НЕ ВЕРЬТЕ,ЧТО выБЕСПОМОЩНЫСтоит ли объяснять, до чего трудно человеку с ограниченной подвижностью ремонтировать и обслуживать свой автомобиль. Ф . Ш МИДТ , живущий в Алтайском крае, судит об этом не понаслышке: он — инвалид 1-й группы. Однако за десять лет эксплуатации ЗАЗ - 9 68Мс ручным управлением автор сделал этот автомобиль более приспособленным для своих физических возможностей, и устранение неисправностей, по его словам,— у же не столь мучительное занятие, как прежде. «Я даже Надеюсь,— пишет он , — что некоторые мои рекомендации могут оказаться полезными не только для инвалидов». З доровому человеку не составляет труда, н апример , о ткрыть капот своего авт омобиляи подсоединить кклеммамакку ­ мулятора провода для подзарядки . Но для очень многих инвалидов и такая элемен ­ тарная операция — настоящая проблема . Ведь дажек капоту на своей коляске не всегда можно подъехать. Выход я нашел довольно простой : п одзаряжаю батар ею через гнездо для переносной лампы. Ш текер использовал от старого фонаря,но егоможно сделать исамому , важно только при этом не перепутать контактыи не забывать, п одключая зарядное устройство, что при отключенной «массе» т ок не поступит. Жаль, что заводские констр укторы не учли такуювозможностьпря ­ м ойподзарядки хотя бы на модификациях для инвалидов. «Мелочей», о блегчающихжизнь владельцу, м ожно насчитать довольно много . Н апример , м ногие водители « з апорож ­ цев» х орошознают , что звуковой сигнал расположенв непо'дходящем месте идо ­ р ожная грязь частенько его портит. Я разместил сигнал над бампером , а передним на кронштейнах установил номерной знак. Вот уже три года сигнал постоянно исправен, да иномерной знак не так пачкается. З имой инвалидам приходится особен ­ но трудно . В прочем , и здоровые водители поройподолгумучаютсясзапуском двигателя. Решил яи эту проблему , хотя здесь потрудиться пришлось немало: в монтиро ­ вал вкартер нагревательный элемент от электрического чайника. Картер, р азуме ­ ется, пришлось снимать, чтобы просвер ­ лить внем отверстия, а резиновыепро ­ кладки заменить на самодельные маслостойкие. Остальные детали использовал от электрочайника: п ереходную вилку, г нез ­ д о для штекера, ш нур . Теперь вморозпередзапуском двигателя включаюобог ­ реватель минут на 15—20, и коленвал слегкостью проворачивается вмоторном масле, р азогретомдо 50 градусов. Чтобы залить масло вкоробку передач, не залезая под машину, п однимаю свой« З апорожец » д омкратом со стороны зал ивного отверстия и, сняв заднее колесо, подливаю масло через трубкус маленькой лейкой . Трубку я выбрал из легкого сплава, согнул ее в 75 сантиметрах от конца, а другой , к ороткийконец соединил обрез ­ к ом шланга собыкновеннойворонкой для хим^реактивов. Развал исхождение колес регулирую сам, и нструментытожеиспользую самодельные. Д лярегулировки развала служит хорошо оструганная доскасвырезом в~центре для ступицы. Вдоль доски , если поставить ее вертикально, на гвоздике висит нить сгрузиком на конце , а внизу перпендикулярно отвесу нанесена линия смиллиметровымиделениями . Расстояние междугвоздеми нулевой точкой соответствует верхней инижнейточкам колеса. П рикладываю эту доскуребромкко ­ лесу, и если развал отрегулирован верно, то нить сотвесом отходит от нулевой отметки на 3мм . С хождение колес изм еряю выдвижной линейкой, которую сделал из лыжной палки икруглойрейки , нанеся на нее деления. Пользоваться такой линейкойудобнои просто. К онечноже , очень хочется, чтобы автомобиль на заводе был изготовлен с душой, а на СТО инвалиды не чувствовали себя назойливыми иникому не нужными . Но жить приходится, исходя из условий реальной действительности, и своим товарищам по несчастью хочу напоследок пожелать: чаще пробуйте свои силы воб ­ служивании автомобиля, не внушайте себе, что вы беспомощны .Опытное ПРОИЗВОДСТВО учебно-производственного предприятия "ФЕНИКСПРЕДЛАГАЕТ задние колесные тормозные цилиндры высшей категории качества для всех моделей ВАЗНаша фирма является одним из крупнейших производителей данной продукции в стране. Наша продукция прошла всесторонние испытания в НТЦ ВАЗа, о чем свидетельствуют соответствующие сертификаты качества. Технология производства наших цилиндров разрабатывалась в тесном контакте со специалистами ВАЗа, что гарантирует соответствие нашей продукции самым высоким требованиям. ОП УПП "ФЕНИКС" осваивает выпуск главного тормозного цилиндра для автомобилей ВАЗ и цилиндра привода выключения сцепления. Поставка оптовая (партия не менее 1000 шт.) С предложениями обращаться по адресу: 220085, г.Минск, а/я 272, ОП УПП "ФЕНИКС телефон (017-2) 25-49-10, факс 25-49-10МП "АМПЛАСТ"предлагаетуслуги по изготовлению и установке противокоррозионных стеклопластиковых подкрылков и других декоративных элементов для легковых автомобилей всех моделей. Возможна продажа технологий. Обращаться по адресу: 127238, г. Москва, 3-й Нижне-Лихоборский проезд, 1. Телефоны: (095) 488-76-52, 488-65-28 ПОЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ 'J== НЕ ДИЧЬЮ, А ОХОТНИКОМ ПОЗВОЛЯЕТ АНТИРАДАР "SUPER-COBRA" _ ^ = Антирадар предупредит о радарном контроле скорости. Уже за 1000 метров вы будете знать, что вас ждет ловушка. Вам не придется побеждать свой страх. "SUPERCOBRA" сделает это за вас. Купив "SUPER-COBRA", вы перестанете платить штрафы и сэкономите много денег. Покупайте у нас и продавайте другим. Станьте нашим посредником, и оплата ваших услуг будет выше всяких похвал. Наш адрес: 212030, Беларусь, г. Могилев, ул. Первомайская, 29, НКЦ "Элита". Телефон (022-2) 25-02-88, факс 25-28-43 "SUPER-COBRA" почтовой пересылке не подлежит.46ЗА РУЛЕМ 5—6/92