18
19
20
| jJMiii ъс •--^™'»™,<- шк-ШШШВР*3#HP#"^--J-—*-ва»?*0?^ЧЯГ,9вжЯ! г*'!*-:.'Я/900. Я. СКРЯБИНКАК ОРГАНИЗОВАТЬ ДОРОЖНУЮ ТРУДПОВИННОСТЬ Б ДЕРЕВНЕ*)РОШЕДШИЙ 1-й дорожный с'езд, всколыхнувший советскую общественность, выдвинул ряд положений в области ведения дорожного хозяйства, которые можно свести к следующему: Волостные и сельские дороги, имеющие большое значение для развития всего народного и особенно сельского хозяйства, могут быть улучшены, главным образом, наиболее заинтересованным в этом сельским населением. Ни один государственный бюджет, даже самых богатых стран, не может целиком выдержать бремя расходов по содержанию волостных и сельских дорог. Кроме того, дорожный с,езд указал, что для равномерного распределения расходов и труда по улучшению волостных и сельских дорог между трудоспособным населением, необходимо сделать обязательным либо непосредственное трудовое участие самого населения в этом деле, либо замену трудповинности денежными взносами. Но трудовая повинность не даст должного эффекта, если население не будет видеть и ощущать, что труд его действительно приносит пользу, улучшает связь со станциями, городами, базарами, рынками, школами, больницами и т. д. Это заставляет нас уделить дорожной трудповинности сугубое внимание. А надо признать, что использование труда населения в дорожных работах—неимоверно трудное и сложное дело. В отличие от буржуазных стран, где строительство осуществляется по подрядам и требует со стороны хозяина только надзора, у нас в Союзе оно ведется в основном на хозяйственных началах и притом исключительно с помощью своего аппарата. Это требует от хозяина не только надзора, но и составления плана работ и организации их. Несмотря на то, что эта форма строительства гораздо сложнее и труднее—-она более совершенна.П*) В дискуссионном порядке. Р ед . 18В отличие от обычных форм, производство работ на началах дорожной трудповинности встречает добавочные трудности, как-то невозможность иметь рабочую силу и тратить средства именно в тот период, когда они могли бы быть использованы наилучшим образом; невозможность иметь во время нужное количество транспортных средств; неопределенность в сроках выхода переменной рабочей силы на работу; трудность снабжения ее инструментами, недисциплинированность, недостаточная ее квалификация и сложность контроля за отбыванием трудповинности, и другие. Отсюда ясно, насколько усложняются задачи технического и хозяйственного персонала, которому придется осуществлять выполнение трудповинности на волостных и сельских дорогах. Можно с уверенностью сказать, что члены ячеек Автодора не смогут выполнять производственных функций, так как каждый из них занят своей основной работой и этому делу сможет уделять только часть свободного времени, производственные же работы требуют определенного и постоянного персонала. Поэтому, очевидно, что ячейки Автодора могут выполнять лишь такие функции, которые не являются срочными. Они могут разрабатывать планы и организационные формы работ, инструкции, проекты. На линии они могут производить контроль работ. Но лучше всего предоставить ячейкам Автодора выполнять на местах ту роль, которую выполняет с таким успехом Автодор в центре,—привлекать общественное внимание к делу дорожного строительства и автотранспорта, возбуждать инициативу, вести пропаганду идей устройства и развития хороших дорог. Ясно, что для успеха дела на линии во время производства работы должен быть специальный наблюдатель и руководитель. Наиболее рациональным для данного времени следует признать следующий способ технического обслуживания работ на волостных и сельских дорогах: на волость должен быть один дорожный десятник, который будет: намечать наиболее неотложные работы на предстоящий год или на ближайшие 5 лет, с составлением всех связанных с этим простейших расчетов, распределять работу между трудобязанными и руководить ими через непосредственных наблюдателейв каждом селении. З атем , приблизительно на 10 волостей или на уезд должен быть инженер-дорожник, предназначенный только для работ на волостных и сельских дорогах. В крайнем случае, он может быть заменен хорошим техником. Обязанности такого работника заключаютсяв об'ездах и осмотрах всех волостных и сельских дорог в уезде, в проверке и утверждении намеченных дорожными десятниками работ и общее руководство ими, а также составлении более сложных смет, проектов, планов работ и затем организации самих работ. Доступна-ли нам и выгодна-ли предлагаемая форма технического обслуживания волостных и сельских дорог? Будем считать население одной волости равным 10 тыс . чел. При 35 % трудоспособного населения и при 3 днях работы в году, число рабочих дней на волость будет: З у2 тыс. X 3 = : 10.500, округленно до 10 тыс., т.-е. по 1 рабочему дню на душу населения . Учитывая, что часть населения будет работать с рабочим скотом и оценивая рабочий деньс соответствующей долей работы рабочего скота в2 рубля, получим годовую стоимость работы населения волости в 20 тыс. рублей. Допустим, что по разным причинам (либо число участвующих в работах менее 35 % , либо число рабочих дней менее 3в году, либо работы неполноценны и т. д.) эта цифра уменьшится вдвое, тогда стоимость труда населения волости совместно с рабочим скотом выразится в сумме 10 тыс. руб., т . - е . по 1 рублю на душу населения. Годовое содержание волостного десятника (из местного населения) будем оценивать преувеличенно, в тысячу руб. На содержание наблюдателя, считая его труд только во время производства работ на линии, в течение не более 3 месяцев в году — 1 80 руб. С одержание одного инженера на 10 волостей, включая канцелярские расходы и раз'езды, — б тыс. руб. На волость придется 6000 : 1 0 = 600 рублей. Итого получается: 1000 + 180 + 600 = 1.780 руб. П рибавляя сюда 150 руб. на оплату труда вышестоящих органов по обслуживанию волостныхКапитальный ремонт полотна дороги на 25 км от Великих Лук на Поречье (Ленингр. губ.) и сельских дорог, мы получим 1.930 руб. в год на одну волость, а округленно—2 тысячи руб. Таким образом, при самом осторожном подсчете получаем, что для осуществления рационального вложения в волостные и сельские дороги капитала минимум в 10 тыс. руб., нужно затратить максимум 2 тыс. руб., т.-е. 20%. Такой процент расходов на обслуживающий персонал, при сложности работ, надо считать умеренным. Какие возражения могут быть против предлагаемого способа обслуживания волостных и сельских дорог техническим персоналом? Первое, что волостные десятники будут заняты короткое времяи тем самым неэкономично использованы, точно такжеи инженеры. Но именно потому, что непосредственно на производстве работ они будут мало заняты, они смогут затратить гораздо больше времени для подготовки к работам (в том числе и на предварительные раз'езды). Затем, надо принять за правило, что при новых формах строительства лучше иметь вначале недогруженный, чем перегруженный персонал; это явится гарантией того, что каждое мероприятие будет глубже продумано и доведено до конца. Наконец, свободное время десятников и инженеров, если бы такое оказалось, может быть использовано на удовлетворение других сельских потребностей, как-то: постройку домов, водоснабжение, санитарые мероприятия, освещение ипр . Второе возражение — велики расходы на обслуж ивающий персонал. Если население волости или число рабочих дней меньше предположенного, то весь расчет может рушиться. На это мы отвечаем, что расходы останутся и при всякой другой форме обслуживания, а затем, напомним, что расчет связан не столько с территорией волости или уезда, сколько с количеством рабочих дней на данной территории. Могут спросить, рекомендуется ли предлагаемый способ обслуживания для повсеместного распространения. Несмотря на очевидные выгоды, его следует применять частично, хотя бы в виде опыта. При такой постановке не придется страшиться преувеличенных расходов. Лучше всего начать в местностях с более густым населением, где имеются благоприятные предпосылки для осуществления этого способа. Мы уверены, что там он даст наилучшие результаты.Не спроставведена трудовая в деревне!повинность19 Кроме того, следует иметь в виду, что техничать работы на волостных и сельских дорогах ческого персонала хватит только для частичного с тщательным выбором, и в первую голову, такие, осуществления предлагаемого способа, но не покоторые могут быть проведены с несомненным всеместного. успехом; чтобы резульДля привлечения вотаты трудповинностилостных дорожных дебыли более очевидны, сятников надо исчернадо для улучшения пать все доступные выбирать самые плохие способы. Необходимо участки дорог укрепляя организовать курсы воих более стойкими лостных десятников в одеждами, хотя бы они каждом губернском гои требовали большего роде, в каждом областтруда; например, для ном центре; материалы улучшения очень плодля таких курсов подхих участков в низиробно и всесторонне нах и при плохом разработаны отделом грунте следует примерабочего образования нять либо мощение, Главпрофобра и Главлибо покрытие накатным управлением комником и земляным бемунального хозяйства тоном; нужно избегать НКВД; курсы уже функвначале таких способов ционируют в7 губерулучшения, которые ниях. Надо также притребуют постоянной влечь на службу демоподдержки или носят билизованный младший чисто опытный хараккомсостав саперных чатер; самым тщательстей: до империалистиным образом следует ческой войны он давал выполнять все подгохороших десятников, тетовительные работы. перь они будут еще „Внимательным отнолучше, об этом говорит шением к нуждам и программы предметов, Дорога, подготовляемая к замощению в порядке запросам деревни — проходимых на саперукрепим смычку между трудповинности ных курсах. Число еже^^^^^^^^^^^^^^^ пролетариатом и основгодно демобилизуемых ной массой крестьянгарантирует полный комплект десятников. Кроме ства".— Вот один из лозунгов выдвинутых к одинтого, следует привлечь на службу хорошо грамотнадцатой годовщине Октябрьской революции. ных, развитых рабочих-дорожников, из которых Этот лозунг говорит о том, что сложная пробвырабатываются хорошие десятники-практики. лема привлечения сельского населения к дорожным работам заставляет нас подходить более Еще одно мероприятие необходимо провести в данной области. Мы посылаем за границу спепродуманно, чем к любой другой проблеме и потому лучше поступать так, чтобы на 2 рубля циалистов для изучения дорожного дела. Было организационных расходов иметь верные 10 рубы желательно изучить при этом и постановку блей вложений труда населения в дорожное дорожной трудповинности во Франции или в кадело, чем затратить 1 рубль, но только в накой-либо другой стране. дежде получить 20 рублей. Но все это выполнимо Кто должен давать средства на содержание при обеспеченном, твердом, основательном обслутехнического персонала, обслуживающего волостные и сельские дороги? По закону от 17 августа 1925 года средства должны были давать губернские и уездные L^ • ¥т$Ж^ шшштш А исполкомы. Проект нового законапредполагает то же. Но не все местные органы, которые этим ведают,отпускают средства и при том в надлежащих размерах. Поэтому лучше всего, если бы центральные органы начали регулировать расходы по содержанию технического аппарата, потому что пока места будут делать это по своему усмотрению — нельзя ожидать, живании дорожных работ техническим персочто дорожный технический аппарат будет полналом, обладающим достаточной степенью подноценным. готовки, без которой время и труд населения буВ заключение приведем несколько правил, котодут затрачиваться непроизводительно. рых следовало бы придерживаться при организаПроф. И. Скрябин ции дорожной трудповинности: необходимо назна1 ^?Г-Г*20