НАД ЧЕМ РАБОТАЮТ КОНСТРУКТОРЫЭтот вопрос возникает невольно, когда речь заходит о техническом прогрессе, новых разработках и исследованиях. Что касается автомобилей, гго их создание связано с трудом конструкторских бюро заводов, специальных исследовательских институтов: Н АМИ — научного автомоторного, НИИавтоприборов, НИИШПа — шинной промышленности, НИИАТа — автомобильного транспорта. Плодотворно сотрудничают с предприятиями автомобильной промышленности и наши вузы. Московское высшее техническое училище имени Баумана, М о ­ сковский автодорожный институт, М о ­ сковский автомеханический институт, горьковский, белорусский, львовокий, челябинский политехнические институты в течение многих лет ведут совместные работы с заводами в самых различных областях теории, конструирования, технологии производства. В журнальной статье трудно даже перечислить важнейшие исследования, 'которые ведутся сегодня заводами и институтами. Этот перечень занял бы мно ­ го страниц. Назовем лишь несколько из них. М ы ведем, например, целый ряд поисковых работ, определяющих перспективное развитие автомобильной техники. Темы их: роторные и газотурбинные двигатели, тидропневмагмческие подвески, транзисторные системы зажи ­ гания, двигатели со впрыском бензина и электронным управлением мм, новые средства повышения проходимости и многое другое. Помимо перспективных мы занимаемся решениеми чисто практических задач, которые стоят « а повестке сегодняшнего дня. Они продиктованы постоянно растущими потребностями народного хозяйства, а также специфичными условиями эксплуатации автомобилей в нашей стране: разнообразным и во многих районах суровым климатом, огромной территорией, различной технической оснащенностью автомобильных хозяйств и ремонтных заводов. В каких же направлениях работают автомобильные заводы и институты нашей страны? Повышение долговечности. Большое значение придается повышению надежности и долговечности двигателя — сам ого дорогого и сложного агрегата автомобиля. Прежде всего подобраны конструкции и материалы вкладышей шатунных и коренных подшипников, сталебаббитовых с переменной толщиной слоя баббита (ГАЗ), сталеалюминиевых и трехслойных. Кроме того, внедрены наиболее современные воздушные и масляные фильтры с бумажными элементами (ГАЗ-24, «Мосмвич-412»), а также центробежные полнопоточные фильтры для очистки масла (ЗИЛ-130). И то и 'другое позволило существенно снизить износ двигателей в эксплуатации. Серьезные работы ведутся в области повышения долговечности основных деталей цилиндро-поршневой группы. В целом же. комплекс работ, внедренных за последние годы, позволил увеличить срок службы двигателей Ме ­ литопольского моторного завода до 100 тысяч километров, А ЗЛК — д о 120 тысяч, Заволжского моторного завода (ЗМЗ-21 и ГАЗ--53) и Московского завода имени Лихачева — д о 150—-180 тысяч километров пробега. Целый ряд конструктивных, материаловедческих и технологических мероприятий, проведенных за последнее время, помог значительно повысить долговечность наших автомобилей. Теперь пробег до капитального ремонта составляет для ЗИЛ-130 — 175 тысяч километров, для МАЗ - 5 00А — 1 60 тысяч, для «Волги» (ГАЗ-21) — 200 тысяч. Приспособленность к зимней эксплуатации. Около трети автомобильного парка нашей страны работает в северных или восточных районах с холодной и Долгой зимой. Неудивительно, что вопросам пуска двигателей, разработке предпусковых отопителей, подопревав телей ив целом северных вариантов базовых моделей машин уделяется немало внимания. Все модели наших автомобилей и автобусов снабжаются отопительными устройствами. Предпусковые подогреватели сейчас устанавливаются на машинах высокой проходимости (ГАЗ-66, ЗИЛ-131, «Урал-375»), а также на части других грузовиков. На повестке дня вопрос о производстве подогревателей и для легковых машин. Многие наши автозаводы ведут работы по созданию и производству северных модификаций своих базовых моделей, приспособленных для работы при низких температурах. Проходимость. В нашей стране еже ­ годно осваиваются все новые и новые районы, где прежде не было ни жилья, ни дорог, ни промышленности. Для эксплуатации зимой, в весеннюю распутицу, в песках, на сильно пересеченной местности народному хозяйству нужны специальные автомобили повышенной проходимости. В этом направлении велись и ведутся большие и серьезные исследовательские работы. Головной научно-исследовательский институт автомобильной промышленности НАМИи крупнейшие автомобильные заводы ЗИЛи ГАЗ постоянно занимаются проблемами повышения проходимости автомобилей. М ожно без преувеличения сказать, что в этой области достигнуты немалые успехи как в теории, так ив создании промышленных образцов. Институт провел немало экспериментальных и исследовательских работ по применению широкопрофильных и арочных шин, привода на все колеса, блокирующихся дифференциалов, системы централизованной подкачки шин, создал конструкции снегоболотоходных машин и мотонарт. Накопленный при этом опыт был широко использован промышленностью. В результате наше народное хозяйство получило автомобили с высокими эксплуатационными качествами: ГАЗ-66, ЭИЛ-131 и «Урал-375», КрАЗ-255Б и МАЗ-535А. Снижение трудоемкости ремонта и технического обслуживания. Поискам рациональных конструктивных решений в этом направлении уделяется особое внимание, большая часть двигателей, поставленных на производство в последнее вгэемя, снабжена «мокрыми» гильзами цилиндров. Их применение позволяет при ремонте обходиться без расточки блоков. Благодаря уменьшению числа точек смазки в узлах шасси, улучшенному качеству самих смазок и фильтрации масла в двигателях, изменению конструкции ряда крепежных соединений трудоем- j кость технического обслуживания авто- I мобилей за последние пять лет снизи- ( лась в среднем на 30 процентов. Сокращению затрат на техническое обслуживание и ремонт способствовало также внедрение нового, более совершенного электрооборудования. Так, генераторы переменного тока, которые сейчас устанавливаются на всех новых моделях, способны работать без профилактического ухода на протяжении 150 тысяч километров пробега. Немаловажное значение для упрощения и удешевления эксплуатации машин имеет широкое применение узлов шасси, н е требующих смазки через прессмасленки. Так, у новой «Волги» будет только девять точек смазки вместо 39 у хорошо известной ГАЗ-21. Это достигнуто установкой в шарнирах передней подвески и рулевого управления втулок и вкладышей из полимерных материалов, трущиеся поверхности которых могут работать без смазки. Такие же шарниры будут на легковых автомобилях Волжского автомобильного завода. Для упрощения обслуживания разрабатываются саморегулирующиеся тормоза, устройства для автоматического регулирования зазоров в «лапанном механизме. Применение «самоконтрящихся» гаек и болтов позволит отказаться от периодического подтягивания соединений. Одним словом, конструкторы стремятся к тому, чтобы облегчить труд водителей и ремонтников, упростить и удешевить эксплуатацию автомобилей. Новые модели. Наши конструкторы и ученые ведут не только исследовательские работы, которые рано или поздно воплотятся в перспективных машинах. Они не оставляют без внимания конструкции, которым предстоит увидеть свет в ближайшие год или два. Так, Горьковский автомобильный завод со второй половины 1970 года Снимает с производства «Волгу» ГАЗ-21, которая стояла на конвейере в течение 14 лет, и полностью переходит на выпуск нового легкового автомобиля ГАЗ-24. Сейчас идут испытания одной из модификаций новой «Волги» — с кузовом «универсал». В планах ближайших лет — замена четырехцилиндрового двигателя «Волги» ГАЗ-24 шестицилиндровым и ряд других новшеств. В нынешнем году начина-4