14
15
ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ДЛЯ ЭКОНОМИИ ГОРЮЧЕГО1И ПОВЫШЕНИЯ ДИНАМИЧНОСТИпротекает на всем эксплоатациояном режиме (прикрытый дроссель) ниже, чем при работе двигателя с карбюратором без экономайзера (кривая В) и только к полному открытию дросселя расход топлива обоих карбюраторов сходится в одной точке. В месте более крутого подъема кривой А (на диаграмме указано особо) д о слияния, ее с кривой Ви действует экономайзер. На прикрытых дросселях, несмотря на разные расходы топлива этих двух карбюраторов, мощность не изменяется, как при одном), так и при другом карбюраторе. Например, мощность в 20 ^сил имеет расход при карбюраторе с экономайзером! 6,45 килограмма-час, в то время как с обыкновенным карбюратором при той же мощности расход выражается в 6,95 килограмма-час, что ведет к перерасходу топлива на 0,50 килограмма на данном режиме. Если бы карбюратор не имел экономайзера и был отрегулирован на экономичность, соответствующую карбюратору с экономайзером, т о кривая расхода имела бы вид кривой С, т. е. двигатель на прикрытом дросселе работал бы с той же экономичностью, но, к полному открытию дросселя не добирал бы мощности. На чертеже 2 показана схема карбюратора «Зенит сер. НО» (Карбюратор «Зенит-110» стоит на машинах «АМО-2»; по этому же типу моторным отделом НАТИ спроектирован экономайзер к карбюратору «Форд-Зенит» на машину «ГАЗ»). В данном карбюраторе главный жиклер 1 (подбирается с расчетом на полную мощность двигателя при работе на открытом дросселе. В момент полного открытия дросселя доступ топлива к главному жиклеру возможен через экономжиклер 2щ через иглу экономайзера 3. ЭтаЭКОНОМАЙЗЕР И УСКОРИТЕЛЬНЫЙ НАСОСИКПри регулировке карбюратора жиклеры подбираются с таким расчетом, чтобы на открытом дросселе двигатель давал полную мощность, не выходя из рамок расхода горючего. На прикрытом же дросселе, т. е. в условиях эксплоагациояной езды, расход топлива при этом получается слишком большой. Стараясь сэкономить! топливо при работе двигателя на прикрытом дросселе, шофф уменьшает главный жиклер; двигатель при этом работает хорошо, н ов момент полного открытия дросселя он не может развить максимальной мощности „(напр.,. при подъеме в гору) иди скорости. Оказывается, что, если снабдить карбюратор экономайзером, т о можно добиться уменьшения расхода горючего на прикрытом дросселе без уменьшения мощности на полном открытии дросселя. < Само название «экономайзер» является несколько неверным, так как экономайзер увеличивает расход топлива к моменту полного открытия дросселя; правильней было бы назвать этот агрегат обогатителем, но, так как благодаря экономайзеру удается экономить в расходе топлива на прикрытом дросселе, т. е. в условиях экспдоатационного режима, и это название в жизни уже достаточно упрочилось, т ои мы продолжаем его придерживаться. Перед тем как приступить к описанию устройства экономайзера, рассмотрим сравнительную диаграмму расхода топлива карбюратора с экономайзером и без него. На чертеже 1 представлена дроссельная характеристика расхода топлива в зависимости от мощности двигателя «ГАЗ» при 1 800 оборотах в минуту. Из этой диаграммы видно, что расход топлива при карбюраторе с экономайзером (кривая д)I•л а1,рАе/гопаизеоо ,I11 деу щы 'tl" Hapdwpcrmop .-.у ЫпоеРИЛг. '•'/ .:у,;:,...."'*у/4'Уj6 rf,'МШЯЯг?Я0#0Н0177Ррр/ЧМооЭмва/ти,4 t|Я\/&Lуг&6у& •/у'1 1feL£9 2гнf1t <4 сУУ /V, 8 0r/oe?ys(/BO£a# ' я#/%гв*ф?**0.46-1\Л7/О/# /$ /9с * &$ а5Jо1? J *3e.вw/УЩ//<9£/?)£ gj{/<?ff/7?etfp rf MU/qfi/tffa:£М<7ЯЧертеж I. Сравнительная диаграмма расхода топлива и мощности двигателя „ГАЗ" с карбюраторами без экономайзера ис экономайзером. 1 800 оборотов в минуту (дроссельная характеристика) Чертеж 2. Схема карбюратора „Зенит серии НО" игла открывается только . на полном дросселе рычагом 4 при помощи кулачка 5, насаженного на ось дроссельной заслонки. В момент же прикрытого дросселя игла экономайзера, осаженная пружинкой 6, закрывает проход и топливо к главному жиклеру может пройти -только через эконом-жиклер 2. Таким образом . на прикрытом дросселе работает один эконом-жиклер 2, а главный жиклер 1 фактически уже не является жиклером. Все остальные . типы экономайзера связаны в одном агрегате с ускорительным насосиком, поэтому предварительно рассмотрим принцип действия последнего. Ускорительный насосик служит для того, чтобы при резком нажиме на педаль дроссельного клапана (акселератора) двигатель не заглох, а резко увеличил бы обороты. Таким образом, при карбюраторе с ускорительным насосиком двигатель обладает большей динамичностью (приемистостью). На современных карбюраторах ускорительные насосики применяются двух типов—сжимающие или топливо или воздух, но действующие одинаково. i В обоих .случаях ускорительный насосик представляет собой тип простого поршневого насоса, шток которого соединен с дросселем. Благодаря этому соединению при открытии дросселя поршень двигается вниз 'и сжимает в одном случае топливо, которое сильной струей бьет из форсунки жиклера. Ускорительный насосик может действовать только при резком открытии дросселя, при плавном же открытии давление на топливо настолько незначительное, что не ведет к резкому обогащению смеси. В карбюраторе «Зенит-110» (чертеж 2) ускорительный насосик 7 подает топливо в особый колодец 8, соединенный со специальным ускорительным жиклерам 9. Этот колодец соединен еще с компенсаторным колодцем 10 и поплавковой камерой 11, для того чтобы избыток топлива, который не успеет пройти через жиклер ускорения 9, мог попасть в компенсаторный колодец и оттуда через форсунку компенсационного жиклера 12, тоже обогатив смесь и остатки топлива,—в поплавковую камеру. При ходе насоса снизу вверх, т. е. из положения полного дросселя в закрытое, чтобы насос не сосал топливо в обратном направлении, поршень его имеет клапан 13, который перепутает воздух из верхней полости цилиндра насоса под поршень. , ~i ; i , ; • _ ^ , , •В карбюраторе «зёнит-i ш» для луиса-далготеля в холодную погоду устроена, специальная игла 14, которая закрывает доступ воздуха в компенсационный колодец ик пусковому жиклеру. К работе экономайзера и ускорительного насосика она отношения не имеет. В карбюраторе «Паллас» (чертеж 3) ускорительный Насосик сделан по второму типу. Здесь поршень ускорительного насосп.са, помещенного над поплавковой камерой 1, сжимает воздух, который в свою очередь давит на топливо в камере, заставляя его, бить сильной струей из жиклера. При медленном же нажиме на акселератор воздух успевает выйти из камеры наружу через отверстие 2. Так же, как иу «Зенита-110», насосик в поршне имеет клапан 3, действующий при ходе поршня вверх. На чертеже 4 представлена схема карбюратора «МААЗ-5», который ставится на машины «ЗИС-5». В этом карбюраторе экономайзер и ускорительный насосик соединены в одном агрегате 1. Так же, как иу «Зеиита-110» топливо здесь идет к главному жиклеру 2 через эконом-жикиер 3и клапан. экономайзера 4, который открыт только на полном дросселе. Клапан экономайзера открывается нижней частью поршня насоса 5 (дном), шток поршня соединен рычагом 6с дроссельной заслонкой. На прикрытом дросселе, когда поршень стоит где-то выше клапана 4, топливо может попасть к главному жиклеру только через эконом-жиклер 3. В момент резкого открытия дросселя поршень 5, окав топливо в. цилиндре и открыв клапан 4, сильной струей подает топливо через канал главного жиклера в смесительную камеру 7. Чтобы топливо не пошло к экономжиклеру 3ив поплавковую камеру 8, имеется обратный клапан 9, который пропускает топливо •только в одном направлении. , , . Г_ _ | _Чертеж 3. Сжема карбюратора „Паллас"