В производстве автомобилей возросли требования к тому, что входит в понятие технической эстетики. Автомобилестроители стали больше думать об удобствах пассажиров и водителей. Прим ер тому — последние модели «Волги» и «Москвича», новые автобусы. Повышается общая культура производства на наших заводах. Ежегодно советские автомобили вступают в соревнование с зарубежными на ярмарках ив салонах всего мира. Осенью прошедшего года жители Пловдива и гости традиционной ярмарки увидели «Волгу» модели «24». Этому автомобилю присуждена золотая медаль. И почти в то же время завоевал симпатии посетителей Лейпцигской ярмарки изо ­ лотую медаль наш грузовик «Урал-375». К автомобилестроению непосредственно примыкает производство мотоциклов. Наряду с автомобилями и автобусами они стали неотъемлемой частью современного транспорта, в особенности на селе. Спрос на продукцию наших мотоциклетных заводоз. все возрастает. И в этом находит отражение неуклонный подъем народного благосостояния. В минувшем году мотоциклетная промышленность выпустила 827 тысяч мотоциклов и мотороллеров и 602 тысячи мо ­ товелосипедов и мопедов — почти полтора миллиона машин. М ежду тем до революции у нас не было ни одного мо ­ тоциклетного завода. Советское мотоциклостроение сегодня — это крупные предприятия, оснащенные современным оборудованием с конвейерной сборкой не только машин, но их узлов и агрегатов. Усилия мотоциклостроителей направлены прежде всего на увеличение производства тяжелых машин с колясками, которые пользуются наибольшим спросом. В этих целях ведется реконструкция Киевского и Ирбитского мотоциклетных заводов, которые должны поднять мощность более чем в два раза. За последнее время намного сократился путь новых моделей от конструкторских бюро до сельских дорог и городских улиц. В юбилейном году два ведущих мотоциклетных завода — Ижевский и Ковровский — порадуют многочисленных мотолюбителей новинками —«ИЖ-Планета-3», «ИЖ-Юпитер-3» и «Восход-2»,КавалерыЛенинский юбилей — не только славная дата, не только рубеж, отметивший ровно век со дня рождения основателя первого в мире социалистического государства. Этот юбилей всей своей сутью устремлен в будущее, он зовет вперед к настойчивому продолжению дела Ле ­ нина, выполнению его заветов. Юбилейный год, завершающий пятилетку, начался под знаком ударного труда. Автомобилестроители по-особому ощущают ритм созидания. Идет бурное развитие экономики. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, снабжение городов и сел, — все требует автомобилей, способных перевозить грузы и людей на большие и малые расстояния. Успех в дальнейшем экономическом развитии страны зависит от темпов технического прогресса, который предопределяет и все возрастающие масштабы автомобилизации. Сейчас на всех автомобильных заводах новаторы производства, инициаторы прогрессивных начинаний ищут и находят пути повышения производительности труда, улучшения качества продукции, экономии. Новые задачи встают перед автомобильной промышленностью. Они грандиознее вчерашних и требуют больших усилий, большей энергии.ордена ЛенинаКонструкторНесколько лет назад в одной из английских газет появилась фотография мощного автомобиля. А под ней — комментарий с выразительным заголовком: «Гигант выходит из степей». Автомобиль НАМИ-076 был действительно гигантом. Но родился он не в степях, а в тихих лабораториях НАМИ, когда ожили сотни чертежей — плод работы большой группы конструкторов. И то, что поразило видавш их виды англичан, было не случайным успехом, а логическим завершением работы коллектива советских инженеров, которым руководит Николай Иванович Коротонощко. Итак, гигант вышел из НАМИ. Но один из главных его авторов — Действительно уроженец степей. В кубанской станице Новороманской прошло детство будущего конструктора Н. И. Коротоношко. Николай считался образованным: он окончил два класса начальной школы. Но пришли двадцатые годы, а с ними — новое слово «рабфак». В 1925 году Николай уезжает учиться в Краснодар, а затем в Москву. ...Его рабочий стол находится в конце конструкторского зала. Это большой зал, уставленный кульманами. Толстой стопкой лежат на краю стола фотографии автомобилей. Николай Иванович пришел в НАМИ, когда автомобильная промышленность страны только набирала скорость. Снежные просторы Сибири, пустыни Средней Азии и болотистые леса ждали новых машин, выносливых и экономичных. Вот уже тридцать семь лет участвует в создании таких машин Николай Иванович Коротоношко, руководитель лаборатории, главный конструктор по автомобилям высокой проходимости. Еще в 1938 году он работал над первой в стране машиной с двумя ведущими осями, за ней последовали другие конструкции, среди которых был и знаменитый ныне «Урал-375». По своей проходимости он уступает гусеничным машинам тольно на предельно тяжелом бездорожье, а выносливость его исключительна. В 1968 году три «Урала-375» проделали путь от станции Большой Невер Забайкальской железной дороги через Якутск и Усть-Неру к морю Лаптевых. Больше месяца преодолевали снежную целину, 60-градусные морозы и метели и вышли победителями. «Урал-375» был одной из машин, за создание которых в 1966 году Николай Иванович и был награжден высшей правительственной наградой ' — орденом Ленина. Они работают везде — на Чукотке ив Тюмени, в Казахстане и на Украине, в десятках стран разных континентов, — могучие советские машины. Они возят лес и строительные материалы, пробиваются сквозь пески и болота, работают в жару и морозы. В этих машинах — годы жизни Николая Ивановича Коротоношко. И еще не одна фотография ляжет на стол, стоящий в углу большой уставленной кульманами лаборатории. В. СТАРЧЕВСКИИ«На путях коммунистического строительства,— указывается в Тезисах ЦК КПСС «К 100-летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина»,— нам предстоит, говоря ленинскими словами, громаднейшая работа, потребуется приложить труда много больше, чем до сих пор. Жизнь ставит новые задачи и проблемы, которые требуют глубокого изучения и творческих решений».ОТ ЕДИНИЦ ДО МИЛЛИОНОВ(См. 2—3 стр.вкладки)20-е годы: НАМИ-1, «Руссобалт-С», АМО-Ф-15, Я-3, автобус АМО Первые пятилетки: КИМ-10, ГАЗ-М-1, ЗИС-5, Я-5, ЗИС-16 Послевоенные пятилетки: «Москвич-401», ГАЗ-20 «Победа», ГАЗ-51, МАЗ-200, ЗИС-155 1970: «Москвич-412», ГАЗ-24 «Волга», ГАЗ-53А, МАЗ-500, ЛиАЗ-677