JUSО ПЕРЕСТРОЙКЕ ВОЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ЧЛЕНОВ ОСОДВИЯХИМЯГенерал-майор авиации П. КОБЕЛЕВ, председатель Центрального совета Осоавиахима СССРВоенное обучение в Осоавнахиме мандиров. Мы должны уже в про•подготовке в переходу на комплексстрадает) существенными недостатцессе занятий приучать оеоавиахи- ное обучение осоавиахимовцев проками. Эти недостатки стали особенмовца к строю, к языку команды, являют городские и областные соно явными теперь, когда накопился следить за его выправкой, мы обяветы Осоавиахима. Несмотря на созначительный боевой опыт, показавзаны прививать ему навыки действершенно недвусмысленные указаший, что подготовка осоавиахимов- вия в составе подразделения, восния Центрального совета Осоавиацев сильно отстает от уровня сопитывать его на практике в духе хима, они до сих пор не приступивременных требований. взаимной выручки и помощи товали по-настоящему к переподготовке Военное обучение трудящихся в рищам. Всего этого очень трудно инструкторского состава ик создаОсоавнахиме походило больше на добиться на занятиях в кружке, нию необходимой материальной базы. • развлекательно-спортивную работу, где сама обстановка вынуждает Задачи переподготовки командчем на подготовку .к войне. Сущеруководителей не обращать вниманых кадров Осоавиахима очень сложствовавшие до сих пор программы ния на так называемые «мелочи». ны. У нао немало замечательных подготовки значкистов были явно А ведь в военном деле не сущестспециалистов стрелкового дела, канедостаточными. Например, наши вует мелочей, которыми можно было валерийского и других узких обла•значкисты,называвшиеся) ворошиловбы пренебречь. стей военного искусства, но для скими стрелками, учились только Вое сказанное ставит вопрос о комплексного преподавания военной стрелять, да и то в тепличных ус•необходимости коренной перестройграмоты эти специалисты пока не ловиях. Они привыкли к хорошо ки системы военного обучения осоподготовлены. Вот почему нельзя оборудованным тирам, ко всякого авиахимовцев. начать комплексную учебу, однорода удобствам, каких не бывает на В целях этой перестройки Центвременно по всему Союзу. поле боя. Старые программы не ральный совет Осоавиахима, как Разрешение задачи одновременнотребовали строевой и тактической известно, пересмотрел существовавто перехода всех осоавиахимовцев подготовки, очень мало внимания шие до сих пор программы военнона обучение по-новому затрудняется •уделяли физической подготовке буго обучения и разработал новые. По еще и тем, что комплексная учеба дущих бойцов. •этим программам будет преподатребует введения ряда новых оргаМы готовили различные кадры по ваться комплекс необходимых для низационных форм, которые должны самым разным отраслям военной будущих бойцов знаний и навыполучить предварительную проверку специальности; готовили стрелков и ков по строевой, тактической, фина опыте. связистов, всадников, авто-мотоводизической и специальной подготовке. Возьму пример. Газета «На стрателей и т. д. Программы обучения Новые программы вносят в обуже» сообщала,, что на Калининском всех этих специалистов не имели чение осоавиахимовцев стройную сивагоностроительном заводе подготовничего общего меледу собой. А ведь стему последовательности. Спорт во ка к комплексному обучению привевсе эти специалисты должны были всех его видах должен быть подчила осоавиахимовцев к мысли о неготовиться прежде всего как будунен решению основной задачи — обходимости создать взамен кружщие бойцы, и, следовательно, осноподготовке организациями Осоавиаков специальные учебные подраздева всех наших программ должна хима таких кадров, которые умеют ления. Что это за подразделения? была оставаться неизменной. Такой применять свои знания н навыки в Как они будут работать? Все эти основой должен быть необходимый различных условиях 'боя. вопросы требуют глубокого изучедля бойца минимум огневой, физиВоенное обучение осоавиахимовния, а новые формы — серьезного ческой, строевой и тактической подцев доллено быть неразрывно свяиспытания на практике. готовки. Таким образом, военная зано о физической подготовкой. ОсоЦентральный совет Осоавиахима подготовка в Осоавнахиме не имела бенно важно, чтобы осоавиахимов- намерен в ближайшее время в посистемы последовательного обучецы овладели лыжным делом. Физирядке опыта создать в ряде райония. ческая подготовка должна прохонов учебные подразделения. Совершенно неправильной до дить под руководством командиров Организационные формы комплексих пор была и система комплектоработающих в Осоавнахиме. сного обучения осоавиахимовцев нам вания оборонных кружков. Зачастую представляются Подготовка стрелков и кавалериВ первичных ив следующем виде. к военному обучению в Осоавнахирайонных организаме привлекались люди, о которых стов из женщин должна быть отмециях Осоавиахима создаются учебзаведомо было известно, что они нена. Военная работа среди женщин ные подразделения: по своему возрасту и здоровью не должна обеспечить подготовку' таг группа — в составе 10—15 челосмогут принимать непосредственноких специалистов, которые смогут широко применить свои силы в военвек, го участия в боевых действиях. команда — из i групп — 40—60 Наконец, нужно признать устаной обстановке (специалистки ПВХО, ревшими и организационные формедицинские сестры, санитарки, течеловек, мы военного обучения трудящихся лефонистки, радистки, пгоферыя т. п.), отряд — из 3 команд и 2—3 Таково новое направление в обуспециальных групп — 150—225 чев Осоавнахиме. Известно, что учеба осоавиахимовцев сосредоточечении осоавиахимовцев. Но мало ловек. на главным образом в оборонных дать направление. Нужно обеспеГруппы комплектуются но отделькружках. Кружок — это тепличная чить этот новый поворот в учебе ным специальностям (стрелки, всадформа военного обучения. На занясерьезной организационной работой. ники, связисты и пр.) и по ступетиях в кружке преобладает словесИ в этом отношении я поддержиням подготовки (например ВС-1, ность, военное же обучение требует ваю выступление газеты «На страВС-И, BB-I, ВВ-П и т. д.). прежде всего показа. Отношения же» (см. № от 13 июля), которая Каждая команда составляется из' кружковцев к своему руководителю критиковала управление боевой подничуть не похожи на отношения подготовки Центрального совета Осооднородных групп, а отряд создаетчиненных к командиру. А мы должавиахима за медлительность и не.- ся из однородных команд со вклюны воспитывать людей в духе жеповоротливость в подготовке к печением групп пулеметных, авто-молезной воинской дисциплины, приреходу на обучение по новым прото, связи и т. п. Группы, команды И отряды! возучать их ж приказаниям ик неукграммам. лонному исполнению приказаний коЕще большую неповоротливость в главляются командирами запаса —2 членами Осоавиахима — общественниками (командир группы, командир команды, командир отряда). Группы и команды создаются при первичных организациях Осоавиахима, а отряды — при районных (городских) советах и крупных первичных организациях. Руководство учебным процессом осуществляется начальниками военного обучения, материальная база групп, команд и отрядов сосредоточивается в клубах, организованных при районных (городских) советах и крупных первичных организациях Осоавиахима. Такова организационная схема военного обучения осоавиахимовцев, которую мы намерены испытать на практике. По мере изучения опыта первых учебных подразделений мы будем расширять его и включать в систему комплексного обучения все новые и новые отряды осоавиахимовцев. Новая организационная схема военного обучения осоавиахимовцев имеет ряд положительных сторон, которые ясны уже теперь. Условия обучения осоавиахимовцев в группах, командах и отрядах будут значительно приближеннее к армейским условиям, чем занятия в кружках. Учебные подразделения требуют особого подхода ик комплектованию, такого подхода, какого не было при организации кружков. Во-­ первых, в учебные подразделения должны приниматься только члены Осоавиахима. Таким образом, члены Осоавиахима получают некоторые преимущественные права по сравнению с нечленами Осоавиахима. Во-вторых, учебные подразделения должны составляться из людей одинаковой военной подготовки, одинаковой физической выносливости ипримерно одинакового возраста. Все это, конечно, будет иметь решающее влияние на качество обучения. Нет никакого сомнения, что соревнование осоавиахимовских организаций с переходом на учебу в подразделениях станет более конкретным и действенным. Отныне это будет соревнованием определенных групп, команд и отрядов. Образцово поставленная военная учеба, слаженный, дисциплинированный, прекрасно действующий отряд или команда будет предметом гордости и славы первичных осоавиахимовских организаций. Наконец, новые организационные формы осоавиахимовского обучения помогут нам ликвидировать текучесть среди обучающихся. Теперь заканчивающие какую-либо ступень военного обучения осоавиахимовцы не будут отсеиваться, как отсеивались в прошлом значкисты. Наоборот, они останутся в своем отряде, закрепятся в нем и перейдут к высшей ступени военного обучения. Совершенно понятно, как возрастает роль общественников, командиров запаса, которым будет доверено командование учебными осоавиахимовскими подразделениями. На них возлагается ответственность за дисциплину и порядок в подразделениях, от них требуются самая тщательная подготовка к занятиям и умелая воспитательская и преподавательская работа. Каждый осоавиахимовец должен чувствовать свой рост на занятии в группе, команде, отряде, каждый осоавиахимовец долясен видеть полезность того дела которым его занимают в отряде. Это зависит от командира. Трудно себе представить более почетную общественную работу, чем та, которая выпадает на долю командиров запаса. Я уверен, чтопартийные организации предприятий будут рассматривать работу коммунистов — командиров учебных осоавиахимовских подразделений — как их основную партийную работу. Многие товарищи жалуются, что им мешают перейти на комплексное обучение контрольные задания, утвержденные Центральным советом. Это недоразумение. Центральный совет Осоавиахима, принимая решение о переходе на новые программы, установил для этого срок1 июля. Срок этот прошел. Отныне нужно считать контрольные задания по подготовке значкистов по старым программам отмененными. Теперь главным заданием Центрального совета городским, областным и республиканским осоавиахимовским организациям является требование совершить постепенный переход на комплексное обучение осоавиахимовцев организованно, продуманно. Центральный совет ждет от местных осоавиахимовских организаций максимальной самодеятельности и инициативы в подготовке необходимого оборонного имущества и учебных пособий. Строить свои планы в расчете исключительно на централизованное снаблсение нельзя. Новый курс в деятельности Осоавиахима предусматривает резкое повышение качества военной учебы, поэтому и наши новые задания будут требовать от осоавиахимовских организаций прежде всего отработки высококачественных кадров, способных в любую минуту влиться полноценными бойцами в ряды нашей славной Рабоче-Крестьянской Красной Армии.(Опубликовала в газ. „На страже" от 17 июля 1940 г.)Фото M.ЦрехнераМоскворецкий автоучебный пункт Осоавиахима развернул широкую оборонную работу. Учащиеся, служащие . и рабочие близлежащих предприятий ЩЩу?г ••ШЭШЭДШй изучают автомобиль, мотоцикл и вое::- |& ное дело. Большинство учащихся он- % лично овладевает оборонными специальностями. На снимке: работницы фабрики „Марат" Татьяна Мещерякова и Нина I Орлова (в кабине) — отличницы учебы мДШЕ;: