68
69
71
автобазаКОМПОНЕНТЫГРЕЛКА С ГОРЕЛКОЙОблегчить холодный пуск двигателя, работающего на газовом топливе, можно с помощью газового предпускового подогревателя. В России такие продает компания Webasto под маркой SpherosПри всех преимуществах газа перед бензином и соляркой, а это, прежде всего, увеличение ресурса двигателя, низкая цена топлива и невозможность его хищения, есть у газовых моторов и недостаток – затрудненный холодный пуск. Для уверенного пуска им, как и всем моторам, нужна обогащенная смесь, а это не всегда удается обеспечить. Кроме того, у двигателей, работающих на пропан-бутане, при запуске на газе непрогретого мотора может возникнуть обмерзание и растрескивание диафрагмы, поломка рычажного механизма редуктора. Среди многочисленных решений этой проблемы, которые мы подробно рассматривали в «Рейс» №8 за 2007 год, начиная от пуска двигателя на бензине или солярке (газодизель), до ночной стоянки автотранспорта в отапливаемых боксах, применительно к газовому мотору, наиболее приемлемым, на наш взгляд, является применениеРЕЙС ДЕКАБРЬ 2009жидкостных предпусковых подогревателей. Причем нас интересуют не традиционные агрегаты, работающие на солярке и бензине, а на сжиженном (пропан-бутан) или сжатом природном (метан) газе. Это важно, так как работающая на газовом топливе автономная «грелка» делает грузовик или автобус монотопливным, а значит, из расходов автопредприятия для него можно полностью вычеркнуть статью на приобретение бензина или дизтоплива. Не будем забывать, что в условиях суровогоТехнические характеристики* Отопительная мощность, кВт 30,0 Продолжительность работы при запуске 1–120 с таймера/ ДУ, мин Номинальное напряжение, В 24 Расход топлива, кг/ч 3,15 Потребляемая мощность, Вт 110 Объемный поток циркуляционного насоса, 6000 / 0,4 л/ч при противодавлении, бар Габаритные размеры длина х ширина х 620 х 246 х 220 высота, мм Вес, кг 23,2 * Spheros GWB300российского климата возможность предпускового прогрева двигателя, обогрева кабины грузовика или салона автобуса, помимо создания комфортных условий работы водителя и пассажиров, снижает износ и увеличивает ресурс мотора, сокращает потребление топлива. Кроме того аккумуляторной батарее в сильные морозы легче раскрутить подогретый двигатель, а снижение нагрузки на АКБ – продлевает ее ресурс. На российском рынке работающие на газе жидкостные подогреватели предлагает только фирма Spheros, которая является подразделением компании Webasto – ведущего немецкого концерна по производству климатического оборудования. В линейке продукции фирмы имеются две модификации предпусковых жидкостных подогревателей: NGW300 – для сжатого природного газа (метана) и LGW300 – для сжиженного пропан-бутана. Оба подогревателя спроектированы на базе известного и растиражированного подогревателя Webasto Thermo 300, работающего на дизельном топливе, имеют аналогичные присоединительные размеры и габариты, поэто-68 му могут заменить его при переводе автотехники на питание газовым топливом. Интересно, что изначально газовые жидкостные предпусковые подогреватели NGW300 и LGW300 были разработаны по заказу крупных перевозчиков из Канады, для оснащения «газифицированных» автобусов. Зимы Канады и России схожи – морозные и продолжительные, поэтому дорабатывать подогреватели специально под наши условия не потребовалось. Устройство газового подогревателя, если не считать совершенно другой горелки и системы топливоснабжения, не сильно отличается от работающего на дизельном топливе или бензине. Основные узлы агрегатов практически идентичны: горелка, камера сгорания и теплообменник, автономный насос системы охлаждения (Aquavent 6000S или U4814). Из специфической навески отметим газовый редуктор, термостатический клапан для подогрева редуктора и магнитный клапан с задержкой по времени в шланге подвода газа. Управляет подогревателем специальный электронный блок, который задает режим работы в зависимости от показаний датчиков. Как и аналоги, работающие на жид-Монтаж отопителя осуществляют квалифицированные мастера в специальной мастерскойком нефтяном топливе, газовый автономный подогреватель может комплектоваться обычным позиционным выключателем, таймером или работать совместно с климатической системой автомобиля. Алгоритм работы газовой установки также мало чем отличается от бензиновой или дизельной установки: через пятнадцать секунд после включения отопитель переходит в режим максимальной мощности и интенсивнонагревает охлаждающую жидкость, а по достижению заданной температуры автоматики переходит в режим поддержания заданной температуры, периодически включая / выключая горелку. Текущее состояние системы отображается на установленной в кабине небольшой консоли с кнопками управления и жидкокристаллическим дисплеем.Александр КулагинЭкспертСЕРГЕЙ КУЧЕРЯВЕНКО технический эксперт компании «Вебасто Рус» – Как и любое газовое оборудование, подогреватель требует грамотного монтажа и имеет некоторые нюансы в эксплуатации. Подчеркну, что разработчики серьезно подошли к вопросу безопасности и оснастили отопитель всем необходимым для его аварийного отключения при возникновении какой-либо неисправности или нештатного режима работы. Кроме того, сама конструкция системы топливоснабжения препятствует возникновению аварийной ситуации: газ подается под воздействием не давления в резервуаре, а разрежения в камере сгорания, создаваемого нагнетателем воздуха подогревателя. При этом подогреватель имеет защиту от чрезмерного падения напряжения: если оно снижается до 21 В, нагнетатель отключается, и подача топлива, соответственно, прекращается. Отопитель устанавливается в отдельный ящик размером около 0,5 х 1 м, при этом обязательным условием является обеспечение свободного к нему доступа. Понятно, что размещать отопитель в салоне автобуса или кабине грузовика категорически запрещено. Работает устройство практически бесшумно, а его мощности – 30 кВт, вполне достаточно для быстрого прогрева и поддержания заданной температуры охлаждающей жидкости на трескучих сибирских морозах. Кстати, это несмотря на то, что для обогрева кабины грузовика достаточно установки мощностью 9–12 кВт. К сожалению, в мире пока не выпускается газовых отопителей малой мощности, кроме специфических, для кемперов, фирмы Truma. Поэтому там, где требуется агрегат небольшой мощности, я рекомендую устанавливать дизельный отопитель. Такое решение экономически гораздо выгоднее, так как работы по установке газовых отопителей (даже если бы они существовали, требуемой мощности) обходятся в разы дороже из-за строжайших требований к безопасности при прокладке газовых магистралей и установке дополнительного оборудования. Проблема перевода техники на газовое топливо не так проста, как кажется на первый взгляд. Прежде всего это связано с финансовыми затратами и экономическим эффектом, который, если и присутствует, то в очень долгосрочной перспективе. Ведь, помимо переоборудования самой техники, нужно создать и соответствующую городскую инфраструктуру с заправками, специализированными станциями техобслуживания и прочими необходимыми атрибутами эксплуатации таких систем. В условиях России все ограничивается пока рядом экспериментов, которые носят скорее политический характер, чем экономический. Маловероятно, что столь огромные инвестиции может осилить, скажем, частный перевозчик или автопарк. Такое доступно только богатому городу – на данный момент в Москве газовыми двигателями оснащен всего лишь один из автобусных парков на северо-западе города. В его состав входят автобусы «Икарус», переоборудованные на московском заводе СВАРЗ, и «ЛиАЗы», изначально производившиеся в газовых модификациях с участием фирмы «ДВС-Эко». Есть также опыт эксплуатации газовых автобусов в Тольятти (ЛиАЗ), Казани (НефАЗ), С.-Петербурге и других городах. Хотелось бы отметить, что все эти автобусы комплектовались именно отопителями GBW300. Опыт установки GWB300 на грузовой транспорт пока ограничивается в нашей стране единственным случаем. Ими были оборудованы грузовики для перевоза шоколада, где требовался постоянный и равномерный прогрев груза. Опыт оказался положительным, но справедливости ради отмечу, что для поддержания требуемой температуры в кузове в большинстве случаев эффективнее использовать дизельные воздушные обогреватели, которые проще по конструкции и дешевле.ДЕКАБРЬ 2009РЕЙС69 БАЗА ДЛЯ ИВАНОВЦАКАКИЕ МАРКИ ЭКСКАВАТОРОВПРЕДПОЧИТАЮТ СИБИРЯКИЕСЛИ ТОПЛИВО В БОЧКАХОБЗОР РОССИЙСКОГО МКСМ-1200 И МКСМ-1400 НОВЫЕ МОДЕЛИПОГРУЗЧИКОВ РЫНКА ПОРТАТИВНЫХ НАСОСОВCПЕЦТЕХНИКА!М ВНИ74АВТОМОБИЛЬНЫЕ КРАНЫ «ИВАНОВЕЦ» 25 И 50 ТОНН НА ШАССИ БАЗ727290НОЙ С И П ПОД УПОН КБЛ НА ОЕ АНИ 3К ОЖ ЕавтобетононасосыОБЗОР РЫНКА80