экономикаВ КУРСЕ СОБЫТИЙДИНАМИКА И СТРУКТУРААналитический обзор «Рынок грузовых автомобилей в России», подготовленный агентством «АВТОСТАТ», выходит как специальный проект для подписчиков журнала «Рейс» уже второй раз. После удачной реализации первого проекта агентства и редакции было принято решение продолжить совместную работу и предложить новый ежегодный обзор рынка, выдержки из которого сейчас публикуемВсвоем очередном отчете мы сохранили классификацию сегментов рынка по грузоподъемности, идентичную общеевропейской: к LCV (light commercial vehicle), или легким коммерческим машинам, относятся автомобили полной массой до 3,5 тонны (за исключением пикапов), к средним грузовикам (СV commercial vehicle) относятся машины с полной массой от 3,5 до 16 тонн и к тяжелым автомобилям (HCV heavy commercial vehicle (Trucks) – все, что по массе тяжелее 16 тонн. В данном отчете при подсчете объемов рынка мы учитывали микроавтобусы.Суммарный объем импорта грузовых автомобилей в Россию в прошлом году, по данным Федеральной таможенной службы РФ, насчитывал всего 141,1 тысячу единиц техники. При этом сумма, в которую оценивается данный объем импорта, составила весьма солидные 4 млрд. 238 миллионов долларов США. Рост ключевых показателей регистрировался в течение практически всего года – лишь в последнем квартале кризисные явления сказывались на объемах все отчетливее. Суммарные итоговые цифры, тем не менее, все равно впечатляют – прирост импорта составил более 10%2008 132 837 51 006 24 411 14 176 11 807 5691 4873 4541 2307 1300 4782 257 731 (шт.) Изм., % 1,6 -18,7 2,7 2,6 33,2 20,2 -100,0 -0,5Выпуск грузовиков в РФ (2003 - 2008 гг.) (шт.) Производитель 2003 2004 2005 2006 2007 ГАЗ 108 317 117 043 126 316 144 236 159 613 КАМАЗ 24 288 29 243 31 988 42 851 52 847 УАЗ 22 604 18 528 19 465 20 216 24 642 АЗ «Урал» 5994 6826 7283 9420 14 764 Соллер 0 0 0 0 0 ТагАЗ 0 0 2311 7 162 11 269 ИжАвто 15 698 13 810 7220 12 267 7404 АМО «ЗИЛ» 13 081 12 801 6943 6365 9323 ВИС 3253 2954 3569 3379 2790 УАМЗ/АМУР 451 395 1085 917 1910 Прочие 1037 736 813 1872 5898 Итого 194 723 202 336 206 993 248 685 290 460 Производство грузовиков в странах СНГ Предприятие 2006 2007 2008 РУП «МАЗ» 20 950 22 985 23 359 ХК «КрАЗ» 3486 4175 3396 РУП «БелАЗ» 1662 1840 1890 «ЗАЗ» 1261 2175 2232 УП «МЗКТ» 329 449 598 РУП «МоАЗ» 74 94 113 СП «Юнисон» 0 25 0 Всего 27 762 31 743 315886 РЕЙС ДЕКАБРЬ 2009в количественном выражении и порядка 46% – в денежном. П р одолжила активно расти и средняя цена импортируемых грузовых автомобилей: по итогам 12 месяцев прошлого года этот показатель достиг отметки в 30 тысяч долларов США, а в первые месяцы и вовсе доходил до отметки в 34 тысячи. Это более чем на 50% превышает аналогичный показатель ноября 2007 года. Причина такого роста ясна – все большее число покупателей в условиях недавней доступности кредитных средств и возможности высокого заработка останавливало свой выбор на импортных грузовых автомобилях с как можно меньшим возрастом и пробегом. По данным ФТС, суммарный объем экспорта грузовиков российскими предприятиями в 2008 году в количественном выражении составил немногим более 40 тысяч штук. В денежном эквиваленте эти поставки оцениваются в 733 миллиона долларов США. Таким образом, по обоим указанным параметрам объемы поставок грузовиков российского производства впервые за последние несколько лет снизились, причем довольно ощутимо.Динамика средней таможенной стоимости поставляемых за рубеж авто в течение года несколько раз меняла свой знак: сначала регистрировался устойчивый рост до уровня в 19 тысяч долларов, а к зимним месяцам началось снижение, по итогам которого данный показатель остановился на отметке в 18,3 тысячи долларов США. Основными экспортерами грузовой техники остались «ГАЗ» и «КАМАЗ». В прошлогодней динамике экспорта грузовых авто было несколько переломных моментов, однако наиболее показательным стал объем поставок в декабре: 2,3 тысячи машин. Количественно экспорт до таких уровней не снижался давно – последний раз такой результат был зафиксирован ФТС в январе 2007 года. За прошедший 2008 год в России было произведено около 260 тысяч грузовых автомобилей. И если еще в первом полугодии прирост производства составлял 6,6%, то результат года на 11,3% ниже итогов 2007 г. Наметившийся в третьем квартале экономический спад (прирост производства 9 месяцев составлял 4,1%) в четвертом квартале перерос в серьезный кризис. При этом производство грузовых автомобилей в стране по-прежнему достаточно высоко консолидировано, и более 80% машин выпускается на трех предприятиях страны. Так, за истекший год на Горьковском автозаводе было изготовлено почти 133 тысячи грузовых ав- томобилей, что в сравнении с 2007 годом меньше на 16,8% или 26,8 тысячи машин в количественном выражении. При этом изза разразившегося кризиса сократились не только количественные показатели выпуска на предприятии, но и уменьшилась доля, занимаемая ГАЗом, – с 55,4% по итогам работы в 2007 году до 51,5%. На КАМАЗе прошедший год также закончился снижением объемов производства на 3,5% до уровня в 51 тысячу автомобилей. Доля предприятия немного увеличилась, составив 19,8% против 18,4% в 2007 году. Ульяновский автозавод на фоне конкурентов закончил год наиболее удачно. Снижение производства малотоннажных автомобилей произошло всего на 0,9%. Общий объем производства составил 24,4 тысячи машин, что меньше итогов предыдущего года чуть более чем на 230 единиц. Снизилисьобъемы производства и на автозаводе «Урал» (–4%), входящем в «Группу ГАЗ». Предприятием было изготовлено почти 14,2 тысячи тяжелых автомобилей. Существенно больше на конвейере завода стало представителей новой гаммы – дорожных автомобилей. Доля предприятия в общем объеме произведенных в стране грузовых автомобилей по-прежнему невелика – около 6%. В 2008 году на территории ОЭЗ «Алабуга» было запущено совместное предприятие ЗАО «Соллерс-Исузу», результатом деятельности которого стал выпуск 5400 грузовиков. В этой же ОЭЗ начало действовать СП «СоллерсЕлабуга» по выпуску коммерческих автомобилей Fiat Ducato. Ворота этого предприятия покинуло 6407 единиц техники. Весьма существенным спадом отметилось производствоДинамика импорта грузовиков (по месяцам)Динамика экспорта грузовиков (по месяцам)РекламаДЕКАБРЬ 2009РЕЙС7 экономикаПроизводитель ГАЗ, г. Нижний Новгород ГАЗ-2310 «Соболь» ГАЗ-2752 «Соболь» ГАЗ-3302 «ГАЗель» ГАЗ-2705 «ГАЗель» ГАЗ-3310 «Валдай» ГАЗ-3307 ГАЗ-3308 «Садко» ГАЗ-3309 ГАЗ-2330 «Тигр» Maxus КАМАЗ, г. Набережные Челны УАЗ, г. Ульяновск УАЗ-3741 УАЗ-3303/33036 УАЗ-2360/2363 УАЗ-3909 и мод. УАЗ – Шасси Isuzu УАЗ – Спецавтомобили А3 «Урал», г. Миасс Урал-4320/43206 (шасси) Урал-43204 (лесовоз) Урал-5557 (самосвал) Урал-44202/43202 (тягач) Урал-5423 (тяг.) / Урал-5323 (тяг.) Урал-63645 (тягач) Соллерс ТагАЗ, Ростовская обл. ИжАвто, г. Ижевск ИЖ-2717 ИЖ-27171 ИЖ-27175 АМО «ЗИЛ», г. Москва ЗИЛ-4329/30 ЗИЛ-4331/4333/4334 и мод. ЗИЛ-5301 «Бычок» ЗИЛ – с двигателем ЯМЗ Чайка-НН ВАЗИНТЕРСЕРВИС, г. Тольятти УАМЗ/АМУР, г. Новоуральск «Бецема», Московская обл. БЗКТ/Брянский автом. Завод IVECO-УралАЗ, г. Миасс ВТС Зеленоград Гудвил холдинг, г. Пушкин Автотор, г. Калининград Яровит Моторс ПГ Самотлор-НН, г. Н. Новгород КЗКТ «Русич», г. Курган Ростовский з-д груз. авт-лей ЗАМС, г. Нижний Новгород *СЗА, г. Саранск Спектр Авто, Нижегородск. обл. *ЗКМ / Фл машз-д, Тверская обл. *Метровагнммаш, г. Мытищи *Смол. Автоагр. з-д (АМО «ЗИЛ») *НефАЗ, г. Нефтекамск *Семар-Сервис, Нижегор. обл. Итого8 РЕЙС ДЕКАБРЬ 2009В КУРСЕ СОБЫТИЙВыпуск грузовиков в РФ (2004–2008 гг.) (шт.) 2004 117 043 13 12 035 64 365 20 979 5 9696 5004 4944 2 0 29 243 18 528 3854 2765 193 11 725 0 0 6826 4530 248 1533 393 120 0 0 0 13 810 13 647 163 0 12 801 712 5601 6466 22 0 2954 395 98 40 69 190 0 123 0 2007 159 613 1250 10 175 95 708 22 738 6316 4845 5332 13 249 0 0 52 847 24 642 2015 3920 207 15 896 2604 0 14 764 9474 660 2038 1319 146 1127 0 11 269 7404 0 0 7404 9323 1952 5783 1588 0 2590 2790 1910 415 344 390 506 0 1405 20 18 26 11 35 18 5 0 0 192 185 0 0 0 1285 1977 1560 2180 0 0 0 2311 250 210 60 268 1125 1056 879 929 0 0 0 434 150 10 19 0 0 0 0 290 202336 206993 248685 290460 2005 126 316 646 9049 72 753 20 097 2056 8164 2996 10 525 30 0 31 988 19 465 2413 2955 106 13 991 0 0 7283 4695 268 1818 313 111 78 0 2311 7220 7124 85 11 6943 422 3755 2765 1 0 3569 1085 234 55 121 362 0 29 0 2006 144 236 1158 9519 86 945 19 827 5301 6917 3430 11 139 0 0 42 851 20 216 1184 3078 2 15 473 479 53 9420 6569 375 1506 506 169 295 0 7162 12 267 648 0 11 619 6365 534 4196 1635 0 0 3379 917 627 92 190 397 0 512 19 2008 132 837 1071 7725 81 553 18 042 5896 5020 3465 9880 0 185 51 006 24 411 1819 4180 1440 16 972 0 0 14 176 9526 850 1 631 819 239 1111 11 807 5691 4 873 0 0 4873 4541 936 3084 512 0 2425 2307 1300 764 569 393 379 115 87 19 18 13 0 0 2585 2608 525 458 372 2 0 257731 Изм., % –16,8 –14,3 –24,1 –14,8 –20,7 –6,6 3,6 –35,0 –25,4 – – –3,5 –0,9 –9,7 6,6 595,7 6,8 –100,0 – –4,0 0,5 28,8 –20,0 –37,9 63,7 –1,4 – –49,5 –34,2 – – –34,2 –51,3 –52,0 –46,7 –67,2 – –6,4 –17,3 –31,9 84,1 65,4 0,8 –25,1 – –93,8 –5,0 0,0 –27,8 –100,0 – 18,6 12,9 95,9 –50,7 –14,3 – –100,0 –11,3легких грузовиков Hyundai Porter на ТагАЗе. Объемы выпуска снизились почти наполовину, что в результате составило около 5,7 тысячи штук. «ИжАвто» также показал существенный спад производства пикапов и фургонов – на 34,2% (4,8 тыс. машин). Самым большим снижением выпуска продукции отличился завод им. Лихачева, объем производства которого сократился более чем в два раза и составил 4,5 тысячи грузовиков. Сократил объемы производства пикапов и ВАЗИНТЕРСЕРВИС. Общий объем выпуска составил 2,3 тысячи машин, что ниже уровня предыдущего года на 17,3%. Объем производства на новоуральском УАМЗ/АМУР снизился и составил 1300 автомобилей. Одно из немногих предприятий, закончивших год со значительным увеличением объемов выпуска, – Брянский автомобильный завод. Уже за 6 месяцев 2008 года предприятие выпустило практически программу 2007 года. И, несмотря на трудный четвертый квартал прошлого года, годовой результат в 569 машин превышает итог 2007 года более чем в 1,6 раза. Калининградский «Автотор» практически остановил сборку китайских легких грузовиков Yuеjin, выпустив всего 87 штук. На «ВТС Зеленоград» было собрано 379 грузовиков Volvo. Производство автомобилей на совместном предприятии IVECO – АМТ составило 972 грузовика, что практически в два раза больше, чем в 2007 году. В прошедшем году на крупнейших предприятиях, расположенных на тер-ритории стран, входящих в СНГ, было выпущено около 31,5 тысячи грузовых автомобилей, что в итоге меньше на 0,5%, или на 155 машин, чем в 2007 году. На протяжении последних лет безусловным лидером является белорусское РУП «МАЗ», которое в прошлом году смогло выпустить порядка 23,4 тысячи автомобилей (+1,6%). Холдинговая компания «КрАЗ» закончила год со значительно более скромными результатами, около 3,4 тысячи машин, что составляет 18,7% снижения по сравнению с 2007 годом. С близкими результатами закончили год ЗАЗ и РУП «БелАЗ»: 2232 и 1890 грузовиков (+2,6% и +2,7%) соответственно. УП «МЗКТ» и РУП «МоАЗ» в прошедшем году значительно увеличили объемы производства (+33,2% и +20,2%), хотя в количественном выражении это по-прежнему незначительные цифры. СП «Юнисон» в рассматриваемый период грузовых автомобилей не выпускало. Для производителей начало 2008 года было довольно радужным. Но последний квартал оказался практически обвальным.Структура производства РФСвыше 8 т 18,7% От 0,4 до 3,5 т 62,8%От 3,5 до 8 т 18,5% Структура производства РФПрочие 2,8% ВИС 1,0% ЗИЛ 1,8% ИЖ 1,9% Hyundai 2,2% Isuzu 4,0%Урал 5,5% КАМАЗ 19,7% УАЗ 9,4% АМУР 0,5% ГАЗ 51,2%Поэтому результатом годовой деятельности предприятий стал выпуск 258 тысяч автомобилей, что меньше, чем в 2007 году, на 11,3%. Основной объем выпуска грузовых автомобилей по итогам 2008 года приходится на машины грузоподъемностью до 3,5 тонны. Доля таких автомобилей составила 62,8%, что меньше, чем в 2007 году, всего на 0,2%. Безусловным лидером в этом секторе по-прежнему является Горьковский автомобильный завод с бортовой «ГАЗелью» ГАЗ-3302 и цельнометаллическим фургоном ГАЗ-2705. Хотя объем выпуска этих машин в течение года снизился на 15,9% и составил в сумме почти 100 тысяч штук. К этому же сегменту относится большая часть грузовых автомобилей, выпущенных Ульяновским автозаводом, а также собранные ТагАЗом Hyundai Porter и «калининградские китайцы» Yuejin. А в на-чале прошлого года в этом сегменте появились новые игроки. Так, в феврале 2008 года СП «Соллерс-Исузу» начало выпуск модели нового поколения 700P. А в мае началось производство автомобилей Fiat Ducato на СП «Соллерс-Елабуга». Общие тенденции в сегменте среднетоннажного транспорта также отражают снижение, лишь ГАЗ увеличил в прошедшем году выпуск среднетоннажных моделей ГАЗ-3307, из которых все больше оснащаются дизельными двигателями. Моделей «Валдай» было выпушено на 6,6% меньше, чем в 2007 году, а ГАЗ-3309 – на 25,4%. Поддержал спад этого сегмента и ЗИЛ. По прошествии 12 месяцев ворота предприятия покинуло около 4,5 тысяч машин. В целом доля автомобилей грузоподъемностью от 3,5 до 8 тонн снизилась всего на 1% и составила 18,5%. Несмотря на то, что доля сегмента большегрузных автомобилей по итогам прошедшего года увеличилась почти на 1,2% и составила 18,6%, в секторе преобладает тенденция снижения объемов выпуска. Основным игроком здесь является Камский автомобильный завод. За отчетный период на предприятии было произведено порядка 51 тысячи автомобилей, что на 3,5% меньше, чем в 2007 году. Похожую динамику показал и автозавод «Урал». В прошедшем году предприятие представило новую линейку дорожных машин повышенной грузоподъемности. Тем не менее общие итоги производства таковы: 14,2 тысяч штук грузовых автомобилей и 4% снижения.Реклама ДЕКАБРЬ 2009 РЕЙС 9