46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
автомобилиСАМОСВАЛЫНИКОЛАЙ МОРДОВЦЕВ заместитель главного редактора журнала «Рейс»46РЕЙС ДЕКАБРЬ 2009 IVECO TRAKKERПРЯМОЙ НАСЛЕДНИКНаследником Magirus порой называют IVECO Trakker. Рассказывая о современных трехи четырехосных самосвалах IVECO, попробуем немного сравнить их с легендарным строителем БАМаДЕКАБРЬ 2009РЕЙС47 автомобилиСАМОСВАЛЫФОТО АНДРЕЯ СИЛАКОВАООО «ОФИССТРОЙ» несколько раз отправлял свои Trakker на заработки в Ханты-Мансийский автономный округМало кто знает, что немецкие грузовики Magirus, поставляемые в середине 70-х в СССР, уже тогда могли бы носить эмблему IVECO. В октябре 1974 года был подписан контракт о закупке этих автомобилей, а уже в январе 1975 года отделение компании Magirus-Deutz по выпуску грузовиков вошло в состав корпорации IVECO. Одним из условий немцев было сохранение старой марки, и только спустя несколько лет произошла смена имени. В те годы поставка в СССР более 9 тысяч грузовиков Magirus помогла и немцам, и итальянцам быстрей оправиться от разразившегося в 1973–1974 годах энергетического ифинансового кризиса. Автомобили изготавливали на заводе в городе Ульм, земля Баден-Вюртенберг, сейчас там собирают IVECO Stralis. Семейство же IVECO Trakker – испанских кровей, с мадридского завода Pegaso, ведущего свою родословную от Hispano-Suiza. В 1990 году, после 10-летней череды покупок и продаж, компания ENASA, владелец марки Pegaso, стала принадлежать концерну IVECO. Чуть позже, в 1993 году, там и развернули производство Trakker. Тяжелые магистральные и строительные грузовики марки Pegaso испанцы производят с 1955 года, поэтому им опыта не занимать, но конструкторское бюро, создавшее семейство Trakker и все полноприводные модификации, по-прежнему находится в германском Ульме, на бывшем заводе Magirus.ДвигательЭто когда-то давным-давно на Magirus стояли немецкие дизели-воздушники Deutz V8 и V10. Моторы были шумными, а отсутствие наддува позволяло снимать с 14,14 литров объема только 310 лошадиных сил. И как не старайся, загнать в современные нормы токсичности горячие воздушники было бы сложно – пришлось бы переходить наСейчас бы Magirus не выиграл тот БАМовский тендер - времена другие. Со сборки Magirus 6х6 15 лет назад начиналось СП «ИВЕКО-УРАЛАЗ»48 РЕЙС ДЕКАБРЬ 2009рециркуляцию и AdBlue еще на уровне Евро-2. У концерна IVECO свое производство двигателей – их делают на заводе во французском городе Бурбон Ланси, сейчас там выпускают дизели семейства IVECO Cursor. Этим моторам чуть больше 10 лет, но благодаря тем конструкторским и технологическим решениям, которые были в них заложены изначально, они успешно эволюционировали от Евро-2 до Евро5. И есть еще потенциал для совершенствования. В семействе три рядных шестицилиндровых двигателя разного рабочего объема, цифры означают округленный литраж: Cursor 8 или по фиатовской классификации – F2B, Cursor 10 или F3А, Cursor 13 или F3В. Это отлаженные, надежные моторы и производство со своими традициями. Фактически у каждого мотора Cursor есть свой предшественник, которого легко вычислить по диаметру поршневой: у Cursor 8, с диаметром 115 мм – FIAT 8340 и FIAT 8360, у Cursor 10, со 125 мм диаметром – FIAT 8220 или FIAT 8460 с диаметром 120 мм. Несколько подвел такую статистику Cursor 13, у него диаметр редкий для IVECO и FIAT – 135 мм, до него выпускался двигатель FIAT 8210 с диаметром 137 мм. Все дизели предыдущих IVECO TRAKKERОдин поликлиновой ремень приводит в «движение» почти всю навескуВ семействе IVECO Cursor 13-литровый мотор - самый мощныйПод кабиной есть свои кнопки для запуска и остановки двигателяЧаще всего, турбина на Cursor с электронным управлениемДизели IVECO Cursor надежны, долговечны и при эксплуатации в Россиипоколений были с механическими ТНВД, но семейство Cursor оснащено только электронно-управляемыми топливными системами. IVECO отдало предпочтение насос-форсункам, с давлением распыла 1500–1800 бар, как в свое время многие американские производители дизелей, а в Европе – Volvo и Scania. Конструкция всех дизелей Cursor схожа: рядные «шестерки», с интеркулером и турбонаддувом. Блоки цилиндров отлиты из высокопрочного чугуна, у них повышенная жесткость за счет ажурного литья со множеством ребер, общего корпуса коренных крышек коленвала (его еще иногда называют «рамой») и единой головки блока, закрывающей сразу все цилиндры. Это позволяет моторам IVECO оставаться в числе лидеров по удельной литровой мощности и массе. Стальные коленвалы не лопаются, мокрые гильзы удобны в ремонте, распредвал находится в блоке, а привод ГРМ – со стороны маховика. Благодаря заднему расположению шестерен возможен отбор мощности для привода вспомогательных агрегатов и гидронасосов, но в России его не используют – ограничиваются установкой КОМ на коробку передач. А потенциал отбора мощности от ше-стерен ГРМ неплохой: в движении с Cursor 13 можно снять 1300 Н.м, а на стоянке – 1800 Н.м. Мощность «добывается» обычным ныне способом: четыре клапана на цилиндр, интеркулер и турбонаддув. На 8-литровом двигателе с самой слабой настройкой мощности стоит обычный турбокомпрессор. При большей мощности и объеме ТКР фирмы Holset обязательно оснащен электронно-управляемым механизмом изменения геометрии направляющего аппарата лопаток. Так добиваются высокого давления наддува на оборотах коленвала чуть выше холостого хода, потому и крутящий момент постоянен от 1 000 и до 1 700 об/мин. Все двигатели снабжены декомпрессионным моторным тормозом. Управляется он электроникой, срабатывает раньше, чем основная тормозная система и потому бережет колодки. У 13-литрового мотора тормозная мощность составляет около 450 л. с. при 2800 об/мин. У самого маленького Cursor 8 рабочий объем составляет 7,8 литра, при этом в исполнении Евро-3 у него три настройки мощности: 273, 310 и 350 лошадиных сил. Несколько больший по объему 10,5-литровый мотор Cursor 10, в исполнении Евро-3. Тот минимум, что с него снимают – 400 л. с.,следующий уровень настройки – 430 лошадиных сил. Cursor 13 – самый молодой двигатель в модельном ряду, его рабочий объем – 12,9 литра, диапазон мощности от 380 до 540 лошадиных сил и развивает крутящий момент от 1800 до 2350 Н.м при 1000–1600 об/ мин. Двигатели для Европы в исполнении Евро-4 и Евро-5 мощнее на 20– 30 лошадиных сил. Интересно, что в 2004 году при обновлении модельного ряда грузовиков строительного назначения IVECO, то есть при переходе с EuroTrakker на просто Trakker было решено не применять на них Cursor 10. Причина тому – близкое, почти полное совпадение верхнего предела мощностиУправление 16-ступенчатой коробкой передач ZF - телескопической тягойДЕКАБРЬ 2009 РЕЙС 49 автомобилиСАМОСВАЛЫНа самосвалы ставят пару стабилизаторов поперечной устойчивостиНа 8х4 рулевой привод продублирован отдельным насосом и гидроцилиндромПервый ведущий мост с проходным редуктором и блокировками «дифферов»Одно из больных мест в приводе КП – пластмассовый шарнир рычагаНа этой петле кабина поднимется в случае ДТП с фронтальным ударому Cursor 8 и нижнего у Cursor 13. Таким образом «десятку» оставили магистральным IVECO Stralis. В Европе на 20-тонные самосвалы действительно ставят 8-литровый мотор мощностью в 350 сил, и даже на четырехосники 8х4 полной массой в 32 тонны, но в Россию поставляют только с двигателями Cursor 13. Причем не делают исключения и для миасского «УралТраккера»! Самая низкая настройка мощности – 380 л. с. выделена для трехосника IVECO Trakker AD380T38H, а для четырехосного IVECO Trakker AD410T42H мотор настроен отдать 420 лошадиных сил. Возможно применение двигателейс настройкой 440 и 480 л. с. И все равно, в сравнении с Cursor 13, которые применяются на IVECO Stralis и выкручивают 540–560 сил, самосвальные двигатели все же недогружены работой. Старина Magirus о таких дизелях и не мечтал… Высот Евро-4 и Евро-5 от семейства Cursor добиваются с помощью водного раствора мочевины AdBlue. Причем машины с бледно-синими буквами «Е5» на дверях были доступны европейским перевозчикам с середины 2007 года. Для России нормы Евро-4 станут актуальны с января 2010 года, и новые IVECO Trakker будут поставляться к нам оборудованные дополнительным баком с синей крышкой.ТрансмиссияАгрегаты, передающие крутящий момент от двигателя IVECO Trakker к его ведущим колесам, в сравнении с Magirus, тоже претерпели ряд существенных изменений. Сцепление остается однодисковым, правда, подросло в диаметре на 10 мм до стандартных для многих производителей тяжелыхНа российских ухабах малолистовые передние рессоры могут лопнуть50 РЕЙС ДЕКАБРЬ 2009грузовиков 430 миллиметров или 17 дюймов. Корзинка – диафрагменная. «Магирусовской» коробкой передач с шестью ступенями, пусть даже и с повышающей передачей, сегодня никого не удивишь. У «китайцев» в лицензионной Eaton ныне и то девять. Компания IVECO, так же как и DAF, MAN, Renault выбрала в качестве стратегического партнера ZF и, не мелочась, устанавливает на Trakker с двигателями Cursor 13 только 16-ступенчатые коробки передач. Это коробки ZF Ecosplit 16S181 и 16S221 с повышающей или прямой высшей передачей. Все они оборудованы пневмоусилителями Servoshift механизма переключения передач. Его пневмоцилиндр встроен в крышку коробки передач, и для переключения требуется вдвое меньшее усилие на рычаге, чем у обычной механической КП. Управление коробкой сделано простой и надежной телескопической тягой – «удочкой», как на МАЗе. Тросы в управлении хороши, пока целы чехлы, и не грянули морозы. Недостаток выбранного IVECO привода КП один – он сделан по IVECO TRAKKERЦены на запасные части Рекомендованная Наименование цена, руб. (с НДС) Модель Trakker AD380T38H Фильтр воздушный, элемент 6015 Фильтр масляный 3928 Фильтр тонкой очистки топлива н. д. Фильтр-патрон 1615 осушителя воздуха Поршневые кольца (к-т на цилиндр) 5648 Поршневая группа (к-т на цилиндр) 28 222 Прокладка ГБЦ 11 942 Головка блока цилиндров 208 333 Комплект вкладышей шатунных 1634 (на шейку) Комплект вкладышей коренных н/ш 2061 Насос-форсунка 18 270 Водяной насос 10 512 Клапан впускной, (1 шт) 1329 Клапан выпускной, (1шт) 2022 Комплект прокладок 72 988 на двигатель (без ГБЦ) Глушитель 60 936 Стартер 34 232 Термостат 4391 Сцепление в сборе 78 883 Ведомый диск сцепления 31 653 Выжимной подшипник 12 251 Пневмогидроусилитель 13 100 сцепления Тяга привода коробки передач 2310 Рессора передняя 59 053 Стремянка передней рессоры 1531 Рессора задняя 136 692 Подшипник скольжения оси 25 067 балансира Тормозной барабан передний 15 750 Тормозной барабан задний 21 747 Тормозные колодки передние н.д. Тормозные колодки задние(на ось) 64 476 Задняя тормозная камера, 19 985 энергоаккумулятор Шланг тормозной, задний 953 Подшипники передней ступицы 11 300 Подшипник задней ступицы 30 334 Насос гидроусилителя руля 122 197 Рулевой механизм в сборе 176 416 Тяга рулевая, поперечная 11 312 Ремкомплект шкворневого узла 11 918 Амортизатор передний 6138 Реактивная штанга нижняя н.д. Шпилька колесная задняя 279 Гайка колеса 157 Сальники разные н.д. Стекло лобовое 17 616 Фара в сборе 9603 Фонарь задний 4859 Указатель поворотов 1266 Информация по ценам предоставлена ООО «ИВЕКО РУССИЯ»Балок со спрямленными шкворневыми «ушами» у IVECO, похоже, нетУ самосвала 6х6 ШРУСы в переднем мосту - со сдвоенными крестовинамиУ 8х4 в подвеске передних мостов есть такой оригинальный кронштейнГайки стремянок балансира можно подтянуть только снизусхеме 2Н, без блокировки включения пониженного диапазона. Если в движении держать руку на рычаге КП, возможно самопроизвольное включение демультипликатора, в лучшем случае трещит зубьями блокирующая муфта синхронизатора. Напомним, что ничего подобного у Magirus не было, а через дыру в полу под «кочергу» в кабину проникал шум. И тем более у Magirus не было автоматических коробок передач. Зато у IVECO Trakker здесь раздолье: можно заказать классический «автомат» с ГМП Allison или механическую электронно-управляемую 12-ступенчатую коробку ZF 12AS2301 EuroTronic. Причем с 2004 года эти коробки идут без педали сцепления. В сравнении с обычной механикой, уменьшается влияние на управление автомобилем человеческого фактора, автоматические КП становятся хорошим подспорьем молодым, малоопытным водителям. А роботизированные коробки еще и экономят топливо. В семейство IVECO Trakker входит более чем 80 вариантов грузовиков с колесной формулой 4х2, 4х4, 6х4, 6х6,8х4 и 8х8 – потому разница в трансмиссии может быть весьма существенная. Кстати, у Magirus четырехосников не было вообще – делать еще более длинным «носатый» грузовик немцы не решились… А вот среди бескапотных Pegaso четырехосники были, и не один. Первый ведущий мост тележки у IVECO Trakker 6х4 и 8х4 сделан проходным. Однако для привода переднего ведущего моста у вездеходов применяется «ивековская» двухступенчатая раздатка. Всего в трансмиссии получается 32 передачи – можно легко подобрать нужную под любые условия движения. Единственными IVECO Trakker, у которых установлены ведущие мосты ArvinMeritir с одноступенчатым редуктором, без ступичных, являются шасси для автобетоносмесителей с колесной формулой 6х4 и 8х4, планируемых для эксплуатации на хороших дорогах. Все остальные варианты Trakker оснащаются ведущими мостами со ступичными планетарными редукторами и блокировками дифференциалов – у IVECO в их производстве огромный опыт. Говорят, что эти мосты ведутсвою родословную именно от Magirus. Они гарантируют надежную работу полуосей и обеспечивают дорожный просвет под картером главной передачи, при условии применения шин 12,00R20 – 374 мм. Если автомобиль обут в шины 390/95R22,5, то клиренс составляет 440 миллиметров.ДЕКАБРЬ 2009 РЕЙС 51 автомобилиСАМОСВАЛЫФОТО АНДРЕЯ СИЛАКОВАМнениеАНДРЕЙ МОНАХОВ специалист сервисного отдела ООО «Ивеко Руссия», Москва – Проблем клинового разжимного механизма у IVECO не было и нет. В инструкции по эксплуатации Magirus начала 80-х годов указано на неполадки в регулировочном узле, но на нем стояли тормозные механизмы другого поставщика и другой конструкции. Проблемы с механизмом автоматической регулировки зазора у Trakker появились после перехода в 2005 году на новые тормозные механизмы с двумя тормозными цилиндрами. Это никак не повлияло на работу основного тормозного механизма, а проявлялось в снижении эффективности стояночного тормоза. Отмечу, что сами механизмы подвода тормозных колодок конструктивно не изменились, и на старых тормозных механизмах никаких проблем не было.Применение двух камер позволило при равных габаритных размерах тормозного механизма увеличить его эффективность, что, соответственно, увеличило его рабочую температуру. Это и является причиной отказов в работе механизма регулировки зазора - теряет упругость стопорная тарельчатая пружина. В сентябре 2007 года была проведена модернизация этого узла, после чего отказов в работе механизма не отмечено. Проблема устранена! Заказывать машины с передними дисковыми тормозами - не выход, они пригодны только для дорожной эксплуатации.Самосвалы IVECO Trakker, принадлежащие ООО «ОФИССТРОЙ» успешно работали в дальней приполярной командировке. Иной раз морозы там были за 40...У Trakker, как и у Magirus, барабанные тормоза с клиновым розжимом...... но, в регулировочном узле нарезаены очень мелкие спиральные шлицыХодоваяОдна из особенностей семейства IVECO Trakker – оно поделено на два класса или две подгруппы. Одни автомобили предназначены для эксплуатации на дорогах с твердым покрытием, другие – практически на полном бездорожье. Это надо отслеживать, заказывая спецификацию на новый грузовик или приобретая подержанный, привезенный в Россию из Европы. Как обычно, наибольшие изменения у этих подгрупп наблюдаются именно в ходовой части. Лонжероны рамы для легкой подгруппы согнуты из высокопрочнойФОТО АНДРЕЯ СИЛАКОВАНа Северах, Trakker с ходу, без подготовки, переправлялись через реки52 РЕЙС ДЕКАБРЬ 2009стали толщиной 7,7 мм, а для тяжелой – из 10-миллиметровой. Те машины, которые поставляются в Россию, как раз идут с «толстой» рамой, с одинаковой по всей длине высотой профиля лонжеронов 300 мм и шириной полок в 80 миллиметров. Двойных лонжеронов у IVECO Trakker, похоже, нет, но нет и нареканий российских эксплуатационников на прочность рамы. Причем у рамы форма бутылочная, впереди широкая – 1030 мм, позволяющая разместить большой радиатор, а сзади – более узкая, в 770 миллиметров. Практически все кронштейны и траверсы закреплены болтами и гайками из высокопрочной стали, но есть и заклепки, обжатые «на холодную». В случае необходимости любой поврежденный в эксплуатации элемент можно будет легко заменить новым или снять для ремонта. Естественно, главное отличие четырехосного строительного шасси IVECO Trakker от трехосного – наличие дополнительной оси и связанные с этим изменения в рулевом управлении и подвеске. На самосвалах Trakker возможно применение классическихполуэллиптических рессор или более современных и легких, малолистовых параболических. В задней подвеске могут устанавливать и пневмобаллоны, по четыре на ось, но у нас это невостребованная комплектация. На трехосниках и четырехосных самосвалах, поставляемых в Россию, в передней подвеске хорошо себя зарекомендовали 9-листовые рессоры. Ширина листа – 90 мм, толщина около 15 миллиметров. В задней подвеске листы рессор шире и толще: 100 и 20 мм, пакет состоит из 13 листов, но бывают случаи, и они ломаются. Чаще всего лопаются пятый, шестой и седьмой лист. Стабилизаторов поперечной устойчивости на самосвалах два: на переднем и на первом ведущем мосту. Здесь как раз и возникает одна из проблем – на наших дорогах разбиваются втулки стоек стабилизатора. Если вспомнить тот же Magirus, то у него для пальцев и серег передних рессор применялись игольчатые подшипники. Смазывать их нужно было постоянно, а еще следить за сохранностью резиновых уплотнений. У IVECO Trakker передние рессоры и реактивные штанги балансирной IVECO TRAKKERТех. характеристики ДлинаХШиринаХВысота, мм Полная масса, кг Масса перевозимого груза, кг Объем кузова, м3 Max скорость, км/ч Двигатель/рабочий объем, л Мощность, л. с. при об/мин Крутящий момент, Н.м при об/мин Коробка передач Сцепление Замедлитель Ведущие мосты Топливный бак, л Ходовая часть Цена, руб. (с НДС и таможенными сборами) AD380T38H 6х4 8230Х2500Х3130 до 33 000 23 500 15 AD410T42H 8х4 8766Х2500Х3250 до 41 000 29 500 2090 IVECO Cursor 13/12,9 380 при 1500–1900 420 при 1500-1900 1800 при 1000–1480 1940 при 900-1485 16-ступенчатая ZF 16S151 OD Однодисковое диаметром 430 мм Моторный, декомпрессионный Со ступичными планетарными редукторами, с блокировками дифференциалов 300 300 Подвеска рессорная; тормоза: спереди дисковые или спереди и сзади барабанные с пневмоприводом и ABS; шины: 13,00 R22,5 или 390/95 R22,5 от 4 000 000 от 4 800 000На этой крышке крепят номер (не потеряйте!), под ней буксирное устройствоСреди производителей кузовов для IVECO Trakker есть отечественные фирмы и европейские. Какие лучше? Порой разница только в некоторых нюансах и в ценеФоркопы у Trakker могут быть разными. Надо только выбрать нужныйзадней подвески снабжены сайлентблоками, которые надежны и не требуют обслуживания. На четырехосниках своеобразно сделан задний кронштейн передней рессоры – он одновременно держит и передний палец рессоры второй оси. Так получается компактнее и дешевле в производстве. Поставляемые в Россию IVECO Trakker оснащены барабанными тормозами. В сравнении с Magirus, диаметр барабанов увеличился с 381 до 410 мм, колодки тоже стали шире – не 180, а 200 миллиметров. Понятно, что в сочетании с применением электроники в пневмоприводе это увеличило эффективность тормозов. Однако у IVECO Trakker осталась «болезнь», выявленная еще на бамовских Magirus. Причем пословица «время – лечит» – явно не про нее. В тормозных механизмах применен компактный клиновой разжим колодок, с двумя небольшими тормозными камерами и двумя «клинами» на каждое колесо. Требуемый зазор между накладками и барабаном поддерживается автоматически, за счет особых регулировочных устройств. На Magirus в морозы растрескивались резиновыеуплотнители клинового разжимного устройства, но повредить резинки легко и в любое другое время года. Сквозь трещины в регулировочное устройство попадает грязь, и оно заклинивает. Все повторяется и на IVECO Trakker. На регулировочных втулках и работающих с ними в паре сухарях нарезаны такие мелкие спиральные шлицы, что их просто срезает. Еще на Magirus было отмечено (ветераны БАМа не дадут соврать!), что «более 20% автомобилей, работающих в сложных условиях, эксплуатируются с неисправными регулировочными узлами. В этих случаях вместо автоматической регулировки применяется регулировка тормозных механизмов вручную, путем поворачивания головок регулировочных болтов специальным ключом». Это выдержка из инструкции по эксплуатации Magirus, она выложена в Интернете. Все же у обычных разжимных кулаков и трещоток таких проблем нет. Надеяться, что коварный узел модернизируют, не приходится – IVECO расширяет применение дисковых тормозов и лишних затрат допускать не будут. Перевозчикам, решившим приобрестиIVECO Trakker, можно рекомендовать брать машины с передними дисковыми тормозами – есть и такие комплектации у 8х4. Судя по опыту комбинации дисковых и барабанных тормозов на самосвалах у других производителей – проблем должно быть меньше.Такими глушителями Trakker стали оборудовать специально для РоссииДЕКАБРЬ 2009 РЕЙС 53 автомобилиМнениеСЕРГЕЙ ЛАСКИН, главный механик ООО «СМУ ОФИССТРОЙ», Москва – В нашей организации почти сто автомобилей, из них 64 IVECO, в их числе 52 самосвала Trakker. Первые машины приобрели в 2005 году, сейчас их пробег около 350 тысяч километров. Раньше эксплуатировали самосвалы КАМАЗ, МАЗ, МЗКТ«Волат». Иномарками парк обновляли поэтапно, по 20-30 автомобилей в год. На пробу брали подержанный Mercedes Actros с 12-кубовым кузовом, присматривались к строительным грузовикам других производителей, но решили остановиться на Trakker и не отступать от одномарочности. У нас своя техническая служба и поэтому ТО-1, ТО-2, сезонное обслуживание проводим сами. С не очень сложным текущим ремонтом тоже справляемся, но на компьютернуюСАМОСВАЛЫдиагностику гоняем машины в сервис. Самосвалы эксплуатируются в Москве и области, но пару лет назад мы направляли 22 Trakker на работу в Ханты-Мансийский округ на отсыпку дорог вдоль трассы газопровода и в Нарьян-Мар на строительство. Там конечно же особые условия: морозы, бездорожье... Моторы Cursor нравятся надежностью и экономичностью. На Севере были случаи, когда при морозах ниже 40 дизели не заводились. Причем, после трех попыток запустить подогреватель, блокируется электроника и приходится обращаться на сервис. Что бы блок управления не «промерзал» мы прогревали кабину тепловыми пушками. Турбины надежные, особенно в сравнении с МАЗом. Жаль нет защиты поддона и интеркулера. Масло в двигателе меняем через 40 тысяч километров. Сцепление,если водитель не сожжет, ходит по 100 тысяч, коробки ZF тоже долговечны. Главное, что бы с 3-4 передачи не трогались. Рамы прочные, не было случая, что бы погнули или скрутили. Рессоры ломают водители, чаще всего машина не виновата. Но фирменная рессора дорогая и мы попробовали найти более дешевую замену сломавшимся. Вперед ставим многолистовую чусовскую, на балансир успешно подгоняем листы от 20-тонного КАМАЗа. Больше всего проблем доставляют барабанные тормоза - их клиновой механизм розжима. На магистральных Stralis эта схема работоспособна, но на Trakker очень боитьсягрязи. Чуть заклинит механизм автоматической регулировки зазоров - срезает мелкие спиральные шлицы на стакане и сухаре. Эффективность тормозов резко уменьшается. Конечно, тормоза не полностью отказывают, чаще всего на двух осях работают, но от этого начинают быстрее изнашиваться их накладки. Ремонт механизма на одном колесе обходится в 21тысячу рублей, полностью на машину приходится тратить больше 120 тысяч рублей. И неизвестно сколько они прослужат после ремонта. Часто с неисправными механизмами поступаем так: снимаем колеса и подводим тормоза вручную. Дней на 10-15 такой регулировки хватает. Несколько наших машин были обуты в шины на 24 дюйма, с ними хороший клиренс, но резина дорогая, поэтому сейчас все самосвалы ездят на 22,5 дюймовом размере.К масляному щупу двигателя отсюда не добраться. Только из-под кабиныВ Европе на зеркалах для грузовиков не экономят - дороже выйдетЧерез дополнительное окошко в двери можно увидеть «наглую» легковушкуКабинаС 2004–2005 года у IVECO Trakker кабина унифицирована с кабиной магистральных IVECO Stralis моделей Active Time и Active Day. Длинные кабины Active Time или сокращенно АТ имеют на выбор перевозчика две высоты крыши, с одним или двумя спальными местами. Конечно же, предназначение АТ – седельные тягачи. Для самосвалов и автобетоносмесителей предлагают кабины Active Day или AD, короткую, с низкой крышей. В сравнении с флагманской кабиной IVECO Stralis Active Spase, кабины AT и AD более узкие, их ширина составляет 2,28 метра, то есть где-то на 120 мм по сторонам раскинулись крылья. Есть мнение, что более узкую кабину сложнее повредить, маневрируя на стройке – здесь в помощь шоферу еще и дополнительные окошки в дверях. Кроме того, сбоку на левое крыло можно пристроить площадку, с которой водитель самосвала сможет контро-Решетка боковой защиты давно стала обязательной в РоссииГлушитель с нижним расположением на стройках долго не проживет54 РЕЙС ДЕКАБРЬ 2009лировать степень загрузки кузова. Во всяком случае, узкая кабина – признак именно строительного или развозного грузовика у всех производителей. Длины кабины AD в 1,66 метра вполне хватает даже рослому водителю, сзади еще остается жизненное пространство. Несомненное достоинство кабины IVECO Trakker – трехэлементный стальной бампер. У него аккуратная, симпатичная форма, на первый взгляд, кажется, что его выклеили из стеклопластика. Конечно, без композиционных материалов не обошлось: из них фальшрадиаторная панель, дефлекторы, подножки. Залезть на место водителя не сложно, поручни вполне удобны, дверной проем широк. Как и положено, баранка откинута к панели, а сиденье в ожидании хозяина «присело» на пневмоподушке. Говорят, что именно сочетание эффективной четырехточечной подвески кабины IVECO Trakker и подрессоренного сиденья водителя создает предпосылки к IVECO TRAKKERВ основе этого интерьера флагманский IVECO StralisБолее современная рулевая колонка у чистопородного IVECO TrakkerТакой интерьер не самый плохой, но современным его уже не назовешьЭта колонка с механической цангой. Подрулевой переключатель - тройнойДисплей в комбинации приборов у IVECO появился в начале 2000-хПорой перевозчик действительно хочет подсунуть под сиденье шофера чурбакСтрелки и лампочки. Шкала спидометра градуирована еще и в милях!поломке рессор. Шофер, находясь в тихой и мягкой кабине, не чувствует наших дорожных колдобин. Директору или главному инженеру впору чурбак под сиденье водителя подкладывать. А вот кабина Magirus таким уровнем комфорта не обладала… Внутри кабины, на высоте 350– 400 мм над полом, возвышается тоннель, закрывающий двигатель. Это тоже норма для строительного грузовика. Почему-то в Россию IVECO Trakker поставляют с разным интерьером. На машине 2008–2009 года выпуска может стоять устаревшая начинка, в частности панель приборов от IVECO EuroTrakker образца 2003 года, а на Trakker 2006–2007 года все оригинальное и современное. Ясно, что это бюджетное решение и учитывает платежеспособность российского перевозчика, но разница сразу бросается в глаза. В интерьере EuroTrakker преобладает дешевый пластик на панели, двухспицевая баранка с довольно тон-ким ободом, подрулевой переключатель – с тремя рычажками, почти как на «Жигулях». Кран ручника стоит на тоннеле, электрических стеклоподъемников нет и в помине, регулировка руля с механической цангой. Дизайн – начала 90-х, однако у Magirus он был еще более кондовым. Но чистопородный и бескомпромиссный IVECO Trakker совсем другой. Рулевая колонка оборудована иным механизмом регулировки по высоте и углу наклона, с обязательным пневмозажимом. Обод руля толстый, приятно лежит в руках, на панели приборов добротный пластик. Пару лет назад на презентации обновленного IVECO Stralis итальянцы говорили, что на Stralis, а потом и на Trakker не будет дешевых материалов в отделке кабины. Во всяком случае, глядя на добротную малиновую обивку удобных кресел в этом уже не сомневаешься. Вклад концерна IVECO в безопасность водителя и пассажира Trakker при фронтальном столкновении – особые петли в перед-ней подвеске кабины. Такие сейчас делают все европейские производители грузовиков, есть некоторая разница в исполнении, но суть одна – часть энергии удара идет на подъем кабины относительно этих петель. Ну, а дальше идет деформация выделенных для того панелей. Главное, чтобы не ленились пристегиваться ремнями безопасности.Ф ОТО МИХ АИЛА А ХМАТОВА САМОСВАЛ 8Х4 ПРЕДОСТАВЛЕН ООО «С ТАНДАРТ ТРАК СЕРВИСЕЗ»Бак алюминиевый, а значит, изнутри не заржавеет. Солярка будет чищеДЕКАБРЬ 2009 РЕЙС 55