26
27
ВТОРАЯ ПРОФЕССИЯ КрАЗовНа лесоразработках нужны машины особого рода — повышенной проходимости ив то же время более быстроходные, чем трактор. И само собой разумеется, они должны быть мощными: лес — груз тяжелый. Кременчугский автозавод успешно решил эту задачу. Автомобиль, обладающий такими качествами, был создан на Кременчугском заводе — это КрАЗ-255Б. Он уже знаком автотранспортникам. Теперь на его базе освоен выпуск нового лесовоза КрАЗ-255Л, у которого, к акиу его старшего собрата, все три оси — ведущие. Новые машины помогут значительно повысить производительность труда наперевозке древесины. Кременчугский лесовоз свободно берет гигантскую «вязанку» стволов — двадцать три тонны. В 1970 году Кременчугский завод выпустит большое количество новых лесовозов.ГОНОЧНЫЙ «ЗАПОРОЖЕЦ»Эта машина построена на базе агрегатов серийного «Запорожца». По действующей у нас в настоящее время классификации спортивных и гоночных автомобилей в формуле «Юность» к ак раз и должны использоваться эти узлы без серьезных переделен. Рабочий объем двигателя — в пределах 1200 смЗ; разрешено применять лишь один серийный карбюратор.Гоночный автомобиль ЗАЗ формулы «Юность». Фото Э. ПярнаметсаПервый образец машины такого типа был сделан на Запорожском автозаводе в прошлом году и испытан на первенстве СССР. Мощность двигателя была увеличена с 43 до 50 л. с. Максимальная скорость составляет 160 км/час. Испытания гоночного «Запорожца» прошли успешно.Далекой весной 1897 года, в самом конце апреля ив первых числах мая, вверх по Енисею на пароходе «Святой Николай» направлялся по приговору царского суда к месту ссылки Владимир Ульянов. Плыл он с такими же ссыльно-поселенцами, к аки сам, — Кржижановским и Старковым. Лежал их путь в Минусинский уезд, таежный, глухой угол Енисейской губернии. До пристани Сорокине низенький однопалубный пароход тащился кое-как, а потом и вовсе остановился, и капитан распорядился: «Высаживайтесь! Дальше не пойду». Так и пришлось невольным путешественникам отыскивать подходящую оказию. Подвернулась лошаденка, запряженная в телегу. Проселками, по непролазной весенней грязи с трудом дотащились до села Тесьместа поселения друзей Ильича, а отсюда он уже один добирался до Шушенского, где и провел три долгих и трудных года. ...Наша «Волга» мчалась по только что построенной автомобильной магистрали, которая пролегла над Енисеем и близко совпадала с путем продвижения Владимира Ильича Ленина в Шушенское. И мы невольно перенеслись мысленно на семь десятилетий назад. Что же тут было в енисейской Сибири? Унылость, глухомань, забытая окраина царизма, место ссылок... Вспомнились многие «сибирские истории», вычитанные из дореволюционной литературы, о дикости нравов, о страданиях, которые выпадали на долю тех, кто здесь жил, либо оказывался невольным «гостем». Как все переменилось за годы Советской власти! Люди, обычаи, нравы. Изменилось лицо края. В Красноярске нам сказали: за последние десять лет на берегах Енисея построено более пятисот предприятий. Темпы ошеломляющие. Пример — самая мощная в мире Красноярская ГЭС. Кажется, совсем недавно — , в дни пятидесятилетия Октября был пущен ее первый гидроагрегат. Сейчас в полную силу работает уже восьмой в 500 тысяч киловатт. Много нам рассказывали о перспективах развития шоссейных дорог, о дальнейшем насыщении края автомобильным транспортом. А вот день сегодняшний. «Волга» мчит нас новым автомобильным путем, берущим начало в Красноярске. Правым берегом Енисея быстро добираемся до Дивногорска, а потом на виду у исполина — Красноярской ГЭС — переходим на левый берег. Отсюда дорога начинает набрасывать петли на оплечья гор. Вся она на редкость живописна. Величавые сопки,поросшие густой тайгой, сменяются ущельями. Во многих местах горы резко обрываются, обнажая пласты пород. Это Дивные горы. Поистине красивые они, дивные... А вот слева от нас зеркало гигантского водохранилища. Оно тоже величаво и красиво. Водитель «Волги» рассказывает, что дорога строилась ускоренным способом — «до зарезу» нужна была гидростроителям, которые заканчивают на Енисее Красноярскую и возводят Саяно-Шушенскую ГЭС. ...Первый крупный районный центрБалахта. Раньше, чтобы отсюда добраться на автомобиле до Красноярска, надо было ехать через Ачинск, делая лишних более двухсот километров. Новая дорога сократила эти километры. Водители Балахтинского автохозяйства особенно довольны — экономят время, топливо, сберегают технику. И не только они, многие другие тоже. От Балахты до Черногорска, на 210 километров, где раньше пролегал колесный тракт, теперь тоже тянется асфальт, а далее, через 18 километров, — Абакан, столица Хакасской автономной области. Десять крупных автотранспортных предприятий, которыми располагает Хакассия, очень много получили от новой автодорожной, магистрали. Она как бы вдохнула новую жизнь в автомобильное движение. В Абакане регулярно действует 75 только пассажирских междугородных маршрутов, в городе построен просторный автовокзал, отвечающий всем современным требованиям. Отсюда берет начало 443-километровый Усинский тракт, ведущий в Кызыл, столицу Тувинской автономной республики.ЭМБЛЕМАИЗМЕНИЛАСЬНа декоративной облицовке радиатора «Москвича» с начала 1970 года появилась новая эмблема. Она отличается от прежней, хорошо известной у нас в стране и за рубежом. Старое наименование завода (МЗМА) заменено новым — АЗЛК. Надпись сделана буквами золотого цвета на белом фоне. Соответственно изменилась и надпись на вкладыше рулевого колеса.• г пот ц«—"nfffj-^jiШушенское. В этом доме с 1897 по 1898 год жил Владимир Ильич Ленин. Фото В. Юсова26 МЕРИДИАН СИБИРИМожно проехать ив Горную Шорию. Открыто автомобильное движение по новой Саянской магистрали. Это — кратчайший путь в Туву. О нем давно мечтали старожилы и, конечно, прежде всего водители, которым приходилось, направляясь, скажем, в Ак-Довурак, делать крюк в несколько сот километров. Новая автомобильная дорога—сложнейший'инженерный объект: здесь возведено 400 искусственных сооружений, в том числе и мосты, проложено 240 километров дорожного полотна. Пробит нелегкий путь в поднебесные выси. Восемь лет два крупных механизированных отряда, двигаясь навстречу ДРУГ другу, штурмовали Саяны. Строители выполнили 10 миллионов кубометров земляных и скальных работ. Автомобильная дорога сокращает расстояние к открытым тут крупным месторождениям железных руд, меди и мрамора. Асбестовый комбинат в Ак-Довураке получит выход для своей продукции к ближайшей железной дороге. Здесь рассчитывают, что со временем малообжитый край Западных Саян благодаря дороге превратится в одно из популярнейших мест автомобильного и мотоциклетного туризма. На междугородных линиях Хакассии курсируют комфортабельные пассажирские автобусы. Из Абакана туристы, как правило, направляются в Шушенское, до которого 79 километров. Мы же из Абакана едем в Майну, расположенную километрах в ста на юг, на строительную площадку ГЭС. Саяно-Шушенская стройка — еще один памятник народа основателю Советского государства. В бетоне и металле воплощают люди мечту Ильича об электрификации страны. Пока тут ведутся подготовительные работы к «генеральному сражению» — перекрытию непокорного Енисея. Створ плотины выбран в 28 километрах от Майны, вверх по реке. Туда тоже проложена автомобильная дорога. Трасса для нее вырублена в отвесных скальных стенах из белого и розового мрамора, а окол ссыпан в реку, дабы нарастить основание для проезжей части. Сотни тысяч кубометров породы легли на дно. Местные водители карнизный путь на створ так и именуют: «Мраморный». Мраморная дорога — плод труда взрывников, бульдозеристов и укладчиков бетонных плит. Сложное инженерное сооружение. На самом же створе возводятся продольные перемычки будущего котлована. То и дело появляются здесь 25-тонные самосвалы, наращивая полотно поднимающейся из воды дамбы грунтом и гравием. Потрясают масштаВсе выше и выше к поднебесным скалам ввинчивается дорога. Мощные КрАЗы идут по ней. везя скальные породы. Гидростроители Саянской ГЭС готовят плацдарм для генерального наступления на Енисей. Рисунок В. Бутанаева бы: высота плотины, которая почти сомкнет вершины двух противостоящих гор, определена в 240 метров, а длина ее по гребню — 1068 метров. Плотина создаст водохранилище длиной в 299 километров, которое вклинится в Тувинскую котловину, чуть выше районного центра Шагонар. Сейчас гидростроители отвоевывают у тайги площадки. Пока они небольшие, но сюда уже завезены металлические фермы, трубы. Материалы доставляют водители специализированных машин — фермовозов, трубовозов, панелевозов. На стройке — большой коллектив водителей. Есть даже «семейная колонна»: Александр Петрович Власов, его дочь — Рая, муж ее — Виктор. Все — ударники коммунистического труда. Едем в Шушенское. До него от строительства ГЭС 64 километра. Это хорошие километры: дорога словно отутюжена, вас ведут по ней указатели. Вспомнились строки из письма Ильича к родным: «...несколько улиц, довольно грязных, пыльных». Нет, не такое село теперь! Красивые здания, асфальтированные улицы. Еще в Москве я узнал, что в Шушенском несколько промышленных предприятий, сельскохозяйственный техникум, школы, среди них — художественная, спортивная, музыкальная. Сегодняшнее Шушенское — это и новостройки. Первое, что бросилось в глаза, — множество грузовых автомобилей, самосвалов, ажурные конструкции подъемных кранов, горы земли. Стройка кипит. Сооружаются многоэтажные жилые дома, служебные здания. Растет Дом культуры, техникум, турбазы. Здесь будут построены два института Сибирского отделения Академии наук СССР. .А центр стройки — улочка старого села, особенно тесно связанная с пребыванием здесь В. И. Ленина ' и Н. К. Крупской. На этой улочке, где жил Ильич, будет воссоздан облик села XIX века: лавка, волостная управа, дома политических ссыльных и дворы крестьян того времени. Шоферы рассказывали, что эти сооружения разыскивали по всей округе и свозили в Шушенское. Специалисты подновляют их, пропитывают антисептиками, бережно восстанавливают. Новое Шушенское строит, можно сказать, вся страна. Тут вы встретите студентов, научных сотрудников, молодых инженеров из многих городов Советского Союза. Сотни демобилизованных воинов. Среди них немало водителей автомобилей, трактористов, бульдозеристов. Перед отъездом из Шушенского мы сделали выписки из книг отзывов, хранящихся в домах, где жил Владимир Ильич. Эти народные записки составили целых 25 томов. Сколько в них волнующего! Одну запись особенно хочется привести. Ее оставила делегация отличников боевой и политической подготовки Забайкальского пограничного округа. Вот она: «Дорогой Владимир Ильич! Мы, группа пограничников, прибыли со всех застав Забайкальской границы с рапортом о том, как выполняем Ваши заветы по охране рубежей Родины Октября. Докладываем Вам: границы первой в мире страны социализма неприкосновенны. Клянемся Вам и впредь так же бдительно нести службу, как несли наши отцы и сейчас несут их сыновья»... Отбыв ссылку, Владимир Ильич вместе с Надеждой Константиновной и ее матерью рано утром 29 января 1900 года, простившись с друзьями, отправились на перекладных в Ачинск. Через трое суток санного пути они прибыли туда почти к отходу поезда. Он и уве.з их в центр России. Впереди была снова революционная борьба... Семьдесят лет отделяют нас от тех дней. Пятьдесят три из них составляют целую историческую эпоху, программу которой сформулировал Владимир Ильич Ленин. Ал. КУЗНЕЦОВ Москва — Красноярск — Майна Шушенское — Москва27