НАШОССЕдороге дело опасное — оно притупляет внимание. • Нельзя двигаться без остановок более 3 часов подряд; короткий 15-минутный перерыв иногда может сберечь вам жизнь. • Утомление и опасность аварий особенно возрастают после 11 часов движения. Водителям старше 50 лет не стоит вообще управлять автомобилем более 8 часов. ® Монотонная езда оказывает гипнотическое действие. Время от времени отпускайте педаль акселератора, меняйте ритм движения. • Не надо неподвижно смотреть на дорогу прямо перед собой, это утомляет зрение. Переводите взгляд, так легче следить за изменениями обстановки. • Почаще поглядывайте в зеркало заднего вида. Вообще на дороге надо управлять автомобилем, заглядывая подальше как вперед, так и назад. Ф Держите руль без напряжения, но обязательно обеими руками. Они должны находиться в положении часовых стрелок «без десяти четыре». Это позволяет вести автомобиль без всяких усилий иИЗ ВОДИТЕЛЬСКИХ ЗАПОВЕДЕЙ• Не полагайте, что вдали от городов водить автомобиль проще и легче; здесь свои трудности. • На шоссе скорости, конечно, выше, а стало быть, и меньше времени на устранение возможных ошибок. • Помните, что современные автомобили способны развивать скорости, которые не всегда обеспечиваются условиями движения. Будьте благоразумны в выборе скорости. • Выехав на автомобильную дорогу, быстрее включайтесь в общий ритм движения, чтобы не создавать помех. • Слишком медленная езда иногда может быть такой же опасной, как и излишняя скорость. •• Не старайтесь «накрутить» побольше километров: продолжительное безостановочное движение по ровнойМногие водители, еще не успев как следует занять место за рулем, запирают изнутри все дверцы. Для чего это делается? Полагают, что так лучше для безопасности. Это заблуждение. Ездить с запертыми изнутри дверцами, наоборот, очень опасно. Благодаря пре-мгновенно выравнивать его при резких толчках. • Имеете ли вы представление о расстоянии, необходимом для остановки вашего автомобиля на высокой скорости! Если нет, вычислите и запомните. • По возможности держите на шоссе дистанцию 80100 метров. • Помните, что, убавив скорость на одну треть, вы сократите тормозной путь более чем вдвое. • Даже если дорога свободна, следуйте по правой полосе. Тогда вы сможете пропустить более быстрые автомобили без лишних маневров и не нервничая. • Дублируйте рукой световые сигналы: на освещенной солнцем дороге они могут быть плоко видны. • Держите ветровое стекло постоянно чистым; ухудшение видимости может закончиться плачевно. • Съезжая на обочину, во избежание заноса снижайте скорость р,- минимальной.НЕ ТОЛЬКО КОМФОРТДаже на асфальте кузов и колеса автомобиля все время колеблются то вверх, то вниз с различными частотами и амплитудами. Не будь придуманных для быстрого гашения колебаний амортизаторов, поездка на автомобиле приносила бы не удовольствие, а муку. Однако было бы большой ошибкой думать, что амортизаторы служат только для комфорта. Нет, есть у них обязанность не менее важная — повышение безопасности двингения. Каким образом исполняют они эту обязанность? Противодействуя раскачиванию автомобиля, они удерживают колеса в постоянном контакте с дорогой, а стало быть, обеспечивают постоянство тягового усилия, улучшают управление автомобилем, уменьшают его тормозной путь. Если амортизаторы неисправны, возникают чрезмерные колебания кузова и колес, вследствие чего сцепление шин с дорожным полотном то увеличивается, то уменьшается, а при подскоках совершенно исчезает. Нетрудно понять, что в таких условиях сразу ухудшаются и торможение автомобиля и его управляемость. Вы спросите: намного ли? Достаточно сказать, что на поворотах дороги неисправный амортизатор может вызвать занос автомобиля со всеми его опасными последствиями. А тормозной путь, к ак показали специальные испытания, увеличивается на целый корпус машины и даже больше. Отсюда надо сделать непреложный вывод: з а состоянием амортизаторов надо следить с таким же вниманием, к ак за тормозами или рулевым управлением. Осложняется эта работа тем, что невозможно обследовать амортизаторы достаточно полно, не снимая с машины. Но плохую их работу по целому ряду признаков определить не так уж трудно. Если после проезда ямки или рытвины автомобиль долго и сильно раскачивается, ясно, что амортизатор неисправен. Можно и не ждать оказии, а просто попробовать самому раскачать автомобиль, нажимая на его крыло или бампер. Если после такой операции автомобиль делает не более двух колебаний — все в порядке, амортизатор работает как надо. На нарушения в работе амортизаторов вам укажет и неравномерный износ протектора шин передних колес. Итак, следите за амортизаторами. Они не только комфорт, но и ваша безопасность. Г. ЗИНГЕРНЕ НАДО ЗАПИРАТЬСЯ В АВТОМОБИЛЕдохранителям дверцы современных автомобилей, к ак правило, самопроизвольно не открываются даже во время аварий. Как же попасть внутрь автомобиля при несчастном случае? Ведь тут дорога каждая секунда, особенно если автомобиль горит или в нем есть раненые. Можно, конечно, разбить оконные стекла. Но попробуйте справиться с беэосколочным стеклом. Это удается с большим трудом. Многие ли из нас задумываются над тем, каким способом быстро попасть в потерпевший аварию автомобиль с запертыми изнутри дверцами или как извлечь из лего раненых? Естественно, мы больше думаем о том, чтобы по забывчивости не оставить автомобиль на стоянке открытым, для чего и запираем двери еще до начала поездки. Однако на первом месте все-таки должна быть безопасность водителя и пассажиров. А забывчивым просто надо приучить себя тщательно запирать автомобиль, лишь выходя из него, и для надежности проверять снаружи, все ли дверцы закрыты.Б. КОНСТАНТИНОВ24