36
37
38
39
40
41
42
44
46
48
50
51
автомобилиСРЕДНИЙ ТОННАЖНЕ СЧЕСТЬ АЛМАЗОВ36НИКОЛАЙ МОРДОВЦЕВ заместитель главного редактораЕще несколько лет назад нам в голову не приходило, что японский грузовик можно будет купить в России не только новым, но еще и с правильным – левым рулем, и при этом он будет с российским VINом. Знакомимся с Mitsubishi Fuso Canter, который теперь собирают и в Набережных Челнах.РЕЙС МАРТ 2011 MITSUBISHI FUSO CANTERМАРТ 2011РЕЙС37 автомобилиСРЕДНИЙ ТОННАЖПрошлой осенью в Ганновере на стенде Daimler португальские Mitsubishi Fuso Canter притягивали внимание посетителей богатым выбором надстроекMitsubishi Canter шестого поколения был примерно в тех же габаритахПолноприводные версии Canter отличаются гренадерской выправкой...Mitsubishi – крупнейший и старейший машиностроительный концерн Японии, созданный в 1873 году, специализировался на судостроении и выпуске различного оборудования. С того времени известна его эмблема – три красных ромба, символизирующих три алмаза. В 1917 году была приобретена лицензия на производство итальянского легкового автомобиля Fiat Zero – его назвали Mitsubishi «А», первый серийно выпускавшийся в Японии автомобиль. На следующий год на его основе были изготовлены первые грузовики. С 1920 года существует собственное производство ДВС, с 1928 года начали выпускать самолеты Mitsubishi. В 1934 году была образована компания Mitsubishi Heavy Industries, в которой было автомобильное подразделение. В 1932 году применительно к грузовикам и автобусам возникла марка Mitsubishi Fuso. «Фузо» – одно из древних названий Японии. После Второй мировой войны компания кроме грузовиков и автобусов выпускала американские джипы Willis CJ3B, даже38 РЕЙС МАРТ 2011мотороллеры и автобусы на электрической тяге. В 1963 году было создано первое поколение бескапотных грузовиков Canter. «Кантер» – и не поймешь как перевести с английского: «легкий галоп» или «притворщик». Наверное, все же Cant сродни нашему «кантовать», «переворачивать». В 1970 году автомобильное отделение Mitsubishi Heavy Industries было преобразовано в Mitsubishi Motors Corporation (MMC). В 1971 году ММС начало сотрудничать с американской компанией Chrysler. В 2000 году после объединения Chrysler с немецким Daimler к Mercedes-Benz перешло 34% акций Mitsubishi Motors Corporation. Сегодня компания носит название Mitsubishi Fuso Truck and Bus Corporation, а Daimler AG – ее главный акционер с долей 85 процентов. После того как в 2009 году Daimler приобрел 11% акций ОАО «КАМАЗ», а потом довел свою долю до 25%, было подписано и соглашение с Mitsubishi Fuso Corporation о создании СП «Фузо КАМАЗ Тракс Рус». Уже в апреле 2010 года в Набережных Челнах собрали первый Mitsubishi Canter. MITSUBISHI FUSO CANTERМотор, коробка идут на комплектацию именно японских Mitsubishi CanterВсе агрегаты, узлы и детали, вплоть до последней лампочки, приходят в Набережные Челны в контейнерах – комплектами на автомобиль. Остается собратьУ коробок есть лючок для отбора мощности к приводу гидронасосаРама Canter постепенно обрастает навеской. Конвейера пока нетЯпонцы говорят: «Canter может быть покрашен в любой цвет, при условии...»Canter – семейство грузовиков полной массой от 3,5 до 7,5 тонны грузоподъемностью до 4,5 тонны, в зависимости от массы надстройки и колесной базы автомобиля. Это один из самых удачных и масштабных совместных проектов Mitsubishi Fuso Truck and Bus и Daimler AG. В год выпускают около 100 тысяч грузовиков. Предприятия находятся в Японии, Египте, на Филиппинах, для Европы Fuso Canter делают в Португалии. Продажи осуществляются практически по всему миру, автомобили экспортируют в Северную и Южную Америку, в Англию, Австралию, Европу, Африку, страны Океании и Ближнего Востока. Шасси Mitsubishi Fuso Canter используют не только для установки бортовых тентованных платформ или разнообразных фургонов, на их основе делают самосвалы для работы в сельском хозяйстве и на небольших строительных объектах. Для городского коммунального хозяйства Mitsubishi Fuso Canter оборудуют различными специализированными надстройками, существуют автомобили с цистернами.Для производства в Набережных Челнах из всей гаммы Fuso Canter пока отобрали только модель FE85D, самого современного, седьмого поколения полной массой 7,5 тонны. Причем говорят, нашлись горячие головы, которые предлагали дать автомобилю какойнибудь камазовский индекс, убрать алмазы с облицовки… У челнинского Fuso Canter нет каких-то существенных дополнений в конструкции, отражающих будущие российские условия эксплуатации. Считается, что автомобиль и так достаточно адаптирован. Разве что в топливный бак обязательно добавляют присадку-антигель, чтобы летняя солярка не стала «киселем» при первых морозах на застоявшемся у дилера автомобиле. С учетом того, что предприятие работает меньше года, нет смысла расспрашивать о достигнутом уровне локализации. Понятно, что он минимальный. Из отечественных – здесь только эксплуатационные жидкости, может быть, аккумулятор, возможно, шины из Нижнекамска. Пока выполнена главная задача: отлажен процесссборки грузовиков, темп – восемь автомобилей в смену. К середине ноября 2010 года изготовили 400 грузовиков. Все детали автомобилей в 40-футовых контейнерах сначала везут по морю, а в Набережные Челны они приходят по железной дороге. Как говорят руководители производства, важный момент в истории СП произойдет в 2012 году – на этот срок намечено освоить сборку рамы. Сейчас ее привозят уже склепанную, разве что большинство кронштейнов навешивают в Челнах. Первыми дилерами «Фузо КАМАЗ Тракс Рус» стали: в Москве компания «Мерседес Бенц Север», в Казани – «Фузо Центр Казань». В Казани работает учебный центр, где обучают особенностям конструкции и технической эксплуатации Fuso Canter сотрудников российских дилерских центров. Всего на начальном этапе планируется открыть 30 дилерских центров. Гарантия на автомобиль – три года. Для справки: в Европе продажами и обслуживанием автомобилей Mitsubishi Fuso Canter занимаются 90 представительств Mersedes-Benz.МАРТ 2011 РЕЙС 39 автомобилиСРЕДНИЙ ТОННАЖТехнические характеристикиПолная масса, кг 7500 Снаряженная 2625-2690 масса шасси, кг Разм. борт. платформы, мм 6200х2300х600 Макс. скорость, км/ч 104 Двигатель, Mitsubishi Fuso 4D50-7AT7 рабочий объем, л Евро-3/Евро-4; 4,899 л Мощность, 150 при 2700 л. с. при об/мин Крутящий момент, 471 при 1800 Н.м при об/мин Коробка передач 6-ступенчатая однодисковое, Сцепление диафрагменное, диаметр 330мм Замедлитель заслонка на выпуске с одинарной Ведущий мост гипоидной передачей Топливный бак, л 100 подвеска рессорная; тормоза: впереди Ходовая часть и сзади барабанные, с гидроприводом Шины 7,50R-16 Цена, тыс. рублей с НДС от 1459 до 1536Мотор очень компактный и резвый. Похоже, японские литры меньше белорусских, тех, что на ММЗ, а «лошади», наоборот, крупнее и не стучат «копытами»...В приводе вентилятора – вязкостная муфта и поликлиновой ременьТопливная аппаратура Common Rail, Bosch, а сделана в ЧехииЯпонцы не догадались спрятать воздушный фильтр от российской грязиДвигательЗа все время существования модели Mitsubishi Fuso Canter на эти автомобили ставили различные двигатели – как дизели, так и бензиновые, тогда еще чуть ли не карбюраторные моторы. Понятно, что в конечном счете приоритет был отдан именно дизелям, причем вопреки журналистским легендам вовсе не только атмосферным, а современным – с турбонаддувом и интеркулером. Самые экологически чистые Fuso Canter, ориентированные на рынок Европы, Америки, Австралии и самой Японии, оснащаются еще и гибридными силовыми установками, состоящими из 3-литрового дизеля мощностью 125 л. с. и 60-сильного электромотора. Еще интереснее – Fuso Canter электромобиль, демонстрировавшийся на выставке IAA-2010 в Ганновере. В России подобные автомобили в первую очередь появятся только на Олимпиаде в Сочи к 2014 году, а лет через пять, возможно, в городах-миллионниках.40 РЕЙС МАРТ 2011Казалось бы, для легкой гаммы Fuso Canter могли бы приспособить «расточенную» версию какого-нибудь легкового дизеля Mitsubishi с ремнем в приводе распредвала. Ведь, было дело, до 2000 года на Canter устанавливали дизель 4М40 2,8 литра, 125 л. с., в основе которого мотор джипа Mitsubishi Pajero. Для более тяжелых версий Fuso Canter применяли соответствующий дизель из гаммы двигателей промышленного назначения производства компании Mitsubishi Heavy Industries. Там мощностной диапазон выпускаемых дизелей – от 6,3 л. с. у одноцилиндрового 300-кубового мотора-«газонокосилки» до 5079 л. с. у огромного судового двигателя. Наиболее подходящим был бы D04FD-TAA объемом 4,25 литра и мощностью 140 сил. Однако на Mitsubishi Canter устанавливают свои моторы. Для европейского рынка применяется 3-литровый дизель 110, 125 и 145 л. с., выпускаемый с 2002 года, выполняющий нормы Евро-5 и теперь уже EEV. Для Fuso Canter, собираемогов Набережных Челнах, предназначен дизель модели Mitsubishi 4D50-7AT7 рабочим объемом 4,899 литра, мощностью 150 л. с. при 2700 об/мин и моментом 471 Н.м при 1800 об/мин. Казалось бы, невелики результаты. Однако это самая слабая настройка мощности двигателя, есть еще одна – 180 лошадиных сил, с ней моторы идут на комплектацию именно японской версии Fuso Canter, той, что для внутреннего рынка. Понадобится выпускать «японцев» с такими двигателями на «КАМАЗе» – элементарно перейдут на более мощный мотор. Это настоящий «грузовой» автомобильный дизель, с приводом ГРМ, надежными шестернями переднего расположения, и распредвалов здесь два. Они установлены в алюминиевой головке блока, с четырьмя клапанами на цилиндр. Два распредвала – «изюминка» в конструкции, редко встречающаяся у дизелей коммерческого назначения. Блок гильзован сухими гильзами, размерность мотора 114х120 мм. MITSUBISHI FUSO CANTERГабаритные размеры, ммИсполнение А B C FE85DE FE85DG 3410 3870 5975 6655 1420 1620 FE85DH 4170 7130 1815 FE85DJ 4470 7565 1950Масляный фильтр будет удобнее всего менять именно с ямыДля России нужен топливный фильтр-отстойник с подогревомЛепестки «корзины» – без подпятника. Заклинит выжимной – сожжет пружинуСтояночный тормоз барабанный, установлен на вторичном валу коробкиНа что сразу обращаешь внимание, запустив двигатель челнинского Fuso Canter, как мягко и тихо он работает. Причем это заслуга самого мотора, а не сверхсовершенной хитроумной шумоизоляции: у японских грузовиков на полу обычно лежит тонкий-тонкий слой синтетического войлока и поливинилхлоридный коврик. Кажется, что под кабиной Fuso Canter спрятан не четырехцилиндровый дизель объемом 5 литров (вспомните работу минских дизелей с ТНВД), а небольшая рядная бензиновая «шестерка». Причем у мотора одинаково ровный характер вне зависимости от его температуры и оборотов. Даже если он и проморожен несколькими зимними ночами и «трудится» на холостом ходу, то все равно не генерирует по всему автомобилю противную мелкую дрожь. Для создания этого «чуда» есть обыкновенные технические решения. Первое: здесь установлена самая современная и экономичная топливная аппаратура – электронноуправляемая Common Railпроизводства Bosch. Впрыск топлива в камеру сгорания – тремя порциями разного объема: и давление в цилиндре нарастает плавно, и механическими регуляторами ТНВД не гремит. Аппаратура изготовлена не в Японии, но и не где-нибудь в Китае, а в Чехии. Когдато для советских автоперевозчиков чешские ТНВД и форсунки Motorpal были чуть ли не эталоном качества и надежности. И сейчас на двигателе Fuso Canter нет оснований сомневаться в ресурсе более современных компонентов топливной аппаратуры этого производителя, да еще и цена должна быть вполне приемлема. При этом у Fuso Canter декларируется следующий расход топлива на сотню: по трассе – 17 л, смешанный цикл – 19 л, городской – 21 литр. Второе, и самое главное: вибрации гасят два балансирных, уравновешивающих вала – сверхредкое явление на четырехцилиндровых моторах объемом одного цилиндра около литра. Также не допускает передачи вибрации двигателя на раму опти-мизированные по жесткости подушки подвески мотора и «гофра» приемной трубы глушителя. В тщательности борьбы с лишней «тряской» прослеживается хорошая наследственность от двигателей легковых Mitsubishi – там очень часто применяют балансирные валы. В Европе валами уравновешивает силы инерции второго порядка только Scania, на своих 9-литровых рядных «пятерках». То, насколько серьезно и не скупясь японцами сделан двигатель, кроме балансирных валов подтверждает и наличие водо-масляного теплообменника. С ним в жаре городских пробок стабильнее температура масла, оно не теряет вязкости, не осыпаются в шлам ценные присадки. Норм Евро-4 этот мотор достигает благодаря рециркуляции отработавших газов EGR (Exhaust Gas Recirculation), причем с жидкостным охлаждением газов. То есть ничего кроме солярки заливать в бак не придется. Более высокого уровня уже, видимо, придетМАРТ 2011 РЕЙС 41 автомобилиСРЕДНИЙ ТОННАЖКоробка передач крепится к блоку двигателя дюжиной болтовКартер коробки – алюминиевый, с вертикальными разъемами. Потому прочнее, чем с несколькими лючками. Управление – тросами, четкое и легкоеА так выглядит коробка Canter с гибридной силовой установкой......между сцеплением и механической коробкой установлен электромоторВ коробке шесть передач, диапазон чисел: от 5,4 до 0,71ся достигать нейтрализуя выхлопные газы водным раствором мочевины AdBlue. Японский стартер корпорации Mitsubishi Electric в очередной раз поразил компактностью, тихой работой и мощью. Во всяком случае, на московском 20-градусном морозе проблем с запуском Fuso Canter не было. Кстати, стартеры Mitsubishi применяют даже французы на двигателях тяжелых грузовиков Renault Premium. Там «машинка» размером с «волговский» СТ230 легко крутит коленвал 11-литрового дизеля! Генератор тоже установлен неслабый – 80 ампер. У советских автобусов, и то, генератор стоял только 60-амперный, а вся та гирлянда лампочек была вовсе не энергосберегающей. Аккумуляторы Bosch – австрийские, их применяют тоже в самом мощном исполнении – Heavy Duty, то есть 110 амперчасов и с «отдачей» 850 ампер. При этом напряжение на «борту» самое правильное для дизеля – 24 Вольта. Чем не перестаю восхищаться, знакомясь с японскими грузовиками, так это очень тщательно выполненными соединительными разъемами про42 РЕЙС МАРТ 2011водки. А ведь в 80-х годах нам казалось, что нет ничего лучше вазовскокамазовских «пап-мам»… Здесь своя герметизирующая резиночка есть у каждого провода на входе в колодку, разъем тоже уплотнен. Российские лужи, дорожная соль не смертельны для выполненной таким образом проводки. Однако, глядя на блок реле и предохранителей, отвечающих за работу двигателя Fuso Canter, только и остается надеяться на его тщательную герметизацию. Блок установлен рядом с аккумуляторной батареей, сзади левого переднего колеса. Если оборвется резиновый брызговик на «крыле» кабины, вода и грязь неизбежно будут лететь на этот важный коммутационный «ящик»… В приводе вентилятора применен надежный поликлиновой ремень и вязкостная муфта – в холода «пропеллер» не будет без толку перемешивать воздух под кабиной. В системе охлаждения из недостатков только низко расположенный радиатор. От земли до него всего 290 мм – совсем немного. Водителя необходимо серьезно инструктиро-вать, чтобы не очень-то скакал на Fuso Canter через бордюры и не лез без разбора в первую попавшую колею. Понятно, что локализировать в Челнах производство двигателя для Fuso Canter в лучшем случае получится не скоро, а в худшем – никогда. Однако возможен и другой расклад – установка выпускаемых на СП «КамминзКАМА» четырехцилиндровых дизелей Cummins ISBe. По характеристикам он близок к японскому мотору, но тогда это будет уже несколько другой автомобиль, а не Mitsubishi Fuso Canter.ТрансмиссияКак и многие автопроизводители с мировым именем, компания Mitsubishi Fuso Truck and Bus Corporation самостоятельно выпускает агрегаты трансмиссии, в частности, механические коробки передач и ведущие мосты. Если на Fuso Canter установлена механическая автоматизированная электронноуправляемая коробка или классический «автомат» с ГМП (японцы – любители «автоматов»), то можно не сомневать- автомобилиСРЕДНИЙ ТОННАЖМнениеАЛЬБЕРТ ЯГУДИН генеральный директор ООО «ФУЗО КАМАЗ Тракс Рус» – Основная ставка сделана нами на сборку бортовых автомобилей и различных фургонов: промтоварных, изотермических, рефрижераторов. Пока мы привлекли в партнеры шесть заводов: в Нижнем Новгороде это «Автомеханический завод», «Промавто», «Чайка-Сервис», в Москве «Мегадрайв» и «Мосдизайнмаш», в Набережных Челнах «Штурман кредо». У каждого есть свои варианты фургонов и бортовых платформ. В самом ближайшем будущем на шасси Мitsubishi Fuso Canter будет монтироваться с десяток различных спецнадстроек. В первую очередь, бортовые с краноманипуляторными установками, эвакуаторы, а также мультилифты. Именно это спецоборудование наиболее востребовано на российском рынке. Политика нашей компании предусматривает поставку на рынок автомобилей со спецустановками, на которые уже имеются все необходимые документы и разрешения. Для обслуживания и ремонта автомобилей мы аттестовали 30 дилеров по всей стране. Фирменные СТО находятся в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Самаре, Саратове, Краснодаре, Екатеринбурге, Челябинске… Полный список выложен на сайте www.fusotrucks.ruЭтот торсион помогает водителю без надрыва позвоночника поднять кабинуУ «японцев» кардан состоит из двух частей. Соединяется – фланцемВ управлении коробкой главное – следить за герметичностью чехловРедуктор – экономичный, гипоидный. Дифференциал – самоблокирующийсяся: эту коробку сделала другая известная компания из Японии – Aisin Seiki. Aisin входит в состав концерна Toyota, причем ее продукция – сцепления и коробки передач – пользуется большим спросом у многих японских, корейских и даже американских автозаводов. Однако оптимизация модификации Fuso Canter под производство в Челнах заставила ограничиться применением только механической коробки, зато здесь она шестиступенчатая. А в Европе коробка Canter может быть и с пятью ступенями… Сцепление однодисковое, с диафрагменной «корзинкой»,Колеса закреплены шестью шпильками. У задних колес – футорки44 РЕЙС МАРТ 2011диаметром 330 мм. Управление коробкой – двумя тросами, что позволило установить рычаг не на полу кабины или на тоннеле двигателя, а на консоли панели приборов. Говорят, что Canter седьмого поколения чуть ли не первый в мире грузовик бескапотной компоновки, у которого рычаг коробки расположен таким образом. Возможно, это так, но российскому перевозчику без особой разницы «первый или третий», а рычаг действительно не мешает, установлен удобно и переключение четкое, с короткими ходами. Корпус коробки из алюминиевого сплава, есть отбор мощности для привода гидронасоса надстроек, сама по себе КП довольно компактная, а между тем рассчитана на момент двигателя под 600 Н.м. Диапазон чисел от 5,4 на первой передаче до 0,71 на шестой, пятая передача – прямая. Очень неплохо для японского аналога нашего «газона»: 4,5 тонны груза, 150 лошадей под «педалью», шесть «мелко нарубленных» передач и 17 литров солярки на сотню! Компания Mitsubishi Fuso Truck and Bus Corporation традиционно являетсяодним из поставщиков автомобилей для сил самообороны Японии. Кроме специальных армейских грузовиков выпускают и адаптированные под требования военных коммерческие автомобили. Как раз для армии, полиции и спасательных служб выпускают полноприводный Fuso Canter FG Light-Medium Duty 4WD. Конечно же, на вездеходы устанавливают раздатку и ведущий передний мост, есть мосты и с блокируемыми дифференциалами. Бывают Canter и трехосные, но только колесной формулой 6х2, которая позволяет увеличить грузоподъемность, длину платформы и сохранить в прежних пределах нагрузку на оси. Возможно, такие автомобили, если появится спрос, со временем станут выпускать и в Набережных Челнах, но пока здешний Fuso Canter – обычный развозной грузовик колесной формулой 4х2. Потому и задний мост почти самый обыкновенный – с экономичным гипоидным редуктором. Передаточное число единственное, без вариантов – 5,71. Зато есть самоблокирующийся дифференциал, автомобилиСРЕДНИЙ ТОННАЖРадиатор системы охлаждения установлен очень низко. Ниже – только балка переднего моста. Проблему можно легко решить при локализацииТакой протектор и на шинах ведущей оси. В России надо быть «позубастее»Надо не лениться, смазывать пальцы и втулки задних рессор......а выглядят они вот так. Периодичность – через 4-5 тысяч километровПередние рессоры на резиновых втулках, схожих с «волговскими»видимо, как на ГАЗ-66 – кулачковый, повышенного трения. И кроме того, японцы обещают высокий ресурс агрегатов трансмиссии – более 200 000 километров.ХодоваяВ отличие от многих европейских производителей среднетоннажников, японцы при изготовлении рамы Fuso Canter не используют лонжероны постоянного сечения. Но они и не делают их по классической схеме: когда спереди и сзади высота профиля уменьшается, что позволяет получить относительно низкое расположение кабины и приемлемую погрузочную высоту. Обычно раму с таким профилем сложно и дорого сделать в нескольких вариантах длины и колесной базы. На Fuso Canter применен промежуточный вариант – сечение уменьшается только спереди, высота лонжеронов в середине длины составляет 226 мм, ширина полки 70 мм, толщина 6 мм. Это позволяет сделать раму в семи вариантах базы: от 2500 до 4470 миллиметров. Однако в Челнах не стали ориентироваться на46 РЕЙС МАРТ 2011короткобазные грузовики и делают автомобили самых востребованных в России вариантов: 3410 мм, 3870 мм, 4170 мм и самая длинный – 4470 мм. Понятно, что в этом случае на грузовик совершенно свободно монтируется кузов длиной 6 метров – один из самых необходимых перевозчикам размеров платформы. Между тем длинный Fuso Canter в городе не станет слоном в посудной лавке. Благодаря большим углам поворота цапф на передней балке и 16-дюймовым колесам у Canter радиус разворота составляет всего от 6,1 м до 7,8 м, в зависимости от длины базы. Однако у рамы есть и явные недостатки: по российским меркам задняя траверса слаба под установку не только полноценного буксирного устройства (на подобных грузовиках фаркоп чаще всего и не нужен), но и просто под крюки. Если сам застрял на нечищеной от снега дороге или кому понадобится помочь в такой ситуации, трос придется цеплять за серьгу рессоры. Но до нее еще надо добраться, а потом можно впопыхах и противоподкатный брус вывернуть… Более мощную траверсуи буксировочные крюки в СП планируют сделать при локализации рамы, тогда же освоят и большинство кронштейнов. Это станет одним из достоинств собираемого в Челнах «японца». Говорят, в Японии выпускают Fuso Canter в особой комплектации – с передней независимой подвеской. Наверное, был бы на Canter компрессор для «добычи» сжатого воздуха, наверняка себе японцы сделали бы и заднюю подвеску пневматической. Однако на автомобилях, собираемых в Набережных Челнах, применены обычные неразрезные оси и рессоры. Причем не самые современные и легкие – малолистовыеРазмер ключа для гайки колеса S=41. Вся надежда – на качественный цинк автомобилиСРЕДНИЙ ТОННАЖМнениеЮРИЙ СКОК директор ООО «Агропромснаб» Крапоткин, Краснодарский край – Наше предприятие занимается металлообработкой. Грузовики, которые у нас эксплуатируются, доставляют металл и отвозят клиентам готовую продукцию. Мitsubishi Fuso Canter приобрели в октябре 2010 года в дополнение к имеющейся «ГАЗели», с нее на Canter и пересадили водителя. Ему автомобиль однозначно понравился. Мощный и комфортабельный грузовичок, совершенно свободно везет 4-5 тонн. Выбирал автомобиль я сам, важный аргумент – Mitsubishi Canter чистокровный «японец», то есть должен быть надежным. Кроме того, для нас оптимальна бортовая платформа длиной 6,2 метра: удобно возить металл. Пока не было морозов, не было никаких замечаний по автомобилю. А потом почему-то в баке оказалась летняя солярка. Замерзла напрочь, пришлось отогревать – обязательно нужен подогрев топливозаборника в баке и обогреваемый фильтр-отстойник. Кроме того, мы сделали самодельный ящик для аккумуляторов и защитный кожух для расширительного бачка с прорезью для контроля уровня жидкости. С учетом того, что автомобиль может у нас эксплуатироваться с прицепом полной массой 2,5 тонны, взамен штатной задней траверсы изготовили более прочную. Установили фаркоп от старого Mercedes Vito, к которому раньше цепляли прицеп – получился 10-тонный автопоезд. Это еще одно из достоинств Canter.В баке тоже нужен подогрев топливоприемника. Можно использовать электрический, а можно и жидкостный, от системы охлаждения двигателяЗа передним левым колесом расположен блок реле и предохранителей...Аккумуляторы мощные: русской зимой не испугать, но им нужен другой ящикпараболические, а проверенные временем и дорогами полуэллиптические. Сочленения передних рессор с кронштейнами рамы выполнены на резиновых втулках, которые в случае износа заменить так же просто, как на нашей «Волге». Напомним, что так же сделана передняя подвеска и на корейском «клоне» Fuso Canter – Hyundai HD65/ HD72. А вот сочленения задних рессор с рамой выполнены по старым американским «рецептам»: стальной палец с масленкой и одним фиксирующим болтом, в «ушах» рессоры – бронзовые втулки. Спору нет, надежно, но требует регулярной смазки, а это понравится не каждому перевозчику. Это отлично знают и сами японцы, а также немцы – нынешние владельцы бренда Mitsubishi Fuso Canter. Во всяком случае, на выставке IAA-2010 в Ганновере на стенде Mercedes были представлены португальские Fuso Canter, у которых в рессорах и кронштейнах стояли не требующие обслуживания сайлентблоки. Именно такие машины продают в Европе – конкуренция заставила изменить конструкцию. Наверное, при48 РЕЙС МАРТ 2011локализации в Челнах рамы нужно будет подумать и о замене древней пары палец-втулка более прогрессивными резино-металлическими шарнирами. Fuso Canter челнинской сборки наделен еще одним американо-японским атавизмом – футорками, крепящими задние колеса. На этом фоне газовский «Валдай» выглядит более инновационным грузовиком, чем «японец» чуть ли не с нанотехнологиями. А вот у португальского Mitsubishi Fuso Canter крепеж колес сделан по стандарту ISO, то есть диски центруются на пояске ступицы и притягиваются через шесть шпилек гайками с плоскими шайбами (есть мосты для легких серий Fuso Canter с пятью шпильками). Понятно, что в ближайшее время в Челнах никто эти архаичные узлы модернизировать не будет, но на определенном этапе локализации – вполне возможно. Практически на всех своих среднетоннажниках японцы применяют гидравлический привод тормозов, на тяжелых версиях, там, где есть сжатый воздух, устанавливают пневмоусилитель, а где компрессора нет – исполь-зуют вакуумный. На Fuso Canter как на самом легком в гамме грузовиков Mitsubishi тормоза выполнены с гидроприводом и вакуумным усилителем, установленным между педалью тормоза и главным цилиндром. Вакуумный насос смонтирован не на генераторе, а отдельно на передней крышке – легко заменить. Тормозные механизмы барабанные – простые и понятные в ремонте нашим перевозчикам. Вместе с тем тормоза у Fuso Canter довольно цепкие, а на скользкой дороге здорово помогает ABS. Немного поберечь тормозные накладки должна заслонка на выпуске, она с электровакуумным приводом, а управляется правым рычажком подрулевого переключателя. За неимением сжатого воздуха стояночный тормоз выполнен трансмиссионным, а его барабан установлен на вторичном валу коробки. Дисковые рабочие тормоза, видимо, применяют на автомобилях, предназначенных для Японии и Европы, а между тем в интенсивном городском движении они далеко не лишние в России. Челнинский Fuso Canter обут в шины автомобилиСРЕДНИЙ ТОННАЖНа машины еще в Челнах устанавливают фургоны, причем очень неплохо сделанные. Это стратегия СП: хорошему автомобилю – хорошая надстройкаЗалезать в кабину очень удобно: дверной проем широкий и высокийФонари Mitsubishi Canter – просто радуют глаз висящего на «хвосте»Лакокрасочный «бутерброд» качественный, но локеры все равно нужныШильдик с надписью «Фузо КАМАЗ Тракс Рус» – на задней стенкеразмерности 7,50R16 с 12-ю условными слоями корда, причем протектор и на рулевой оси, и на ведущем мосту одинаково мелкий. Все-таки на задних колесах нужны более «зубастые» шины. Возможно, при локализации перейдут на шины с посадкой 17,5 дюйма, этот размер уже стал интернациональным у среднетоннажников различных марок.КабинаУ японцев почему-то так заведено: для одного и того же грузовика делать кабины разной ширины. Так же поступают и с Mitsubishi Fuso Canter. У одной кабины внешняя ширина 1695 мм, у другой – 1995 миллиметров. Еще одна особенность: у Fuso Canter нет полуторной кабины, есть одинарная и есть «double cab» или «сrew сab», двойная, с четырьмя дверьми, на семь человек. В Набережные Челны пока привозят только широкую одинарную кабину. Еще одна, можно сказать, почти легенда: якобы светотехнику у автомобилей из Страны Восходящего солнца местные дизайнеры разрабатывали по своему образу и подобию. На самом деле50 РЕЙС МАРТ 2011узко-косоглазые фасады кабин у Fuso Canter появились лишь на седьмом поколении, а прежде фары были просто прямоугольные и даже круглые. Не стоит ожидать от самого легкого грузовика Fuso Canter какого-то флагманского дизайна кабины. Здесь все сделано хорошо и добротно и строго соблюдается принцип разумной достаточности. К примеру, лицевая панель кабины вварена в каркас, а не сделана подъемной, как на более тяжелых грузовиках. Попадет машина в аварию – тянуть и рихтовать придется на месте. Но проемы дверей действительно широкие и высокие, залезать в кабину очень удобно. Вместе с тем в Европе, Японии и Америке вводятся все более жесткие требования к пассивной безопасности автомобилей. Даже к грузовым. Потому у Fuso Canter есть брусья безопасности в дверях, увеличена прочность пола и всего каркаса кабины, но выделены деформируемые при ударе зоны. Всего этого не видно при первом знакомстве с автомобилем, но водителю это важно знать: так спокойнее. В Западной Европе, в Америкеи Японии на страже здоровья водителя стоит и подушка безопасности, но в российских Fuso Canter ее пока нет. В сегменте среднетоннажников по внутренним габаритам у Fuso Canter не самая широкая кабина – 180 см, поэтому не стоит обольщаться перспективой использования этого грузовика на дальнобое с ночевками. Это типично городской развозной автомобиль, к которому при желании можно пристроить только «спальнюскворечник» на крышу. Высота в кабине от пола до потолка 140 см – вполне нормальный размер и для рослого россиянина. От стекла до стенки –В торце проема пассажирской двери спрятан резервуар омывателя MITSUBISHI FUSO CANTERПанель приборов и в действительности симпатичная. Пластик добротный, на новой машине совершенно не скрипит. На «японце» так будет всегдаУ Canter португальской сборки на пол кладут ковер – нам надо еще теплееПанель пока без модного дисплея, проводка – без CAN-шинСиденье водителя идеально спрофилировано. А для пассажиров – диванчикСреднюю спинку можно вот так откинуть. Получается удобный столик136 см, что в сочетании с неглубокой панелью приборов позволяет сделать весьма комфортным пребывание в кабине пассажиров. Колени в панель не упрутся даже у баскетболистов. Понятно, что при таких габаритах кабина Fuso Canter не может быть настолько тяжелой, чтобы возникла необходимость применять гидроподъемник. Однако водителю не придется надрываться, поднимая ее: в помощь есть торсион, который и несет основную нагрузку. Интересно, что замок кабины, как у многих «японцев», находится с правой стороны, то есть водитель будет поднимать кабину, стоя на обочине, в абсолютной безопасности. Для России такое расположение замка – самое лучшее, но вряд ли японцы задумывались об этом. В отделке интерьера преобладают оттенки синего – почему-то этот цвет очень уважают дизайнеры Mitsubishi. На Fuso Canter ярко-синяя тканевая обивка сидений, а панель приборов вообще темно-сиреневая. Смотрится богато. Из приятных мелочей базовой комплектации – регулируемая по вы-соте и углу наклона рулевая колонка, электростеклоподъемники и зеркала заднего вида с подогревом. Водительское сиденье японцами очень усердно профилировано, и потому оно удобное. Боковая поддержка настолько явно выражена, что в первый момент кажется, что это спортивный «ковш» если не с F1, то уж с трак-рейсинга – точно. Между тем сиденье вовсе не выклеено из стеклопластика по оттиску «пятой точки» среднестатистического японского шофера, а комфортное и довольно мягкое – что называется, в меру. Регулировки самые необходимые, без электроприводных излишеств. Машина небольшая и поэтому пневмоподвеску (опять сказывается отсутствие сжатого воздуха!) или пружину с амортизатором под водительское кресло пристроить не удалось. Пассажирское же сиденье самое элементарное – «диван» на двоих и с совершенно плоскими поверхностями. Здесь разнообразие вносит разве что откидывающаяся спинка для второго пассажира – получается удобный столик для чайной церемонии на двоихво время стоянки. В чем не приходится сомневаться, так это в высокой коррозионной стойкости кабин любого «японца». Ржавчины не видно даже на старых «праворуких» грузовиках, которые поколесили по островам с десяток лет, а потом были ввезены в Россию. Mitsubishi Fuso Canter здесь не исключение, у него почти 60% панелей кабины отштампованы из оцинкованной с двух сторон стали. Лучшей защиты нет. Это детали с наиболее вероятным возникновением коррозии: пол, передок, колесные арки, двери, стойки. По большому счету, без цинка остается крыша, но на ней дыр не бывает. Конечно же, барьер коррозии создает и катафорезное грунтование с полным погружением в ванну, а также слой качественной краски. Там, где надо, на поверхности кабины наносят мастики, однако в арки все же не помешало бы установить пластмассовые подкрылки – локеры. Все же это очень эффективная дополнительная защита от российской просоленной дорожной грязи.ФОТО АВТОРА И ФИРМЫ-ИЗГОТОВИТЕЛЯМАРТ 2011 РЕЙС 51