В Воздушнодесантных войснах. к ани всюду вВооруженных Силах, воин-автомобилист — профессия ответственная и почетная. На войсковых маневрах «Двина» гвардейской ЧерниговскойКраснознаменной воздушнодесаитной дивизиив составе оноло восьми тысяч человек с большим иоличеством техникии вооружения понадобилось менее чем полчаса, чтобы выброситься вглубокийтыл « п ротивника » . В акт ивныхнаступательныхи оборонительных боях, доставке личного состава, вооружения и боеприпасов важную роль сыграли десантники-автомобилисты. Одного из учас тниковучения «Двина» — комсомольца гвардии рядового Александра Кожевникова вы видите на этом снимне.Фото В. ГатчиковаГерой Советского Союза генерал армии А. Л. ГЕТМАН, председатель ЦК ДОСААФ СССРПятый пленум Центрального комитета ДОСААФ, состоявшийся в конце марта, всесторонне обсудил один из самых важных для нашего оборонного Общества вопросов — о состоянии и мерах по улучшению подготовки специалистов для Советских Вооруженных Сил. Обстоятельному рассмотрению подверглось на пленуме и все, что связано с обучением и воспитанием будущих военных автомобилистов. Это закономерно. Среди десятков военно-технических профессий, которым обучаются в наших клубах призывники, профессия водителя автомобиля, пожалуй, самая распространенная. Ответственное и почетное место ей отведено ив Советских Вооруженных Силах. Огромные успехи социалистической экономики, замечательные достижения отечественной науки и техники, самоотверженный труд советского народа позволили оснастить армию и флот самыми совершенными средствами вооруженной борьбы — ядерным оружием, ракетами различного радиуса действия и назначения, современными самолетами, танками, артиллерией, бронетранспортерами и многим другим. Велика роль и автотракторной техники. Без нее не обходится ныне ни один вид Вооруженных Сил, ни один род оружия. На крупнейших военных учениях и маневрах последних лет, таких, как «Днепр», «Неман», «Одра—Ниса», «Двина», роль автомобиля проявилась особенно ярко. Сосредоточение, перегруппировка войск, быстрая переброска личного состава, техники, боеприпасов — всего того, чего требует современный бой, производились главным образом при помощи автотранспорта. Министр обороны Маршал Советского Союза А. А. Гречко в беседе с корреспондентами перед началом учений «Днепр» отметил, что в первую очередь За нашу Советскую Родину/Sapyuout№ 6-июнь-1970ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ СПОРТИВНЫЙ ЖУРНАЛ ДОСААФ СССР Имаотся с 1928 года1 необходимо обратить пристальное внимание на механика-водителя танка, водителя автомобиля, бронетранспортера, тягача — они теперь играют «первую скрипку» на дорогах учений. На войсковых маневрах «Двина» солдатам за рулем приходилось вести машины на сотни километров, чаще всего по бездорожью, в лесу, по глубокой снежной целине, на болотистой местности. Воины-водители, как и все участники маневров, продемонстрировали прочные военные знания, умение управлять техникой, высокую боевую выучку. Среди тех, кто совершил труднейшие марши, действовал в передовых отрядах, •ел могучие ракетные тягачи, кто на мощных ЗИЛах, «Уралах», МАЗах, КрАЗах доставлял все необходимое для успешного ведения боя, — немало воспитанников автомотоклубов ДОСААФ. Да, как говорит армейский опыт, основная масса выпускников наших клубов и школ, приходя на военную службу, быстро осваивается с новой техникой, успешно овладевает воинским мастерством. Это показатель того, что качество военно-технического обучения призывной молодежи в организациях ДОСААФ постоянно улучшается. Повышение уровня обучения и воспитания специалистов неразрывно связано с подъемом всей оборонно-массовой работы, вызванным подготовкой к славному ленинскому юбилею. Развернув социалистическое соревнование в честь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, коллективы Общества под руководством партийных и советских органов, при активной помощи профсоюзных, комсомольских и спортивных организаций улучшили свою деятельность по выполнению задач, поставленных ЦК КПСС и Советом Министров СССР перед ДОСААФ. Члены многомиллионного оборонного Общества с огромным удовлетворением встретили постановление Центрального Комитета КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР и ВЦСПС о награждении Ленинскими юбилейными почетными грамотами 2S00 передовых предприятий, организаций, совхозов, колхозов. В числе награжденных — организации Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту Астраханской, Днепропетровской, Омской, Тульской областей и города Тбилиси. Награждение Ленинскими юбилейными почетными грамотами передовых наших организаций — новое свидетельство постоянного внимания, заботы партии и правительства о нашем оборонном Обществе, о развитии и совершенствовании его патриотической деятельности. Подготовка к славному ленинскому юбилею прошла под знаком дальнейшего подъема военно-технического обучения и героико-патриотического воспитания специалистов для армии и флота, выявила передовые коллективы Общества, автомотоклубы, школы. Занявшая среди союзных республик первое место по подготовке специалистов для Вооруженных Сил организация ДОСААФ Украины удостоена за 1968—1969 учебный год переходящего Красного знамени Министерства обороны. Такую же награду завоевала Омская областная организация ДОСААФ, лучшая среди краев и областей Российской Федерации. Переходящими Красными знаменами ЦКДОСААФ награждены комитеты Общества Грузии, Литвы, Оренбургской и Волгоградской областей. Пятнадцать автомотоклубов удостоились переходящих Красных знамен военных округов. Среди них Владимирский, Витебский, Кузнецкий, Симферопольский, Ташкентский, Горийский, Читинский, Называевский, Комсомольский, Алма-Атинский. В истекшем учебном году значительно расширился список образцовых учебных организаций ДОСААФ. Тысячи юношей получили в этих и других клубах специальности водителя автомобиля, топливомаслозаправщика, шофера-электромеханика. По весеннему призыву они уже встали в строй вооруженных защитников Родины. Многим из них вместе с водительскими удостоверениями вручены знаки «За отличную учебу», «Готов к защите Родины», удостоверение спортсмена-разрядника. Уже сейчас из воинских подразделений поступают положительные отзывы о выпускниках Ташкентского республиканского автомотоклуба. Что ж, это закономерно. Коллектив клуба во главе с опытным руководителем Е. Г. Шелухановым прилагает много сил к тому, чтобы каждый курсант выработал в себе качества, необходимые водителю-солдату, защитнику Родины — научился уверенно управлять техникой, овладел основами военного дела, подготовил себя физически и морально к выполнению воинского долга. Могут сказать: это-де клуб республиканский, так сказать, столичный, с него и спрос особый. Но вот небольшой городок Называевск Омской области. Масштабы учебно-воспитательной работы автомотоклуба, который здесь размещен, не сравнишь с ташкентскими. Сибиряки, однако, не уступают своим узбекским коллегам по уровню обучения и воспитания будущих воинов-водителей. Словом, успехи есть, и немалые. Но можно ли утверждать, что все у нас хорошо в обучении и воспитании будущих воинов-водителей, что мы полностью справились с задачами, возложенными на ДОСААФ постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 7 мая 1966 года и Законом о всеобщей воинской обязанности! Нет, это было бы ошибочно, привело бы к самоуспокоенности, ослаблению требовательности, лишило перспективы. И участники пленума ЦК ДОСААФ высказались на этот счет совершенно определенно и откровенно. Они подвергли критике те комитеты и клубы, которые неудовлетворительно выполняют возложенные на них обязанности. Справедливые нарекания раздавались в адрес ряда автомотоклубов ДОСААФ Горьковской, Калининской, Мурманской, Ярославской, Орловской областей, Северо-Осетинской, Чувашской АССР и других. Особенно остро критиковались клубы, где из-за плохой постановки учебно-воспитательной работы немало таких обучающихся, которые не сдают экзамены в ГАИ с первого раза, часть курсантов не приобретает прочных навыков вождения машин в сложных условиях, не умеет найти и устранить неисправности, грамотно обслужить машину. Между тем, и это хорошо знают опытные шоферы, в особенности фронтовики, именно практические навыки выручают в трудную минуту. Мне памятны многие случаи из минувшей войны, когда водители с честью выходили из сложных ситуаций только благодаря отличному владению техникой. Каковы же пути высококачественного обучения автомобилистов — и не просто автомобилистов, а военных водителей, людей, не только хорошо знающих технику, но и мужественных, морально и физически стойких, готовых к выполнению самых сложных заданий командования! Эти пути найдены передовыми комитетами и учебными организациями Общества. Вооруженные Силы получают достойное пополнение прежде всего из тех автомотоклубов, где техническое обучение и военно-патриотическое воспитание юношей стало единым, неразрывным процессом. В таких клубах, как правило, богат и разнообразен арсенал средств воздействия на молодежь. Там прежде всего ярко и доходчиво ведут пропаганду заветов В. И. Ленина о защите социалистического Отечества, мероприятий Коммунистической партии и Советского правительства по укреплению оборонного могущества Родины. Живая, целенаправленная, тесно связанная с жизнью политико-воспитательная работа приносит хорошие плоды: она мобилизует юношей на учебу, повышает у них личную ответственность за подготовку к воинской службе, поднимает дисциплину, организованность, а в целом — благотворно влияет на качество подготовки специалистов. Важное место в этом принадлежит нештатным заместителям начальников клубов по воспитательной работе. Вот уже несколько лет с увлечением в этой должности трудится в Тамбовском автомотоклубе полковник запаса В. Туманов, в Ростовском — полковник запаса Е. Вербовой. Какую благородную обязанность взяли на себя ветераны! День ото дня кропотливо, настойчиво формируют они мировоззрение будущих воинов — организуют всевозможные военно-патриотические мероприятия, опираясь при этом на опытных пропагандистов, партийный, комсомольский актив. Нет случайности в том, что оба эти клуба являются образцовыми. Более двух лет прошло, как в наших учебных организациях введена начальная военная подготовка. Многие клубы проводят ее умело, планомерно, поуставному. Но так делается не везде. Не организовано, например, должным образом военное обучение призывников в Ставропольском автомотоклубе. Уставы Вооруженных Сил СССР здесь изучаются неудовлетворительно, приемы с.троевой и огневой подготовки отрабатываются слабо. В итоге — низкая трудовая и учебная дисциплина. Глубокая и всесторонняя пропаганда военной присяги и требований уставов, разъяснение сущности воинской дисциплины, единоначалия, воспитание глубокого уважения к командирам, настойчивое внедрение уставного порядка в жизнь клубов и школ — таковы неотъемлемые требования времени. Хотел бы обратить внимание на необходимость индивидуальной работы с призывниками. Курсанты приходят в автомотоклуб либо прямо со школьной скамьи, либо с заводов, фабрик, из колхозов. У них разная подготовка, разные характеры, интересы. Одни с лету усваивают предмет, другим мало и дополнительного времени на подготовку. Ног именно индивидуального подхода к каждому юноше и не хватает часто руководителям клубов и преподавателям. Особого внимания требуют ребята, занимающиеся с отрывом от производства. Им надо помочь устроиться с жильем, питанием, позаботиться об их культурном досуге, не бросать их на произвол судьбы во внеурочное время. Как важно, в связи с этим, чтобы в каждом клубе была библиотека с книгами, газетами, журналами, организовывались военно-патриотические вечера, посещение музеев, кино. Качество обучения и воспитания будущих воинов находится в прямой зависимости от подбора, расстановки и воспитания кадров, от методического мастерства преподавателей, инструкторов, от их отношения к порученному делу. Неукоснительные требования к нашим кадрам — повышение деловой квалификации, специальной, методической подготовки, изучение и распространение передового опыта, активное внедрение его в учебную практику. За последнее время на этом важнейшем участке сделано немало. В частности, большую пользу приносят учебно-методические сборы перед началом каждого нового учебного года, проводимые на базе передовых автомотоклубов или в воинских частях. Во многих клубах активно действуют педагогические советы, практикуется взаимное посещение уроков, обсуждение лекций, регулярно ведется марксистско-ленинская учеба. Управлениями ЦК ДОСААФ сейчас издаются информационные бюллетени, которые содержат рекомендации, освещают передовой опыт обучения и воспитания. Подбор и воспитание наших кадров надлежит непрерывно совершенствовать. Там, где нарушается ленинский принцип работы с людьми, там нередко к руководству учебными организациями и на преподавательскую работу приходят либо совсем случайные люди, либо малоквалифицированные, не имеющие необходимой специальной подготовки. Так, на должность начальника Первоуральского АМК Свердловской области был назначен... телеграфист, а его заместителем — учительница географии. Бывает, что к преподаванию автодела привлекаются зоологи, ботаники, преподаватели иностранных языков. Ничего бы не было в этом предосудительного, если бы они действительно знали автомобиль. Но, как показала практика, таких знаний они не имеют. В ряде учебных организаций ДОСААФ не достает инструкторов. И на местах их не готовят. Кое-где инструкторы вождения, как, например, в Свердловской области, имеют низкий общеобразовательный уровень. Не везде еще высоки дисциплина, ответственность, требовательность, контроль и проверка исполнения. Интересы дела обязывают нас настойчиво совершенствовать материально-техническую базу. Выполняя постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 7 мая 1966 года, требования Закона о всеобщей воинской обязанности, республиканские, краевые, областные организации Общества под руководством партийных органов, с помощью Местных Советов депутатов трудящихся значительно улучшили размещение клубов, оснащение их техникой, учебныминвентарем. Многое сделано по капитальному строительству на Украине, в Грузии, Армении, Молдавии, Казахстане, Узбекистане, Таджикистане, Литве. Хорошие учебные здания построены в Вологде, Астрахани, Кургане, Омске, Туле, Иркутске, Кемерово и других городах РСФСР. Многие наши клубы обзавелись просторными гаражами, соорудили автодромы, площадки для учебной езды, а классы оборудовали так, что могут посоперничать с аудиториями технических вузов. Большую роль в этом деле сыграла пытливая мысль рационализаторов—преподавателей, инструкторов, мастеров производственного обучения. Но и здесь мы не можем довольствоваться достигнутым. Ведь по-прежнему некоторые автомотоклубы располагаются в старых, малоприспособленных помещениях, иные имеют учебные классы, разбросанные чуть ли не по всему городу. К слову сказать, Нижне-Тагильский автомотоклуб, например, размещается в шести местах. Конечно, капитальное строительство сопряжено с трудностями, в том числе порой ис нехваткой средств. Но можно ли мириться с такими случаями, когда суммы на строительство отпускаются, а не реализуются. Нельзя признать удовлетворительным положение с созданием автодромов, площадок для учебной езды, гаражей, простейших укрытий для машин. Особого внимания заслуживает оборудование учебных классов, изготовление разрезных агрегатов, действующих схем, макетов и других наглядных пособий. Тут не обойтись без инициативы, технического творчества. Хороший стимул создает соревнование между учебными организациями на лучший учебный класс, мотодром, пункт технического обслуживания и т. п.Пока что слабое место в подготовке будущих воинов-автомобилистов — овладение практическими навыками. Надо, чтобы каждый курсант получил безусловную возможность водить машину в течение положенных 50 учебных часов, хорошо знал правила движения. При этом важно, чтобы он научился управлять автомобилем в сложных условиях — в колонне, ночью, на бездорожье, то есть в обстановке, близкой к армейской, мог быстро найти и устранить неисправность в машине, если она застигнет в пути. Все это требует четкого планирования учебного процесса, разумного использования производственных площадей, умелой организации практических занятий. Важным средством совершенствования технических навыков, физической закалки будущего воина являются военно-технические виды спорта. Систематические соревнования по профилю обучения и по нормативам комплекса «Готов к защите Родины» должны стать незыблемым правилом в каждом автомотоклубе и школе. Декабрьский (1969 г.) Пленум ЦК КПСС предъявляет к каждому руководителю, ко всем коллективам трудящихся высокие требования. Они обязывают всех нас неустанно совершенствовать уровень организаторской и политической работы, добиваться ответственности за порученное дело. Главное, чем оценивается зрелость наших кадров, — это их умение на высоком идейном и техническом уровне организовать учебно-воспитательный процесс, проявить творческую инициативу, трудолюбие и глубокое понимание задач, стоящих перед оборонным Обществом по подготовке высококвалифицированных специалистов для армии и флота, верных защитников Родины.В Краснопресненском автомотоклубе ДОСААФ столицы распорядок дни близок Кармейскому : будущие воины-автомобилисты регулярно несут внутреннююслужбу , и зучаютуставы , наставления Вооруженных Сил, п риучаютсяк дисциплине, организованности. Сейчас по команде «Смирно» преподаватель Б. Н. 'Медведев (справа) отдает рапорт начальнику автомотоклуба. Б. И. Иванов примет рапорт о готовности к занятиям — и ребята разойдутся по классам.Фото В. Ширшоваи