56
57
58
59
60
61
62
63
автомобилиПРИСТАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯДКОРЕЙСКИЙ ЛИДЕРВ последние годы в России бесспорным хитом продаж в сегменте среднетоннажных грузовиков стали корейские Hyundai моделей HD65, HD72 и HD78, а среди городских и пригородных автобусов все большую популярность приобретают Hyundai County. Оказывается, эти автомобили во многом схожиВсравнении с китайскими или российскими автомобилями «корейцы» сделаны более добротно, имеют неплохой и предсказуемый ресурс агрегатов, но, конечно же, по некоторым параметрам не дотягивают до уровня «европейцев». Зато у них своя ценовая ниша, выстроенная между этими «полюсами». А это уже целая стратегия, созданная за более чем 60-летнюю историю существования Hyundai Motor Corporation. В 60-х годах автомобильное отделение компании собирало легковые Ford из Англии, в середине 70-х годов было заключено стратегически важное соглашение о партнерстве с японской Mitsubishi, которая впоследствии передала Hyundai Motor Co. лицензии на многие свои56 РЕЙС ДЕКАБРЬ 2009автомобили. Однако коммерческие автомобили грузоподъемностью в 3–5 тонн корейцы освоили только в начале 80-х. В их основе лежат лицензионные Mitsubishi Fuso Canter. Первые автомобили этого семейства появились на рубеже 50–60-х годов, а сейчас на конвейере у японцев стоят Fuso Canter уже восьмого поколения. Японская корпорация с середины 70-х более чем на треть принадлежала Chrysler, и потому в грузовиках Mitsubishi немало конструктивных решений, присущих автопрому Нового Света. В кризис 1998 года Hyundai приобрела южнокорейскую автомобильную компанию Kia и благодаря этому стала лидером на местном рынке, выпуская свыше 300 тысяч коммерческих автомобилей в год. В том же году было начато про-изводство Hyundai HD65 и HD 72, полной массой 6,5 и 7,2 тонны. Для этого в городе Ванджу близ Сеула построили завод площадью 600 тыс. м2. В Россию поставки этих автомобилей начались в 2005 году, тогда же в Корее начался выпуск Hyundai HD78, сменивший семейство HD72, но у нас они появились несколько позже. В 2008 году продано 4055 этих автомобилей, а официальным дистрибьютором коммерческих Hyundai в России является компания Hyundai КомТранс Рус. Автомобили бескапотной компоновки, что позволило легко сделать и автобусное шасси для Hyundai County. Благодаря отсутствию капота есть возможность увеличить длину бортовой платформы и добиться от применяемого фургона большего объема. Интересно, что кабина на среднетоннажных Hyundai сделана откидывающейся, как на больших и серьезных машинах. Так более удобно проводить обслуживание и ремонт двигателя, рулевого механизма и передней подвески. Из недостатков – то, что водитель во время ремонта на дороге неизбежно перемажется о колеса и что панель облицовки не сделана подъемной – даже при небольшом повреждении в ДТП ее сложно будет восстановить. Это уже явный признак недорогого грузовика. HYUNDAIКабина у Hyundai откидывается, приближая его к миру больших грузовиковМотор автобуса прикрыт сверху крышкой с толстой шумоизоляциейСовременный дизель невозможен без турбонаддува. Есть он и у «корейца»Доступ к двигателю, его навесным агрегатам и сцеплению удобенСиловая линияНа грузовики Hyundai моделей HD65 и HD78, а также на автобусы Hyundai County устанавливаются три модели двигателей: D4AL рабочим объемом 3,3 л и два очень схожих между собой D4DB и D4DD рабочим объемом 3,9 л. Свою родословную корейские моторы ведут от японских атмосферных дизелей Mitsubishi семейства 4D30 объемом 3298 см3 и мощностью в 95 сил, которые устанавливались на грузовичкиХарактеристики Hyundai Counti ДлинаХШиринаХВысота, мм 6345Х2035Х2710 Колесная база, мм 3350 3 – Объем багажного отделения, м Снаряженная/полная масса, кг 3945/5223 Пассажировместимость 18+1 или 22(12+10) +1 Макс. скорость, км/час 100 Hyundai Двигатель /рабочий объем,л D4DВ или D4DD/3,9 Мощность, л. с. при об/мин 130 или 140 при 3400 Крутящий момент Н·м 373 при 1600 Однодисковое, Сцепление диафрагменное Механическая Коробка передач 5-ступенчатая С одноступенчатой Ведущий мост гипоидной главной передачей Топливный бак, л 95 Подвеска спереди и сзади рессорная; тормоза барабанные с гидроприводом Ходовая часть и вакуумным усилителем, с ABS; шины: 205/75R17,5 Цена, руб. от 1 320 000Fuso Canter в начале 80-х годов. Но нынешние корейские двигатели, конечно, существенно модернизированы и отвечают всем современным требованиям. Дизель D4AL – традиционная для современных небольших грузовиков рядная «четверка» с турбонаддувом и интеркулером, размерностью 100х105 мм, наиболее близкая к 4D30, соответствует стандарту ХEвро-3Х. У него чугунный блок с сухими гильзами, причем в ремкомплект гильзы поставляются без финишной обработки рабочей поверхности. Поршни алюминиевые с укороченной юбкой, при этом вставка под верхнее компрессионное кольцо выполнена из чугуна. Газораспределительный механизм – с распредвалом в блоке и штангами, на каждый цилиндр приходится по два клапана. Разумеется, при объеме в 3,3 литра его характеристики довольно скромны: мощность 115 л. с. при 3400 об/мин., а крутящий момент составляет 294 Н.м. Обратите внимание на обороты максимальной мощности – вал крутится почти как у карбюраторного двигателя. Он и размером почти что с наш ЗМЗ-402. Причем, похоже, других настроек мощности нет, и двигатель слабее популярного для «бычков-валдаев», но более громоздкого минского ММЗ Д-245. Однако D4AL устанавливается только наболее легкий Hyundai HD65, а вот для HD78 этот двигатель не предлагается. Заявленный эксплуатационный расход для Hyundai HD65 с двигателем D4AL 17 л/100 км – аппетит вполне приемлемый. Интересно, что этот же двигатель устанавливается и на длинные чистокровные корейские автобусы, в то время, как на County российской сборки, из Ростова-на-Дону, применяются более мощные D4DB и D4DD. Дизель большего объема D4DB во многом конструктивно схож со своим меньшим собратом, но у него изменена размерность: диаметр поршня составляет 104 мм, а ход 115 мм. Благодаря этому объем вырос до 3,9 литра, момент увеличился до 373 Н.м, а мощность составляет уже 130 л. с., при тех же 3400 об/мин. В таком исполнении он соответствует нормам Евро-2. На двигателе применен простой и надежный японский механический ТНВД фирмы Denso и турбокомпрессор известной компании Garret. При этом, если придется менять турбину, то выгоднее приобретать ее в российском представительстве Garret. С переходом России на нормы Евро-3 корейские среднетоннажники и автобусы обзавелись более современным дизелем D4DD. Этот мотор – усовершенствоДЕКАБРЬ 2009 РЕЙС 57 автомобилиМнениеПРИСТАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯДОЛЕГ ШМЕЛЕВ, заместитель начальника траспортной службы ОАО «Черкизовский мясоперерабатывающий завод», Москва – В нашем автопарке два года эксплуатируются 35 автомобилей Hyundai HD78 с изотермическими кузовами. На сегодня их пробег составляет около 100 тысяч километров. Ранее часть парка составляли DAF легкой серии, «Бычки». В момент покупки «корейцы» приглянулись недорогой ценой, хорошим качеством сборки, гарантией в три года и 60 тысяч км, которую обеспечил дилер – компания «ИНФОПРОМ-АВТО». Мы соблюдаем установленную периодичность технического обслуживания автомобилей в 10 тысяч километров, поэтому особых проблем в эксплуатации у нас нет. Двигатель, трансмиссия ни разу не подводили. Несколько раз меняли на машинах ведомый диск сцепления и выжимной подшипник, корзину оставляли старую. На мой взгляд, сцепление легко может служить около 100 тысяч километров. Корейские шины тоже неплохо ходят – их хватает на 75–80 тысяч километров. Из недостатков: водителям не очень нравится работа тормозов на пустой машине, возможно, это связано с работой регулятора тормозных сил, но случаев ДТП из-за этого у нас не было.Радиатор и теплообменник интеркулера не помешает закрыть брызговикомКоробка передач грузовикам Hyundai тоже досталась от MitsubishiВыпускная труба с гасящей вибрации гофрой. Кардан с подвесным подшипникомванная версия D4DB, с электронноуправляемой топливной системой Common rail. Мощность увеличилась до 140 лошадиных сил. Декларируемый расход топлива относительно прежнего двигателя не вырос, он по-прежнему укладывается в те же 17–18 литров на сотню, а по отзывам водителей даже несколько снизился. Возросшая мощность – не помеха Common rail точнее дозировать цикловую подачу. К преимуществам дизеля D4DD относится еще и меньший уровень шума, хотя моторы с механическим ТНВД тоже были довольно тихими. В этом есть заслуга вентилятора системы охлаждения с вискомуфтой, а на автобусах двигатель еще и капсулирован.Для двигателей Hyundai предусмотрена замена масла через каждые 10 тыс. км. СлишкомПри поднятой кабине добраться можно к любому «углу» двигателя58 РЕЙС ДЕКАБРЬ 2009часто, но представители фирмы уверяют, что масляный фильтр рассчитан именно на такой срок службы, именно он лимитирует периодичность замены. Масло же рекомендуется использовать полусинтетическое. Интересно, что в едином блоке сделан водо-масляный теплообменник и масляный полнопоточный фильтр. «Бальзам на раны» главного инженера АТП, в ведении которого находятся такие Hyundai: все двигатели имеют несколько ремонтных размеров коленвала и гильз цилиндров – элементарно «капиталятся». На среднетоннажники Hyundai, а также и на автобусы устанавливают однодисковое диафрагменное сцепление с гидроприводом. Диаметр диска у более мощных двигателей 300 мм, а производит его известная фирма Valeo. Сцепление надежно, даже на городских автобусах ходит по 80–100 тысяч километров. При этом подлежит замене только по износу накладок, а механических повреждений – типа высыпавшихся пружин гасителя крутильных колебаний, не встречалось. Пятиступенчатая коробка передач модели М035S5 полностью синхронизирована – досталась корейцам вместе с двигателями Mitsubishi. Диапазон передаточных чисел от 5,38 до 0,72, то есть пятая передача повышающая. Агрегат тожезарекомендовал себя как надежный и не требующий особого ухода. Управление коробкой осуществляется тросами – это логично для грузовика с откидывающейся кабиной, да и ходы рычага при этом меньше, особенно в сравнении с вариантом на тягах. Для автобуса малого класса коробка вполне подходящая, хотя, конечно, если автобус предполагается эксплуатировать на городских маршрутах, то не помешал бы «автомат». Тем не менее, и это сочетание тяговитого дизеля и пятиступенчатой коробки позволяет автобусу шустро разгоняться и уверенно держаться в потоке. Однако есть сведения, что на грузовиках встречаются поломки синхронизаторов 4-й и 5-й передач – наиболее продолжительно работающих. Главная передача гипоидная, и это оптимальное решение: она позволяет сделать грузовик более экономичным, а в автобусе будет меньше шумов. Главные передачи отличаются передаточным числом: у HD65 оно равно 5,00, а на HD78 применяется редуктор с числом 5,43.Верность рессоре и барабануДля Hyundai HD65 предусмотрено два варианта длины колесной базы: 2780 мм и 3375 мм под бортовые платформы длиной от 3400 до 4350 мм. По большому счету, Hyundai HD78 от HYUNDAIЦены на запасные части Розничная цена, руб. с НДС Модель HD65/HD78 Фильтр воздушный, элемент 850 Фильтр масляный 770 Фильтр тонкой очистки топлива н. д. Поршневые кольца 8500/ 5500 Поршневая группа (к-т на цилиндр) 8730 Прокладка ГБЦ 1750 Комплект вкладышей шатунных 1550 (комплект на шейку) Комплект вкладышей 1950 коренных (к/ш) Форсунка 5850 Топливный насос Common Rail 120 000 Головка блока цилиндров 38 590 Клапан впускной, (1 шт) 350 Клапан выпускной, (1шт) 430 Комплект прокладок 3150 на двигатель Глушитель 6750 Стартер 14 500 Термостат 690 Корзина сцепления 4550/ 3550 Ведомый диск сцепления 6750/4250 Выжимной подшипник 3650/ 1200 Пневмогидроусилитель 9980 сцепления Трос привода коробки передач 4100 Рессора передняя 11 500 Стремянка передней рессоры 350 Рессора задняя 11 950 Стремянка задней рессоры 580 Тормозной барабан передний 7550/5200 Тормозной барабан задний 7550/5200 Тормозные колодки 5650/3400 на переднюю ось Тормозные колодки на заднюю ось 5650/3400 Задний тормозной цилиндр 4350 Шланг тормозной, задний 280 Подшипники передней ступицы 3050 (комплект на колесо) Подшипники задней ступицы (к/к) 2735 Насос гидроусилителя руля 8650 Рулевой механизм в сборе 39 900 Тяга рулевая, продольная 3500 Ремкомплект шкворней (на ось) 4450 Амортизатор передний 2350 Шпилька колесная задняя 260 Гайка колеса 140 Сальники разные от 100 до 200 Стекло лобовое 11 520/4200 Фара в сборе 3950/4550 Фонарь задний 3400/2750 Указатель поворотов 2750/1750 Информация по ценам предоставлена компанией «ИНФОПРОМ-АВТО» НаименованиеНе у всех городских автобусов есть запаска, Hyundai – приятное исключениеТрубку вентиляции нарастил водитель. КП с лючком для отбора мощностиДоступ к фильтру-отстойнику снизу, а к его насосу сверху – из салонаРедуктор ведущего моста – гипоидный. Надежный, экономичный и тихийHD65 отличается, в первую очередь, разрешенной полной массой: 7800 кг против 6500 кг у HD65. По сути, это разные модификации одного автомобиля, даже минимальная предлагаемая колесная база для Hyundai HD78 те же 2780 мм. Но HD78 есть еще длиннее, его колесная база на 360 мм больше, чем у длиннобазного HD65 и составляет 3735 мм. Было бы наивно предполагать, что на недорогом корейском грузовике найдет применение независимая передняя подвеска или что автобус такого класса оснастят пневматикой. Здесь правит бал рессора! Передняя подвеска грузовиков HD65 и HD78 зависимая на полуэллиптических рессорах с амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости. Задняя подвеска еще проще: стабилизатора в ней нет, и также могут отсутствовать амортизаторы. Так что при выборе нового автомобиля надо следить за комплектацией. Cпособ соединения задних рессор с рамой грузовика до предела архаичен – пальцы рессор со втулками и серьги, которые надо периодически шприцевать консистентной смазкой. Впереди же рессоры установлены на резиновых втулках, которые обслуживания не требуют и заменяются легко.С тормозами тоже особых корейскояпонских ухищрений не замечено. Здесь они барабанные, с гидравлическим двухконтурным приводом и вакуумным усилителем, установленным между педалью и главным цилиндром. Разряжение для работы усилителя на дизеле взять неоткуда, разве что с отдельного насоса. На моторах D4AL он стоял на генераторе, а на D4DB и на D4DD его смонтировали на крышке ГРМ. Такое «разделение обязанностей» более надежно и делает эти агрегаты дешевле. В барабане каждого колеса стоят по два рабочих цилиндра, расположенные вертикально, но при этом почему-то без автоматической регулировки зазоров. Компенсировать износ приходится, периодически подкручивая гайки через лючки в опорном щите. Из-за отсутствия пневматики в приводе тормозов, другого стояночного тормоза, кроме как трансмиссионного барабанного на вторичном валу коробки, такому грузовику корейцы не придумали. Простая и незамысловатая конструкция. У легких корейцев колеса крепятся к шпилькам ступиц пятью коническими гайками, а вот HD78 – машина более «взрослая», там уже их шесть. На ведущем мосту машин первых поставок в Россию для крепления колес применя-лись футорки, но теперь этот «американизм» в прошлом. Шины на различных моделях «корейцев» применяют разные. Hyundai HD65 обут в шины размера 7,00х16 с нормой слойности 10PR, а на HD78 они пошире, 7,50х16. А возросшую грузоподъемность компенсируют большей нормой слойности – 12PR.ДЕКАБРЬ 2009 РЕЙС 59 автомобилиПРИСТАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯДРессоры County прикреплены к раме через резиновые втулки. Как у «Волги»Рецепт низкого пола – рессоры, расположенные под балкой ведущего мостаУ County топливный бак стальной, без малого на 100 литров соляркиШарниры продольной тяги – с двумя сухарями и регулировочной пробкойПальцы рессор грузовика надо смазывать. Серьга и кронштейн сварныеВ задней подвеске грузовиков обязательно есть и подрессорникМесто работыКабины грузовиков Hyundai типично азиатской внешности: округлые и с большими блок-фарами диковинной формы, со своеобразным дизайном. При довольно скромной ширине кабины внутри она относительно просторна. Также как и ГАЗелевская,Гильзы у дизеля Hyundai «сухие», а прокладка ГБЦ стальнаяТурбина Garret – допинг для двигателей Mitsubishi 80-х годов60 РЕЙС ДЕКАБРЬ 2009номинально она трехместная, хотя помимо водителя туда влезут разве что два худых корейца. На выбор также предлагаются кабины с двумя вариантами длины: обычная – короткая и удлиненная где-то на 400 мм. Ее можно назвать полуторной, там есть какое-то подобие спальника, но скорее это полка, на которой можно разложить пожитки водителя. На длиннобазной версии грузовиков может быть установлена кабина максимальной длины, с двумя рядами сидений и дополнительной парой дверей – такая востребована муниципальными службами. Интерьер выполнен довольно добротно, естественно тоже в азиатском стиле. Диапазон регулировок водительского сиденья вполне позволяет удобно устроиться за рулем рослому водителю, тем более что есть и регулировка рулевой колонки. После проведения недавнего рестайлинга грузовиков Hyundai HD65 и HD78 несколько освежили внешность, а внутри добавили отсеков для мелочевки. К системе отопления кабин среднетоннажников зимой претензий нет, с российскими холодами вполне справляется. Конечно же, кабина сварена не из оцинкованной стали, но зато у нее катофорезное грунтование – ржавчина на панелях появится не скоро.County: ряд отличийНекоторые дилеры Hyundai распространяют заведомо ошибочную информацию, что автобус Hyundai County отличается от грузовиков HD65 и HD78 только нахлобученным на раму автобусным кузовом. Однако детальное знакомство с County не оставило камня на камне от этого утверждения. Автобус малого класса Hyundai County продается в России во множестве модификаций, отличающихся друг от друга не только длиной кузова и комплектацией, но и страной происхождения. Большинство продающихся в России County изготовлены в Ростове-на-Дону. ТагАЗ, знакомый нам по Hyundai Porter, РЗГА – Ростовский завод грузовых автомобилей и РоАЗ – Ростовский автобусный – фактически это один завод, расположенный на нескольких площадках. До недавнего времени в Ростове делали только короткую модификацию автобуса, но сейчас появилась и более длинная. Из Кореи же везут в Россию только длинные County, хотя спрос на них остается весьма скромным. Важно, что российские County не являются точной копией корейских, а адаптированы к российским технологиям и главное – к платежеспособности перевозчика. Каркас кузова у наших автобусов ори- HYUNDAIИнтерьер лишен дизайнерских изысков, но добротный и эргономичныйКнопками и клавишами рабочее место водителя не перегруженоЭтот рычажок отвечает за свет, работу стеклоочистителей и звуковой сигналКомбинация приборов обходится без масляного манометра и вольтметраПри такой компоновке для водителя сложно придумать другой входгинальной конструкции, он сварен из труб квадратного сечения. Панели кузова штампуют здесь же, причем если раньше передняя и задняя маски были стеклопластиковые, то теперь они тоже стальные, при этом даже более сложной и симпатичной формы. Бока кузова обтянуты оцинкованной сталью, что придает дополнительную стойкость к коррозии. Сначала антикоррозионная обработка была откровенно слабой, известны случаи, когда автобусы даже перекрашивали по гарантии. Зато сейчас на заводе внедрено катафорезное грунтование – сваренный кузов полностью окунают в ванну с грунтовкой. Однако все, что находится снизу кузова, под юбкой, ростовчанам не помешало бы обрабатывать антикоррозионной мастикой – ее там нет. А ведь вода и грязь не добавят долговечности ни фанере, из которой сделан пол, ни стальному каркасу. На автобусах первых партий водительскую дверь делали по обходной технологии: сваривали каркас из квадратных труб, зашивали ее стальным листом. Конструкция была ядовито осмеяна недоброжелателями, но это было временное решение, позволившее быстрее вывести новый автобус на российский рынок. Дверь уже давнымдавно штампованная и мало чем отличается от корейской.Основоположником постройки небольших автобусов на шасси среднетоннажных бескапотных грузовиков на Дальнем Востоке была Toyota со своей моделью Coaster. С 70-х годов ее растиражировали по всему миру и сами японцы, а еще она стала предметом подражания для корейцев и китайцев. Ее основные признаки: объемный подиум в передней части кузова, закрывающий арки колес и двигатель, крышка моторного отсека (с запорами, будто от снарядного ящика), и трехрядная планировка салона. Но времена меняются, и на шасси практически тех же габаритов появились чуть более широкие автобусы с четырехрядной компоновкой. В частности – украинский «Богдан» А-092 и ПАЗ-3204. Так что, по нынешним меркам, и корейцы, и ростовчане недостаточно использовали потенциал шасси, а это сказывается на конкурентоспособности Hyundai County. Тут Hyundai конкурирует уже с «ГАЗелью», и хотя их сравнивать не корректно еще и по цене, но ее он обставил в легкую. Порой пассажиры ждут County и не садятся в подъехавшую газовскую маршрутку. И это благотворно сказывается на доходах автопредприятия, эксплуатирующего County. В чистопородно-корейский, длинный, 7-метровый Hyundai County,в зависимости от комплектации салона, размещают 19 или 25 посадочных мест. На коломенском фестивале «Мир автобусов» корейцы показали длинный County, в проходе которого установили дополнительные откидные сиденья. Это явно не городской вариант, ведь прохода при раз-Водо-масляный теплообменник компактно объединен с фильтромОдин из производителей сцепления – известная французская фирма ValeoДЕКАБРЬ 2009 РЕЙС 61 автомобилиПРИСТАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯДУспешный корейский дуэт. В основе его успеха: вполне удачная конструкция ходовой, надежный и экономичный дизель, беспроблемная трансмиссияНовый дверной механизм не стал надежнее, но пассажиров не пачкаетКрышка шахты двигателя затрудняет проход передним пассажирамВ салоне сиденья ставят с разным шагом, похоже, без всякого шаблонаВ отопитель, установленный под сиденьем, упираются ступни пассажировложенных сиденьях не остается совсем, но такой вариант позволяет увеличить пассажировместимость на 4 человека. В самом распространенном, коротком, 6,3-метровом автобусе 18 посадочных мест, а перевозка стоячих пассажиров до недавнего времени была вообще не предусмотрена. Говорят, что высокий и довольно узкий автобус (а колея-то шире, чем у Hyundai HD65 и HD78!) не смог пройти сертификационные испытания со стоячими пассажирами из-за высокого центра тяжести. Недавно ростовский Hyundai County модернизировали, в числе изменений – немного опущенный уровень пола в передней части. Теперь разрешили брать на борт аж целых двух стоячих пассажиров, хотя раньше в час пик стоя ездили и без этого разрешения, и нынешнюю норму будут превышать. Зато в салоне появился маленький, но очень коварный порожек, о который споткнулся и чуть не упал наш фотограф. Важнейший параметр городского автобуса – высота пола. Чтобы сделать ее приемлемой, опять-таки по рецепту Toyota Coaster (или древних легковых рамных автомобилей?), для Hyundai County сделали особую раму, изогнутую вниз почти сразу за двигателем и затем вверх над ведущим мостом. Под62 РЕЙС ДЕКАБРЬ 2009его балкой разместили и задние рессоры. Кстати, здесь они оригинальные, не имеющие ничего общего с грузовиком. Малолистовыми их не назовешь: спереди 5 листов шириной 70 мм, сзади 7 листов той же ширины, и все с противоскрипными шайбами. К раме рессоры крепятся через пальцы и серьги, но с резиновыми втулками, схожими с «волговскими». Конечно, они не так долговечны, как сайлент-блоки, но заменить легко и смазывать не надо. На всех осях есть амортизаторы и стабилизаторы. Колеса тоже отличаются от грузовых: диски к ступицам крепятся пятью шпильками, к счастью, тоже без футорок, а шины размера 215/75R17,5. Сейчас устанавливают отечественные К-166А, а раньше Matador FR2 Master. Корейские County с шестью шпильками на каждое колесо, размерность шин такая же, как у HD78. Со всеми рамно-подвесочными ухищрениями на широкопрофильных шинах высота нижней подножки Hyundai County составляет вполне приемлемые 350 мм. Но дверь довольно узкая и невысокая, к тому же проем частично перегорожен поручнем. Что мешало ростовчанам прикрутить его к полу? Сама дверь раньше была одностворчатой, прислонно-сдвижной, как у Ikarus-250,и поручень располагался удачнее. В отсутствие сжатого воздуха «на борту» привод двери сделан электромеханическим, и он часто вызывал нарекания эксплуатационников своей низкой надежностью. При морозах ниже –15 дверь и вовсе переставала открываться. Кроме того, направляющий механизм двери располагался в ногах у пассажира и с поврежденными чехлами пачкал ему одежду. При модернизации дверь сделали двухстворчатой, ширмовой, а привод перенесли на переднюю стойку проема. Теперь он не мешается, но в надежности прибавил не особо. Ломаются копеечные детали, но их не найти, а механизм в сборе стоит около 30 тысяч рублей. Пассажирские кресла удобные, но у автобусов первых партий были чрезмерно мягкими подушки. Однако у сидений почему-то разный шаг установки: от 720 до 790 мм. Причем он варьируется даже в автобусах одинаковой комплектации: в одном автобусе рослому пассажиру сидеть комфортно, а в другом, на том же месте, колени сразу упрутся в спинку. Видимо, ставят их без всякого шаблона. На первых партиях кресло над колесной аркой по левому ряду было установлено настолько неудобно, что молодежь иной раз писала на нем об этом фломастером. В HYUNDAIХарактеристики ДлинаХШиринаХВысота, мм Полная масса, кг Масса перевозимого груза, кг Объем кузова, м3 Max скорость, км/ч Двигатель/рабочий объем, л Мощность, л. с. при об/мин Крутящий момент, Н.м при об/мин Коробка передач Сцепление Замедлитель Ведущий мост Топливный бак, л Ходовая часть Цена шасси, руб (с НДС) HD65 HD78 5275 или 6175Х2030Х2335 5275 или 6715Х2030Х2335 6500 7800 4090 4700 125 119 Hyundai D4DD Евро-3/ 3,9 140 при 3400 373 при 1600 механическая, 5-ступенчатая Однодисковое, диафрагменное Заслонка на выпуске С одноступенчатой гипоидной главной передачей 100 Подвеска спереди и сзади – рессорная; тормоза барабанные с гидроприводом и вакуумным усилителем; шины: 7,00х16 или 7,50х16 от 890 000 от 965 000И без того узкий дверной проем на новых County перегорожен поручнемПод юбкой полно пустующего места, но нет антикоррозионной мастикиКресла рядом с левой колесной аркой подняли повыше. Стало удобнеевыражениях не стеснялись. Сейчас оба кресла несколько приподняли – сидеть стало удобнее. Не добавляет комфорта пассажирам отсутствие на автобусе ящиков для инструмента и прочего водительского скарба. Шофера норовят засунуть под сиденья канистры с тосолом, водой, маслом. А еще под ними установлены две салонных печки. Под задним рядом сидений хранят домкрат – куда он полетит при резком торможении? Между тем в планировке сидений есть неиспользованный резерв – можно было бы сделать нишу в подиуме моторного отсека или закосить его вертикальную стенку перед первым рядом сидений. Внутри этого «ящика» все равно пустота. А еще задний ряд установлен с зазором в 50 мм между спинками кресел и стенкой автобуса. Вообще же салон получился тесноватым и низким: ширина 1920 мм, высота – 1870 миллиметров. Баскетболистов такой автобус не обрадует. Для сравнения, у украинского Богдана ширина 2175 мм, а высота 1940 миллиметров. У ныне выпускаемых County, при широких боковых сдвижных форточках, неожиданно обнаружилось отсутствие вентиляционного люка в потолке. Дилеры объясняют это возможностью установки кондиционера.Однако чем же помешал люк? Да и кондиционер – явно не бесплатная опция. С микроклиматом у County вообще проблемы: водители и пассажиры жалуются на слабое отопление зимой. В сильные морозы, при ночевке автобуса на открытой площадке, трескаются пластиковые панели потолка, а в жару они вздуваются… В качестве развозных грузовиков HD65 и HD78 весьма привлекательны: платформа длинная, объем перевозимого груза больше, чем у полукапотных машин. Недорогие, достаточно надежны и способны порадовать как водителя, так и бухгалтерию предприятия. Для междугородных перевозок они не очень подходят из-за тесноватой кабины. От автобусов, созданных на грузовом шасси, сверхкомфорта ждать бессмысленно, но вопреки ожиданиям, на ходу Hyundai County оставляет приятное впечатление. Очень даже тихий и мягкий для своего класса автобус. Хотя и перевозчикам, и пассажирам есть к чему придраться. Однако динамика, с которой County модернизируется, вызывает уважение, а значит он еще поборется за свое место под солнцем.Михаил Почукаев ФОТО АНДРЕЯ МАХОТИНАМнениеДМИТРИЙ ФИЛЯКИН, коммерческий директор ОАО «ИНФОПРОМАВТО», Москва – Наша компания уже несколько лет является дилером коммерческой техники Hyundai и накопила солидный опыт в обслуживании семейства HD65HD78, а также автобусов County. Автомобили довольно надежные, экономичные, удобные для водителя и уже полюбились перевозчиками. Конечно, ТагАЗ спешил выпустить свою версию Hyundai County на российский рынок, в какой-то степени подпортив тем самым имидж весьма перспективного автобуса. Но зато ростовчане успели до кризиса прочно поставить на ноги производство, серьезно модернизировали его и сам автобус. Сейчас полностью отлажена технология вклейки окон, раньше, бывали случаи, они даже вываливались. Качество окраски также возросло, теперь оно не хуже, чем у корейских машин. Ту же злополучную водительскую дверь давно заменили. Сейчас таганрогский County – это добротный автобус малого класса, вполне способный конкурировать с украинским «Богданом», и уж тем более с многочисленными китайскими автобусами. По качеству он их значительно превосходит.ДЕКАБРЬ 2009РЕЙС63