80
81
82
83
84
спецтехникаIVECO TRAKKER AD410T56W EZ 275 T/BU80РЕЙС МАРТ 2011 Много и сразуСупертягач от Iveco способен работать в составе автопоезда полной массой до 275 тонн и по конструкции максимально унифицирован с серийными автомобилями фирмыак правило, чем выше тоннаж чем угодно, хоть велорикшами – дело только в количестве единиц подвижного состава, – то многотонный и неделимый требует специального транспорта. Чаще всего речь идет о доставке негабаритных многотонных конструкций, которые могут быть изготовлены только в заводских условиях,К транспорта, тем выгоднее перевозкибольших объемов груза. Но иногда без супертяжеловоза не обойтись и чисто физически. Если делимый груз независимо от его суммарной массы (например, эшелон тяжеленных ящиков с боеприпасами) можно быстро развезти по точкамМАРТ 2011РЕЙС81 спецтехникаIVECO TRAKKER AD410T56W EZ 275 T/BUПрименение серийных мостов от самосвала Iveco Trakker позволило существенно снизить себестоимость супертягачей штучного изготовленияДля подвески передней оси хватает рессоры всего с тремя листамиПривод на управляемые колеса выполнен через шарниры на крестовинахТрубопроводы гидросистемы закреплены на боковых стенках рамыНа третьей и четвертой осях тягача – колеса с двускатной ошиновкойто есть далеко от места монтажа. Например, пролетов мостов, огромных емкостей для химических и нефтеперерабатывающих предприятий, турбин для ГЭС и т. п. Такую махину укладывают на трал, представляющий собой многоосную низкорамную грузовую платформу, причем количество осей у рекордных по грузоподъемности моделей достигает двенадцати. Трал-прицеп тянут через дышло и тягово-сцепное устройство вилочно-шкворневого типа, прочность которого рассчитана на буксировку платформ массой сотни тонн. Трал-полуприцеп приходится делать с гусаком – изгибом вверх с горизонтальной полкой, необходимым для соединения с расположенным гораздоТехнические характеристикиПолная разрешенная масса автопоезда, т Полная масса тягача, кг Снаряженная масса тягача, кг Колесная база, мм Допустимая нагрузка на седельное устройство, т Высота седла, мм 275 ± 39 48 000 18 000 1875-2875-1400 до 35 1475-1520выше седлом тягача. Гусак иногда называют гуськом или гузнеком. Gooseneck – официальный термин в документации зарубежных фирм, ведь в английском техническом языке, также как и в русском, принято подчеркивать сходство формы многих S-образных деталей и конструкций с изогнутой гусиной шеей (goose – гусь, neck – шея). Немало и универсальных моделей с отсоединяемым гусаком, то есть превращающихся из полуприцепа в прицеп. Но в любом случае запрягать в такую повозку обычный магистральный (пусть даже самый мощный) тягач никто не будет: попытка стронуть с места три сотни тонн вместо сорока обойдется, в лучшем случае, заменой сгоревшего сцепления. Поэтому ряд солидных фирм выпускает помимо обычных дорожных тягачей еще и малосерийные, относительно тихоходные машины с гигантской тягой на крюке и соответствующей прочностью шасси. Из итальянских машин такого класса у насизвестны две модификации Iveco Trakker (не путать с самосвалом!) – 300-тонная AT380T54 EZ 300T/ BU и недавно представленная в России 275-тонная AD410T56W EZ 275 T/ BU. По принятой классификации это седельно-балластный тягач: если вместо полуприцепа используются модульные системы, буксируемые через ТСУ, поверх седла устанавливают компактный бортовой кузов, в который загружают балласт. Последний необходим для загрузки ведущих колес во избежание их проскальзывания под тягой и обычно представляет собой набор нетоварных, то есть бросовых бетонных блоков массой, равной номинальной нагрузке на седло. В данном случае 35 т. Еще более компактный балласт – списанное оборудование из металла, например, станки, трансформаторы и т. п. Колесная формула тягача 8х8/4, то есть все оси ведущие, и две из четырех – рулевые. Основа – усиленное четырехосное шасси Trakker, производством тягачей и их отдель-82РЕЙС МАРТ 2011 Особенность балластного тягача – быстросъемный кузов, в который укладывают компактный нетоварный груз массой до 35 тонн, например, бетонные блокиДля всего этого оборудования нашлось место только за кабинойРядом с дополнительным баком – топливный фильтр-сепараторНаличие аппаратуры впрыска мочевины продиктовано нормами Евро-5Противооткатные башмаки всегда должны быть под рукойных узлов занимаются итальянские фирмы ASTRA и SIVI (оба названия – аббревиатуры), входящие, как и Iveco, в концерн FIAT и специализирующиеся на тяжелой внедорожной технике. Двигатель на супертягач поставили серийный – Cursor 13 от магистрального Iveco Stralis. Мощности 560 л. с., учитывая, что по требованиям безопасности скорость 275-тонного автопоезда не должна превышать 40 км/ч, вполне достаточно. Более того, при таких колоссальных нагрузках на дышло прибавка сотни «лошадок» практически ничего не дает. А вот коробка передач обязательно должна быть специальная – на Iveco применили агрегат ZF Transmatic 16 S 251 с гидротрансформатором и интардером. Раздаточная коробка также усиленная – Steyr VG2700, ведь применить агрегат от обычного полноприводного самосвала не позволяют куда более высокие нагрузки в трансмиссии. Несмотря на южное происхождение (завод ASTRA расположен в пригороде Пьяченцы, где легкий морозец бываетраз в пятьдесят лет), тягач Trakker подготовлен к суровой сибирской зиме более чем основательно. Помимо системы холодного старта, обеспечивающей пуск двигателя при температуре до -25 градусов, в наличии предпусковой подогреватель, автономный воздушный отопитель и система подогрева топлива в баке. Топливный фильтр-сепаратор, естественно, тоже применен со встроенным подогревом. Ходовая часть машины тоже доработана в расчете на тяжелые, явно не европейские условия эксплуатации. Хотя одним из достоинств супертягача от Iveco, определивших его более доступную, чем у немецких соперников, цену, стало применение серийных мостов от самосвалов Trakker – 9-тонных спереди и 16-тонных сзади. Многолистовые полуэллиптические рессоры, разумеется, специальные. На передней и задней поперечинахрамы, усиленных мощными пластинами на болтах с резьбой М14, установлены тягово-сцепные устройства фирмы SIVI. Оба рассчитаны на тягу 500 тонн и имеют шкворни соответствующего диаметра – 3,5 дюйма (89 мм). Переднее ТСУ используется для маневровых работ, причем толкающий режим для машины – такой же штатный, как и тянущий. Примененное седло от фирмы Jost модели JSK 38 G1 - 3,5” также рассчитано на вдвое большую вертикальную нагрузку, чем у магистральных машин, и на вшестеро большую тягу. Большие размеры примененных усиленных агрегатов (КП, «раздатки» и др.) вынудили конструкторов вынести часть узлов в надстройку за кабиной. Там расположен 770-литровый топливный бак (штатный 300-литровый от самосвала при работе с груженым тралом явно малоМощность, л. с. (об/мин) 560 (1600-1900) Крутящий момент, Н.м (об/мин) 2350 (1000-1610)Характеристики двигателя тягача Iveco Trakker AD410T56W EZ 275 T/BUМодель Cursor 13-540 Рабочий объем, л 12,9 Диаметр цилиндра/ ход поршня, мм 135х150МАРТ 2011РЕЙС83 спецтехникаIVECO TRAKKER AD410T56W EZ 275 T/BUЗаказчик этой машины пожелал длинную базу и короткую дневную кабину...Цены на некоторые запчасти*Наименование Фильтр воздушный (элемент) Фильтр масляный Фильтр осушителя воздуха Поршневые кольца (комплект на цилиндр) Поршневая группа (комплект на цилиндр) Прокладка ГБЦ Головка блока цилиндров Комплект вкладышей шатунных на одну шейку Комплект вкладышей коренных на одну шейку Насос-форсунка Водяной насос Клапан впускной Клапан выпускной Полный комплект прокладок двигателя * оригинальные для Iveco Trakker AD410T56W EZ 275 T/BU Цена с НДС, руб. 6735 3750 1913 9000 15 800 11 000 167 024 1443 3000 21 000 9 800 1100 1926 39 900...а другому нужен «коротыш» со спальной кабинойват), маслобак гидросистемы, радиаторы систем охлаждения двигателя (дополнительный), КП, раздаточной коробки, а также пневморесиверы, акумуляторные батареи, гидрораспределители, краны и др. Осталось добавить, что дешевых заменителей могучих тягачей на рынке нет – недорогие модели, включая отечественные, не рассчитаны на работу с грузами такой массы. Выбор становится еще уже, если нужна по-настоящему внедорожная техника, ведь большинство близких по цене машин европейских фирм не имеют привода на все колеса и не способны работать на мягких грунтах или в заснеженной местности.Антон Уткин ФОТО ФИРМЫ-ИЗГОТОВИТЕЛЯ84 РЕЙС МАРТ 201190-миллиметровый шкворень выдержит нагрузку 500 тоннПри работе с полуприцепами балластный кузов можно быстро снятьСмазочные материалы, допущенные заводом к применению*Узел смазки Двигатель Коробка передач Ведущий мост ГУР Стандарт Iveco 18-1804Т2 Е7 18-1807 18-1805 18-1807 Класс вязкости Класс качества SAE 0W30/5W30 – синтетическое SAE ASEA E4 – синтетическое 15W40 – минеральное ASEA E7 – минеральное SAE 75W/85 – синтетическое API GL4 – синтетическое SAE80W90 – минеральное API GL3 – минеральное SAE 75W/90 – синтетическое API GL5, MT1 – синтетическое SAE85W140 SAE80W90 – минеральное API GL5 – минеральное – ATF Dexron II D Допущенные марки Urania, Shell, Mobil Tutela, Shell, Mobil Tutela, Shell, Mobil Tutela, Shell, Mobil* на тягаче Iveco Trakker AD410T56W EZ 275 T/BU