Кроме того, большое значение имеет правильное устройство закругления борта на перекрестке. С одной стороны поворачивающий экипаж должен иметь возможность быстро отделиться от общего потока движения, а с другой стороны ширина тротуара на перекрестке должна обеспечивать безопасное движение пешеходов. Практически наилучшие результаты получаются при очертании линии борта на перекрестке по принципу двух радиусов. В Америке практикуется очертание борта .радиусом 3и 33 м. В этом случае поворачивающий вправо экипаж имеет возможность быстро отделиться от общего потока. Такого рода устройство борта связано с тщательной пригонкой и подбором камня. Принятое у нас устройство борта одного радиуса также не может встретить серьезных возражений -при условии, что радиус борта '"обеспечит быстрый поворот экипажа при скорости, равной скорости пешехода. Автомобили легко делают поворот при радиусе закругления не ниже 8 м. На рис. 5 приводится пример поворота экипажей при радиусе в 4,5 ми при радиусе вS м. Из рисунка видно, что увеличение радиуса значительно облегчает условия движения поворачивающих и встречных экипажей.В некоторых случаях, при сравнительно небольших размерах пешеходного движении, радиус закругления борта может быть принят равным ширине прилегающего тротуара (наибольшего по ширине). Это простейший способ, который также имеет широкое применение. Необходимость устройства широких тротуаров заставляет в целом ряде случаев прибегать к срезке углов существующих зданий, а в некоторых случаях, i/ устройству пешеходных проходов в нижних этажах (см. рис. 6). Однако проезжая часть на перекрестке не должна иметь излишнюю ширину, во избежание «обгонов» и дезорганизации движения в целом. В этом случае большую помощь оказывают так называемые «островки безопасности». Рациональная установка их на перекрестке позволит, во-первых, упорядочить движение, диферекцируя его по направлениям, а во-вторых, создать ,в наиболее опасном месте перекрестка полосу — убежище для пешеходов. | В некоторых случаях целесообразно производить раскраску покрытия мостовой для указания движения пешеходов и для отметки границ остановки экипажей (шюцл.инии), ожидающих проезда через перекресток. Инж. А. СтрамёнтовЛига безупречных швтт ооилистовВ Америке ив Западной Европе с их огромным размахом автомобилизма борьба с аварийностью является одной из острейших проблем. Значительный интерес для автодоровцев Советского союза представляет новая автомобильная организация, возникшая за последнее время во Франции и носящая характерное название «Ветераны руля». «Ветераны руля» — ассоциация, принимающая в число своих членов только тех автомобилистов, которые за пятнадцать лет управления машиной не имели ни одного «аксидана» (несчастного случая, аварии). Неудивительно, что в данное время число членов этой организации н-е' достигает во Франции даже тысячи человек. «Ветераны руля» носят специальный значок. В одном из французских журналов председатель «Ветеранов руля» — доктор М. Фрингюе высказывает ряд соображений о работе ассоциации, представляющих интерес и для советских автомобилистов. Основная задача «Ветеранов руля»—свести к минимуму число несчастных случаев на наших дорогах. Для этого существует два метода: Увеличить осторожность всех ездящих по дороге (имеется в виду не только автомобиль, но и другие виды транспорта, а также пешеходы) и выявлять и изгонять из среды водителей злостных «вредителей от автомобилизма». В первой группе наиболее, быстрыми и поэтому наибол&е опасными пользователями дороги являются, конечно, автомобилисты. От них-то,— говорит председатель «Ветеранов руля»,—'мы и должны требовать безупречного соблюдения правил движения, о которых, кстати, им не всегда напоминают. В особенности необходимо строго настаивать на том абсолютном правиле, чтобы машина выезжала в путь в безусловно хорошем техническом состоянии.— «А между тем,— восклицает Фрингюе,—сколько раз нам, «ветеранам», приходится констатировать к моменту аксидана плохо отрегулированные тормоза, «игру» в органах управления, большие дефекты в системе освещения. Водители таких машин в любой момент могут стать активными виновниками дорожных несчастий!» И статистика подтверждает, что около 80 проц. несчастных случаев во Франции имели своей основой халатное или недостаточно внимательное отношение водителя к техническому состоянию своей машины. Не менее важной задачей является борьба со «злостными» водителями. Хотя эти «шоферы» составляют по наблюдениям председателя «(Ветеранов руля» меньшинство, все же число их в абсолютных цифрах достаточно велико. Поэтому все члены ассоциации строго следят за поведением проезжающих по дороге водителей, немедленно сообщая агентам дорожной полиции о всех машинах, нарушающих дорожные нормы. Так как -авторитет «Ветеранов руля» в автодорожных вопросах во Франции очень t велик, все их указания немедленно принимаются к сведению. Случай неосторожной или неправильной езды немедленно фиксируется, «герою» его немедленно посылается соответствующее уведомление, а при повторенииу такого водителя отбирается шоферское свидетельство. М. Лучанеккй23