i за рубежом J««ТОЁТА», ««СУБАРУ»и другие«Острова Ямато», «Страна восходящего солнца» — с этими названиями мы обычно связывали представления о карликовых садах, миниатюрах, сделанных тушью, шелках кимоно, фанатичных самураях-смертниках. В последнее время представления обновились — стали известны достижения химической, радиотехнической, оптической промышленности, электроники в Японии. Но далеко не все знают, что за двадцать три послевоенных года здесь выросла мощная автомобильная индустрия. Начав в 1945—1946 годах с нескольких десятков тысяч конструктивно отсталых, неперспективных автомобилей, десять ведущих японских концернов в настоящее время выпускают более трех миллионов машин в год, обогнав все капиталистические страны, кроме США. Переключение военной промышленности после поражения в войне на товары широкого потребления, давление монополий на правительство и проведение жесткой защитной торговой политики, закрывшей внутренний рынок Японии для иностранных автомобилей, а главное жестокая эксплуатация трудящихся позволили концернам не только добиться успехов у себя дома, но и перенести конкурентную борьбу на чужие территории. Сегодня японские автомобили можно встретить в США, Австралии, Скандинавии ив ряде других стран. Промышленность Японии выпускает широкую гамму моделей автомобилей. Их типаж имеет ряд специфических особенностей, которые отличают его от сложившегося в других странах. Это нашло официальное отражение в классификации легковых автомобилей, принятой в Японии в конце 1960 года. Она базируется, как это общепринято, на рабочем объеме двигателя. А дальше начинаются «но». Легковые автомобили делятся всего на три класса: среднего и большого литража (двигатель 2—4 л, вместимость пять-шесть человек), малолитражные (0,36—2 л, четыре-шесть человек) и микролитражные (менее 0,36 л). Столь низкий предел рабочего объема микролитражки обусловлен спецификой внутреннего японского рынка: малой покупательной способностью населения, плохими дорожными условиями, дороговизной топлива. В то же время жесткое ограничение по литражу — фактор, который стимулирует поиски рациональных конструктивных решений, обеспечивающих высокие удельные мощности и эксплуатационные показатели, использование более совершенных материалов. Выпуск машин среднего и большого литража в сколько-нибудь заметных масштабах начался в Японии всего два-три года назад. Этим объясняется небольшое количество моделей. «Ниссан-президент 150» (6 цилиндров, 2974 смз, 130 л. с. при 4400 об/мин), «Президент Н 150» (8 цилиндров, 3988 сыЗ, 180 л. с. при 4800 об/мин) и «Тоёта Краун 8» (8 цилиндров, 2599 смЗ, 115 л. с. при 5000 об/мин) — все они отличаются высоким качеством отделки, наличием встроенных кондиционеров воздуха, холодильников, телевизоров и т. д. Максимальная скорость их 160, 185 и 150 км/час соответственно. В конце прошлого года появилась еще одна модель высшего класса — «Тоёта Сенчури» (фото 1). Четырехцверный несущий кузов ее сохраняет традиционный японский стиль. Двигатель V-8 рабочим объемом 2981 смЗ развивает 150 л. с. при 5200 об/мин. Передний и задний подрамники — на шумоизолирующих резиновых подушках. Передняя подвеска — пневматическая. Рулевой механизм оборудован гидроусилителем. Тормоза с раздельным приводом снабжены вакуумным усилителем. Вместимость пять-шесть человек, полный вес 1700 кг, максимальная скорость 170 км/час. Новая модель хорошо соответствует требованиям рынка США. Это свидетельствует о намерениях фирмы повысить свои экспортные возможности, конкурировать с американскими фирмами в их доме.1. «ТоётаСенчури».2. «Тоёта 1600 ГТ;ф Конкуренция в чужом доме3. «Тоёта Каролла де люкс» с гидравлической трансмиссией. 4. «Субару 1000 де люкс», jф Три подкласса малолитражекКласс японских малолитражных автомобилей наиболее обширен как по выпуску так и по числу моделей. Он распадается на три основных подкласса: 600 —1000, 1000—1500 и 1500—2000 сМ8. Последний из них (1500—2000 см3) представлен моделями с четырех-шестицилиндровыми рядными четырехтактными двигателями водяного охлаждения, как бензиновыми, так и дизельными. Дизели на легковые машины ставит одна из старейших автомобильных фирм — «Исудзу». Это модели «Беллет 1800» (4 цилиндра, 1764 смЗ, 50 л. с. при 4000 об/мин) и «Беллел-2000» (1991 смЗ, 55 л. с. при 3800 об/мин). Показательно стремление к максимальной унификации дизельных и бензиновых моделей. Так, бензиновый двигатель «Беллел-2000» имеет те же ход поршня и диаметр цилиндра, что и дизель. Это обеспечивает быстрый переход от одной модификации к другой в зависимости от спроса. С шестицилиндровыми рядными двигателями в этом подклассе выпускаются модели «Ниссан Седрик», «Принс Скайлайн» и «Ниссан Глория». У них — одинаковый рабочий объем — 1988 см 3 , различаются они диаметром цилиндров и. соответственно, ходом поошня. Модель «Ниссан Глория» за совершенство конструкции и высокое качество отделки получила неофициальное название «японский Бенц», чему способствовало стремление противопоставить ее соответствующим моделям «Мерседес-Бенц». Мощность двигателя «Глории» 105 л. с. при 5200 об/мин, максимальная скорость 160 км/час. Модификации «Супер 6» и «Супер де люкс» оснащены автоматической трансмиссией «Борг Уорнер». На всех названных моделях передние тормоза дисковые. К этому же подкласса относятся и некоторые спортивные машины, например «Принс Скайлайн 2000 ГТБ», «Тоёта 2000 ГТ»* и другие. На многих моделях—четырехцилиндровые двигатели от 1584 до 1991 см3 мощностью 80—110 л. с. Количество моделей велико—около полутора десятков. Одна из них—«Тоёта 1600 ГТ» (фото 2), выпускаемая с августа прошлого года. Ее двигатель (рабочий объем 1587 см3, степень сжатия 9) развивает 110 л. с. при 6200 об'мин. Два верхних распределительных вала приводятся двойной роликовой цепью. Открытый двухдверный кузов для повышения жесткости приварен к раме. Передние тормоза — дисковые, задние — колодочные. Скорость машины — 175 км/час. Ко второму подклассу относятся до 40 моделей и их модификаций. У них четырехцилиндровые рядные двигатели, расположенные впереди (исключение — заднемоторная модель «Контесса»), Рабочий объем в пределах 1077—1498 смз, мощность 58—86 л. с , максимальная скорость 125—160 км/час.ф С роторным двигателем5. «Хонда 600».• Подробнее об этом автомобиле будет рассказано в одном из последующих номеров журнала.30