72
73
автобазаМАСЛАМАРИЯ БОЛТАЛИНА к. т. н., руководитель отдела технической поддержки компании ОOO «Шелл Нефть»ВЫГОДА МОДЕРНИЗАЦИИрежде чем начать разговор на тему модернизации пакета присадок, нужно четко понимать, что такое модернизация. Малейшее изменение в типе и (или) в соотношении компонентов товарного масла (базовых масел и составляющих пакета присадок) уже называется модернизацией. Усиление каких-либо свойств масел (моюще-диспергирующих, низкотемпературных, противоизносных, антиокислительных) не обходится без изменения компонентного состава пакета присадок. Условия эксплуатации техники на конкретном рынке диктуют свои условия. Приведу пару примеров. Россия отличается от стран Европы преобладанием холодного климата над теплым. Горячо любимая всеми европейскими и американскими производителями техники вязкость трансмиссионного масла SAE 80w-90 в России не может использоваться во72 РЕЙС МАРТ 2011ППроизводители смазочных материалов модернизируют свои продукты с учетом условий, в которых эксплуатируется техника. Какова особенность масел, созданных для Россиивсех регионах в осенне-зимний период по причине ограничения нижней низкотемпературной «планки» для класса вязкости 80w температурой в минус 26. Что такое для России минус 26? С этой температуры во многих регионах осень начинается, а что делать зимой? Казалось бы, что мешает использовать вязкость 75w? Однако 75w это уже зона «синтетики», а значит, цена за подобный продукт будет значительно выше. К сожалению, до сих пор не каждое автопредприятие, имеющее в своем арсенале несколько десятков единиц техники, решается наподобный «подвиг». Идя навстречу запросу рынка, «Шелл» дорабатывает рецептуру трансмиссионных масел 80w90 путем использования в рецептуре базовых основ с улучшенными низкотемпературными свойствами, что приводит к превышению требований SAE для трансмиссионных масел класса 80w и обеспечению необходимой прокачиваемости трансмиссионных масел 80w при температурах ниже минус 26. Это уже называется модернизацией. Другим примером может служить модернизация уже имеющейся рецептуры сезонных моторных масел Rimula, проведенная с целью улучшения низкотемпературных свойств для зимнего класса вязкости и повышения моюще-диспергирующих свойств для всей серии сезонных масел. Данная необходимость была вызвана применением сезонных моторных масел Rimula в тяжелых условиях эксплуатации. Парк техники обновляется, и данные изменения не могут пройти мимо производителей смазочных материалов, которые работают в жесткой связке с ведущими производителями техники. Ужесточение экологических требований влечет за собой необходимость производить изменения в конструкции двигателей, что, в свою очередь, приводит к изменению требований к моторному маслу, а значит, его составу. Производители техники, сталкиваясь с какими-либо проблемами в процессе эксплуатации, обращаются за помощью к разработчикам смазочных материалов. Ведется статистика и планомерная научноисследовательская работа по изучению возможных причин возникших проблем и путей их решения.Омологация – значит, улучшениеНе нужно забывать, что разработка каждой «когда-то современной» рецептуры вызвана необходимостью удовлетворять определенным требованиям узла, а значит, данная рецептура обеспечивала комплекс «полезных и нужных свойств». Все положительное обязательно используется при разработке новых типов смазочных материалов. Поэтому можно сказать, что появление новых смазочных материалов это результат бесконечной модернизации, результат стремления соответствовать новым требованиям. А изменение, усовершенствование, приведение в соответствие с новыми требованиями смазочного продукта называется омологацией. Если сравнивать моторное масло А, отвечающее требованиям только промышленных стандартов API, ACEA с моторныммаслом В, отвечающим также и дополнительным требованиям производителей, можно считать пакет присадок масла В омологированным по отношению к пакету присадок масла А. Ведущие европейские производители выдвигают дополнительные требования к моторному маслу, и промышленные спецификации ACEA для них являются лишь «базовыми требованиями». Например, Mercedes отличается жесткими требованиями к противоизносным и антиокислительным свойствам масла, а также повышенными требованиями к испаряемости моторного масла. В течение десятилетий требования ужесточались и менялись, что вызывало необходимость также омологировать и моторное масло, претендующее на работу в более современных двигателях Mercedes. Поэтому масло, удовлетворяющее требованиям MB 228.5, является омологированным по отношению к маслу, удовлетворяющему требованиям MB 228.3. Увеличение межсервисного интервала, пропагандируемое некоторыми ведущими производителями двигателей, также влечет за собой определенные серьезные изменения в составе продукта, так как возможно только при наличии у смазочного материала повышенных антиокислительных свойств, улучшенных моюще-диспергирующих свойств и стабильных вязкостных свойств в течение длительного времени эксплуатации, что, несомненно, влияет на состав пакета присадок. Применение различного дополнительного оборудования, способствующего снижению токсичности выхлопных газов, внесло очень серьезные и значительные изменения в рецептуру мотор-ных масел. Это еще раз подчеркивает то, что любое масло разрабатывается совместно с производителем автомобильной техники. В области моторных масел «Шелл» плотно работает с европейскими производителями техники. Если заглянуть в «историю отношений», то в конце 1990-х гг. совместными усилиями Shell и компании Daimler было запущено в производство моторное масло 5W-30, отвечающее техническим условиям компании Daimler, предъявляемым к маслам с удлиненным интервалом замены. Это был один из первых продуктов в серии смазочных материалов, обладающих энергосберегающими свойствами. Последующие разработки в области технологий нейтрализации отработавших газов подразумевали необходимость применения малозольных (low SAPS) моторных масел в новейших моделях двигателей. Корпорация Shell также была первой компанией, представившей малозольные (low SAPS) масла, начав с масла Rimula Signia 10W-40. Наряду с увеличенным интервалом замены эти масла оказывали защитное действие на устройства предварительной очистки выхлопных газов. Не удовлетворившись этим, компании Daimler и Shell пытались создать масло, которое одновременно обладало бы удлиненным интервалом замены, обеспечивало бесперебойную работу систем нейтрализации отработавших газов, являлось энергосберегающим и при этом обладало не меньшим уровнем противоизносных свойств, чем масла более высокой вязкости. Спустя три года исследований на рынке появилось масло Rimula R6 LME, отвечающее всем предъявленным требованиям.МАРТ 2011РЕЙС73