20
21
22
Проф. Е. А. ЧудаковУСТРОЙСТВООхлаждениеАВТОМОБИЛЯдвигателя1ров служит обычно листовая латунь; этот материал представляет значительные удобства как в том смысле, что он не предрасположен к, ржавлению, так ив смысле теплопередачи. В нижней части радиатора часто располагается краник для спуска воды, в верхней части — пробка для наливания, воды. Для предупреждения появления давления пара внутри радиатора служит спускная трубка Д, п оказанная на фиг. 6 и 7. В представленных выше конструкциях и схемах радиаторов вода из двигателя поступала в верхнюю коробку радиатора и далее, проходя сверху вниз, отдавала свое тепло стенкам радиатора. За последнее время есть несколько предложений иного способа циркуляции воды внутри радиатора, а именно — горизонтального движения воды. Один из примеров такого радиатора представлен на фиг. 13. Здесь горячая вода из двигателя поступает к впускному колену А, расположенному слева, сбоку радиатора. Отсюда вода расходится по сборнику и далее по горизонтальным трубкам поступает в правую частЬ радиатора, откуда и выходит через выпускное колено В. Такая система радиатора применена в настоя щее время на целом ряде автомобилей; основн оеее преимущество заключается в том, что даже при кипении радиатора потеря воды Получается несколько меньше, чем при нормальной конструкции, так как здесь пар, выходящий в радиатор, не может сразу уйти через выводную трубку Д, а, проходя через массу воды, пред- А АА варительно конденсируется. Автомобильный радиатор .М представляет собой механизм, который довольно часто подвергается повреждению от механиче ­ ской тряски или по другим причинам. Эти повреждения заключаются в том, что в радиаторе появляется течь. Для наиболее легкого и скорого ремонта радиШ и г. 12 аторов аа последнее время значительное применение в грузовых машинах имеют секционные радиаторы, т.-е. такие, в которых вся рабочая часть прибора выполнена вавтомобильногоОДИН из примеров устройства пластинчатого радиатора представлен на фиг . 11. Здесь пластины АиБ имеют гофрированную форму и РЫГН ты так, что соприкасаясь в своих котахД они дают в средней своей части промежуток Е для протекания воды. Нижний рисунок на фиг. 11 дает вид пластин при сечении их по плоскости М—//на верхнем рису нке той же фигуры. По своим кон цан4 пластины запаиваются, отединяятаким образом проход Е от окружающего пространства.- Справа на фигуре 1-1. представле но исполнение радиатора по той же идее, но приусловии прямоугольного выгиба пластин. При этом вода прохоаит по узкому зазору между пластинами, к ак это ипоказано стрелками. Таким образом, вода здесь разбивается нарядочень тонких струек, имеющих весьма большую поверхность соприкосновения с металлическими стенками радиатора и благодаря этому быстро отдает свое тепло окружающему воздух7. Ф И Г. 11 Схема устройствасотового радиатора представлена на фиг . 12. Здесь берутся короткие, круглые трубки А, которые по своим концам развальцовываются так, что получают правиль ную шестиугольную форму. Д алее трубки собираются, как показано на фиг. 12 и запаиваются со своих концов Д. Таким образом, • средней части радиатора между трубками, в том месте, где они имеют круглую форму, образуются тонкие проходы Е для воды; воздух же проходит поперек радиатора через открытые трубки В качестве материала для изготовления радиато1Продолжение см. fit П.20 форме отдельных секций, могущих сменяться порознь. Общий вид нескольких радиаторов, выполненных таким образом, представлен на фиг . 14. Здесь каждая секция прикреплена к рамке радиатора при помощи двух болтов — вверху и внизу. е В большинстве конструкций радиаторы устанавливаются на рамз автомобиля отФиг. 13 дельно от двигателя и соединяются с последним при помощи двух гибких резиновых шлангов, как это было представлено на фиг. 4, б и 7. Несколько реже применяется установка радиатора непосредственно на картер двигателя. При этом необходимость в нижнем гибком шланге отпадает. Такая установка радиатора непосредственно на картер двигателя представлена на фи г. 15. Здесь дан общий вид моторной группы грузового автомобиля „Мерседес Л-5", который имеет известное распространение в Союзе. Такие же точно установки имеют радиаторы на автомобилях „Австро-Даймлер". Во всех рассмотренных выше примерах радиатор располагался впереди двигателя и впереди всего автомобиля. Такое расположение имеет то преимущество, что используется встречный поток воздуха, и благодаря этому усиливается охлаждение воды в радиаторе. Однако одновременно с этим такое расположение имеет некоторые минусы,— в частности при таком расположении радиатор легче получает механиче-избежания этих недостатков в отдельных автомобилях применяется расположение радиатора сзади двигателя. Схема такого расположения применительно к автомобилю „Рено" представлена на фиг . 16. Здесь двигатель спереди закрыт кожухом А; радиатор У расположен сзади и соединен труШбою Ес водяной рубашкой двигателя. Движение воды показано на рисунке стрелками. Вентилятор Ц расположен непосредственно на маховике и протягивает воздух мимо трубок радиатора У, тем самым отнимая тепло от горячей воды. Для того чтобы обеспечить достаточно сильный поток воздуха мимо трубок радиатора, необходимо, чтобы двигатель был снизу достаточно плотно закрыт кожухом В.' На той же фиг. 15 снизу представлен общий вид двига-Фиг. 1 ^ * f * % Вские повреждения, и воздух, подсасываемый вентилятором и часто несущий с собою пыль, поступает далее к карбюратору двигателя. Для теля „Рено* в 10 л. с , который в настоящее время устанавливается заводом на шасси для таксомоторов. 21 6. ВентиляторВентилятор устанавливается при водяном охлаждении двигателя для того, чтобы создать сильный поток воздуха сквозь радиатор и тем усилить отнятие тепла от стенок рабочей части радиатора; В большинстве случаев вентилятор устанавливается непосредственно за радиатором,чем и достигается наиболее сильное его действие. Такое расположение вентилятора и представлено на фиг. 4,6,7,15 и др. Реже вентилятор располагается непосредственно на маховике. Пример такой конструкции представлен на фиг . 16, при чем для такого случая, когда радиатор расположен сзади двигателя. Кроме того такое расположение вентилятора иногда применяется и при переднем расположении радиатора, как это, например, имеет место на автомобиле „ЯМО"; маховик двигателя этого автомобиля имеет спицы, исполненные в форме крыльев вентилятора. Такое расположение вентилятора в современных автомобилях применяется очень редко, так как при этом имеют место два серьезных дефекта. Во-первых, диаметр маховика увеличивается против того, что является необходимым по соображениям равномерности работы двигателя, а это может вызвать задевания маховика за неровности дороги; во-вторых, невозможность выключения вентилятора в холодную погоду может повести к замораживанию радиатора при пуске двигателя в ход; в жаркую же погоду действие такого вентилятора будет слабее, чем вентилятора, расположенного непосредственно за радиатором и требует хорошей герметичности кожуха двигателя — как его верхней половины, так и нижней. 22Вентилятор, исполненный в форме самостоятельной конструкции отдельно от маховика, изготовляется или литой из алюминия, или штампованный из стальных листов с приклепкой последних к литой или штампованной втулке, В большинстве случаев вентилятор; приводится в движение при помощи ременной передачи от шкива, установленного на коленчатом валу. Для того чтобы можно было подтягивать ремень, ось вентилятора обычно ставится или на эксцентрик, или на ры,чаг так, чтобы могла бытьпроизведена подтяжка'ременной передачи. На фиг . 17 представлен один из примеров такой конструкции. Здесь ось вентилятора Ц укреплена на рычаге П, положение которого может регулироваться при Помощи гайки Р. Подвертывая эту гайку можно производить подтяжку ремня, который охватывает шкиф Н, вы-' полненный в одно целое с вентилятором. На автомобиле „Форд", модель „А" и „АА", регулировка натяжения ремня производится повертыванием динамомашины И около болта Г, как это представлено на фиг. 36 в ст. „Зажигание" („За Рулем" № 1 за 1930 г.). Несколько реже вентилятор приводится в движение при помощи шестеренчатой или цепной передачи. Наконец, при верхнем расположении кулачкового вала вентилятор довольно часто насаживается непосредственно на последний; при этом вентилятор крепится на кулачковом валу при помощи фрикционного соединения, допускающего проскальзывание вентилятора при резком изменении скорости вращения двигателя. Такое расположение вентилятора удобно тем, что приводной механизм его весьма упрощается. Однако, при этом обороты вентилятора получаются малыми (вдвое меньше оборотов коленчатого вала) и сам вентилятор обычно располагается слишком высоко, что вызывает необходимость делать радиатор несколько большего размера. Уход за вентилятором сводится к наблюдению за правильным натяжением ременной передачи, и за смазкой подшипников. Иногда, особено при тонких стальных лопастях вентилятора, последний на ходу несколько прогибается и начинает задеватьза радиатор. Это сопровождается всегда легким звоном, по которому и можно определить данный дефект. В этом случае необходимо( отогнуть крылья вентилятора назад, так как' иначе радиатор может быть попорчен. Проф. Е. А. Чудаков