ШОФЕРский был шофером Центрального гаража Азнефти с 1922 года, немного позже стал здесь механиком Александр Николаевич Попов, а затем сел за руль Алексей Николаевич Левенко. — Трудное и интересное было время для жизни и работы, — говорят ветераны. — Запасные части для каждой машины самим и конструировать и делать приходилось. Но работали — не хныкали. Каждый шоферил так, будто на него все государство смотрит, считал себя лично ответственным за большое дело. А жить было непросто: денег тогда у каждого были миллиарды, только ничего они не стоили, впроголодь можно было с таким «состоянием» насидеться. Но выстояли. Все трое стали инженерами, командирами производства. Все трое удостоены высшей правительственной награды — ордена Ленина. Сейчас ветераны уже на отдыхе. Но трудовые традиции на пенсию не выходят. По-ленински работают и молодые, тысячи новых водителей-нефтяников. Неизмеримо вырос автомобильный парк Азнефти. Сейчас он насчитывает около 6 тысяч машин, из которых почти третьсо сложным оборудованием, приспособленные для самых разнообразных работ по обслуживанию нефтепромыслов. Давно не существует здание старого Центрального гаража. Теперь у нефтяников республики только крупных автотранспортных предприятий, в несколько сот автомобилей каждое, около тридцати. В какой-то мере роль Центрального гаража перешла к автотракторной базе Министерства нефтедобывающей промышленности республики. Возглавляет ее ветеран Азнефти П. Ф . Кондрашов. Здесь в 1924 году начал он свой трудовой путь. По количеству машин база немногим отличается от своего далекого предшественника — их тут 360. Но какая это могучая техника! Многотонные тягачи, электротрубовозы, машины самых разных специальностей. А какие люди ею управляют. Мне рассказали, что когда в республике возникает потребность в уникальных перевозках сверхтяжелых грузов, которые надо выполнить с ювелирной точностью, это поручается автотракторной базе Азнефти. И не только потому, что здесь мощные машины, а потому еще, что коллектив отличает высокий дух творчества и взыскательности. Около четырех лет назад на станцию Баку-товарный прибыл драгоценный груз из Берлина — ценнейшее оборудование для Пиркулинской астрономической обсерватории. Огромный труд был вложен друзьями из ГДР в 32-тонное зеркало для телескопа. Годами охлаждался и шлифовался с микронной точностью гигантский слиток специального стекла. 40 тонн весило основание зеркала. Перевозка всего этого груза по горным дорогам была необычайно сложной и ответственной задачей. Решить ее поручили лучшим водителям базы Ю. Володину и В. Аванесову. Двое суток вели они КрАЗы с многоосными прицепами и успешно завершили 140-километровый путь, доставив груз в абсолютной сохранности. Их работа вызвала восхищение- специалистов, а немецкие кинооператоры даже сняли фильм об этом рейсе. Его видели, наверное, и наши читатели: он демонстрировался по советскому телевидению. Такие перевозки для водителей базы не редкость. Прошлой осенью кавалер ордена Трудового Красного Знамени М. Керимов вместе с В. Аванесовым перевозил 60-тонные компрессоры для накачки воздуха в скважины ис другим напарником, Д . Писецким, — 46-тонные парогенераторы для плавления парафина в скважинах. Немало сверхтяжелых перевозок на счету у Э. Арешева, М. Теплицкого, В. Шиловского и других водителей. «Победы мы... добьемся во что бы то ни стало», — писал когда-то бакинцам В. И. Ленин. И вот она пришла победа, весомая, зримая. Только успокаиваться нельзя. Такова диалектика нашей жизни. Впереди новые задачи, для решения которых надо много потрудиться и водителям. Не так давно они собрались, чтобы обсудить, что сделано и что предстоит сделать в ознаменование столетия со дня рождения великого Ленина. И дали себе слово свято хранить память своего почетного шофера, работать только так, будто он рядом, по Ильичу сверяя шаг. В. ИНДИИ, спецкор «За рулем» г. БакуКавалеры ордена ЛенинаРабочийавтомобилестроительШел 1950-й год. Кто помнит, нан появилась в прессовом цехе новенькая? Может быть, только тетя Катя Картошкина, потому что Аня глаз с нее не спускала. Сначала девушка подносила детали, помогала опытной прессовщице, и все смотрела, запоминала — как ловчее подойти, как сподручней взять, как удобнее штамповать. Встала за пресс — и пошло. Она штамповала сначала нехитрые детали. На главном стапеле под клювами сварочных «клещей» сотни таких «кусочков металла» вдруг становились кузовом «Москвича». Тогда это напоминало ей чудесное превращение из сказки. Много лет минуло с тех пор, много воды утенло. Изменился весь автозавод, который ныне носит имя Ленинского комсомола. Отделение, где работала Анна Ильинична Жарова, перешло в новый корпус. Появился еще один прессовый цех, № 2. Давно уже перестала прессовщица уставать на работе, нак в первые дни. Начала разбираться в производстве, люди, с которыми свела ее специальность, стали ее друзьями. ...Анна Ильинична хорошо помнит тот день. Ей впервые пришлось исполнять обязанности мастера. За прессом оназалось куда спокойнее. Мужчине легче — он потверже. А тут чуть что не тан — хоть плачь. Но слез ее никто не видел. Даже в такой трудный день. Анна Ильинична издали заметила начальника производства В. П. Коломникова (теперь он директор завода). Мелькнула мысль: что-то, наверно, не так, чем-то недоволен. Вышла вперед и заранее нахмурилась. А он улыбается. И поздравляет. С наградой, с орденом Ленина! Вот так это было. И от того дня уже отделяют Анну Ильиничну годы. Она все там же, во втором прессовом. Все мастером. Только знает больше, смелее ведет смену. А в цехе стало легче. Хотя прессовое производство и теперь требует характера. Тан что приходится и ссориться ное с нем, и металл «выколачивать», и за молодыми следить. У нее на участие молодых много. Как будто все изменилось — и цех, и сам «Москвич». Только работа требует все той же любви. Как и ее девочки, которые уже подросли. Бывает, она приходит домой усталая. А дома — на их, девчоночий вкус наведен «порядок». На столе игрушки, на полу — лоскуты, нитни. И всегда в ответ одно и то же: «Мы, мам, хотели быстро убрать, а потом ты быстро пришла, и мы не успели». Так было и тогда, в 1966-м, когда пришла домой с газетой и сказала: «Сегодня у нас праздник, дочки!». Орден Ленина получила прессовщица. Теперь она мастер, один из лучших мастеров на автозаводе. Рабочий человек трудной и нужной профессии, умелый организатор производства, воспитатель молодежи. Автомобилестроитель. Л. КЛИМОВИЧВетеран Азнефти — директор автотракторной базы Министерства нефтяной промышленности Азербайджана П. Ф. Кондрашов (второй слева) с работниками базы (слева направо) — главным инженером Ш. Махмудовым, слесарем В. Родиным и разгаром Б. Гусейновым.23