует крепкому и здоровому сну. Есть у автономных жидкостных нагревателей и объективный технический недостаток – высокое (90–130 Вт) потреблениеэлектроэнергии водяным насосом – нередки случаи, когда старенькая батарея под утро оказывается полностью «посаженной», и вместо выезда на линию в теплой кабине водителя ожидает возня на морозе с проводами и «катюшей». Не случайно при заводской опционной установке предпусковиков, например, на немецкие автомобили, в комплект к подогревателю обычно идет дополнительный аккумулятор. Другое дело – воздушный «автономник», работающий по принципу фена, как, кстати, его и называют на шоферском сленге. Охлаждение теплообменника потоком воздуха, забираемого из кабины, и выходящего, естественно, обратно в кабину, не столь интенсивно, как жидкостью, поэтому при равной мощности «фен» получается более габаритным, нежели предпусковик.Но ему и не нужна мощность последнего, ибо почти вся энергия от сгоревшего топлива (за исключением 3–5%, что уносятся нагретыми до 300–400оС выхлопными газами) выделяется в виде тепла в кабине автомобиля, рассеиваясь потом в окружающую среду ее стенками и стеклами. Двух киловатт «воздушнику» вполне достаточно, чтобы устроить водителю магистрального грузовика или машинисту автокрана, экскаватора и т. д. настоящий «ташкент». При мощности 4 КВт тепла с избытком хватит даже при зимней ночевке в Якутии, ну а 8–9-киловаттные агрегаты отапливают салоны больших автобусов. В разы меньший объем пламени обеспечивает бесшумность работы – никакого рева «паяльной лампы», как у жидкостного отопителя, нет и вОКТЯБРЬ 2009 РЕЙС 71 автобазаОТОПИТЕЛЬШадринский «воздушник» последнего поколения – 2-киловаттный О2.81060108-киловаттный «О-восьмой» производства ШААЗ пришел на смену прежнему О65 и тоже предназначен для автобусовВоздушные отопители ШААЗ (Шадринск, Курганской обл.) Модель О 15 О 30 Отопительная мощность, кВт 2,04 3,48 Номинальное напряжение, В 12/24 12/24 Топливо бензин бензин Расход топлива, л/час 0,35 0,6 Потребляемая эл. мощность, Вт 36 42 75 130 Объём подаваемого воздуха, м3/час Нагрев воздуха на, °С 80 80 Габаритные размеры (ДхШхВ), мм 398х122х207 504х142х207 Масса, кг 6,8 8,2О 31 (автомат) 1,5 – 3,0 12/24 дизельное 0,24–0,45 40–59 80–140 55–64 445х147х225 6,5ОВ 65 7,56 12/24 дизельное 1,2 132 250 95 – 19,5ОВ 95 11,05 12/24 дизельное 1,6 132 350 95 – 19,5помине. Энергию от аккумулятора расходуют лишь маломощные потребители – даже в 4-киловаттном режиме максимальной отдачи ток от 24-вольтовой батареи не превышает 2 А, а при мощности 1,5 КВт – всего 0,5 А. То есть, за длинную зимнюю ночь аккумулятор не потратит и двадцатой доли своей емкости. Расход же топлива в таком умеренном режиме составит около 0,2 литра в час, то есть в 40 (!) раз меньше, чем у камазовского мотора на холостом ходу. Но не только экономия играет в пользу автономного отопителя – немаловажна и растущая нетерпимость общества к загрязнению воздуха. Европейская культура постепенно проникает в среду наших дальнобойщиков – многие из них,Модель Тепловая мощность, кВт. Расход топлива, л/час Мощность вентилятора, Вт Расход воздуха, м3/час Размеры, мм Масса, кг72 РЕЙС ОКТЯБРЬ 2009поездив по миру и установив в кабины всяческие «эйртроники», уже начали забывать, как когда-то кашляли по ночам, вдыхая сизый дым от своего и соседских дизелей. Сегодня, не заглушив на коллективной стоянке движок, вы рискуете уже через пять минут услышать стук бейсбольной битой в дверь. А пристроишься со своим тарахтением на ночлег в городе, пустая бутылка будет брошена с балкона сразу «на поражение» – в крышу кабины. Без предупредительного броска на асфальт… И пусть вас не удивлет, что именно немцы, с их теплыми, около ноля градусов, зимами, поднаторели в производстве автономных отопителей. Да, в Европе дальнобойщики – все поголовно – спят в комфортабельных трехзвезMY 30 1,7–3,5 0,2–0,44 25–45 95–145 179х182х426 5,6 MY 50 4,1–5,8 0,56–0,8 43–62 150–215 300х330х650 5,6Характеристики воздушных отопителей Mikuni (Япония) MY 16 1,0–1,9 0,12–0,22 40 60 141х146х364 3,6дочных мотелях, но постоять часокдругой на складе или таможне под промозглым балтийским ветром им тоже приходится. А чем еще согреешься, если не «феном», когда молотить на холостых закон запрещает? В России же путь распространения воздушных отопителей мучителен, долог и тернист – в народе такого типа «печка» стойко ассоциируется со словом «Запорожец» и субъективно воспринимается, как вещь, некачественная уже по своей сути. У бывалых шоферов свежи еще в памяти картины внезапно задымивших прямо на ходу «горбатых» и «ушастых», а у кого-то навеки запечатлелось зрелище горящей бензиновой дорожки, бегущей вслед за машинкой с ничего не подозревающим водителем… Чрезвычайная капризность автономных обогревателей (их для мелитопольских микролитражек выпускал шадринский автоагрегатный завод) вынуждала владельцев искать любую альтернативу, вроде намотки толстенной медной проволоки на выхлопные трубы для непо- Ржевский пульт управления с зуммером, если что не так – разбудит«Прамотроник» из Ржева оснащен цельнолитым алюминиевым теплообменником с полыми ребрами Отопитель «Элтра-Термо» (Ржев, Тверской обл.) Модель Режим Тепловая мощность, кВт Расход топлива, л/ч Количество нагреваемого воздуха, м³/ч Топливо Номинальное напряжение питания, В Масса, кг Максимальный 4 0,5 140 «Прамотроник-4Д-24» Средний 2,5 0,32 100 дизельное 24 8 Минимальный 1,5 0,9 60 В комплекте к ржевскому отопителю идет отдельный топливный бачоксредственной передачи тепла в салон – лишь бы избавиться от ненавистного, досаждающего запахом бензина и гари агрегата. Но прошли годы, накатила волна «бэушных» иномарок, в том числе, микроавтобусов, и Россия наконец-то познала, что такое автономный отопитель, «сделанный руками». Умелыми руками…Все гениальное простоИтак, рассмотрим подробно устройство «воздушника». Принцип работы у изделий разных производителей один и тот же – топливо, подаваемое выносным электромагнитным насосом, врезанным в магистраль поближе к баку (нагнетать всегда легче, чем всасывать), дозировано, под управлением электроники, поступает в камеру сгорания, а точнее, на испаритель. Последний представляет собой жаропрочное тело с достаточно большой площадью поверхности – обычно это пакет проволочных сеток из тугоплавкой «нержвавейки». Перед испарителем установлена электрическая свечанакаливания с керамическим стержнем (открытые спирали ушли в прошлое). Воздух в камеру сгорания подает нагнетатель, приводимый валом электродвигателя, там же, у входного, холодного торца отопителя, находится электронный блок управления – его микросхемам перегрев не грозит. Ребра на наружной поверхности теплообменника, куда поступают раскаленные газы из камеры сгорания, обдуваются воздухом из кабины – его гонит вентилятор, закрепленый на валу электродвигателя позади крыльчатки нагнетателя. К пульту управления, установленному на панели приборов, от блока проложен жгут проводов, а поскольку канал связи на современных агрегатах обычно цифровой, хватает всего трех жил: «плюса», «минуса» и сигнальной. Поворотным регулятором или кнопками на пульте можно задать несколько режимов работы отопителя – в зависимости от выбранного процессор установит требуемую скорость вращения вентилятора и объем подачи топлива. Заподдержанием температуры следят датчики: один может быть встроен в пульт управления или на входе воздушного потока в отопитель, другой – выносной, и его ставят, например, у спального места, протягивая туда отдельный жгутик проводов. Датчик перегрева теплообменника (термовыключатель) – страховочный элемент, он посылает сигнал на блок управления, требуя прекратить подачу топлива. При включении отопителя процессор диагностирует все системы и запускает программу. Напряжение на свече накаливания плавно повышается, затем в камеру сгорания подается топливо и воздух, начинается процесс горения, контролируемый блоком управления по сигналам встроенного в теплообменник датчика пламени. Когда горение стабилизируется, свеча отключается, и в дальнейшем пламя поддерживается непрерывной подачей топлива. Если по каким-либо причинам розжиг не произошел – например, из-за загустенияОКТЯБРЬ 2009 РЕЙС 73 автобазаОТОПИТЕЛЬОтопители Eberspaecher (Германия) Модель AIRTRONIC D2 Ступени нагрева Максимум Большая Средняя Малая Напряжение, В 12 / 24 Мощность нагрева, Вт 2200 1800 1200 850 90 75 52 36 Расход воздуха, м3/час Потребяемая эл.мощность, Вт 34 23 12 8 Расход топлива, л/час 0,28 0,23 0,15 0,10 Размеры: Дл x Шир x Выс, мм 310 х 115 х 122 Масса, кг 2,7 Модель AIRTRONIC D4 Ступени нагрева Максимум Большая Средняя Малая Напряжение, В 12 / 24 Мощность нагрева, Вт 4000 3000 2000 1000 160 130 95 55 Расход воздуха, м3/час Потребяемая эл.мощность, Вт 40 24 13 7 Расход топлива, л/час 0,51 0,38 0,25 0,13 Размеры: Дл x Шир x Выс, мм 371 х 150 х 140 Масса, кг 4,5 Модель AIRTRONIC D5 LC Ступени нагрева Максимум Большая Средняя Малая Напряжение, В 12 / 24 Мощность нагрева, Вт 5500 4800 2700 1200 233 233 138 138 Расход воздуха, м3/час Потребяемая эл.мощность, Вт 80 80 40 40 Расход топлива, л/час 0,70 0,58 0,34 0,15 Размеры: Дл x Шир x Выс, мм 525,5 x 179 x 194 Масса, кг 8 Модель AIRTRONIC D8 LC Ступени нагрева Большая Малая Напряжение, В 12 / 24 Мощность нагрева, Вт 8000 3500 258 250 Расход воздуха, м3/час Потребяемая эл.мощность, Вт 258 40 Расход топлива, л/час 1,00 0,40 Размеры: Дл x Шир x Выс, мм 653 x 260 x 250 Масса, кг 20Литой алюминиевый теплообменник сразу выдает немецую породу, эта технология – самая передоваяРазрез отопителя Eberspaecher: электронный блок управления стоит на входе и охлаждается потоком воздуха их кабинылетнего дизтоплива в мороз, весь цикл автоматически повторяется. После двух неудачных попыток отопитель автоматически выключается, на пульте управления загорается индикатор, и по команде процессора нагнетатель в течении нескольких минут продувает камеру сгорания. После чего можно вновь повторить попытку розжига. Впрочем, если топливо соответствует сезону, то такие нештатные ситуации на современном, проходящем регулярную чистку от нагара, отопителе крайне редки, и после розжига блок управления поддерживает горение на максимальном режиме, сравнивая значение температуры, заданной водителем на пульте управления с температурой воздуха в кабине. Если послед74 РЕЙС ОКТЯБРЬ 2009няя ниже заданной, отопитель продолжает работать на «полном газу», а когда она достигнет желаемой, подача топлива снижается. Бывает, что в кабине становится даже жарче, чем требуется – тогда процессор дает топливному насосу передохнуть, а нагнетателю приказывает продуть камеру сгорания свежим воздухом. Когда температура упадет, например на 2 градуса ниже заданной регулятором, – поступает цифровая команда: «Махмуд! Зажигай!», и процедура разогрева свечи с последующей подачей топлива возбуждается по вышеописанному сценарию. Как видим, заявляемая автономность воздушных отопителей всех, без исключения, фирм весьма условна, поскольку любой такой агрегат жесткопривязан к аккумулятору автомобиля, и смерть батареи вдали от населенных пунктов чревата смертью и водителя. Тем не менее, конструкторы не спешат создавать полностью независимые «фены», хотя, на первый взгляд, технических препятствий к этому нет. Действительно, что там какие-то 40 ватт, потребляемых от батареи, если при сгорании топлива выделяются избыточные 2 киловатта? Почему нельзя вращать вал потоком горючих газов, зачем «фену», вообще, нужен электродвигатель? А термопара вполне потянет и топливный насос, и электронику. Поджиг – пиропатроном. И никакого аккумулятора не надо. Увы, не все так просто. Отдаленное сходство «воздушника» с газотурбинным дви- 4-киловаттный «Планар-4Д» из Самары оснащен сборным теплообменником: оребренный алюминиевый радиатор состоит из двух половинок Отопители «Теплостар» (Самара) Модель Режим Тепловая мощность, кВт Расход топлива, л/ч Потребляемая мощность, Вт Количество нагреваемого воздуха, м³/ч Топливо Номинальное напряжение питания, В Режим запуска и остановки Масса, кг «Планар-4Д» Максимальный Минимальный 3 1 0,36 0,12 30 9 120 70 дизельное 12,24 ручной 8 «Планар-8Д» Максимальный Минимальный 8 2 0,9 0,25 100 15 235 90 дизельное 24 ручной 12гателем ничего не значит, и, заставив пламя не только греть, но и вращать, мы наживем практически нерешаемую проблему шума. То есть, спать придется под реактивный вой. Не говоря уже про неизбежные сложности с отбором тепла от отработавших газов, ведь «печка», поедающая топливо, как самолет, никому не нужна. Да и по уровню техники турбина и фен, мягко говоря, отличаются – отопитель кабины тысяч эдак за двадцать (евро) вряд ли найдет спрос. Так что, в обозримом будущем полностью автономных «воздушников» ждать не приходится.Выбери меняА теперь об особенностях отопителей конкретных марок. Немецкие«автономки» Webasto и Eberspaeher считают эталонными – многие из технических решений, внедряемые инженерами этих фирм, регулярно появляются на изделиях конкурентов – по лицензиям или без оных. Главная особенность породистых немцев – цельнолитой алюминиевый теплообменник, такая конструкция обеспечивает наилучший КПД агрегата, но требует достаточно высокой культуры производства. Цены отопителей обеих фирм примерно одинаковы – около 29 000 рублей за 2-киловаттный «воздушник» и около 37 000 рублей за 3,5–4-киловаттный. Одно из непринципиальных отличий разных конструкторских школ – в форме испарителя: Webasto располагает его по периметру каме-ры сгорания, а Eberspeher – на торце. В активе Webasto – бесщеточный электродвигатель, низкошумный вентилятор и камера сгорания с жаростойкой металлокерамической прокладкой. Широкий диапазон допустимых положений позволяет устанавливать отопитель под углом до 90 градусов от горизонта. «Конек» Webasto – удобная диагностика: по сигналам переключателя или таймера, по анализу выхлопных газов или с помощью компьютера. Система самодиагностики отображает неисправности, выдавая один из 15 кодов. Регулятор температуры – одновременно и включатель обогрева. Выносной датчик температуры на кабеле длиной до 5 м – опция. В комплект «Комфорт» входит таймер, включающий отопитель в установленное время. Air Top – так обозначает большинство моделей в своей линейке «воздушников» компания Webasto. Современные модели воздушных отопителей Eberspaecher носят название Airtronic – четырех хватает, чтобы перекрыть диапазон мощностей от 2 до 8 КВт. Среди достоинств – высокий КПД и бесшумный вентилятор с бесступенчатой регулировкой скорости вращения. В списке опции система дистанционного радиоуправления с радиусом действия до 1000 м. Чешская фирма Brano представлена у нас двумя моделями: 2-киловатником Breeze III и вдвое более мощным Wind III. Конструкция теплообменника – как у немцев, то есть алюминиевое литье, а цены привлекательней. Регулировка температуры плавная – от 15 до 30оС, среди опций есть таймер. «Воздушники» фирмы Mikuni – той самой, что знаменита своими карбюраторами – экзотика на нашем рынке. Конструкция добротна, поскольку базируется на лицензии от Eberspaecher, но отсутствие столь широкой, как у немцев, сети сервисных центров пока сдерживает распространение знаменитых своим японским качеством отопителей. Старейший из отечественных производителей автономных отопителей – ШААЗ. Древняя и весьма нетехнологичная, как и положено в «оборонке»,ОКТЯБРЬ 2009 РЕЙС 75 автобазаОТОПИТЕЛЬДвухкиловаттный «воздушник» от Webasto Схема отопителя Webasto. Поток воздуха от вентилятора отделен от продуктов горения теплообменником – выхлоп изолирован герметично Воздушные отопители Webasto (Германия) Модель Тепловая мощность, кВт Расход топлива, л/час Webasto Air Top 3500 отлично подойдет для микроавтобуса Мощность вентилятора, Вт Расход воздуха, м /час Масса, кг3Air Top 2000 2,0 0,27 28 70 3,9Air Top 3500 3,5 0,42 34 139 5,9Air Top 5000 5,5 0,6 90 218 5,9HL 90 9,0 1,2 110 280 13,3Sirocco 262 17,4 1,95 130 520 21,0конструкция шадринских теплообменников (их сваривают вручную из нержавейки) имеет одно существенное преимущество перед немецким литьем – производственную гибкость. Освоить отопитель специального назначения и особой конфигурации заводу проще простого – был бы заказчик с деньгами. Покупателю же крупносерийного обогревателя остается уповать на квалификацию сварщиков – если теплообменник сделан на совесть, свищей и прочих отверстий, чреватых проникновением угарного газа в кабину, не будет. В производственной линейке ШААЗа остаются 5 моделей «воздушников»Отопители Truma (Германия) Модель Топливо Рабочее давление, мбар Теплоотдача, Вт Потребление топлива, г/ч - полная мощность - частичная нагрузка Потребляемый ток при напряжении 12 (24) В, А полная мощность частичная нагрузка Размеры Масса, кг76 РЕЙС ОКТЯБРЬ 2009традиционной конструкции – мощностью от 2 до 11 КВт, и, кроме того, пошли в серию два новейших агрегата с электронным управлением: 2-х и 8-киловаттный. Но они значительно дороже, например, 02 стоит 16 000 рублей против 10 000 рублей за равный по мощности О15. На ржевском заводе «ЭлтраТермо», напротив, применили самое передовое решение, сделав теплообменник цельнолитым, как у немцев. Более того, алюминиевые ребра в нем полые, то есть, поверхность, нагреваемая изнутри горючими газами, получилась гораздо большей, чем у теплообменников зарубежных ана-Trumatic E 2400 Сжиженнный газ 30–50 2400 60 200 1001,1 (0,7 ) 0,6 (0,4 ) 370X248X123 4,7логов, что дает хорошие перспективы к повышению КПД. Пока у ржевцев всего одна «воздушная» модель – «Прамотроник-4Д-24». В комплект за 13 000 рублей входит 12-литровый бачок для автономного питания «печки», разбавленной бензином соляркой – в сильный мороз. Самарский завод «Адверс», поставляющий свои отопители «Планар» на сборку автомобилей КАМАЗ, автокранов и прочей спецтехники, предлагает «воздушники» не только в 24-х, но и в 12-вольтовом исполнении, ведь, например, у американских грузовиков «легковое» напряжение бортсети. Особенность конструкции – сборный из двух половинок алюминиевый теплообменник. Цена комплекта с 7,5-литровым бачком – 12 500 рублей. Особняком на рынке стоят отопители на газовом топливе – их делает немецкая фирма Truma. Спрос на такие весьма ограниченный, но для старенького бензинового тягача, переоборудованного на пропан-бутан, ничего лучше 2,4-киловаттного агрегата Trumatic E 2400 не придумаешь.Антон УткинФОТО АВТОРА И ФИРМ-ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙТопливный насос размещают поближе к баку, а выхлоп выводят в арку колеса БЮДЖЕТНЫЕ СТРОИТЕЛИ ИЗ БРЯНСКАЗАВЕРШИЛИСЬ ИСПЫТАНИЯ НОВЫЙ ЭВАКУАТОР НА БАЗЕ RENAULT KERAX 8Х4VOLVO ОТСЛЕДИТ ТЕХНИКУ«VOLVO CONSTRUCTION EQUIPMENT»РАСШИРЯЕТ СТАНДАРТНОЕ ОСНАЩЕНИЕCПЕЦТЕХНИКАВНИ М НА О АНИЕ БЛО ЖКЕ 3 ПО78ДЗ-168 И ГП-13.01 ЗАВОДА «БРЯНСКИЙ АРСЕНАЛ»ДВУХ НОВЫХ МОДЕЛЕЙ ГРЕЙДЕРОВ78ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАБОЧИЙИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ЭКСКАВАТОРОВ88ТЕХНИКИ СИСТЕМОЙ ТЕЛЕМАТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯCARE TRACK79!ДПИС КУПО НОЙ НПРЕДЛОЖЕНИЯ РЫНКА80грейдеры