Книжная что противнику не потребуется вести разведку». Но против Кремера никто не выдвигает обвинений в нарушении договора. Может быть, опасаются, что при расследовании выявятся еще более грязные дела, п икантные подробности. Что же скрывается за этой миллиардной аферой, которая в любой другой капиталистической стране могла послужить причиной падения правительства? Почему, наконец, умер человек, принимавший в ней столь большое участие? Вот вопросы, которые в Бонне боятся даже задавать. Чтобы ответить на них, стоит вернуться в Бад Годесберг, где в отеле «Адлер» боннская верхушкаи концерн «ИспанаСюиза» отмечали 6февраля 1957 года совместную удачу. Шампанское лилось рекой. Лишь одному гостю оно было не по вкусу. Доктору Ленцу. Он озабочен, чувствует, что сидит на пороховой бочке. Кому-кому, а ему хорошо известно, что в тайной войне военных концернов пощады ждать не приходится. Они не уступят друг другу и марки. А тут станет известна сумма в 2,7 миллиарда. Услышав такую астрономическую цифру, военные магнаты не остановятся ни перед чем, чтобы сорвать свой куш. Первый предупредительный выстрел для д-ра Ленца уже прозвучал. З а несколько недель до этого его партнер Иозеф Конрад Кремер должен был поспешно сменить имя, национальность, а заодно и паспорт. Теперь он именует себя Хозе Конрадо. Что оставалось делать? Прежде всего заткнуть рот всем, кто знал об афере . «Испана-Сюиза» жертвует для подкупа 18 миллионов марок, из которых 3 миллиона попадают в собственный карман Ленца. Если это обнаружится, то Бонн не станет церемониться. Тем более, что идет 1957 год — год парламентских выборов. С кем поделился своими тревогами посредник по закупке бронетранспортеров ХС-30 — с Аденауэром или Кремером, установить сейчас трудно. Но человек, которому доверился Ленц, стал его убийцей. Теперь точно установлено: смерть наступила в результате отравления. В Бонне делали все, чтобы скрыть обстоятельства аферыс бронетранспортерами. У кого сдавали нервы, тому давали яд. Тех, кто. как, например, посол ФРГ вШвейцарии Хольцапфель пытался бить тревогу, досрочно отправляли на пенсию с недвусмысленным предупреждением молчать о государственной тайне. Кому же было многое изьёстно, тех просто подкупали, чтобы они держали язык за зубами. Так кругленькую сумму в8 миллионов марок получил богатый промышленник Вернер Планперт, открыто шантажировавший бывшего канцлера ЭрхарДа.Лишь недавно всплыли некоторые подробности грандиозной аферы . Р аньше других информировал о ней западногерманскую общественность журнал «Панорама», за что он поплатился банкротством. Это еще один штрихв скандальной истории. Едва ли разоблачение аферыс ХС-30 нанесет теперь вред правящейпартии ФРГ. В определенном смысле это даже ей на руку. Ведь можно будет без труда доказать, что в те годы Бонн — «к сожалению» — приобрел не ту военную технику, к оторая нужна, и потребовать средства для закупки другого оруяшя. Когда комиссия бундестага начала расследовать это дело, то уже впервый день стало ясно, какого рода «разоблачения» ж елательны Бонну. В основу работы комиссии положен доклад одного из финансовых органов бундестага. Возглавляет его некто Фолькмар Хопф, подписавший в свое время договор на покупку бронетранспортеров ХС-30. Контролируя ход дела, он передает донесения своему шефу — министру финансов Штраусу, а тот, к ак известно, 10 лет назад был военным министром и одним из главных действующих лиц в государственной афере, Право же, козлы неплохо устроились в огороде. Ун^е давно определено, в какихрамках могут даватьсяпоказания . В сентябре 1966 года в Шрунце — заброшенной австрийской деревушкев Альпах — разумеется, «совершенно случайно» встретились два господина —• экс-министр Штраус и бывший шеф концерна «Испана-Сюиза» Кремер. О чем они говорили — не имеет праваспрашивать ни один суд, ни одна комиссия. Ведь оба они были тогда в отставке и, следовательно, частными лицами.Человек, имеющий сегодня в Бонне снова вес и влияние, определил линию расследования с лицом, досконально знающим все закулисные стороны миллиардной аферы . Казалось, все было предусмотрено, чтобы замять скандал. Но одно упустили из виду. Тот факт, что имеется два немецких государства и что в Германской Демократической Республике неплохо научились разгадывать любые тайны и хитросплетения империалистов. Следственная комиссия бундестага заседает с6 июля 1967 года под председательством бывшего боннского министра Меркаца. Она не имеет никаких юридических полномочий. Не анекдотично ли, что депутаты от Христианско-демократического союза расследуют, не был ли подкуплен Христианско-демократический союз! Уже дали показания около 100 министров, государственных секретарей, генералов, сотрудников секретной службы. Результаты расследования пока что равны нулю. В комиссию были вызваны деятели (из тех. кто остался в живых), близкие в свое время к Аденауэру: бывший государственный секретарь и вдохновитель создания концентрационных лагерей при Гитлере — Глобке и бывший статс-секретарь, духовный отец доктрины «ГДР не существует» — Хальштейн. Их ответ в Бонне в декабре 1967 года звучал неизменно: ,«Я ничего не знаю». Это говорил Глобке, через которого Аденауэр узнавал о ходе переговоров с Кремером, получал договоры на закупку ХС-30 и отз ывы на них. Игру в молчанку затеял и Хальштейн, который в свое время в резкой форме угрожал послу ФРГ в Швейцарии Хольцапфелю, что примет против него меры, если тот не оставит в покое махинации с бронетранспортерами. Подобные провалы в памяти объяснимы, если иметь в виду, что во всей этой грязной истории пятно позора ложится на верхушку правящей партии Бонна, а следы аферы ведут к таким ее столпам, как нынешний министр финансов Штраус, экс-канцлер Эрхард. Можно было бы еще многое рассказать о «ходе» расследования, — например, о письмах с угрозами в адрес нежелательных свидетелей, о пожаре, который «случайно» вспыхнул именно в том помещении, где хранятся все документы, связанные с аферой. Для чего же вытащили на свет бояшй скандальную историю? Преясде всего, она помолсет в какой-то мере подновить лжедемократический фасад ХДС. Посмотрите, мол, к ак мы честны и принципиальны, а если кто-то из наших действовал непоавильно. мы с ними разберемся. По этой причине прокуратура ФРГ возбудила следствие «против неизвестных лиц». Но развев рейнской столице не знают адрес покупателя бронетранспортеров Штрауса? Или неизвестна фамилия Хопфа, который в те годы, будучи статс-секретарем Штрауса, подготовлял договоры, а сейчас сам расследует финансовую сторону аферыс ХС-30. Наконец, р азве было бы трудно — при тех отношениях, которые существуют у Бонна с Мадридом, — добиться чтобы испанские чласти передали Кремера в руки западногерманской юстиции? Никто в Бонне и не думает искать виновных, хотя они рядом. Другая причина еще существеннее. Безусловно. комиссия не может пройти мимо того факта, что бронетранспортер ХС-30 был и остается «навозной тачкой». Но она и не хочет проходить мимо этого! Комиссия непременно найдет, что тогда был куплен недостаточно проверенный товар. Конечно, ничего уже изменить нельзя. А бронетранспортеры необходимы Западной Германии для «защиты «свободной Европы», для новых военных авантюр. Выводы комиссии по расследованию аферы дают юридическое и моральное право на ассигнование средств для оснащения бундесвера современной техникой. • Вот уже в середине 1967 года боннский военный министр дает западногерманским концернам заказ на 300 бронетранспортеров, а 13 марта 1968 года он санкционирует приобретение новых саперных бронетранспортеров. В том и другом случае деньги были ассигнованы министром финансов Штраусом, подпись которого стояла в договоре на покупку ХС-30 в 1957 году. Круг замкнулся. Боннские милитаристы выдали себя с головой.полкаИЗДАТЕЛЬСТВО «ЗНАНИЕ» АВТОМОБИЛИСТАМСреди двенадцати брошюр, которые получат подписчики серии «Транспорт» (издательство «Знание») в 1969 году, будут и работы, интересные для автомобилистов. В первую очередь следует назвать брошюру главного конструктора автозавода в Тольятти В. С. С оловьева «Массовый советский автомобиль». Речь идет 0 новом легковом автомобиле с маркой «ВАЗ». Составление плана летнего путешествия и заблаговременная покупка запчастей; подготовка автомобиля к дальней поездке; особенности управления машиной во время путешествия, когда ежедневно почти безостановочно преодолеваешь до 500 километров; профилактика и мелкий ремонт в пути — по всем этим, а также по многим другим вопросам, которые встают перед тысячами и тысячами автомобилистов каждой весной, будут даны конкретные и квалифицированные советы в брошюре М. Г. Г ии цб ургаи Н. И. А кимовой *В путешествие на автомобиле». Безопасность работы транспорта во многом зависит от быстроты и точности реакции водителя, от его способности быстро оценивать обстановку и принимать правильные решения. Сейчас ведутся широкие исследования, направленные на снижение аварийности, разработку научной организации труда водителей, а также методов подбора и обучения шоферов. О содержании этих исследований можно будет узнать из брошюры кандидата педагогических наук Л. С. Н ерсеняна «Психология водителя». Автор дает также практические рекомендации по рациональной организации водительского труда. Стоит упомянуть и еще об одной брошюре. Это работа доктора технических наук В. Ф. Б абков а. «Автомобильные дороги». Чтобы наверняка получить все эти издания, лучше подписаться на серию «Транспорт», к ак подписываются на газеты ижурнаты . Головая плата — 1 руб. 08 коп. Индекс серии «Транспорт» в каталоге «Союзпечати» па 1969 год — 70098. А. ГАНЮШИН, старший научный редантор серии «Транспорт»КТО СОЗДАСТ ЛУЧШИЙ УЧЕБНИК?Читатели журнала уже знают, что в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР «О повышении безопасности движения в городах, других населенных пунктах и на автомобильных дорогах» была развернута подготовка к проведению конкурса на составление лучших учебников для шоферов III, II иI классов. В майском номере «За рулем» мы сообщали, что н участию в конкурсе допускаются как отдельные авторы, так и авторские коллективы. Общий объем учебника не должен превышать: для водителя III класса — 25 авторсних листов, II иI классов — 18 и для водителя-автолюбителя — 11 листов. За лучшие конкурсные работы установлены: три первых премии по 1000 рублей (по одной на каждый вид учебника для водителей-профессионалов) и три поощрительных премии по 500 рублей. Учебник водителя-автолюбителя будет отмечен одной премией в размере 500 рублей. Срок представления рунописей — до 1 июля 1970 года. Желающие участвовать в конкурсе могут получить подробные его условия и программы для подготовки водителей по адресу: Москва, Б-174, Басманный тупик, д. 6-а, издательство «Транспорт». Рукописи следует направлять по этому же адресу с надписью на конверте: «На нонкурс». Ф. ЛЕСНЯКОЗ. главный редактор литературы по автомобильному транспорту•27