автобазаКОМПОНЕНТЫЕВРОЗАЧИСТКАНовые фильтры для КАМАЗа стоят дешевле, а чистят лучше – их представили на прошедшей в «Крокус-Экспо» выставке «ИНТЕРАВТО 2009»Завод «Автоагрегат» (Ливны, Орловская обл.), поставляющий комплектующие на КАМАЗ с момента пуска автогиганта в 1977 году, освоил новую модель масляного фильтра – ФОМ 7406-1012010, отныне им комплектуют все моторы, сходящие с конвейера в Набережных Челнах. Принципиальное отличие от прежней конструкции: вместо щелевого металлического элемента тонкой очистки теперь стоит фильтр со шторой из синтетической (не путать с целлюлозной!) бумаги итальянской фирмы Ahlstrom. Двухступенчатая схема фильтрации не изменилась, элементы по-прежнему установлены вертикально в колпаках-отстойниках. Корпус фильтра – литой из алюминиевого сплава. Отливки «Автоагрегат» получает от смежников, после чего корпуса обрабатывают на станках с ЧПУ. Колпаки изготавливают из стального листа методом раскатки и сварки половинок. В фильтр встроены плунжерный перепускной клапан и термосиловой датчик для водомасляного теплообменника (при нагреве до 95оС масло начинает охлаждаться антифризом). Фильтроэлемент грубой очистки ЭФМ 702-1012040 (он стоит в правом «стакане») тот же, что и был ранее, его штора сделана из целлюлозной бумаги. В левом же теперь элемент ЭФМ 703-1017040-30, прибавление «тридцатки» в конце маркировки как раз и означает, что речь о новом бумажном фильтре – у старого металлического номер обычный десятизначный. По камазовскому каталогу номер элемента тонкой очистки не изменился – 7405-1017040. Работает фильтр следующим образом. При холодном пуске, когда бумажные шторы практически непроницаемы, загустевшее на морозе масло почти в полном объеме проРЕЙС ДЕКАБРЬ 2009ходит через перепускной клапан на входе фильтра. То есть, осадок с частицами износа остается в колпаках и не вымывается в магистраль. По мере прогрева мотора вязкость масла снижается, и штора элемента грубой очистки с порами диаметром около 15 микрон начинает его понемногу пропускать. При дальнейшем нагреве масло частично просачивается и через штору установленного параллельно элемента тонкой очистки – он задерживает частицы диаметром свыше 5 микрон. С достижением мотором рабочей температуры поток масла через «тонкий» фильтр даже превышает поток сквозь «грубый», и это заслуга именно итальянской бумаги с большой площадью поверхности. Тогда как старый щелевой элемент, не уступая в чистоте фильтрации, брал на себя в лучшем случае половину потока – его пропускная способность была лишь 90 л/ мин против 130 л/мин у бумажного. Таким образом, новый фильтр обеспечивает более быструю прокачку всего залитого в картер объема через 5-микронный элемент и вообще – более высокую чистоту масла в любой момент работы двигателя. Что не только на пользу долговечности деталей, но и вносит свой вклад в доведение современных камазовских моторов до соответствия нормам по выбросу вредных веществ Евро-3 и Евро-4. Кроме того, грязеемкость бумажного элемента оказалась вдвое выше, чем у щелевого, а цена втрое ниже – 200 рублей против 600. Не говоря уже про экологию – утилизировать фильтры, в которых лишь каркас из металла, существенно проще, чем цельнометаллические. В итоге выгода от установки нового узла в сборе (цена около 3500 рублей) на машины до 2009 года выпуска очевидна – дешевеет техобслуживание,и увеличивается пробег двигателя до капремонта. Дополнительно сэкономить на ТО дает возможность еще одна новинка от завода «Автоагрегат» – комплект элементов очистки воздуха для «камазов» с наиболее мощными (от 360 л. с.) двигателями, оснащенными воздушным фильтром фирмы Donaldson. Теперь покупать к нему импортную начинку нет необходимости – в Ливнах освоили точно такую же, но вдвое дешевле. Всего около 2000 рублей стоит пара отечественных элементов: ЭФВ 725.1109560 (основной) и ЭФВ 725.1109560-10 (элемент безопасности). Второй вставляется внутрь основного, и при случайном повреждении его шторы предохраняет мотор от попадания пыли. Относительно крупные частицы задерживает первая ступень, окончательная же степень очистки достигает 99,9%. Герметичность по торцам достигнута благодаря коническому уплотнению, а бумага для штор поступает от той же итальянской Ahlstrom либо от немецкой фирмы Hollingsworth. Кстати, инициатива завода «Автоагрегат» обрадует не только владельцев «камазов», но и хозяев многих иномарок зарубежной техники, оборудованных фильтрами этого популярного типоразмера. Теперь ливенские элементы будут покупать, например, для Volvo серий A, ES,G и L с двигателями D10B ACE2, D10B, D12C, D12C LC E2, D10BG AE2, TD103KBE, TD104 KAE, TD122KLE, TD122KHE. Подойдут они и для спецтехники John Deer, Caterpilar, Hitachi c моторами AA-6WG1TQA, АА-6WG1T, BB-6WG1X и др.Антон Уткин66